Нексиум®: новые возможности в лечении кислотозависимых заболеваний

27.03.2015

В лечении кислотозависимых заболеваний (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, функциональная диспепсия, синдром Золлингера-Эллисона, гиперсекреция при гиперпаратиреозе, гиперкальциемии и других) ведущее место принадлежит препаратам, блокирующим выработку соляной кислоты париетальными клетками слизистой оболочки желудка. Это действие присуще М-холинолитикам, блокаторам Н2-гистаминовых рецепторов и ингибиторам протонной помпы (Н++-АТФазы).

По данным исследований, базирующихся на принципах доказательной медицины, наиболее эффективны из указанных препаратов ингибиторы протонной помпы (ИПП). Так, при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) они превосходят по суммарной эффективности блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов в 2 раза [30]. По данным фармако-экономических исследований, ИПП более выгодны в сравнении даже с удвоенными дозами блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов [11]. К тому же, 5-15% больных резистентны к использованию этих препаратов, их применение в стандартном режиме не обеспечивает у большинства больных необходимого оптимального угнетения кислотопродуцирующей функции желудка [5]. При использовании блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов возможны нежелательные побочные эффекты: головокружение, дезориентация, брадикардия, головная и мышечная боль, утомляемость и другие, а также развитие толерантности, феномена «рикошета» (резкая стимуляция кислотопродуцирующей функции желудка) при прекращении или пропуске приема очередной дозы Н2-блокаторов.

М-холинолитики обладают менее выраженным действием на кислотопродуцирующую функцию желудка в сравнении с блокаторами Н2-гистаминовых рецепторов, а тем более ИПП, и также могут давать ряд побочных нежелательных эффектов (сухость во рту, нарушение аккомодации, тахикардия, головокружение и другие). Прием М-холинолитиков часто ограничен у лиц пожилого возраста из-за аденомы простаты, глаукомы, других заболеваний.

ИПП отмечаются менее значимыми нежелательными побочными эффектами. Они блокируют как базальную, так и стимулированную желудочную секрецию, в отличие от блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов, которые подавляют преимущественно базальную желудочную секрецию. После отмены ИПП полная блокада желудочной секреции удерживается в течение 7-10 дней. Только ИПП способны в стандартном режиме обеспечивать у большинства больных достаточно стойкое и продолжительное угнетение желудочной секреции, необходимое для оптимального лечения кислотозависимых заболеваний: пептической язвы на уровне рН>3; ГЭРБ — рН>4; эрадикации Helicobacter pylori — рН>5 не менее 16-18 часов в сутки [5]. В то же время продолжительность оптимального подавления кислотопродуцирующей функции желудка при использовании блокаторов Н2-гистаминовых рецепторов составляет не более 9-12 часов.

Таким образом, ИПП наиболее эффективны и достаточно безопасны при длительном использовании и, следовательно, более предпочтительны при лечении кислотозависимых заболеваний, что выводит их в ранг золотого стандарта терапии этой патологии. ИПП оказались практически безальтернативными по эффективности для использования в схемах антихеликобактерной терапии.

Создание и совершенствование ИПП обеспечили появление на фармацевтическом рынке ряда их генераций: омепразола, лансопразола, пантопразола, рабепразола. Все они пролекарства и относятся к производным бензимидазола, превращаются в кислой среде в активную форму — сульфенамид, который необратимо взаимодействует с SH-группами Н++-АТФазы, приводя к подавлению ее активности в париетальных клетках желудка.

Несмотря на некоторые особенности действия ИПП (скорость наступления кислотоснижающего эффекта, особенности взаимодействия с системой цитохрома Р450 в печени, стабильность в кислой среде, особенности трансформации молекулы в активную форму и другие), при сопоставимости их качества разница в клинической эффективности указанных разновидностей ИПП несущественна [1].

Первый представитель нового поколения ИПП — эзомепразол. На фармацевтическом рынке он известен под названием Нексиум (компания AstraZeneka). Эзомепразол — оптический S-изомер омепразола, входящий в состав последнего вместе с R-изомером [9]. Эзомепразол (Нексиум) превосходит омепразол по фармакокинетическим параметрам. В частности, он медленнее метаболизируется в печени с участием изоформ цитохрома Р450 [6], что замедляет выведение препарата из организма [7, 12, 18] и обеспечивает большую площадь под кривой, описывающей зависимость концентрации препарата от времени (параметр AUC) [2]. Замедление скорости метаболизма эзомепразола (в частности увеличение AUC) по сравнению с таковой у омепразола более выражено при использовании препарата в дозе 40 мг, чем 20 мг [4]. При ежедневном приеме эзомепразола (Нексиума) по 20 или 40 мг через 5 дней показатели внутрижелудочной рН сохраняются на уровне близком к 4 на протяжении 13 — 17 часов. Установлено более выраженное по продолжительности и частоте повышение внутрижелудочного рН при использовании 40 мг эзомепразола по сравнению с применением 40 мг омепразола [20, 21, 24], 30 мг лансопразола [8, 17, 25], 40 мг пантопразола [32, 33] и 20 мг рабепразола [22, 31].

Фармакокинетика эзомепразола (Нексиума) у молодых и пожилых людей существенно не отличается.

Особенности действия эзомепразола (Нексиума) в дозе 40 мг в сутки обусловливали в исследованиях более высокую эффективность в сравнении с 20 мг омепразола в сутки при ГЭРБ [15, 19]. В то же время, по данным мультицентровых рандомизированных и контролируемых плацебо исследований, другие ИПП не превосходят по эффективности омепразол (Лосек) в лечении этого заболевания [15]. Имеются данные об эффективности использования эзомепразола (Нексиума) для длительной поддерживающей терапии ГЭРБ без эзофагита по показаниям в дозе 20 мг (не чаще 1 раза в три дня) [14, 23, 27, 28, 29]. Такое поддерживающее лечение в течение 6 месяцев позволяет контролировать симптомы заболевания у 90% больных ГЭРБ [23].

Высокая эрадикационная эффективность антихеликобактерных схем терапии установлена в 86% случаев при включении в них эзомепразола (Нексиума) в дозе 20 мг 2 раза в сутки в течение недели и возможность достижения в течение 3 недель рубцевания язвы двенадцатиперстной кишки у большинства больных без последующей монотерапии ИПП [3, 23, 26].

В многоцентровых исследованиях по использованию эзомепразола установлено, что частота нежелательных побочных эффектов была такой же, как и при применении омепразола (около 15%) в эквивалентной дозе [15, 19]. К ним относятся нерезко выраженная тошнота, головная боль, диарея, метеоризм [14, 15, 19, 29].

При 6-месячном использовании эзомепразола крайне редко развиваются атрофия и кишечная метаплазия желудочного эпителия, случаев развития его дисплазии и образования карциноидов не выявлено [10].

Следует иметь в виду возможное нарушение метаболизма эзомепразола (Нексиума) при выраженных нарушениях функции печени (класс С по Child-Pugh у больных циррозом печени), в таких случаях следует снижать дозу препарата.

Совместное использование эзомепразола (Нексиума) с препаратами, которые метаболизируются, как и он, при участии СYP2C19 системы цитохрома Р450 (диазепам, фенитоин, варфарин, теофиллин, дигоксин, диклофенак, нифедипин, имипрамин и другие), возможно увеличение концентрации последних в крови, что требует снижения их дозы.

Нами получены предварительные данные об эффективности использования эзомепразола (Нексиума) в лечении обострений хронического рецидивирующего панкреатита, которая, по-видимому, достигается опосредованно за счет уменьшения секреторной активности поджелудочной железы в результате снижения образования секретина в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки, как следствие подавления продукции соляной кислоты париетальными клетками желудка.

Сведения по использованию эзомепразола (Нексиума) у детей, беременных и кормящих женщин отсутствуют.

Таким образом, Нексиум — новый высокоэффективный ИПП, использование которого расширяет возможности лечения кислотозависимых заболеваний. Использование Нексиума в лечении хронического рецидивирующего панкреатита, по нашему мнению, перспективно.

Литература

  1. Исаков В.А. Ингибиторы протонного насоса: их свойства и применение в гастроэнтерологии. М., Академкнига, 2001, 304 с.
  2. Исаков В.А. Эзомепразол (нексиум) — первый представитель нового поколения ингибиторов протонного насоса // Клиническая фармакология и терапия, 2001, №5, с. 36-40.
  3. Васильев Ю.В., Касьяненко В.И. Эффективность недельного применения эзомепразола (нексиума), кларитромицина и амоксициллина в терапии язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, ассоциированной с Helicobacter pylori // Экспериментальная клиническая гастроэнтерология, 2002, №2.
  4. Лопина О.Д. Механизм действия ингибиторов протонного насоса // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, 2002, №2, с. 38-44.
  5. Чернобровий В.М., Мелащенко С.Г., Заїка С.В. Досвід використання комп’ютерної внутрішньопорожнинної рН-метрії шлунка в праці гастроентеролога // Сучасна гастроентерологія, 2002, №2, с. 8-11.
  6. Abebo A., Andersson T.B., Bredberg E. et al. Stereoselective metabolism by human liver CYP enzymes of a substituted benzimidazole // Drug Metab. Dispos. — 2000. — Vol. 28. — P. 58-64.
  7. Andersson T., Bredberg E., Sunzel M. et al. Pharmacokinetics and effect on pentagastrin stimulated peak acid output of omeprazole and its 2 optical isomers, S-omeprazole/esomeprazole and R-omeprazole // Gastroenterol. — 2000. — Vol. 118. — A1210.
  8. Castell D.O., Kahrilas P.J., Richter J.E. et al. Esomeprazole is more effective than lansoprazole for treating daily and nocturnal heartburn (HB) in GERD patients with erosive esophagitis (EE) // J. Gastroenterol. Hepatol. — 2002. — Vol. 17 (Suppl.). — A232.
  9. Creutzfeldt W. Chiral switch a successful way for developing drug: Example of esomeprazole // Z. Gastroenterol. — 2000. — Vol. 38. — P. 893-897.
  10. Genta R.M., Magner D.J., D’Amico D. Safety of long-term treatment with a new PPI esomeprazole in GERD patients // Gastroenterol. — 2000. — Vol. 118. — A16.
  11. Gerson L.B., Robbins A.S., Garber A. et al. A cost-effectiveness analysis of prescribing strategies in the management of gastroesophageal reflux disease // Am. J. Gastroenterol. — 2000. — Vol. 95, №2. — P. 395-407.
  12. Hassan-Alin M., Andersson T., Bredberg E., Rohss K. Pharmacokinetics of esomeprazole after oral and intravenous administration of single and repeated doses to healthy subjects // Eur. J. Clin. Pharmacol. — 2000. — Vol. 56. — P. 665-670.
  13. Hasslegren G., Hassan-Alin M., Andersson T. et al. Pharmacokinetics of esomeprazole are unaltered in the elderly // Gut. — 2000. — Vol. 47 (Suppl. III). — A62.
  14. Johnson D.A., Benjamin S.B., Vakil N.B. et al. Esomeprazole once daily for 6 months is effective therapy for maintaining healed erosive esophagitis and for controlling gastroesophageal reflux disease symptoms: A randomized double-blind, placebo-controlled study of efficacy and safety // Am. J. Gastroenterol. — 2001. — Vol. 96. — P. 27-34.
  15. Kahrilas P.J., Kalk J.V., Johnson D.A. et al. Esomeprazole impoves healing and symptom resolation as compared with omeprazole in reflux oesophagitis patients: A randomized controlled trial // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2000. — Vol. 14. — P. 1249-1258.
  16. Kromer W., Horbach S., Luhmann R. Relative efficacies of gastric proton pump inhibitors: Their clinical and pharmacological basis // Pharmacology. — 1999. — Vol. 59. — P. 57-77.
  17. Lind T., Junghard O., Lauritsen K. Esomeprazole and lansoprazole in the management of patients with reflux oesophagitis (RO): Combinig results from two clinical studies // J. Gastroenterol. Hepatol. — 2002. — Vol. 17 (Suppl.). — A1024.
  18. Lind T., Rydberg L., Kyleback A. et al. Esomeprazole provides imroved acid control versus omeprazole in patients with symptoms of gastro-oesophageal reflux disease // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2000. — Vol. 14. — P. 861-867.
  19. Richter J.E., Kahrilas P.J., Johanson J. et al. Efficacy and safety of esomeprazole compared with omeprazole in GERD patients with erosive oesophagitis: A randomized controlled trial // Amer. J. Gastroenterol. — 2001. — Vol. 96. — P. 656-665.
  20. Rohss K., Claar-Nilsson C., Rydholm H. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than lansoprazole 30 mg // Gastroenterol. — 2000. — Vol. 118. — A20.
  21. Rohss K., Lundin C., Rydholm H., Nyman L. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than omeprazole 40 mg // Gut. — 2000. — Vol. 47 (Suppl. III). — A63.
  22. Rohss K., Wilder-Smith C.H., Claar-Nilsson C. et al. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than standard doses of all other proton pump inhibitors // J. Gastroenterol. Hepatol. — 2002. — Vol. 17 (Suppl.). — A228.
  23. Talley N., Vanables T., Green J. Esomeprazole 40 mg and 20 mg is efficacious in the long-term management of patients with endoscopy-negative GERD: A placebo-controlled trial of on-demand therapy for 6 months // Gastroenterol. — 2000. — Vol. 118. — A658.
  24. Thomson A.B.R., Claar-Nilsson C., Hasselgren G. et al. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than lansoprazole 30 mg during single and repeated administration // Gut. — 2000. — Vol. 47 (Suppl. III). — A63.
  25. Thomson A.B.R., Claar-Nilsson C., Hasselgren G. et al. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than lansoprazole 30 mg following single dose administration // J. Gastroenterol. Hepatol. — 2002. — Vol. 17 (Suppl.). — A227.
  26. Tulassay Z., Kryszwski A., Dite P. et al. 7-day treatment with esomeprazole triple therapy eradicates Helicobacter pylori and heales patients with duodenal ulcer disease // Gastroenterol. — 2000. — Vol. 118. — A502.
  27. Tulley N.J., Lauritsen K., Tunturi-Hihnala H. et al. Esomeprazole 20 mg maintains symptom control in endoscopy-negative gastro-oesophageal reflux disease: A controlled trial of «on-demand» therapy for 6 months // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2001. — Vol. 15. — P. 347-354.
  28. Tunturi-Hihnala H. et al. Esomeprazole 20 mg maintains symptom control in endoscopy-negative gastro-oesophageal reflux disease: A controlled trial of on-demand therapy for 6 months // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2001. — Vol. 15. — P. 347-354.
  29. Vakil N.B., Shaker R., Johnson D.A. et al. The new proton pump inhibitor esomeprazole is effective as a maintenance therapy in GERD patients with healed erosive oesophagitis: A 6-months, randomized, double-blind, placebo-controlled study of efficacy and safety // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2001. — Vol. 15. — P. 927-935.
  30. Van Pinxtern B., Numans M.E., Bonis A., Lan S. Short-term treatment with proton pump inhibitors, H2-receptor antagonist and prokinetics for gastroesophageal reflux disease-like symptoms and endoscopy negative reflux disease // Cochrane Database Syst. Rev. - 2000. - 2.
  31. Wilder-Smith C.H., Claar-Nilsson C., Hasselgren G., Rohss K. Esomeprazole 40 mg provides factor and effective acid control than rabeprazole 20 mg in patients with symptoms of GERD // J. Gastroenterol. Hepatol. - 2002. - Vol. 17 (Suppl.). - A612.
  32. Wilder-Smith C.H., Rohss K., Lundin C. Esomeprazole (E) 40 mg provides more effective acid control than pantoprazole (P) 40 mg // Gastroenterol. - 2000. - Vol. 118. - A22.
  33. Wilder-Smith C., Rohss K., Lundin C., Rydholm H. Esomeprazole 40 mg provides more effective acid control than pantoprazole 40 mg // J. Gastroenterol. Hepatol. - 2002. - Vol. 17 (Suppl.). - A784.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

19.04.2024 Неврологія Алгоритм терапії пацієнта з болем у спині

Як відомо, біль у спині ускладнює рух і чинить негативний вплив на якість життя та психічне благополуччя людини. За даними Всесвітньої організації охорони здоров’я (ВООЗ), від болю в нижній частині спини страждають близько 619 млн людей у всьому світі, і за прогнозом, до 2050 року переважно через збільшення чисельності населення та його старіння кількість таких випадків може зрости до 843 млн (WHO, 2020). Попри проведення численних дослі­джень причини дорсалгій досі лишаються суперечливими, а результат лікування – ​здебільшого незадовільним....

19.04.2024 Неврологія Мистецтво лікування захворювань периферичної нервової системи: у фокусі полінейропатії

Полінейропатії – ​це захворювання всього організму з реалізацією патологічного процесу на рівні периферичної нервової системи як множинного ураження периферичних нервів із порушенням їх функції. Більшість полінейропатій є хронічними станами, що значно порушують якість життя пацієнтів. Це зумовлює актуальність пошуку ефективних підходів до лікування цих захворювань....

19.04.2024 Неврологія Цервікогенний головний біль, пов’язаний із вертебрально-міофасціальними чинниками шийно-плечової локалізації: нові підходи до діагностування та лікування

Головний біль (ГБ) як один із найчастіших неврологічних розладів є причиною стану, що характеризується порушенням повсякденної життєдіяльності людини. Поширеність цефалгій і значний їх вплив на якість життя свідчать про важливість проблеми діагностування та лікування ГБ. За даними Глобального дослі­дження тяжкості хвороб, оновленими 2019 р., ГБ посідає третє місце (після інсульту та деменції) серед неврологічних причин за загальним тягарем захворювань (виміряним роками життя з поправкою на інвалідність [DALY]) (WHO, 2014). При цьому лише незначна кількість осіб із ГБ у всьому світі проходять відповідну діагностику та отримують адекватне лікування....

19.04.2024 Неврологія Ноцицептивний і нейропатичний біль у практиці сімейного лікаря

Біль є однією з найчастіших причин звернення по медичну допомогу. На хронічний біль, який чинить негативний вплив на загальний стан здоров’я, страждають щонайменше четверо з п’яти хворих із хронічною патологією спинного мозку. Основними типами болю, на який скаржаться такі пацієнти, є ноцицептивний і нейропатичний (у 49 і 56% випадків відповідно) (Felix et al., 2021). Пропонуємо до вашої уваги огляд доповіді директорки Інституту медичних та фармацевтичних наук Міжрегіональної академії управління персоналом, д.мед.н., професорки Наталії Костянтинівни Свиридової, присвяченої особливостям ведення хворих із ноцицептивним і нейропатичним болем у практиці сімейного лікаря, яку вона представила у лютому цього року під час Науково-практичної конференції «Дискусійний клуб сімейного лікаря»....