Светоч хирургии, мученик эпохи

10.10.2017

К 140-летию со дня рождения В. Ф. Войно-Ясенецкого

«Сотворю великое и неизвестное…» – этот завет простирается прежде всего на феномен необыкновенной в своих творческих потенциалах личности. Жизнь и судьба выдающегося хирурга ХХ столетия и одновременно архиепископа, но доктора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – дивный пример, но и строгий образец.

Валентин Феликсович родился в апреле 1877 года в Керчи, в семье аптекаря. Он был третьим ребенком. Отец, Феликс Войно-Ясенецкий (в некоторых документах род обозначается как Ясенецкий-Войно) был католиком, а мать, урожденная Мария Кудрина, православной. Дух веры так или иначе царил в семье, но по канонам, принятым в стране, Валентин предпочел и принял православие, которое никогда не оставляло его.

Будучи художественно одаренным юношей, Валентин, после переезда семьи в Киев и получения гимназического образования, увлекся живописью и даже поступил в рисовальную школу Книрра в Мюнхене. Первые его карандашные наброски отображают фигуры поклонников в пределах Киево-Печерской лавры; его внимание к простому человеку было первозданным.

В сердце будущего подвижника все отчетливее пульсирует тяготение к медицине, в которой так нуждаются неимущие слои населения. Он возвращается в Киев. Однако вакансий на медицинском факультете университета Святого Владимира не было, и Валентин выбирает юридический факультет. Впрочем, дебри законотворчества и законопослушания – не его стезя, и вскоре он переходит на медицинский факультет. Учится превосходно, проявляя при этом высокие моральные качества. Известен прецедент, когда Валентин Феликсович, единственный на курсе, страстно встал на защиту студента-«иноверца», что в определенной степени изменило всю нравственную обстановку на факультете.

Талант рисовальщика В. Войно-Ясенецкого органично распространяется и на его погружение в хирургию, в частности, как отмечал он в своей автобиографии, на анатомию: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». В 1903 году Валентин Феликсович получает диплом лекаря с отличием. Научная карьера перед ним, как перед одним из лучших студентов выпуска, целиком открыта, но молодой воспитанник факультета, к немалому удивлению сокурсников, предпочитает стать «мужицким доктором».

Однако первое его испытание – военно-полевая хирургия. Вспыхивает Русско-японская война, и Валентин в 1904 году отправляется в Читу хирургом Киевского госпиталя Красного Креста. Несомненно, эти месяцы как бы катализируют его хирургическое дарование и антисептические принципы. В госпитале он знакомится с операционной сестрой Анной Ланской, и они венчаются. В их семье было четверо детей.

В течение двенадцати лет Войно-Ясенецкий с возрастающей известностью трудится как хирург в земских больницах Сибирской, Курской и Саратовской губерний России, а также в Украине. Он остается глубоко верующей личностью, регулярно посещает храмы, в частности в Переславле-Залесском, однако пока целиком сосредоточен на медицине.

В 1917 году семья переезжает в Ташкент. Дело в том, что Анна Ланская больна туберкулезом, и есть надеж­да, что южный климат приостановит развитие недуга. Но в 1921 году она умирает. В тот же день, как бы по Господнему призыву, в семью, чтобы помочь в воспитании и пропитании детей, приходит операционная сестра Варецкая, с которой в последние годы работает доктор. Но это не брак в обычном смысле, а сугубо духовное единение!

Период невиданных гражданских смут… Он коснулся и В. Войно-Ясенецкого. Однажды, в волне революционного террора, он чудом избегает расстрела.

Понятно, сколь разнообразны его обязанности как хирурга и руководителя городской больницы. Между тем и приверженность вере он почитает непременной обязанностью, особенно в атмосфере, когда появляется «обновленная церковь», поощряемая новыми властями, как орудие раскола православия и предвестник доминант атеизма. На одном из церковных собраний Валентин Феликсович выступает с докладом о положении традиционной паствы. Услышав его слова, Преосвященный Иннокентий, приверженец владыки Тихона, антагониста «обновленцев», предлагает доктору принять и духовный сан. Валентин Феликсович соглашается, видя в этом свой долг. Он проходит монашеский постриг и постепенно, не оставляя хирургию, продвигается до уровня и миссии архиепископа в бурном среднеазиатском регионе. При постриге предполагалось дать отцу Валентину имя целителя Пантелеймона, но проповедь подвигает его на имя Луки, врача и художника, автора одного из Евангелий. По сути, Валентин Войно-Ясенецкий, канонизированный позже как святой, несет свет двух этих легендарных христианских целителей.

Говоря о профессиональном возрастании В. Войно-Ясенецкого, следует отметить, что в 1908 году он становится экстерном в хирургической клинике П. И. Дьяконова. В 1916-м защищает диссертацию на степень доктора медицины, избрав абсолютно инновационную тему – «Регионарная анестезия». Фактически это непреходящий вклад в анестезиологию применительно к хирургии, вне использования наркоза. Оппонент по защите профессор А. П. Мартынов так прокомментировал эту работу: «Мы привыкли к тому, что диссертации обычно пишутся с целью получения высших назначений, и научная ценность их невелика. Но когда я прочитал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь!». «За лучшее сообщение, пролагающее новые пути в медицине», Варшавский университет наградил В. Войно-Ясенецкого премией имени Хойнацкого. Однако получить ее автор не смог вследствие военной обстановки.

В 1920 году Валентина Войно-Ясенецкого приглашают на должность заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Туркестанского университета. В 1922-м он участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. В июне 1923 года впервые арестован как сторонник патриарха Тихона. Обвинения нелепы: сношения с контрреволюционным казачеством в Оренбурге и связь с англичанами. Тем не менее следуют тюрьма и ссылка, местом которой был назначен Енисейск. Невероятно, но в стесненных условиях Валентин Феликсович в 1924 году пересаживает почку теленка умирающему пациенту с непосредственным клиническим успехом.

Ссылка длится до 1927 года, после чего В. Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Он снова служит в церкви, не прекращая хирургической деятельности. В мая 1930-го следует новый арест. Владыке Луке инкриминируют участие в доведении до самоубийства профессора по кафедре физиологии И. П. Михайловского, у которого безвременно скончалась дочь, что и вызвало психопатическую реакцию ученого. Дело, разумеется, надумано… Но следует новая ссылка на три года в Архангельск. Здесь великого хирурга, завершившего в дни своего первого заключения не имеющий аналогов труд «Очерки гнойной хирургии», допускают лишь к амбулаторной практике. И здесь его впервые увидел как хирурга с огромным клиническим успехом студент Архангельского мединститута Николай Амосов.

В 1933 году митрополит Сергий предлагает Луке занять свободную епископскую кафедру, однако доктор отказывается. В 1934-м он переселяется в Андижан, где занимается в основном врачебной деятельностью. Преодолевает болезнь глаз, возникшую после перенесенной лихорадки и обострившуюся после неудачной операции. И именно в это время он слышит призыв свыше: «Паси свои овцы!». «Это не была экзальтация,  – отмечал В. Войно-Ясенецкий.  – Я был сосредоточен на своем заболевании, обдумывая перспективы очередной операции». Но призыв звучал явственно, и, руководя отделением больницы скорой помощи в Ташкенте, ученый посещает и церковные службы, направляя их.

В декабре 1937-го – третий арест. С целью принудить узника подписать протоколы с ложными обвинениями врача допрашивают «конвейером» (13 суток без сна!). В. Войно-Ясенецкий объявляет голодовку, которая длится 18 дней. Но «Очерки гнойной хирургии» – лучшая книга по лечению гнойных поражений в эру без антибиотиков – уже издана (1934). Обвинения Валентин Феликсович не подписывает, и следует новая ссылка в Сибирь, в село Большая Мурта Красноярского края. Как врач профессор остается крайне востребованным, и, если заболевает кто-то из начальства, его под конвоем доставляют в Красноярск. В неблагоприятных условиях ему удается нести и церковную службу.

В 1941-м владыка Лука обращается к властям, чтобы в обстановке войны был использован его хирургический опыт. В сентябре его, без снятия судимости (а Валентин Феликсович в своем заявлении писал: «По окончании войны готов вернуться в ссылку»), переводят в Красноярск. Тут он возглавляет эвакопункт, объединяющий более 10 крупных госпиталей. Результаты лечения, как всегда, высокие. Когда владыка заходит в палату, раненые салютуют ему ногами в гипсе, исцеленными не­обыкновенным мастером. В 1943-м (период признания роли церкви в сплочении народа в битве с нацизмом) преосвященный Лука избирается архиепископом Красноярским. Через год его в том же сане переводят в Тамбов, где он продолжает медицинскую работу. На его попечении находится 150 госпиталей.

В 1945 году недавнего арестанта награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а в 1946-м он становится лауреатом Сталинской премии І степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Хирургический потенциал замечательного врача не ослабевает. В этот же период он завершает нестареющий труд, заслуживающий внимания и врачей,  – «Дух, душа и тело». В этой книге, отмечает протоирей Валентин Асмус (к слову, хоронивший и поэта Бориса Пастернака), архиепископ Лука рассматривает и существенно дополняет теорию И. П. Павлова о механизмах высшей нервной деятельности.

В 1946 году Луку переводят в Симферополь в том же духовном сане. Последующие 15 лет всецело посвящены пастырскому служению, несмотря на наступившую полную слепоту. Незрячий пастор в течение трех лет продолжал принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами и рекомендациями по лечению.

Скончался Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в июле 1961 года. Своему секретарю Лейкфельду он продиктовал воспоминания под названием «Я полюбил страдания». Эти строки воспринимаются символично: страдания больных никогда не были безразличны Валентину Феликсовичу как врачу по призванию, качествам сердца, неповторимому хирургическому таланту.

Подготовил Юрий Виленский

Медична газета "Здоров'я України" № 17 (414) вересень 2017 p.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Хірургія, ортопедія та анестезіологія

16.03.2024 Хірургія, ортопедія та анестезіологія Лікування розладів ковтання у пацієнтів відділення інтенсивної терапії

Дисфагія є поширеним явищем у пацієнтів відділення інтенсивної терапії (ВІТ), але вона часто залишається недостатньо розпізнаною та неконтрольованою, незважаючи на те що пов’язана з небезпечними для життя ускладненнями, тривалим перебуванням у ВІТ та госпіталізацією. Запропонований у статті експертний висновок щодо діагностики й лікування дисфагії розроблений на основі доказових клінічних рекомендацій та думок лікарів-практиків. Автори рекомендують прийняти ці клінічні алгоритми для надання стандартизованої та високоякісної допомоги, яка передбачає своєчасний систематичний скринінг, оцінку та лікування дисфагії в екстубованих пацієнтів і пацієнтів із трахеостомою у ВІТ. ...

16.03.2024 Хірургія, ортопедія та анестезіологія Контроль болю в хірургії ран та трофічних дефектів м’яких тканин різної етіології

Больовий синдром при хронічних ранах є рутинним явищем хірургічної практики. Рана вважається такою, що тривало не загоюється, якщо, незважаючи на відповідну терапію та достатній термін лікування (4-6 міс), відсутні або практично відсутні ознаки загоєння. Неопіоїдні та опіоїдні анальгетики є основними препаратами, що застосовуються для лікування больового синдрому при ранах. На науково-практичній конференції «Міждисциплінарний підхід у лікуванні коморбідних хірургічних пацієнтів», що відбулася наприкінці 2023 року, тему менеджменту хронічної ранової хвороби представив у доповіді «Контроль болю в хірургії ран та трофічних дефектів м’яких тканин різної етіології» завідувач кафедри хірургії та судинної хірургії Національного університету охорони здоров’я України ім. П.Л. Шупика (м. Київ), доктор медичних наук, професор Сергій Іванович Саволюк. Ключові слова: ранова хвороба, трофічна виразка, ВАК-терапія, больовий синдром, нестероїдні протизапальні препарати, Дексалгін®....

16.03.2024 Хірургія, ортопедія та анестезіологія Підтримка статусу вітаміну D та кальцію у пацієнтів ортопедо-травматологічного профілю: первинна і вторинна профілактика переломів та оптимізація відновних процесів

Актуальність проблеми переломів на сьогодні не залишає сумнівів, зокрема в контексті старіння населення та поширеності остеопорозу. Кальцій та вітамін D, виконуючи ключову роль у формуванні та підтриманні щільності кісткової тканини, є необхідними елементами для успішної профілактики переломів, особливо у вразливих груп населення. Також важливим є достатній рівень кальцію та вітаміну D в організмі для оптимального зрощення переломів і посттравматичної зміни кісток. У цьому контексті велике значення має вибір конкретного комплексу Са + D із позицій ефективності, безпеки та високого комплаєнсу. Ключові слова: остеопороз, крихкість кісток, кальцій, вітамін D, профілактика переломів. ...

16.03.2024 Хірургія, ортопедія та анестезіологія Центральні венозні катетери: використання та профілактика ускладнень

З установленням центральних венозних катетерів (ЦВК) пов’язані різноманітні ускладнення, включаючи ті, що зумовлені безпосередньо введенням і/або доступом, через який уводиться катетер, а також віддалені (>1 тижня) ускладнення, такі як дисфункція катетера, стеноз або тромбоз центральної вени та розвиток інфекції. Кількість і тяжкість ускладнень зростають зі збільшенням розміру катетера, кількості використовуваних катетерів та часу їх перебування в організмі. У статті наведено огляд сучасних даних щодо ускладнень, пов’язаних із ЦВК, а також стратегії їх профілактики та лікування. Ключові слова: центральний венозний катетер, ускладнення, пункція артерії, пневмоторакс, тромбоз центральної вени, інфекції кровотоку, дисфункція катетера. ...