Лечение пациентов с ишемической болезнью сердца и рецидивом стенокардии после операции коронарного шунтирования: современное состояние проблемы

03.03.2016

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) становится все более распространенным заболеванием, вызывающим большое количество случаев инвалидизации и смертности трудоспособного населения, а также требующим значительных финансовых затрат, ассоциированных с лечением и реабилитацией пациентов. Одним из наиболее эффективных методов лечения больных с различными формами ИБС является операция коронарного шунтирования (КШ) [1, 2].

С.М. Фанта С.М. Фанта

Однако, несмотря на эффективность данного метода, в течение последнего десятилетия наблюдается неуклонное увеличение числа пациентов с рецидивом стенокардии (РС), что обусловливает необходимость повторной реваскуляризации [3, 4]. Основными причинами РС считаются прогрессирование ИБС, атеросклеротические и дегенеративно-дистрофические изменения коронарных шунтов, неполная реваскуляризация миокарда при первичном вмешательстве [4, 5].

В связи с этим наиболее актуальными на сегодняшний день являются изучение и применение методов лечения, позволяющих снизить уровень операционного риска и улучшить качество и продолжительность жизни пациентов.

Целью исследования была оценка эффективности различных методов инвазивного лечения и оптимизированной медикаментозной терапии у пациентов с РС после операции КШ.

 

Материалы и методы исследования

В период с 2005 по 2014 г. в ГУ «Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М. Амосова» НАМН Украины было прооперировано 7452 больных с ИБС без клапанной патологии. Из них 250 пациентов были повторно госпитализированы в связи с РС. Результаты комплексного обследования, включая коронаровентрикулографию и шунтографию, использовались в исследовании эффективности различных методов лечения.

По методам лечения все больные были распределены в три группы.

  1. Интервенционное лечение (чрескожное коронарное вмешательство – ЧКВ) – 123 пациента; из них 106 мужчин (87%) и 16 женщин (13%), средний возраст больных – 58,4+8,3 года.
  2. Хирургическое лечение – 11 пациентов; из них 10 мужчин (90,9%) и 1 женщина (9,1%), средний возраст больных – 57,5+7,1 года.
  3. Медикаментозная терапия – 116 пациентов; из них 101 мужчина (87,1%) и 15 женщин (12,9%), средний возраст больных – 57,7+8,3 года.

При первичном КШ 250 пациентам было установлено 723 аортокоронарных шунта, из них 538 (74,4%) аутовенозных и 185 (25,6%) артериальных (левая внутренняя грудная артерия – ЛВГА). Среднее количество шунтов на 1 больного – 2,9. Один аортокоронарный шунт был установлен 20 пациентам (8%), два – 63 больным (25,2%), три – 100 пациентам (40%), четыре – 58 больным (23,2%), пять – 9 (3,6%) пациентам. Полнота реваскуляризации при первичном КШ была достигнута у 225 больных (90%). Зависимость между данным показателем и дальнейшей тактикой лечения пациентов с РС не выявлена (р=0,811).

РС возникал в разные периоды после КШ, от 0,3 до 96 мес (медиана – 21 мес) (рис.).

21а

Динамика количества случаев РС после КШ у больных с разными тактиками лечения отличалась в отдаленном и раннем послеоперационном периоде. Большинство пациентов, которым выполнено повторное хирургическое вмешательство, были госпитализированы в срок до 1 мес, больные, которым проводилась интервенционная и медикаментозная терапия, – в срок до 2-3 и более 4 лет. Клинические данные пациентов, которые были повторно госпитализированы по поводу РС после КШ, представлены в таблице 1.

21_1

Результаты повторной шунтографии у больных с РС после операции КШ представлены в таблице 2.

21_2

У всех пациентов изучали просвет шунтов по всей длине и исследовали тело шунта, зоны проксимального и дистального анастомозов коронарных шунтов для получения полной информации и оценки функционального состояния исследуемых шунтов. Согласно результатам шунтографии, из 162 нефункционирующих коронарных шунтов 152 не функционировали на уровне тела шунта, 130 – на уровне проксимальных анастомозов шунтов и 147 – в зоне дистального анастомоза с коронарным сосудом (р<0,001).

С помощью ангиографии исследовали наличие стенозов в основном стволе (LM) левой коронарной артерии (ЛКА), передней межжелудочковой (нисходящей) артерии (LAD), диагональной артерии (DIA), огибающей ветви (LCX) и ветви тупого края (ONCX) ЛКА, правой коронарной артерии (RCA).

Сравнение особенностей результатов ангиографической характеристики пациентов с РС, которым в дальнейшем было проведено лечение, не показало существенных различий (табл. 3).

21_3

На нативных коронарных сосудах большинство целевых объектов реваскуляризации (TLR) (n=297) локализировались в бассейне LAD – 96 (32,3%), LCX – 69 (23,2%) и RCA – 58 (19,6%). В зоне кровоснабжения DIA и ONCX выполнено 15 (5,0%) и 16 (5,4%) интервенций соответственно, на LM – 43 (14,5%). Анализ TLR на коронарных шунтах (n=45) показал, что большинство ЧКВ проведены на графтах аорта-RCA (AO-RCA) – 17 (37,8%) и AО-LCX – 10 (22,2%), в бассейне шунтов ЛВГА-LAD – 6 (13,4%), АО-LAD – 5 (11,1%) вмешательств, AO-DIA и AO-ONCX – 5 (11,1%) и 2 (4,4%) интервенции. Указанное распределение TLR как на нативном русле, так и на коронарных шунтах может свидетельствовать о более частой локализации атеросклеротических поражений в бассейнах RCA и LCX и стимулирует дальнейшее изучение хирургических аспектов на указанных сосудах с целью улучшения отдаленных результатов КШ.

Статистическая обработка данных выполнена с помощью пакета IBM SPSS Statistics 21.0. Для определения достоверности изменений и межгрупповых различий использован критерий Фишера, статистически значимыми считали различия при р<0,05.

 

Результаты и их обсуждение

Состояние пациентов с РС после КШ в разных исследуемых группах не отличалось.

По результатам сравнительной характеристики результатов лечения (табл. 4) на госпитальном этапе не наблюдалось летальных исходов. У 5 (4,1%) больных в группе ЧКВ и 4 (3,4%) пациентов, которым проводилось медикаментозное лечение, наблюдалось развитие инфаркта миокарда (ИМ) без зубца Q. В группе повторного КШ у 1 (9,1%) пациента развилось острое нарушение мозгового кровоснабжения (ОНМК), аналогичных осложнений в группе ЧКВ не отмечено. Сохранение симптомов стенокардии в раннем послеоперационном периоде достоверно не отличалось в группах сравнения (по одному пациенту в каждой из групп). Часть пациентов с РС повторно обратились в клинику и нуждались в дальнейшем лечении (табл. 4).

21_4

Несмотря на постоянное совершенствование технологий хирургических вмешательств у больных с ИБС, часть пациентов в ближайшие годы и значительное количество больных в отдаленном послеоперационном периоде нуждаются в повторном лечении. У большинства пациентов сохраняется достигнутый эффект лечения, необходимость повторной реваскуляризации миокарда в течение первого года составила 18,2% в группе повторного КШ, 23,5% – после ЧКВ и 12,1% – после оптимизированного медикаментозного лечения. Учитывая эти данные, можно сделать вывод, что ни один из исследуемых методов не гарантирует полного избавления от симптомов РС и прогрессирования ИБС.

По результатам нашего исследования, возникновение большинства случаев РС после КШ приходилось на срок более 4 лет, а также 2-3 года после первичного хирургического лечения – медиана срока наблюдения составила 21 мес. Из всех обследованных нами пациентов у 68,2% РС возник именно в данный срок. Это указывает на необходимость изучения причин РС. Наряду с тенденцией к увеличению количества интервенционных вмешательств растет и доля пациентов, направленных на хирургическое лечение РС. Благодаря оптимизации технологического и медикаментозного обеспечения операций и раннего послеоперационного периода, ранней активизации и реабилитации пациентов после ЧКВ и повторного КШ удалось достичь минимизации госпитальной летальности, частоты осложнений и максимально длительного эффекта реваскуляризации у больных с ИБС и РС после КШ. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности хирургического, эндоваскулярного и оптимизированного медикаментозного методов лечения пациентов с ИБС и РС.

Больные с РС после КШ и многососудистым поражением коронарного русла являются наиболее сложной категорией для инвазивного лечения и могут быть подвергнуты с одинаковой вероятностью достижения успеха как повторному хирургическому, так и интервенционному лечению. Последний метод является более целесообразным у лиц молодого возраста с локальным поражением, у которых при прогрессировании атеросклероза в течение жизни велика вероятность проведения дополнительных процедур реваскуляризации. Повторное хирургическое вмешательство представляет гораздо больший риск по сравнению с первичным, в то время как эндоваскулярное лечение сохраняет возможность применения в дальнейшем с равной долей успеха как хирургического, так и интервенционного лечения.

Выводы

1. Современные методы лечения РС после КШ обеспечивают стойкий клинический эффект при относительно невысокой вероятности возникновения острых коронарных осложнений.

2. В ближайшем периоде симптомы стенокардии отсутствуют у 99% пациентов после ЧКВ, у 91% – после операции повторного КШ и у 97% – при оптимизированном медикаментозном лечении.

3. Необходимость повторной реваскуляризации миокарда в течение первого года по результатам лечения больных с РС после КШ составляет 18,1% в группе повторного КШ, 23,5% – при эндоваскулярном лечении и 12,1% – после медикаментозной терапии.

4. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности хирургического, интервенционного и медикаментозного методов лечения пациентов с ИБС и РС после КШ при правильном тактическом подходе и учете локального опыта высокоспециализированного медицинского центра.

 

Литература

  1. Бокерия Л.А. Стентирование как метод лечения больных при возврате стенокардии после операции коронарного шунтирования / Л.А. Бокерия, Б.Г. Алекян, Ю.И. Бузиашвили // Руководство по рентгенэндоваскулярной хирургии сердца и сосудов. – М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. – С. 623-636.
  2. Урсуленко В.И. Тактические и технические аспекты шунтирования коронарных артерий на работающем сердце у проблемных больных ИБС с дефицитом венозных и артериальных трансплантатов / В.И. Урсуленко, А.В. Руденко, В.В. Гутовский // Серце і судини. – 2008. – № 3. – С. 39-51.
  3. Панічкін Ю.В. Патофізіологічні основи розвитку рецидиву стенокардії після коронарного шунтування / Ю.В. Панічкін, Д.О. Кузьменко, О.В. Левчишина // Серце і судини. – 2010. – № 4. – С. 96-101.
  4. Интервенционная кардиология: коронарная ангиография и стентирование / А.П.Савченко, О.В. Чернявская, Б.А. Руденко, П.А. Болотов. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. – 448 с.
  5. Kieser T. Bilateral internal mammary artery grafting in CABG surgery: an extra 20 minutes for an extra 20 years… / Teresa M. Kieser // Eurointerventional. – 2013. – № 8. – Р. 899-901.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....