L-карнитин в лечении острого инфаркта миокарда

14.03.2017

Статья в формате PDF.


Лечение пациентов с острым инфарктом миокарда (ОИМ) и в постинфарктном периоде является на сегодняшний день сферой неудовлетворенных потребностей. Несмотря на внедрение подходов, соответствующих современным клиническим протоколам и рекомендациям экспертных обществ (ранняя инвазивная реваскуляризация миокарда или тромболизис, антикоагулянты, бета-блокаторы, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, профилактика желудочковых аритмий), даже в развитых странах госпитальная летальность остается высокой, как и процент потерь в первый год после выписки вследствие повторных коронарных событий и осложнений. В связи с этим возрождается интерес клиницистов и исследователей к дополнительным средствам защиты миокарда и улучшения прогноза пациентов. В данном обзоре представлено обоснование использования L-карнитина для метаболической терапии ОИМ.

Карнитин — физиологически важный четвертичный амин, синтезируемый в почках и печени. Содержится в мясных и молочных продуктах, но не в растительной пище. Биологическое значение в организме человека имеет только левовращающий стереоизомер — L-карнитин. Наиболее изученная физиологическая функция карнитина — транспортировка длинноцепочечных жирных кислот из цитозоля клетки внутрь митохондрий, где они, подвергаясь окислению, служат основным источником энергии для клетки, в частности для кардиомиоцитов. Карнитин также является субстратом для фермента карнитинацетилтрансферазы, который участвует в биохимических процессах энергообразования в клетке
­(J.J. ­DiNicolantonio et al., 2014).

Патофизиологические предпосылки использования L-карнитина
для лечения ОИМ
Многочисленные экспериментальные и клинические исследования показали, что назначение L-карнитина в форме лекарственного препарата благоприятно сказывается на биоэнергетике, структурной и функциональной целостности миокарда в состоянии ишемии и после ее действия.

Хотя карнитин обычно рассматривается как катализатор окисления жирных кислот, он также имеет свойство стимулировать миокардиальное окисление глюкозы. По данным экспериментальных работ, в условиях ишемии и перегрузки жирными кислотами введение карнитина увеличивало пропорцию молекул аденозинтрифосфата (АТФ), генерированных в митохондриальных реакциях пируватного окисления (T.L. Broderick et al., 1992; 1995). Синтез АТФ из пирувата требует меньше кислорода, чем при образовании такого же количества АТФ из жирных кислот. Поэтому усиление пируватного окисления энергетически выгодно для ишемизированного миокарда.

Поступающий в миокард карнитин также служит буфером для утилизации избытка недоокисленных метаболитов жирных кислот — ацилкарнитина и ацил-коэнзима А (ацил-КоА), который образуется в условиях кислородного голодания кардиомиоцитов и сосудистого эндотелия. Карнитин снижает уровень ацил-КоА, преобразуя его в ацилкарнитин. Это, в свою очередь, уменьшает продукцию провоспалительных и прооксидативных липидных метаболитов, таких как керамид и диацилглицерол, ­которые являются токсичными для мемб­ран кардиомиоцитов и инициируют эндотелиальную дисфункцию (K. Drosatos, P.C. Schulze, 2013). На моделях сердечной недостаточности (СН) у грызунов показано, что эти липидные медиаторы запускают процессы гипертрофии миокарда, его сократительной дисфункции и апоптоза кардиомиоцитов.

Также установлено, что повышенное количество ацил-КоА в фазу острой ишемии нарушает структуру мемб­ран митохондрий, что лежит в основе ­развития электрической нестабильности миокарда и ишемических желудочковых аритмий (M.F. Oliver, 2001; R. Ferrari et al., 2004). Ранние желудочковые тахиаритмии, переходящие в фиб­рилляцию желудочков, — одна из наиболее частых причин внезапной смерти при ОИМ и в ранний постинфарктный период. Снижая концентрацию ацил-КоА, карнитин способствует стабилизации мембран кардиомиоцитов, пред­отвращает развитие фибрилляции желудочков и уменьшает риск внезапной кардиальной смерти.

В контролируемых клинических ис­следованиях и опытах на животных применение карнитина при ОИМ сопровож­далось сокращением зоны кардиального некроза, замедлением процессов патологического ремоделирования и дилатации желудочков сердца (предикторов развития СН и смерти), уменьшением повреждения микроциркуляторного русла миокарда (феномена «no-reflow») после тромболизиса. Таким образом, существуют все предпосылки к тому, что терапия L-карнитином может улучшать общий прогноз и выживаемость пациентов с ОИМ.

Изученные эффекты L-карнитина в клинических исследованиях у пациентов с ОИМ
Ограничение зоны инфаркта
Большой объем зоны некроза при ОИМ является важным прогнос­тическим индикатором развития осложнений и летального исхода. В первое клиническое исследование по изучению влияния терапии ­L-карнитином на объем поражения миокарда (A.G. Rebuzzi et al., 1984) включили 22 пациента. 12 из них получали ­L-карнитин в дозе 40 мг/кг массы тела в сутки в течение первых 5 дней дополнительно к стандартной на то время терапии ОИМ. Остальные 10 пациентов получали только стандартную терапию (группа контроля). Пациентов группы ­L-карнитина дополнительно разделили на две подгруппы по времени начала лечения: в первые 4 ч от появления симптомов и после 4 ч. В обеих группах выполняли повторные анализы крови на миокардиальную фракцию креатинфосфокиназы — КФК-МВ (маркер острого повреждения и некроза мио­карда).

В результате высвобождение КФК-МВ и ее максимальный уровень в группе ­L-карнитина были достоверно меньше, чем в контрольной группе, что отражает меньший объем инфаркта. В подгруппе раннего начала терапии отмечена тенденция к лучшим результатам, чем при начале терапии после 4 ч.

Чрескожные коронарные вмешательства (ЧКВ) со стентированием инфаркт-зависимой артерии стали стандартом ведения пациентов с ОИМ в XXI веке. В исследовании Y. Xue и соавт. (2007) изучали вопрос, возможно ли получить дополнительные преимущества от применения L-карнитина у ­пациентов, которым выполняется ЧКВ при ОИМ без ­элевации сегмента ST. 96 пациентов рандомизировали в группы ­L-карнитина (внутривенные инфузии по 5 г в первый день, затем по 10 г 3 дня) или плацебо. Уровни КФК-МВ через 12 и 24 ч после ЧКВ были достоверно ниже в основной группе, чем в контрольной. Также в группе ­L-карнитина отмечался более низкий уровень тропонина через 8 ч после ЧКВ. Терапия L-карнитином независимо ассоциировалась с низким уровнем КФК-МВ (r=0,596; p<0,001) и тропонина (r=0,633; p<0,001). Эти корреляции указывают на то, что терапия ­L-карнитином действительно ограничивает зону реперфузионного повреждения миокарда у пациентов, перенесших ЧКВ.

Антиаритмический эффект
В двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование P. Rizzon и соавт. (1989) включили 56 пациентов с ОИМ, которых распределяли в группы L-карнитина (4 внутривенных инфузии по 100 мг/кг массы тела каждые 12 ч) или плацебо. Терапию начинали в промежутке от 3 до 12 ч с момента появления загрудинной боли. Особенностью данного исследования был мониторинг плазменной концентрации липидных метаболитов, обусловливающих липотоксичный эффект в миокарде. Группы не различались по исходным уровням ацилкарнитиновых эфиров в крови, но в результате инфузий карнитина содержание этих недоокисленных продуктов жирных кислот достоверно уменьшилось. При мониторировании электрокардиограммы (ЭКГ) в первые 2 суток ОИМ отмечено достоверное снижение частоты преждевременных сокращений желудочков и желудочковых аритмий в группе L-карнитина.

B. Martina и соавт. (1992) рандомизировали 20 пациентов в первые 4-12 ч ОИМ в группы плацебо и L-карнитина. Первые 4 инфузии L-карнитина по 5 г назначали через каждые 12 ч. С третьего по седьмой дни дополнительно вводили по 3 г препарата 2 раза в сутки. В первый, второй и седьмой дни проводили суточное мониторирование ЭКГ. В целом по частоте выявления экстрасистолии достоверных различий между группами не обнаружено. Однако во второй день после ОИМ в группе L-карнитина отмечалось достоверно меньше эктопических желудочковых аритмий высокой градации (4 из 12 пациентов) по сравнению с группой плацебо (7 из 8 пациентов; р=0,028).

Влияние на постинфарктное ремоделирование сердца
В рандомизированном исследовании CEDIM (S. Iliceto et al., 1995) 472 пациента с ОИМ передней локализации получали L-карнитин или плацебо с первых суток заболевания. L-карнитин назначали в суточной дозе 9 г внутривенно первые 5 дней, затем по 6 г в сутки пер­орально курсом 12 мес. У всех ­пациентов выполнялось эхокардиографическое исследование при поступлении, в день выписки из стационара и затем через 3, 6 и 12 мес. Исследование показало достоверно меньшую дилатацию левого желудочка (ЛЖ) сердца в первый год после ОИМ у пациентов, получавших метаболическую терапию.

Прирост конечно-диастолического и конечно-­систолического объемов ЛЖ за период наблюдения был достоверно меньшим в группе L-карнитина по сравнению с группой плацебо. Между группами не было достоверных различий по значениям фракции выброса ЛЖ и частоте комбинированной конечной точки, которая включала смерть или развитие СН, а также по частоте ишемических событий. В то же время обнаружены тенденции к снижению смертности (4,3% в группе ­L-карнитина против 5,4% в группе плацебо) и частоты случаев развития СН (1,7 против 4,2% соответственно). Таким образом, длительная терапия ­L-карнитином предотвращала дилатацию ЛЖ и потерю сократительной способности миокарда в течение первого года после ОИМ, что положительно отражалось на общем прогнозе.

Профилактика СН и улучшение выживаемости
B. De Pasquale и соавт. (1990) изучали эффекты L-карнитина в сравнении с плацебо у 146 пациентов с ОИМ. Карнитин применяли сначала в виде медленных внутривенных инфузий по 3 г каждые 8 ч в первые 3 дня, затем в пероральной форме по 2 г каждые 8 ч с четвертого по седьмой дни, а в восьмой день по 2 г с интервалом 12 ч. За 28 дней 18 пациентов группы плацебо умерли (18,6%), в то время как в группе L-карнитина выжили все пациенты. К сожалению, исследование было не рандомизированным, и сравниваемые группы пациентов различались по некоторым исходным характеристикам. Поэтому полученные результаты выживаемости больных следует интерпретировать с осторожностью.

B. Kobulia и соавт. (2002) включили в свое исследование 98 больных ОИМ с элевацией сегмента ST и назначали им L-карнитин или только стандартную терапию в первые 12 ч с момента появления симптомов. L-карнитин применяли по схеме: 9 г в сутки внутривенно в первые 5 дней, затем по 4 г в сутки перорально еще 6 мес. Комбинированная первичная конечная точка включала смерть или развитие СН в течение 6 мес от начала лечения. В группе L-карнитина отмечалась достоверно лучшая выживаемость пациентов: 9,7% смертности против 12,3% в контрольной группе (р<0,05). Также у пациентов, которые получали L-карнитин, регистрировали меньше повторных инфарктов и случаев СН. Терапия ­L-карнитином уменьшала частоту повторных инфарктов и комбинированную конечную точку «смерть или повторный инфаркт» на 15,7%.

Наконец, в 2006 г. были опубликованы результаты второго этапа исследования CEDIM (G. Tarantini et al., 2006), в котором на достаточно большой выборке пациентов с ОИМ изучалось влияние ­L-карнитина на выживаемость и риск развития СН.

В рандомизированное двойное слепое многоцентровое исследование включили 2330 пациентов, которых в первые 12 ч ОИМ распределяли в группы ­L-карнитина (9 г в сутки продолжительными внутривенными инфузиями в первые 5 дней, затем по 4 г в сутки перорально еще 6 мес) или плацебо. Комбинированная первичная конечная точка включала смерть или развитие СН в течение 6 мес. Вторичный критерий эффективности — смертность в первые 5 дней. В результате не было получено статистически достоверных различий между группами по час­тоте наступления первичной конечной точки (9,2% в группе ­L-карнитина и 10,5% в группе плацебо; р=0,27). Однако 5-дневная летальность была достоверно меньшей на 39% в группе L-карнитина: относительный риск (ОР) 0,61; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,37-0,98 (р=0,041). Кроме того, среди пациентов, получавших L-карнитин, отмечалась на 12% меньшая смертность за 6 мес наблюдения, хотя различия между группами не достигли уровня статистической значимости (р=0,48). Частота развития побочных эффектов была сопоставимой между группами. Это крупное исследование демонстрирует, что лечение ­L-карнитином после ОИМ уменьшает раннюю смертность, но не влияет на смертность в течение следующих 6 мес.

Роль L-карнитина во вторичной профилактике сердечно-сосудистых событий после перенесенного ОИМ
В 2013 г. был опубликован мета­анализ контролируемых исследований (J.J. DiNicolantonio, C.J. Lavie, H. Fares et al., 2013), в котором изучалось влияние терапии L-карнитином на заболеваемость и смертность постинфарктных пациентов. В него включили 13 исследований с общим числом участников 3629. Группы L-карнитина сравнивали с группами плацебо или контроля по показателям смертности, частоте желудочковых аритмий, приступов стенокардии, случаев развития СН и повторных инфарктов.

Установлено, что в результате терапии L-карнитином:
– на 27% снижалась смертность от всех причин (ОР 0,78; 95% ДИ 0,60-1,00; р=0,05);
– на 65% снижалась частота развития желудочковых аритмий (ОР 0,35; 95% ДИ 0,21-0,58; р<0,0001);
– на 40% снижалась частота приступов стенокардии (ОР 0,60; 95% ДИ 0,50-0,72; р<0,00001).

Различия между группами ­L-карнитина и контроля по частоте случаев развития СН не достигли уровня статистической достоверности (ОР 0,85; 95% ДИ ­0,67-1,09; р=0,21), так же, как и различия по частоте развития повторных инфарк­тов (ОР 0,78; 95% ДИ 0,41-1,48; р=0,45). Однако авторы отмечают тенденцию к меньшей частоте данных осложнений у пациентов, которых лечили L-карнитином. Более того, в упомянутом выше исследовании Kobulia и соавт. на терапии L-карнитином наблюдалось на 43,5% меньше случаев СН и на 15% меньше повторных ОИМ и смертей. К сожалению, абсолютное количество случаев СН и ОИМ неизвестно, поэтому данные этого исследования не были включены в метаанализ. Но если бы эти данные были доступными, то возможно, что различия по частоте указанных исходов достигли бы уровня достоверности в ­метаанализе.

Дозирование L-карнитина
По данным клинических исследований, минимальная эффективная доза ­L-карнитина составляет 2 г в сутки, а оптимальная — от 6 до 9 г в сутки. Внутривенный путь введения в первые 5 дней после ОИМ предпочтительнее перорального, так как позволяет быстро создать высокую концентрацию L-карнитина, необходимую для реализации его анти­ишемических эффектов.

Безопасность и переносимость
В клинических исследованиях, которые проводились с середины 1980-х гг., пациенты хорошо переносили терапию L-карнитином. За долгую историю применения не наблюдалось серьезных побочных эффектов, что не удивительно, ведь ­L-карнитин является эндогенным метаболическим субстратом, всегда присутствующим в организме человека в тех или иных количествах. В результате неполного всасывания из пероральных лекарственных форм (C.J. Rebouche, 2004) L-карнитин иногда вызывал легкие желудочно-кишечные расстройства (диарею, диспепсию), что подтверждает рациональность парентерального введения препарата, по крайней мере, в первые дни после ОИМ, как и практиковалось в большинстве исследований.

Заключение и выводы
Доказательства терапевтических эффектов L-карнитина при ОИМ получены в клинических исследованиях с разными сроками наблюдения (от нескольких дней до года), размерами выборки (от 20 до нескольких тысяч пациентов) и конечными точками (маркеры повреждения миокарда, ЭКГ-критерии, частота развития осложнений и выживаемость). Несмотря на разнородность доказательной базы, метаанализ подтвердил, что применение L-карнитина при ОИМ может ограничивать размеры инфаркта (в том числе после реваскуляризации), снижать риск жизнеугрожающих желудочковых аритмий, противодействовать дилатации ЛЖ и даже улучшать показатель выживаемости больных. Также в группах ­L-карнитина наблюдалась тенденция к меньшей частоте развития СН и повторных инфарктов.

Резюме. Эффекты L-карнитина при лечении пациентов с ОИМ:
– снижает риск развития желудочковых аритмий;
– уменьшает размеры инфаркта;
– противостоит окислительному стрессу;
– замедляет процессы ремоделирования желудочков;
– снижает частоту приступов стено­кардии;
– снижает риск повторных сосудистых событий;
– уменьшает смертность.

Подготовил Дмитрий Молчанов

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....