Высокая доза аторвастатина перед выполнением ЧКВ может предотвращать феномен «no-reflow»

07.06.2017

Статья в формате PDF.

У пациентов с инфарктом миокарда (ИМ) с элевацией сегмента ST ранняя реваскуляризация методами системного тромболизиса или чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ) является современным стандартом лечения, позволяющим существенно снизить смертность и улучшить прогноз. Однако после ЧКВ часто наблюдается так называемый феномен «no-reflow» – «невосстановленный кровоток», который заключается в отсутствии адекватного кровоснабжения ткани миокарда после успешного восстановления проходимости инфаркт-обусловившей артерии и ассоциируется с худшими исходами. На сегодняшний день патофизиология феномена «no-reflow» остается недостаточно изученной. Очевидно, что он имеет мультифакторную природу. Одно из возможных объяснений – это тромбоз и эмболизация микроциркуляторного русла ишемизированного миокарда, которые могут возникать в условиях местной активации коагуляционного каскада крови и провоспалительных факторов при повышенном уровне липопротеинов (P.H. Jones et al., 2003; B. Zhao et al., 2011; S.S. Zhou et al., 2015). Китайские авторы недавно опубликовали результаты очередного клинического исследования, в котором проверялась гипотеза о превентивном эффекте высоких доз аторвастатина в отношении феномена «no-reflow».

Пациенты и методы
Главный критерий включения – диагноз ИМ с элевацией ST, подтвержденный типичной электрокардиографической картиной, определением уровня сердечного тропонина и другими методами в соответствии с диагностическими критериями Американской коллегии кардиологов и Американской ассоциации сердца.

ЧКВ с удалением тромба и стентированием коронарных артерий выполняли по общепринятой методике, при необходимости используя предварительную баллонную дилатацию артерии. В качестве критериев «no-reflow» применяли ангиографические градации степени восстановления коронарного кровотока по классификации TIMI (Thrombolysis in Myocardial Infarction) и перфузии миокарда (MBG, myocardial blush grade), а именно: TIMI ≤2 и MBG ≤1 в инфаркт-обусловившей артерии при условиях полного удаления тромба, отсутствия диссекции, спазма или дистальной эмболизации после ЧКВ. Кроме того, определяли количественный индикатор успешности реканализации CTFC – количество кадров ангиограммы до проникновения контраста в дистальные ветви коронарной артерии. Кровоток в эпикардиальных сосудах и перфузию миокарда оценивали сразу после процедуры ЧКВ два опытных интервенционных кардиолога.

В исследование последовательно включили 138 пациентов, госпитализированных с острым коронарным синдромом за период с марта 2014 по январь 2015 года: 78 мужчин и 60 женщин в возрасте 28-87 лет (в среднем 61,2±4,7 года). Методом компьютерной генерации случайных чисел пациентов распределяли в три группы одинаковой величины (по 46 пациентов): контрольную, для приема аторвастатина в традиционной дозе и для приема высокой дозы аторвастатина перед ЧКВ. Пациенты контрольной группы не должны были принимать аторвастатин по крайней мере в течение недели до ЧКВ. Во второй группе пациенты получали 20 мг аторвастатина на ночь перед проведением ЧКВ. В третьей группе аторвастатин назначали в два приема по 20 мг за день до процедуры. По исходным и процедурным характеристикам (возраст, пол, длительность выполнения ЧКВ, кровопотеря, длительность пребывания в стационаре) три группы были хорошо сбалансированы и не имели статистически значимых различий.

В течение 12 нед после процедуры ЧКВ у пациентов тщательно мониторировали биомаркеры повреждения миокарда (миокардиальной фракции креатинкиназы – CK-MB), уровни натрийуретического пептида (pro-BNP), С-реактивного белка (СРБ) и другие показатели. Общий период наблюдения составил 1 год, что обеспечивалось поддержанием телефонной связи с пациентами. Всем пациентам до выполнения ЧКВ, через день после процедуры и повторно в ходе наблюдения выполняли эхокардиографию с определением конечно-­систолического (КСД) и конечно-диастолического диаметров (КДД) левого желудочка (ЛЖ) и его фракции выброса (ФВ).

Результаты
Сравнение биохимических маркеров. После ЧКВ наблюдалось снижение уровней CK-MB, pro-BNP, СРБ во всех трех группах, однако различия в группе высокодозовой терапии аторвастатином были наибольшими и статистически достоверными (табл. 1).

Сравнение данных эхокардиографии. После ЧКВ во всех трех группах отмечалось достоверное уменьшение КДД и КСД ЛЖ по сравнению с исходными показателями, однако различия между группами были не достоверными. Средняя ФВ ЛЖ достоверно увеличилась после процедуры (в группе 40 мг аторвастатина с 42,4±4,6 до 46,3±4,8%), но также без достоверных различий между группами.

nf, 1 33

Сравнение кровотока в эпикардиальных коронарных артериях и перфузии миокарда. Непосредственно после процедуры ЧКВ показатель CTFC у пациентов, которые получали высокую дозу аторвастатина, был достоверно меньшим, чем в группах контроля и обычной дозы аторвастатина, что свидетельствовало о более успешном восстановлении кровотока. Феномен «no-reflow» с градациями TIMI ≤2 и MBG ≤1 наблюдался достоверно реже в группе высокодозовой терапии аторвастатином, чем в группах контроля (р=0,01) и обычной дозы аторвастатина (р=0,01) (табл. 2).

hbc 2 33

Сравнение отдаленных исходов. В течение года после процедуры осложнения и неблагоприятные исходы, такие как рестеноз, смерть, нефатальный ИМ и кардиогенный шок, в группе высокодозовой терапии аторвастатином наблюдались реже, чем в группах контроля и обычной дозы аторвастатина, с достоверными различиями для обоих сравнений (р<0,05) (табл. 3).

nf, 3 33

Обсуждение и выводы
Несмотря на десятилетия совершенствования методики выполнения ЧКВ, феномен «no-reflow» после процедуры встречается с частотой до 40% (A. Uitterdijk et al., 2015), ассоциируется со сниженным качеством жизни пациентов и неблагоприятным прогнозом (C. Stumpf et al., 2009; Y. Shen et al., 2010; S.J. Ahn et al., 2015). Эффективные подходы к лечению невосстановленного кровотока не разработаны. Применение с этой целью аденозина, нитропруссида натрия и других вазодилататоров во время ЧКВ имеет низкий класс показаний IIb в рекомендациях по реваскуляризации миокарда. Активно изучаются стратегии профилактики «no-reflow», одной из которых является предоперационный прием статинов.

Предполагается существование взаимосвязи между высоким уровнем липопротеинов плазмы крови, состоянием гиперкоагуляции и феноменом «no-reflow», возникающим в результате тромбоза и эмболизации микроциркуляторного русла миокарда. В предыдущем исследовании было показано, что применение нагрузочной дозы аторвастатина перед выполнением ургентного ЧКВ облегчает заживление миокарда, улучшает прогноз и сокращает число случаев невосстановленного кровотока (M. Clearfield, 2010). Считается, что высокая доза аторвастатина ингибирует образование липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП), существенно снижает сывороточный уровень холестерина и таким образом улучшает микроциркуляцию и предотвращает формирование тромбов (H. Zhou et al., 2014; A. Uitterdijk et al., 2015; S.J. Ahn et al., 2015).

Кроме того, в экспериментальных исследованиях получены данные о том, что аторвастатин эффективно подавляет секрецию интерлейкина‑6 (IL‑6), стимулирует секрецию противо­воспалительного цитокина IL‑10 и уменьшает соотношение ­TNF-α/IL‑10 у животных после ИМ. Смещение баланса перечисленных цитокинов под действием аторвастатина достоверно улучшает долгосрочные процессы ремоделирования желудочков сердца и повышает ФВ ЛЖ после ЧКВ (C. Stumpf et al., 2009; Y. Shen et al., 2010; X.J. Zhao et al., 2014).

В настоящем исследовании отсутствие восстановления кровотока по критериям TIMI ≤2 и MBG ≤1 отмечалось достоверно реже в группе пациентов, которые перед ЧКВ получали дозу аторвастатина 40 мг. Различия по этим показателям были статистически достоверными по сравнению с конт­рольной группой и группой традиционного дозирования аторвастатина (20 мг). Важно также, что частота сердечно-сосудистых событий после процедуры в группе высокодозовой терапии аторвастатином была достоверно меньшей, чем в группах сравнения. По мнению авторов исследования, это можно объяснить улучшением липидного профиля и редукцией ЛПОНП, что эффективно предотвращает тромбоз мик­роциркуляторного русла после ИМ с элевацией сегмента ST.

Эхокардиографические показатели у некоторых пациентов сразу после процедуры ЧКВ практически не изменились или даже ухудшились. Это можно объяснить тем, что ремоделирование сердца после острого коронарного синдрома является длительным процессом, и, хотя реканализация инфаркт-обусловившей артерии уменьшает последствия ишемии и гипоксии, позволяя восстановиться функции миокарда, улучшения морфологии желудочков могут некоторое время не определяться.

В полном соответствии с этой точкой зрения на протяжении года после ЧКВ в группе высокодозовой терапии аторвастатином регистрировалось меньше рестенозов, смертей, повторных нефатальных ИМ и других неблагоприятных событий, что отражает достоверное улучшение долгосрочных исходов.

Авторы исследования сделали вывод, что назначение высокой дозы аторвастатина (40 мг) пациентам с ИМ с элевацией сегмента ST за день до выполнения ЧКВ может достоверно уменьшить вероятность невосстановления кровотока после реканализации инфаркт-обусловившей артерии, снизить частоту послеоперационных неблагоприятных событий и значительно улучшить долгосрочный прогноз.

Источник: Experimental and Therapeutic Medicine, 2017; 13: 97-102.

Подготовил Дмитрий Молчанов

Статья напечатана в сокращении.

Статья напечатана при поддержке Представительства «Файзер Эйч. Си. Пи. Корпорейшн» в Украине.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....