Уратснижающие препараты для лечения подагры: систематический обзор и метаанализ

18.05.2016

Подагра является наиболее распространенным воспалительным заболеванием суставов в общей популяции (E. Roddy, M. Doherty, 2010). Отложение в тканях кристаллов моноурата натрия в результате длительной гиперурикемии составляет патофизиологическую основу подагры (M. Doherty, 2012). Недавние исследования выявили тенденцию к повышению среднего уровня мочевой кислоты в общей популяции по всему миру, что объясняется многочисленными факторами, такими как «эпидемия» ожирения в развитых странах, массовое употребление продуктов, богатых пуринами, алкоголя, фруктозосодержащих газированных напитков (H.K. Choi et al., 2005; J.W. Choi et al., 2008; G. Desideri et al., 2014), а также широкое использование диуретиков для лечения сопутствующих заболеваний. Следует отметить, что у пациентов с подагрой часто выявляются коморбидные состояния в дополнение к ожирению: сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, сахарный диабет и хроническая болезнь почек – ХБП (C. Borghi et al., 2015). Получены доказательства того, что повышенный уровень мочевой кислоты может быть фактором риска развития не только подагры, но и перечисленных состояний (P. Richette et al., 2015; E. Agabiti-Rosei, G. Grassi, 2013; L.M. Ruilope, R. Pontremoli, 2013). Таким образом, гиперурикемия является основной мишенью при лечении подагры и, возможно, ассоциированных с ней заболеваний.

Снижение уровня мочевой кислоты до целевых значений <6 мг/дл и даже <5 мг/дл у пациентов с тяжелым течением подагры рекомендуется рядом клинических руководств: Европейской противоревматической лиги (W. Zhang et al., 2006), Американской коллегии ревматологов (D. Khanna et al., 2012), ревматологических обществ Испании и Италии. Для достижения этой цели применяются уратснижающие препараты, которые следует назначать как можно раньше после постановки диагноза подагры. Используемые в настоящее время препараты классифицируются на две группы: 1) ингибиторы ксантиноксидазы – аллопуринол, фебуксостат и топироксостат (последний доступен только в Японии); 2) урикозурические средства – бензобромарон и пробенецид. Вместе с тем отмечается дефицит информации о сравнительной эффективности перечисленных препаратов. Мы выполнили систематический обзор и метаанализ для поиска и сопоставления доказательной базы наиболее используемых уратснижающих препаратов.

 

Материал и методы

В электронной базе медицинских публикаций PubMed проведен поиск исследований по ключевым словам «гиперурикемия», «подагра», «фебуксостат», «аллопуринол», «бензобромарон» и «пробенецид», опубликованных до марта 2015 г. В обзор включались как проспективные, так и ретроспективные исследования по следующим критериям: исходно повышенный уровень мочевой кислоты ≥7,0 мг/дл у взрослых (старше 18 лет) пациентов с подагрой; хотя бы один из клинических исходов, оцененный после терапии одним из зарегистрированных препаратов для лечения подагры. Эффективность лечения оценивали по двум критериям: 1) процент пациентов, у которых достигался целевой уровень мочевой кислоты <6 мг/дл; 2) процент снижения концентрации мочевой кислоты по завершении исследования относительно исходного показателя. Также анализировались данные о безопасности уратснижающей терапии.

Характеристика исследований

Критериям включения соответствовали 23 исследования: 8 с фебуксостатом, 8 с двумя группами лечения – аллопуринолом и фебуксостатом, 3 с аллопуринолом, 4 с двумя группами лечения – аллопуринолом и бензобромароном. В общей сложности в 16 исследованиях изучался фебуксостат, в 15 – аллопуринол, в 4 – бензобромарон. Основные данные исследований с фебуксостатом и аллопуринолом представлены в таблицах 1 и 2.

22а

22аа

 

Эффективность

Фебуксостат. Во всех 16 исследованиях с группами пациентов, которые принимали фебуксостат, регистрировали процент достижения терапевтической цели. Объединенный анализ показал, что в результате лечения фебуксостатом целевой уровень мочевой кислоты был достигнут у 70,7% пациентов. В восьми исследованиях регистрировали процент снижения концентрации мочевой кислоты. Объединенный результат терапии фебуксостатом – снижение на 45,3% относительно исходной концентрации.

Аллопуринол. В 14 исследованиях регистрировали процент достижения терапевтической цели среди пациентов, которые принимали аллопуринол. По результатам объединенного анализа, этот показатель составил 44,4%. В восьми исследованиях отмечено относительное снижение концентрации мочевой кислоты, которое составило 33,8%.

Бензобромарон. Только в четырех исследованиях оценивали процент достижения терапевтической цели и относительное снижение концентрации мочевой кислоты. По результатам объединенного анализа, у 81,8% пациентов (95% доверительный интервал от 73,5 до 88,1) могли достигаться целевые уровни на фоне терапии бензобромароном, что ассоциировалось со снижением урикемии на 55,3% от исходной (46,3-64,4%). Однако небольшое количество исследований и включенных пациентов (n=310, из них только 129 получали терапию бензобромароном) не позволило сделать определенные выводы об эффективности этого препарата.

Фебуксостат по сравнению с аллопуринолом

Данные всех восьми исследований с группами терапии фебуксостатом и аллопуринолом были использованы для вычисления совокупной разницы между двумя препаратами в отношении процента достижения терапевтической цели (рис. 1А). И только на основании результатов четырех исследований возможно было оценить различия в отношении снижения концентрации мочевой кислоты (рис. 1В). В целом фебуксостат превосходил аллопуринол как по частоте достижения рекомендованного целевого уровня мочевой кислоты (отношение шансов 2,64; 95% ДИ 1,74-4,01), так и по относительному снижению ее концентрации (средняя разница 13,08; 95% ДИ 7,6-18,55).

23

 

Эффективность у пациентов с хронической болезнью почек

На основании данных двух исследований – APEX (2008) и CONFIRMS (2010) сравнивали эффективность уратснижающей терапии фебуксостатом и аллопуринолом у пациентов с ХБП. Результаты объединенного анализа демонстрируют превосходство фебуксостата над аллопуринолом в отношении достижения целевого уровня мочевой кислоты у указанной категории больных: отношение шансов 2,15 (95% ДИ 1,73-2,67).

 

Безопасность

По данным 6 из 8 сравнительных исследований фебуксостата и аллопуринола вычисляли относительный риск возникновения любых побочных эффектов. Он оказался ниже на фоне терапии фебуксостатом: ОР 0,85; 95% ДИ 0,75-0,97.

 

Обсуждение

Этот систематический обзор применения уратснижающей терапии при подагре показал, что в достаточной мере изучены только два ингибитора ксантиноксидазы – аллопуринол и фебуксостат. Недостаточно данных о топироксостате, который зарегистрирован только в Японии. Урикозурические препараты бензобромарон и пробенецид изучались лишь в нескольких исследованиях с небольшими выборками пациентов. Их применение ограничено в связи с сомнительными данными в отношении безопасности бензобромарона и эффективности пробенецида (S. Kumar et al., 2005; P.P. Khanna, J. FitzGerald, 2015).

Следует отметить, что данные об эффективности аллопуринола получены только в сравнительных клинических исследованиях с фебуксостатом, хотя аллопуринол был выведен на рынок за десятилетия до разработки фебуксостата. Это можно объяснить тем, что клинические исследования с современным дизайном в то время еще не проводились.

При сравнении частоты достижения терапевтической цели и величины снижения концентрации мочевой кислоты фебуксостат в дозах >40 мг/сут превосходил аллопуринол в дозе 300 мг/сут, что повторяет результаты ранее опубликованного Кокрановского метаанализа (J.H. Tayar et al., 2012). Следует отметить, что в группах терапии фебуксостатом пациенты получали разные дозы этого препарата – преимущественно от 10 до 80 мг/сут (в 4 исследованиях – 120 мг/сут), в то время как аллопуринол назначался в максимальной дозе 300 мг/сут в 98% интервенционных исследований, что соответствует наиболее часто назначаемой дозе в клинической практике. Вместе с тем ретроспективный анализ данных приблизительно 5 млн пациентов с подагрой выявил, что аллопуринол назначался в суточной дозе ≤300 мг примерно в 95% случаев (L. Annemans et al., 2008). Также заслуживает внимания недавно опубликованное исследование LASSO (M.A. Becker et al., 2015), в котором у значительной доли пациентов не достигался целевой уровень мочевой кислоты в результате терапии такими дозами аллопуринола.

Кроме того, терапия фебуксостатом ассоциировалась с меньшей частотой побочных эффектов по сравнению с лечением аллопуринолом. В отношении степени редукции гиперурикемии наши данные сходятся с результатами ранее выполненных систематических обзоров, которые показали преимущества фебуксостата перед аллопуринолом в достижении целевого уровня мочевой кислоты (L.I. Faruque et al., 2013; Y. Sun et al., 2014; R. Seth et al., 2014). Анализ большой (>13 тыс.) популяции пациентов с подагрой, которых лечили аллопуринолом в клинической практике, выявил низкую частоту достижения целевого уровня мочевой кислоты и плохую приверженность к терапии данным препаратом (N. Rashid et al., 2015). Эти данные подтвердились и даже были более очевидными у пациентов с почечной дисфункцией, которая является частым сопутствующим состоянием при подагре. По данным недавно опубликованного метаанализа семи исследований, распространенность ХБП стадий 3 и выше среди пациентов с подагрой составила 24%. В этом же анализе подагра ассоциировалась с ХБП: относительный риск обнаружения подагры у пациента с ХБП составил 2,41 (95% ДИ 1,86-3,11) (M.J. Roughley et al., 2015). Пациентам с подагрой и почечной недостаточностью могут быть назначены фебуксостат, расбуриказа (рекомбинантная уратоксидаза), бензобромарон, однако аллопуринол считается менее эффективным и может быть противопоказан (I.A. van Echteld et al., 2014; M.M. Thurston et al., 2013; H.J. Ryu et al., 2013). В уже упомянутом метаанализе применение фебуксостата ассоциировалось с меньшим риском развития побочных эффектов по сравнению с использованием аллопуринола, хотя это преимущество было выражено в меньшей степени, чем в отношении эффективности (M.J. Roughley et al., 2015). В недавно опубликованном ретроспективном исследовании (J.A. Singh et al., 2015) анализировались назначения и результаты лабораторных тестов из большой базы данных в США. Сравнивали данные 2015 пациентов, которые принимали фебуксостат, и 14 025 пациентов, получавших аллопуринол. У пациентов, принимавших фебуксостат, чаще достигались уровни мочевой кислоты <6,0 мг/дл (56,9 против 44,8%; p<0,001) и <5,0 мг/дл (35,5 против 19,2%; p<0,001). Авторы этого обзора заключили, что фебуксостат эффективнее, чем аллопуринол, снижал уровень мочевой кислоты у пациентов с подагрой в дозах, которые применяются в США: 40 мг/сут фебуксостата у 83% пациентов и ≤300 мг/сут аллопуринола у 97% пациентов.

В подтверждение превосходства фебуксостата можно привести результаты еще одного исследования в условиях реальной практики (A. Altan et al., 2015), в котором у пациентов, переведенных с приема аллопуринола на фебуксостат, чаще достигался целевой уровень урикемии, чем у пациентов, продолжавших лечение аллопуринолом. Более того, фармакоэкономическое исследование (L.J. Smolen et al., 2015) указывает на то, что назначение фебуксостата может снижать расходы на лечение по сравнению с применением аллопуринола, особенно у пациентов с более тяжелой почечной недостаточностью (3-4 стадий).

Урикозурический препарат бензобромарон также продемонстрировал эффективность у пациентов с подагрой, однако он изучался только в четырех исследованиях с небольшим количеством участников, поэтому полученные данные следует интерпретировать с осторожностью. Кроме того, терапия бензобромароном ассоциировалась с несколькими случаями развития фульминантной и иногда фатальной гепатотоксичности (M.L. Hautekeete et al., 1995; P. Kaufmann et al., 2005), и по этой причине препарат был отозван с рынка в некоторых странах.

Помимо обоснованной роли в лечении подагры, фебуксостат может обладать рядом дополнительных эффектов для профилактики сердечно-сосудистых и почечных заболеваний. По предварительным данным, лечение фебуксостатом положительно влияет на фибрилляцию предсердий (F. Sanchis-Gomar et al., 2014), снижает артериальное давление, скорость пульсовой волны и другие сердечно-сосудистые показатели (A. Sezai et al., 2013; A.K. Tausche et al., 2014). В рандомизированном исследовании NU-FLASH у 141 пациента с гиперурикемией, которые подвергались кардиохирургическим вмешательствам, терапия фебуксостатом в течение 6 мес в сравнении с лечением аллопуринолом улучшала вторичные исходы, отражающие эффекты кардио- и ренопротекции (A. Sezai et al., 2013). В группе фебуксостата по сравнению с группой аллопуринола отмечалось достоверное улучшение таких показателей, как сывороточный креатинин, секреция альбуминов с мочой, концентрация окисленных липопротеинов низкой плотности, С-реактивного белка, соотношение эйкозапентаеновой/арахидоновой кислот (p<0,05 для всех сравнений с аллопуринолом). Похожие результаты были получены у пациентов с 3 стадией ХБП (A. Sezai et al., 2015). Ренопротекторный эффект фебуксостата также подтвержден в долгосрочных исследованиях (A. Whelton et al., 2011, 2013).

В проспективном исследовании у 17 пациентов с хронической тофусной подагрой терапия фебуксостатом в течение 1 года предотвращала прогрессирование жесткости артериальной стенки, которая определялась по каротидно-феморальной скорости пульсовой волны, в то время как терапия аллопуринолом не влияла на этот показатель (A.K. Tausche et al., 2014). Помимо лечения подагры, дополнительные преимущества терапии фебуксостатом у пациентов с гиперурикемией изучаются в продолжающихся исследованиях FORWARD, CARES и FAST.

 

Заключение

На основании опубликованных данных можно сделать вывод, что среди всех уратснижающих препаратов фебуксостат играет главную роль в лечении гиперурикемии и подагры. Фебуксостат является препаратом первой линии с доказанной эффективностью и безопасностью в терапии подагры по результатам многочисленных клинических исследований и исходя из опыта повседневной практики.

 

European Review for Medicaland Pharmacological Sciences 2016; 20(5): 983-992.

 

Сокращенный перевод с англ. Дмитрия Молчанова

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Ревматологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Ревматологія Терапія та сімейна медицина Погляди на терапію глюкокортикоїдами в ревматології: епоха конвергенції

Після десятиліть, а часом і запеклих суперечок про переваги та недоліки застосування глюкокортикоїдів (ГК) досягнута певна конвергенція. Сучасні рекомендації лікування таких захворювань, як ревматоїдний артрит (РА), ревматична поліміалгія (РПМ) та васкуліт великих судин відображають поточний стан консенсусу терапії ГК. Однак залишаються відкритими питання щодо можливості тривалого лікування дуже низькими дозами ГК у пацієнтів із РА, а також успішності пошуку інноваційних ГК (лігандів ГК-рецепторів) із покращеним співвідношенням користь/ризик....

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....

21.04.2024 Ревматологія Проєкт URRAH: зв’язок гіперурикемії з кардіоваскулярними, нирковими та метаболічними розладами

Зв’язок між рівнем сироваткової сечової кислоти (ССК) і ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) упродовж багатьох років є предметом вивчення дослідників. Установлено, що рівень ССК – незалежний предиктор смерті від усіх причин і серцево-судинної смерті, зокрема від гострого коронарного синдрому, інсульту та серцевої недостатності (СН). Також опубліковано багато робіт про зв’язок між ССК і функцією нирок. Попри значну кількість публікацій, деякі моменти, а саме: яким є оптимальний поріг ССК для визначення ризику ССЗ, чи необхідна корекція значень ССК для функції нирок, чи є ССК ключовим патологічним елементом метаболічної дисрегуляції, потребують прояснення....