27 березня, 2015
Исследование EUROPA новая точка отсчета в кардиологии
На XXV конгрессe Европейского кардиологического общества, проходившем в Вене, обсуждались современные методы диагностики и схемы лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Вниманию аудитории были представлены результаты крупных международных исследований, проводимых в соответствии с мировыми стандартами. Основным научным событием конгресса стало обнародование результатов многоцентрового двойного слепого рандомизированного контролируемого плацебо клинического исследования EUROPA.
По словам сопредседателя этого исследования, профессора Ким Фокса из Королевской Бромптонской больницы (Лондон, Великобритания), EUROPA это новая точка отсчета в кардиологии.
Интерес к результатам данного крупномасштабного исследования был настолько велик, что зал, в котором проходило заседание «горячей линии», не смог вместить всех желающих.
Своими впечатлениями мы попросили поделиться руководителя отделения реанимации и интенсивной терапии Института кардиологии им. Н. Д. Стражеско АМН Украины, члена правления Европейского общества кардиологов, доктора медицинских наук, профессора Александра Николаевича Пархоменко.
Кардиологическая общественность Европы уже давно и с нетерпением ждала результатов исследования EUROPA. Это связано с тем, что проблема вторичной профилактики ишемической болезни сердца (ИБС) огромна. Болезни сердечно-сосудистой системы в структуре заболеваемости и смертности занимают лидирующие позиции как в странах Западной (40-50%), так и Восточной Европы, в том числе и в Украине (60%). Необходимо отметить, что до сегодняшнего дня мы имели лишь результаты исследований препаратов, в том числе ИАПФ, назначавшихся с целью снижения риска смертельного исхода, профилактики нарушений мозгового кровообращения, повторных инфарктов миокарда, предотвращения развития сердечной недостаточности (СН) у пациентов из группы высокого риска. С клинической точки зрения, более важно оценить влияние ИАПФ на длительный прогноз, частоту развития сердечно-сосудистых осложнений у пациентов из группы низкого риска.
EUROPA (European trial on reduction of cardіac events with perendopril in stable coronary artery disease) это крупнейшее исследование, когда-либо проводимое с ингибитором АПФ у пациентов со стабильной ИБС. Оно проводилось в 24 европейских странах с участием более 12000 пациентов, длительность исследования более четырех лет. В этом исследовании изучалось уменьшение сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с документированной ИБС при длительном лечении периндоприлом.
Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, для такого крупномасштабного исследования был избран именно периндоприл (Престариум)?
Этот эффективный антигипертензивный препарат разработан и производится французской компанией Servier и известен в Украине под названием Престариум.
Среди ингибиторов АПФ Престариум отличает выраженный антиатеросклеротический эффект, а также стабилизирующее влияние на атеросклеротическую бляшку. Препарат оказывает влияние на процессы ремоделирования сердца, тормозя развитие гипертрофии левого желудочка, а при длительном употреблении способствует ее регрессу. Престариум устраняет дисфункцию эндотелия и повышает фибринолитический потенциал крови, фактически снижая риск повторного тромбообразования не только в коронарном русле, но и других сосудах, в частности головного мозга. Это было показано в исследовании PROGRESS. Среди других преимуществ Престариума следует отметить модулирующее влияние на автономную нервную систему, что крайне важно для оценки риска развития смерти у таких больных. Я думаю, что совокупность этих факторов позволила сделать предположение об эффективности длительного назначения периндоприла, в частности у пациентов с низким риском без сердечной недостаточности независимо от наличия артериальной гипертензии, но с доказанной коронарной патологией.
Это пациенты с доказанной ИБС, которые перенесли инфаркт миокарда (ИМ), имели документированное (с помощью ангиографии) поражение сосудов сердца или нарушение толерантности к физической нагрузке по данным велоэргометрии. У них препарат, с теоретической точки зрения, мог оказаться эффективным в плане предотвращения прогрессирования атеросклероза.
На каких моментах вы хотели бы акцентировать внимание? Расскажите, пожалуйста, о преимуществах, полученных в группе пациентов, которым назначался периндоприл.
На протяжении последних лет результаты предыдущих исследований, обнародованные на заседаниях «горячей линии», нас не радовали. Отрадно, что в исследовании с использованием Престариума получены убедительные доказательства эффективности лечения у пациентов с документированной ИБС в отношении профилактики сердечно-сосудистых осложнений. В частности, с клинической точки зрения, нам важно получить доказательное снижение летальности и развития инфаркта миокарда у этих больных, уменьшить риск угрожающих жизни аритмий. Было убедительно доказано, что имеет место достоверное уменьшение совокупной первичной точки на 20% (кардиоваскулярная летальность, инфаркт миокарда и остановка сердца). Не менее важным является предупреждение фатального и нефатального инфаркта миокарда, где мы имеем даже большее снижение 24%.
Полученные данные позволяют говорить о целесообразности назначения Престариума для уменьшения показателей инвалидизации в результате сердечно-сосудистых заболеваний, что имеет большое значение, особенно для нашей страны, так как лечение тяжелых больных требует дополнительных финансовых затрат, а расходы на лечение той же сердечной недостаточности огромны. В этом исследовании получены превосходные результаты в отношении СН не только в плане замедления ее прогрессирования, а и предупреждения развития сердечной недостаточности. Было показано снижение частоты госпитализации по поводу СН на 39% это феноменальная цифра! Все это позволяет говорить об эффективности периндоприла у больных с низким риском. Это большая экономия денег, уменьшение затрат на лечение этой тяжелой категории больных. Это и социальные вопросы, и вопросы качества жизни пациентов с сердечно-сосудистой патологией.
Насколько велико значение этих результатов для клинической практики? Значит ли это, что пациенты с ИБС могут получать Престариум в дозе 8 мг, как это было в исследовании EUROPA?
Да, конечно, и на этом мне бы хотелось сделать особый акцент. Ведь клинические исследования проводятся с целью выбора оптимальной дозы лекарственных средств. В клинической практике, зачастую чтобы не навредить больному, мы назначаем меньшую дозу, чем необходимо для адекватного лечения, при этом забывая, что принцип «не навреди» имеет и продолжение «но и помоги». Поэтому в этом контексте принципиально важна доза препарата. В исследовании EUROPA была выбрана доза периндоприла 8 мг. После периода титрования с 4 до 8 мг, когда становится ясно, что больной хорошо переносит эту дозу, назначается базисная доза препарата 8 мг. Проведенное исследование в полной мере отвечает международным стандартам клинической практики, в этой связи не возникает никакого сомнения в полученных результатах, в их истинности и в том, что методику достижения этих результатов нужно переносить в клиническую практику. С сегодняшнего дня имеются доказательства эффективности длительной терапии периндоприлом, и врач может его назначать больным с ИБС с относительно низким риском.
Свидетельствуют ли результаты исследования об эффективности периндоприла при ИБС и других сердечно-сосудистых заболеваниях, в частности с сопутствующей АГ?
Больные, включенные в исследование, имели различные сопутствующие заболевания: АГ, сахарный диабет, инсульт в анамнезе, атеросклероз периферических сосудов. Я думаю, что по прошествии некоторого времени будет проведен дополнительный анализ эффективности такой терапии у больных с артериальной гипертензией на фоне сахарного диабета или поражения периферических сосудов.
Несомненное преимущество в этом исследовании, по сравнению с другими пациентами, получили пациенты с сопутствующей артериальной гипертензией, так как известно, что сочетание атеросклероза и АГ повышает риск сосудистых катастроф. Очень важно, что дополнительное исследование Престариума было проведено на фоне самой современной международно признанной терапии с включением b-блокаторов, влияющих на прогноз и прогрессирование заболевания; статинов, необходимых для стабилизации атеросклероза в различных сосудистых бассейнах; антитромбоцитарных препаратов. Отмечено, что дополнительное использование Престариума приводит к улучшению у всех категорий больных. С уверенностью можно заявить, что категория больных с АГ нуждается в лечении именно этим ИАПФ, так как эффективность Престариума доказана.
Можно ли говорить об эффекте класса ИАПФ, базируясь на результатах исследования EUROPA?
В этом исследовании изучалась эффективность только периндоприла, поэтому нельзя переносить результаты исследования на все ИАПФ, поскольку существуют различия во влиянии на механизмы прогрессирования атеросклероза, снижение риска развития коронарных и церебральных осложнений. Это не личное мнение, а требование доказательной медицины, международных стандартов оказания медицинской помощи. Периндоприл на сегодняшний день является единственным препаратом с доказанной эффективностью у больных со стабильным течением ИБС, и его можно назначать больным с ИБС из группы низкого риска для вторичной профилактики.
В заключение необходимо отметить, что получение достоверных результатов в плане профилактики прогрессирования атеросклероза открывает новые возможности для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Будем надеяться, что Престариум в скором времени найдет широкое применение в терапевтической практике и миллионы пациентов во всем мире получат возможность избежать грозных осложнений ИБС.