Головна ГЛИЦИСЕД<sup>&#174;</sup>-КМП: просто аминокислота или универсальное лекарство против стресса?

27 березня, 2015

ГЛИЦИСЕД®-КМП: просто аминокислота или универсальное лекарство против стресса?

Автори:
А. Л. Астахов, к. м. н., г. Киев

Хорошо известно, что при воздействии различных стрессовых факторов (химических, физических, психоэмоциональных) в организме человека происходят существенные сдвиги, направленные на повышение устойчивости организма к ним и формирование адаптационных реакций. Проблема стресса давно вышла за рамки патофизиологии и стала актуальной для врачей всех специальностей [10]. Основоположник теории о стрессе Г. Селье на основе особенностей адаптационных реакций биологического организма выделял два типа стресса — эустресс и дисстресс. По его определению, эустресс — такая степень выраженности адаптации организма в ответ на действие стрессовых факторов, которая в итоге порождает положительные эффекты — повышает устойчивость организма при действии на него чрезвычайных раздражителей. Дисстресс — «плохой стресс», формирующий повреждение вследствие срыва механизмов адаптации, часто способствующий развитию болезни. Тип реакции зависит одновременно и от силы действующего фактора, и от исходного состояния организма. Очевидно, что фактор небольшой силы, но действующий хронически, способен вызывать явления дисстресса и различные патологические состояния [11, 13].

Наиболее «привычная» для человека форма стресса — психоэмоциональное напряжение. Соответственно, клинически дисстресс проявляется в виде раздражительности, агрессивности, снижения умственной и физической работоспособности, ухудшения памяти и концентрации внимания, возникновения головных болей, тревожно-депрессивных расстройств, нарушений засыпания, сексуальных расстройств, сниженной иммунорезистентности [12].

С учетом общебиологических и медицинских взглядов на стрессовые реакции, врач должен располагать такими мерами профилактики и защиты, которые позволяли бы реакции организма проявиться в форме эустресса с меньшим психоэмоциональным напряжением, с быстрой ликвидацией последствий действия повреждающего фактора. И если речь идет об антистрессовых лекарственных препаратах, то подобные средства в первую очередь должны быть абсолютно безопасны — не иметь побочных эффектов и, в идеальном варианте, активировать физиологические реакции, лежащие в основе адаптивного поведения биологической клетки, направленные на поддержание гомеостаза. К таким средствам относится ГЛИЦИСЕД®-КМП — лекарственный препарат на основе незаменимой аминокислоты — глицина [1].

Глицин — аминоуксусная кислота (гликокол), простейшая алифатическая аминокислота H2NCH2COOH, содержащаяся во всех тканях организма [11]. Особенно велика ее концентрация в тканях головного и спинного мозга. Являясь метаболитом широкого спектра действия, специфическим регулятором активности нервных клеток, глицин выполняет роль естественного тормозного медиатора, взаимодействующего с глицинергическими и ГАМК-рецепторами. Благодаря подобным свойствам, глицин способен защитить нейроны от избыточного влияния катехоламинов, резкое увеличение содержания которых, как правило, сопутствует стрессу любого генеза. Биологическое значение глицина обусловлено также его участием в биосинтезе белков и многих физиологически активных соединений: глутатиона, гиппуровой и гликохолевой кислот, порфиринов [1, 10, 12, 14, 17].

ГЛИЦИСЕД®-КМП благодаря входящему в его состав глицину оказывает стрессопротекторное, антистрессовое и ноотропное действие. В функциональном плане действие глицина проявляется в успокаивающем эффекте. При этом ослабляются психоэмоциональные реакции, их проявления в ответ на чрезмерный раздражитель становятся более адекватными: уменьшается раздражительность, агрессивность, конфликтность, поведение становится «более разумным». Оказывая успокаивающее действие, глицин по остальным свойствам принципиально отличается от широко известных транквилизаторов (табл.). Его использование не требует приема транквилизаторов и уменьшает риск возникновения токсикоманий [16].

Сочетание седативного эффекта глицина с ноотропным его действием является важным терапевтическим преимуществом ГЛИЦИСЕД®-КМП [1]. По данным ЭЭГ, глицин увеличивает электрическую активность одновременно в лобных и затылочных отделах головного мозга. Подобное действие проявляется повышением внимания, нарастанием скорости счетно-вычислительных операций и физиологических реакций [10, 11].

Как химическое соединение глицин обладает свойством взаимодействовать с целым рядом химических соединений (альдегидами, кетонами, серосодержащими токсичными веществами, нитратами). Детоксицирующее действие глицина в первую очередь проявляется в отношении фенола. Взаимодействуя с фенолом, глицин образует абсолютно нетоксичное соединение — гиппуровую кислоту. Это свойство глицина делает его совершенно незаменимым при попадании фенола в окружающую среду. В подобных условиях глицин способен защитить нервную клетку за счет «укрепления оболочки нейрона», поскольку он используется для синтеза лецитина — одного из главных компонентов фосфолипидов [1, 4, 8, 17].

Антитоксическое действие глицина проявляется и в отношении лекарственных препаратов. Особенно это относится ко всем группам психотропных средств, применение которых способствует резкому снижению содержания аминокислоты в нервной ткани. Указанные выше свойства препарата позволяют широко использовать его при различных функциональных и органических поражениях нервной системы, энцефалопатиях различного генеза, при остаточных явлениях после травматических повреждений головного и спинного мозга.

В стрессовых ситуациях, уменьшая тревожно-депрессивные расстройства и напряжение, прием глицина способствует сокращению потребления спиртных напитков [1, 17].

Аспекты, обусловливающие терапевтическую эффективность глицина:

  • универсальное антистрессовое действие;
  • нормализация состояния нервной системы в период возбуждения, переутомления или общей астении (мягкое седативное действие);
  • улучшение умственной работоспособности и памяти (ноотропное действие);
  • антитоксическое действие при химических (в том числе алкогольных) интоксикациях;
  • неспецифическое иммунокорригирующее действие.

Важными свойствами глицина являются:

  • отсутствие у препарата противопоказаний и побочных эффектов;
  • отсутствие возрастных ограничений;
  • широкие возможности по подбору индивидуальных дозировок;
  • возможность создания комплексных схем лечения с другими лекарственными средствами.

Аминокислота глицин имеет обширный опыт применения в педиатрической практике. В детской неврологии используется при неврозах, неврозоподобных состояниях, цефалгиях разного генеза, последствиях черепно-мозговой травмы, нейроинфекции. В ряде клинических испытаний глицина отмечены: регресс неврологической симптоматики, компенсация нервно-психических и сомато-вегетативных нарушений, ослабление моторной расторможенности, исчезновение тревожности и фобических реакций, уменьшение возбудимости и агрессивности, улучшение памяти и внимания, нормализация процессов засыпания, увеличение продолжительности и глубины сна. При электроэнцефалографическом исследовании у детей выявлена тенденция к выравниванию биоэлектрической активности мозга и дезорганизованного a-ритма по всем зонам [1, 2].

На фоне применения глицина у больных расширяется словарный запас, исчезают невротические расстройства, сопутствующие различным соматическим заболеваниям. В обычной жизни применение препарата перед экзаменами, контрольными позволяет добиваться максимальных успехов. При этом динамика пульса и артериального давления однозначно указывает на существенное ослабление степени выраженности стрессовой реакции [3, 4].

Комплексные динамические исследования нейровегетативных и гемодинамических показателей у детей школьного возраста, страдающих вегетативной дистонией и получающих глицин, подтвердили его эффективность [5].

Исследования, проводимые в различных школах, показали, что курс глицинотерапии оказывает корригирующее действие не только на нервно-психический статус детей, но и на иммунную систему. Так, на фоне глицинотерапии увеличивались показатели уровня лизоцима слюны, что свидетельствует о благоприятном воздействии препарата на иммунную систему, в частности на неспецифическое звено иммунитета [9].

На фоне лечения глицином у обследованных детей не наблюдались какие-либо нежелательные побочные эффекты, что свидетельствует о хорошей переносимости препарата. Длительный прием глицина не сопровождался появлениями патологической зависимости и синдрома отмены. Было установлено, что при увеличении дозы седативный эффект глицина не нарастает и его прием не сопровождается возникновением патологического пристрастия, что отличает его от других лекарств, обладающих аналогичным действием [6, 7, 8].

Глицин получает все более широкую популярность у населения для профилактики и лечения психоэмоциональных расстройств. Обобщение результатов 4-летнего использования глицина всеми членами семьи — людьми всех возрастов (более тысячи наблюдений) показывает, что в стрессовых ситуациях препарат снижает эмоциональную напряженность, тревогу и страх, воздействуя на психопатологические расстройства невротического характера, улучшает «климат» в семье, сохраняя здоровье ее членов [1, 10].

В области ядра подъязычного нерва обнаружена наибольшая плотность глициновых рецепторов, поэтому подъязычная область ротовой полости обладает высокой чувствительностью к воздействию глицина. Поэтому сублингвальное применение препарата ГЛИЦИСЕД®-КМП обеспечивает его максимальную эффективность [1, 16].

ГЛИЦИСЕД®-КМП изготавливается на основе высококачественной субстанции фармацевтическим предприятием ОАО «Киевмедпрепарат» с более чем полуторавековым опытом производства лекарственных препаратов. Особенностью данного лекарственного средства является его широкое наличие в аптеках страны, безрецептурный отпуск и доступность по цене.

Литература

  1. Попов С.Б., Слюсаренко И.Т. Отчет о проведении ограниченных клинических испытаний препарата «ГЛИЦИСЕД®-КМП» (производства ОАО «Киевмедпрепарат»). Украинская фармацевтическая академия, клиническая база Фармакологического Комитета МЗО Украины. Харьков, 1998.
  2. Калиметова С.М., Нарциссова Е.А., Лихтерова Е.Я. Аспекты использования лекарственного препарата Глицин у больных эпилепсией. Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». М. 1997 , том IV, с. 55.
  3. Гончарова О.В. Применение препарата Глицин у детей с речевыми нарушениями. Материалы V Конгресса педиатров России «Здоровый ребенок». М., 16-18 февраля 1999 г., с. 97.
  4. Гончарова О.В., Вахрамеева С.Н. Метаболитная терапия: перспективы применения. Материалы Научно-практической конференции педиатров России «Фармакотерапия и фармакогенетика в педиатрии», М., 26-28 сентября 2000 г., с. 41.
  5. Козлова Л.А., Яйленко А.А. Применение глицина в лечении вегето-сосудистой дистонии у детей. Российский национальный конгресс «Человек и лекарство», М., 1996, том III, с.138.
  6. Испытание глицина в качестве средства для лечения минимальной церебральной дисфункции у детей и подростков. Рукопись научного отчета ВНИИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи МЗ СССР (руководитель работы к.м.н. Ананьева Н.А.). М., 1991.
  7. Профилактика и коррекция отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков аминокислотой глицин. В кн. «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы». Методическое пособие под редакцией Г.Н. Сердюковской. М., 1993, с. 99-102.
  8. Дьячкова Н.Г. Опыт применения препарата Глицин для профилактики и коррекции отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков в условиях детских учреждений. «Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». М. 1997, т. IV, с.160.
  9. Доскин В.А., Лещенко М.В., Комиссарова И.А. Метаболическая коррекция нарушений иммунного статуса у детей с перинатальным повреждением ЦНС.
  10. Дьячкова Н.Г, Гудкова Ю.В., Солдатенкова Т.Д., Кондрашова Т.Т., Бурбенская Н.М., Комиссарова И.А. Использование сублингвального препарата Глицин для профилактики и лечения психоэмоциональных расстройств при стрессовых ситуациях. «Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». М. 1996, т. III, с. 263.
  11. Fagg G.E., FosterA.C. Neurosci 1983;96:701-719.
  12. Koek W., Woods J.H., Winger G.D. J Pharmacol Exr Ther 1988;245: 969-974.
  13. Mayor F., Valdivieso P., Ugar M. J Amino Acid Neurotrans Adv Bio-chem Psychopharm 1991;29:551-560.
  14. Lyden P.O. GABA and Neuroprotection. In: Neuroprotective Agents and Cerebral Ischemia. Eds. A.R. Green, A.J. Cross. London: Academic Press Limited 1997;233-258.
  15. Mayor F., Valdivieso P., Ugar M. J Amino Acid Neurotrans Adv Bio-chem Psychopharm 1991;29:551-560.
  16. Wahlgren N.G. Cytoprotective therapy for acute ischaemic stroke. In: Stroke Therapy. Ed. M. Fisher. Boston: Butterworth & Heine-mann 1995;315-350.
  17. Wahlgren N. G. A review of earler clinical studies on neuroprotective agents and current approaches. In: Neuroprotective Agents and Cerebral Ischaemia. Eds. A.R. Green, A.J. Cross. Acad Press Limited 1997;337-363.