Головна История болезни Йозефа Гайдна: ринологический пациент в ХVІІІ столетии

27 березня, 2015

История болезни Йозефа Гайдна: ринологический пациент в ХVІІІ столетии

Йозефа ГайднаХорошо документированные случаи болезней известных исторических личностей дают нам детальную информацию о том, как диагностировали и лечили те или иные заболевания в прошлых столетиях. Случай глухоты композитора Бетховена обсуждается очень часто, в том числе и в медицинской литературе, в то время как болезнь его учителя и коллеги Йозефа Гайдна (рис. 1) упоминается редко. Знаменитый австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) в течение более 30 лет своей жизни страдал от носовых полипов. Сегодня мы можем найти информацию не только о том, как заболевание влияло на жизнь великого композитора, но и о проведенных оперативных вмешательствах.

Самое раннее сообщение о носовом полипозе документировано непосредственно Йозефом Гайдном. 8 апреля 1783 г. он написал редактору музыкального издательства Artaria в Вене: «Постоянно повторяющееся недомогание, я имею в виду свои носовые полипы, абсолютно не позволяет мне работать. Вам придется терпеливо подождать новых песен в течение 8-14 дней, пока моя больная голова с помощью Господа Бога обретет свои прежние способности» [1].

Очевидно, Йозеф Гайдн был опытным пациентом. Он знал о рецидивах своей хронической болезни и стандартных методах ее хирургического лечения. Кто лечил знаменитого композитора и какой была оперативная техника при назальных полипах в конце ХVІІІ ст., узнаем из сообщений биографа Гайдна Георга Аугуста Гризингера (1769-1845). Читаем некоторые интересные детали: «Гайдн жаловался на полип в носу, который перевязывал хирург монастыря «Братьев милосердия» в Эйзенштадте трижды за тридцать лет, когда тот опускался вниз и затруднял дыхание… Гайдн привык говорить: «Я должен избавиться от этого товарища до того, как буду гнить под землей. Моя мать страдала такой же болезнью, но она не убила ее» [2].

В 1761 г. Гайдн в качестве композитора и капельмейстера поступил на службу к одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии Эстергази. В течение большей части года композитор должен был находиться в Эйзенштадте (Австрия) – резиденции князя Пауля Антона Эстергази. Личность хирурга из монастыря «Братьев милосердия» в Эйзенштадте, который трижды оперировал Гайдна, неизвестна, хотя установлено, что личным хирургом семейства Эстергази в 1780-х годах был брат Лео Кох [3].

Александро БрамбиллойИменной список монахов монастыря «Братьев милосердия» в Вене указывает на то, что Лео Кох был посвящен в духовный сан 17 апреля 1777 г. Он был настоятелем монастыря в Эйзенштадте и, по всей вероятности, как минимум одним из хирургов Гайдна в те годы, когда тот служил у князя Эстергази. Техника, которую применял монах Кох для лечения полипов, заключалась в их лигировании [2]. Нить или тонкая проволока затягивалась вокруг основания полипа на несколько дней, вызывая его анемизацию и отторжение. Лигирование стало наиболее часто применяемой техникой оперативного лечения полипов в ХVІІІ ст., так как фатальные кровотечения при таком вмешательстве были редкими.

В четвертый раз Гайдн был прооперирован в Вене личным врачом и хирургом императора Йозефа II Джиованни Александро Брамбиллой (1728-1800) (рис. 2). Гайдн был очень недоволен и хирургической техникой Брамбиллы, и результатами операции. Еще один биограф Гайдна Альберт Кристоф Диес (1755-1822) в 1810 г. писал: «Гайдну приходилось подвергаться хирургическим вмешательствам снова и снова, он был разочарован даже руками знаменитого Брамбиллы – потеряв часть носовой кости, он все еще не излечился от полипов» [4].

Дата четвертой операции точно не документирована, по предположению, она была проведена до 1795 г., то есть до ухода Брамбиллы в отставку. Очевидно, оперативная техника, которую применял Брамбилла, – вырывание или вырезание носовых полипов – была более болезненной. Маловероятно, что он удалил часть носовой кости. Скорее всего, Брамбилла случайно сделал резекцию костной части средней или нижней носовой раковины, а Гайдн принял эту костную ткань за часть носовой кости.

6. Набор инструментов Дж.А. Брамбиллы Красная коробка XIII В 1781 г. Брамбилла в своем руководстве Instrumentarium Chirurgicum Viennense описал много инструментов, которые использовались в то время для лечения носовых полипов [5]. В архиве Института медицинской истории в Вене имеется копия этой книги (рис. 5). В том же архиве была найдена коробка, содержащая хирургические инструменты, («Красная коробка XIII pro polypis narium» (рис. 6), которые в точности по форме и компоновке соответствуют инструментам в руководстве Брамбиллы (рис. 5). Вероятно, это оригинальные инструменты Брамбиллы, с их помощью он мог лечить Гайдна.

Еще при жизни Гайдн был знаменитым и признанным композитором, поэтому его дважды приглашали посетить Англию. Во время первого визита (1791-1792) он консультировался у знаменитого анатома и хирурга Джона Хантера (1728-1793) (рис. 5). Заметка об этом враче есть в первой лондонской записной книжке Гайдна: «Мистер Хантер – самый великий и самый знаменитый хирург Лондона. Leicester Square».

Рис. 5. Страница из руководства Дж.А. Брамбиллы Instrumentarium Chirurgicum Viennense (1781). Из архива Института Гайдн был хорошо знаком с семьей Хантера – жена хирурга Энн была либреттистом английских канцонетт Гайдна и его песен. Хантер советовал Гайдну провести еще одну операцию по поводу полипов. Однако опыт лечения у Брамбиллы, скорее всего, стал причиной скептического отношения Гайдна к каким бы то ни было хирургическим вмешательствам. Биограф Диес цитирует из личной корреспонденции Гайдна: «Знаменитый хирург Хантер практиковал ежедневно и всегда успешно проводил хирургические операции. Он обследовал мои полипы и предложил излечить меня от болезни. Я согласился отчасти, но операция была отложена, и в конце концов я забыл о ней. За несколько дней до моего отъезда м-р Хантер просил меня посетить его в связи с некоторыми срочными обстоятельствами. Я пошел к нему. После приветствия несколько крепких парней вошли в комнату, схватили меня и попытались привязать к стулу. Я кричал, бил их кулаками и ногами, пока не сумел освободиться. М-р Хантер уже был наготове со своими хирургическими инструментами, однако я старался убедить его, что не согласен на операцию. Он удивился моему упрямству и, кажется, пожалел меня, потому что я не стремлюсь испытать его способности. Я извинился, аргументировав свой отказ отсутствием времени, связанным с моим скорым отъездом, и попрощался с ним» [4].

В 1972 г. Гайдн вернулся из Лондона в Вену. В последующие месяцы его состояние ухудшалось, и он отложил вторую поездку в Англию на один год. 17 января 1793 г. в English Diary (Woodfall’s Register) писали: «Гайдн, великий композитор, не сможет посетить страну так скоро, как он ожидал, из-за полипа в носу, по поводу которого он уже подвергался болезненной операции, к сожалению, безуспешной».

На следующий день Morning Herald также написали заметку о болезни Гайдна: «Несчастный Гайдн остается в Германии, так как он очень болен. Однако он успокаивает Англию и обещает приехать, как только сможет. Он огорчен затяжной и тяжелой болезнью – полипом в носу, в связи с которым он недавно перенес операцию» [6].

 Йозеф Гайдн (1732-1809). Карандашный портрет, написанный Дж. Дансом (1794). Из музея Гайдна, ВенаГайдн вернулся в Англию в 1974 г. Повторная консультация Хантера не состоялась, так как известный хирург скончался за год до этого. Во время второго визита Гайдна в Англию художник Дж. Данс сделал карандашный портрет композитора (рис. 3). Гайдн очень хвалил этот портрет как лучший из всех, которые когда-либо были сделаны. Данс запечатлел образ Гайдна с заметной деталью – композитор дышит открытым ртом. Это могло быть симптомом назальной обструкции, вызванной назальным полипозом [7].

Рис. 4. Гипсовый слепок с посмертной маски Йозефа Гайдна. Из музея Гайдна, Эйзенштадт, АвстрияКогда 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет Гайдн умер от сердечной недостаточности, по меркам того времени он был очень старым человеком. Его слуга Иоганн Эльслер сделал посмертную маску композитора. Неизвестно, существует ли сегодня эта оригинальная маска. Фотография гипсового слепка с той посмертной маски, который хранится в музее Гайдна в Эйзенштадте, представлена на рисунке 4.

На маске видна выпуклость со стороны правой щеки, которая могла быть симптомом носового полипоза, которым Гайдн страдал в течение длительного времени. Морфологическая корреляция с малигномой носа, околоносовых пазух или верхней челюсти не очевидна. Поскольку он в течение более чем 30 лет страдал этой болезнью, нет никакого сомнения в том, что ринологическим диагнозом был полипоз носа и околоносовых пазух. Рецидив носовых полипов – типичное явление после интраназальной полипэктомии.

Гайдн был похоронен в Вене 1 июня 1809 г. Несколькими днями позже его тело было незаконно эксгумировано. В конце ХVІІІ века Франц Йозеф Галль (1758-1828), австрийский врач, основатель френологии, развил теорию о том, что характер человека и его таланты отражает форма его головы. Из-за фанатичного увлечения френологией смотритель провинциальной австрийской тюрьмы Иоганн Непомук Петер с сообщниками выкрали череп Гайдна.

Надругательство над телом Гайдна впервые было замечено в 1820 г., когда князь Николай Эстергази принял решение о перемещении тела в королевский склеп в Эйзенштадте. Было доказано, что Петер и его сообщники виновны в этом преступлении, но при задержании они сдали череп другого трупа. После многих лет поиска череп Гайдна был найден. В 1906 г. его изучил известный австрийский анатом Юлиус Тандлер (1869-1936) [8]. Он описал лобный отросток верхнечелюстной кости справа как очень выступающий, что соответствует выпуклости на правой щеке на посмертной маске. Также Тандлер отметил, что носовая полость и решетчатые пазухи с правой стороны намного шире, чем слева. Латеральная стенка нижнего носового хода справа смещена настолько, что гайморова пазуха стала очень узкой. Все это могло быть результатом длительного хронического воспалительного процесса и давления со стороны носового полипа. В 1954 г. подлинный череп Гайдна был похоронен в его могиле во время торжественной церемонии в «Горной Церкви» Эйзенштадта.

Подводя итоги, необходимо отметить, что Гайдн страдал назальным полипозом и был четырежды прооперирован по этому поводу. Наиболее распространенными хирургическими техниками в то время было лигирование полипов, их вырывание и вырезание. Болезненность операций, опасения по поводу осложнений и постоянные рецидивы болезни стали причиной скептического отношения Гайдна к хирургическому лечению. Нет никакого сомнения в том, что хроническая болезнь неоднократно препятствовала Гайдну в его творчестве – иногда он не мог писать музыку в течение нескольких дней, бывало и недель. К счастью, это случалось не очень часто. Его многочисленные и очень талантливые произведения свидетельствуют о том, что болезнь не отнимала у него много времени.

Литература

1. Bartha D. Joseph Haydn: Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen. Kassel: B?renreiter, 1965.

2. Griesinger G.A. Biographische Notizen ?ber Joseph Haydn. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1810.

3. Harich J. Haydn Documenta (I). In: F?ssl KH , Harpner S , Landon HCR , eds. The Haydn Yearbook. Pennsylvania and Vienna: Theodore Presser Company in association with Universal Edition, 1963: 2-32, vol. 2.

4. Dies A.C. Biographische Nachrichten von Joseph Haydn. Vienna: Camesinaische Buchhandlung, 1810.

5. Brambilla J.A. Instrumentarium Chirurgicum Viennense oder Wiennerische Chirurgische Instrumenten-Sammlung. Vienna: Matthias Andreas Schmidt, 1781.

6. Landon H.C.R. Haydn in England: 1791-1795. In: Haydn: Chronicle and Works. London: Thames & Hudson, 1976, vol 3.

7. Franken F.H. Joseph Haydns Leben aus medizinischer Sicht. Wien Klin Wochenschr 1976; 88: 429-32. Links.

8. Tandler J. ?ber den Sch?del Haydns [special reprint]. Communications of the Anthropological Soc Vienna. Vienna: The Anthropological Society, 1909: 1-8, vol 39.

Статья напечатана в сокращении.

Laryngoscope. 2000 Jul; 110(7): 1078-81.

Перевод Натальи Мищенко

Номер: № 9/1 Квітень - Медична газета "Здоров’я України"