27 березня, 2015
Фармакотерапия синдрома хронической усталости
Синдром хронической усталости является относительно новым понятием в современной клинической практике. Однако его медицинская и социальная роль стремительно возрастает, что обусловлено значительным увеличением количества пациентов с данной патологией, особенно в развитых странах.
Синдром хронической усталости впервые был описан в США в 1984 г. как эпидемическая вспышка, хотя его клиническая картина была известна еще с конца XIX – начала XX ст. под различными определениями: «нейроциркуляторная астения», «неврастения», «хроническая вирусная инфекция» и др. К 1988 г. были достаточно подробно изучены основные клинические проявления заболевания, а в США даже создан Национальный центр хронической усталости.
Распространенность
По различным данным, распространенность синдрома хронической усталости в мире составляет от 0,01 до 2,8%, а при первичном обращении к врачам общей практики – от 0,006 до 3% и даже от 1,4 до 4%. Очевидно, что в развитых странах эти показатели существенно выше. Например, в США в настоящее время насчитывается до 5 млн лиц, страдающих от этого состояния. Системная статистика заболеваемости вышеуказанным синдромом в Украине отсутствует, но предполагается, что ее уровень может превысить приведенные цифры.
Синдром хронической усталости проявляется преимущественно у пациентов молодого и среднего возраста (20-50 лет), причем свыше 2/3 подверженных такому состоянию – женщины. Его часто называют «светской инфекцией» или «синдромом белых воротничков», что подчеркивает частоту его развития у трудоспособной части населения с интенсивным характером работы и ненормированными нагрузками, особенно среди менеджеров. Другим предрасполагающим фактором является экологически неблагоприятная среда с повышенным уровнем химического и радиационного загрязнения.
Этиология синдрома до сих пор остается невыясненной. Основными теориями его развития служат вирусная, иммунная, токсическая, нейрорегуляторная и психиатрическая (при рассмотрении в качестве варианта течения депрессивного синдрома). Ведущую роль в патогенезе синдрома хронической усталости играют нарушения нервной и иммунной систем в виде дисбаланса активности отдельных звеньев в каждой из них.
Основные проявления
Основой клинической картины синдрома хронической усталости является астенический синдром. Астения, или состояние нервно-психической и физической слабости, проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому или умственному напряжению, однако ее симптомы могут варьировать в зависимости от формы и/или стадии патологического процесса, анамнеза, возраста и т. д.
Принципиальное отличие астенического синдрома от простой усталости заключается в том, что усталость возникает в результате истощения энергетических запасов, тогда как астения является следствием нарушения регуляции использования этих ресурсов. В целом астенический синдром можно рассматривать как патологически измененную реакцию адаптации нервной системы в ответ на физическое и психическое перенапряжение, экзо- или эндогенные интоксикации, сосудистые расстройства и др.
Наряду с проявлениями собственно усталости, слабости, симптомами инфекционного заболевания (лихорадка, лимфаденопатия, боли в горле и т. д.) важное место в клинической картине синдрома занимают интеллектуально-мнестические и невротические расстройства. Частыми являются жалобы на ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, восприятия новой информации, трудности в учебе в сочетании с раздражительностью, эмоциональной нестабильностью, депрессиями, нарушениями сна.
Таким образом, синдром хронической усталости можно рассматривать как «конфликт адаптации» между организмом и окружающей средой, в котором механизмы астенизации играют ведущую роль. В биохимическом плане это выражено такими метаболическими нарушениями, как лактацидоз и гипераммониемия, служащие основой дизрегуляции энергетического обмена, в частности нарушения усвоения кислорода клетками мозга и периферических органов в результате накопления лактата; токсического поражения тканей организма и ЦНС в результате воздействия повышенных концентраций аммиака.
По современным представлениям, существенное значение в центральных механизмах патогенеза данного синдрома принадлежит нарушениям лимбико-ретикулярного комплекса. Несмотря на то что конкретные молекулярно-биохимические механизмы развития упомянутых нарушений при указанном синдроме остаются не вполне ясными, очевидно, что нейрометаболический компонент, в частности гипераммониемия, играет важную роль в реализации патогенетической цепи формирования клинической картины патологии.
Современная фармакотерапия: проблемы и перспективы
На сегодня проблема эффективной фармакотерапии синдрома хронической усталости остается нерешенной. Разнообразные лекарственные средства при этом применяются зачастую эмпирически, без должного обоснования целесообразности их назначения, и приносят, как правило, незначительные результаты.
Лечение синдрома хронической усталости должно быть комплексным и патогенетически обоснованным. С различной степенью успеха применяются дозированные физические нагрузки, рефлексотерапия, физиотерапия, психотерапия и др. Довольно широко, хотя не всегда эффективно, используют иммунотерапию (иммуноглобулины, иммуностимуляторы), глюкокортикоиды, НПВП, анальгетики, Н2-блокаторы, витамины, микроэлементы. Нейрофармакотерапия при данном синдроме остается практически неразработанной. Попытки применения ингибиторов обратного захвата серотонина и других антидепрессантов, холинергических, седативных и снотворных средств не подтвердили целесообразности использования этих препаратов в качестве патогенетической терапии; они зарекомендовали себя только как корректоры отдельных симптомов. Более успешным оказалось применение ноотропных средств, однако высокая лабильность клинического ответа на эти препараты и их недостаточное антиастеническое действие позволяют рассматривать этот класс лекарственных средств как важный, но не единственный компонент комплексной терапии.
В то же время необходимость выработки важной стратегии патогенетического лечения синдрома хронической усталости не всегда осознается практическими врачами, хотя при отсутствии адекватной коррекции этих нарушений любая терапия, рассчитанная на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, не может быть достаточно эффективной.
Эффективность препарата Стимол
Одним из перспективных средств для устранения синдрома хронической усталости является комбинированный препарат Стимол (цитруллина малат). Малат – это дикарбоновая кислота, участвующая в обеспечении основного метаболического пути энергообеспечения организма – цикла Кребса. При его реализации происходит окислительное фосфорилирование, то есть синтезируется АТФ – основной поставщик свободной энергии для реализации обменных энергозависимых процессов. В результате активации цикла Кребса запускается метаболический путь глюконеогенеза, что снижает содержание лактата в тканях и способствует накоплению макроэргических фосфатов, то есть коррекции энергетического обмена.
Цитруллин – аминокислота, играющая важную роль в детоксикации аммиака, образующегося в процессе распада азотсодержащих соединений в пределах орнитинового цикла. За счет активации этого цикла происходит стимуляция распада аммиака и уменьшение гипераммониемии.
С точки зрения фармакологии Стимол можно рассматривать как адаптоген широкого спектра действия, повышающий адаптационно-компенсаторный потенциал организма в условиях патологии, поэтому применение препарата при синдроме хронической усталости представляет особый интерес.
За последние годы накоплен достаточно большой клинический опыт применения Стимола при широком круге нозологических форм и патологических состояний, сопровождающихся астеническим синдромом. Следует подчеркнуть благоприятное действие препарата при невротических расстройствах, сопровождающихся выраженным астеническим и психовегетативным компонентом и сходных по ряду патогенетических аспектов с синдромом хронической усталости. Применение традиционных психотропных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), седативных средств либо психостимуляторов в данном случае способствует коррекции только отдельных симптомов, оказывая незначительное влияние на проявления собственно астении. Вместе с тем, учитывая тесную взаимосвязь психоэмоциональных и когнитивных расстройств при синдроме хронической усталости с развитием астенического синдрома, применение Стимола можно считать важной задачей симтоматической терапии.
Стимол оказывает также антиастенический эффект и при нейроциркуляторной дистонии (НЦД) – типичной форме психосоматической патологии, – способствуя устранению явлений психической и физической слабости, улучшая когнитивные функции, однако не влияя при этом на уровень артериального давления. Кроме того, при НЦД обнаружено его комплексное антиастеническое, антиинсомническое и мягкое анксиолитическое действие.
При всех перечисленных состояниях Стимол использовали в качестве монотерапии. Тем не менее с учетом его физиологического характера и минимальной возможности межлекарственного взаимодействия Стимол может безопасно применяться в комбинации с другими препаратами соматотропного и нейротропного действия в комплексной терапии синдрома хронической усталости.
Кроме того, важными в практическом плане являются такие клинико-фармакологические особенности препарата, как отсутствие влияния на ритм сердца и артериальное давление, функциональное состояние почек, а также липидный спектр крови и углеводный обмен.
Стимол может широко применяться при сопутствующей патологии сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, атеросклерозе и др.) и почек, сахарном диабете и т. д.
Таким образом, имеющиеся на сегодня данные подтверждают целесообразность применения Стимола в лечении клинической основы синдрома хронической усталости – астенического синдрома, что дает возможность рассматривать этот препарат как компонент комплексной фармакотерапевтической стратегии.
Дополнительными преимуществами Стимола являются:
– высокая степень безопасности, низкий риск побочных эффектов и передозировки;
– простота и удобство применения, высокий комплайенс;
– безрецептурная форма отпуска.
Стоит отметить, что принципы и схемы рациональной фармакотерапии при синдроме хронической усталости требуют усовершенствования, особенно относительно нейрометаболических аспектов и коррекции адаптационного потенциала организма. Дальнейшее накопление отечественного клинического опыта применения Стимола будет способствовать расширению сферы его использования как эффективного корректора процессов энергетического метаболизма и повышения уровня адаптационно-компенсаторных процессов и поможет оптимизировать принципы и методы лечения синдрома хронической усталости.
Список литературы находится в редакции.