27 березня, 2015
Медицина украинского казачества:
сочетание вековой народной мудрости и боевого духа
Со времен европейского средневековья сохранилось предвзятое отношение к волкам. Однако у предков современных чехов и словаков – черных хорватов – еще с языческих пор осталось иное, уважительное, отношение к королю лесов. Если в семье умирали мальчики, то новорожденного сына называли «Вилк» (волк). Ныне хорваты, проживающие на Балканах, считают этого зверя не злым, а умным и могучим долгожителем.
Украинские казаки не устраивали неравных облав на волка, а в открытой схватке сражались с сильным хищником, поскольку уважали противника. Они считали, что регулярно употребляя волчатину в пищу, прожить можно дольше, к тому же слух и острота зрения от этого только выиграют. Распарив волчью шкуру над котлом с кипящей водой и растерев ею поясницу, которую внезапно «потянуло», а после завернувшись в эту шкуру на целую ночь, казак наутро становился здоровым.
Народные предания упоминают и целебные травяные настои на «волчьей воде», но их рецепты навсегда утеряны – не сохранилось ни одного письменного источника, свидетельствующего об этих травяных настоях, поскольку перед ликвидацией Сечи запорожцы сожгли медицинские архивы, находившиеся в Пустынно-Николаевском и Спасо-Преображенском монастырях.
Без коня казак не воин
Казак и конь... Немало песен и дум посвящены их преданности друг другу. Большую часть своей жизни казаки проводили в седле. Передвигаясь то рысью, то иноходью, а то и галопом, переходящим в стремительный карьер, всадник использовал преимущества верховой езды. В походе казачий отряд шел в основном по оврагам – неторопливо, размеренно, сберегая силы для возможного боя.
Не придумать лучшего массажа, чем верховая езда. Согласно китайской терапии чжень-цю, кожный покров поясницы, ягодиц, тыльной стороны бедер имеет сравнительно немного нервных точек, которые находятся несколько глубже, чем соответствующие точки других участков человеческого тела, и требуют более ощутимого массажа. Верховая езда стимулирует эти точки. И если в случае стремительного аллюра частота ударов по мышцам наездника достигает 50 в минуту, то спокойный ход коня способствует снижению количества таких ударов до 10-20. Всадник полностью расслаблялся, то есть пребывал в важном для воина состоянии, готового к сокрушению даже численно превосходящего противника. Его мысли становились спокойными, рассудительными.
И не шли у казаков в бой «пятнадцатилетние капитаны» по простой причине – именно конь «диктовал» такие условия. Неокрепшая нервная система юных казаков-джур в первые минуты боя привела бы к неоправданно большим потерям. Перейдя на боевой аллюр, конь быстро «разогрел» бы его мысли, что, несомненно, повлекло за собой потерю ощущения адекватности в бою. А вот организм возмужавшего рыцаря украинских степей, постепенно меняя душевное состояние, создавал ему явные преимущества в опасных баталиях. Ведь конному казаку предстояло умело провести фехтовальный «тур» не на жизнь, а на смерть, что требовало точности и скорости руки, а для этого необходимы высокие показатели статической силы мышц предплечья, всей руки, спины и даже ног.
В мирное время подготовка заключалась в приемах поглаживания, пощипывания, ручной вибрации. Все эти компоненты мышечной «разминки» перед боем и предоставляла неторопливая верховая езда.
Верный друг казака, конь приучил своего хозяина рационально передвигаться по земле. Свободная, волнообразная походка, сопровождавшаяся упором на всю стопу, выводила из себя аракчеевских фельдфебелей, когда они муштровали казацких наследников-рекрутов на плацу. «Что это ты, как за возом тянешься!» – негодовали они. Действительно, по немецким строевым меркам, укоренившимся во многих армиях мира, гусиный чеканный шаг стал образцом прохождения войск на парадах. А в советских пропагандистских кинолентах вроде «Чапаева» умудрялись даже возвести парадный строй в ранг боевого построения идущих в наступление офицеров генерала Каппеля. На самом же деле только естественная походка дает возможность, без устали преодолев значительное расстояние, сразу же после демонстрационного марша в полной боевой готовности вступать в битву.
Остались в далеком прошлом славные казаки, им на смену пришли целые поколения потомков, не коснувшиеся лошади даже рукой. Иметь в наше время скакового коня могут себе позволить немногие украинцы – слишком дорогое удовольствие. Массажного приспособления наподобие седла не существует. А ведь должно быть! Дети, воспринимающие многое в жизни более остро и тонко, чем взрослые, сохранили такую игру-тренинг, как «качели на доске». Эта бесхитростная забава и есть аналог верховой езды, где доска – седло, а ногам ребенка отведена роль лошадки.
Подобный тренировочный снаряд с мягким приземлением, с амортизацией при толчке мог бы быть полезным для реабилитации человека после полиомиелита, для коррекции осанки при кифозах, сколиозах и т. д. Дешевизна таких «качелей» ставит их в ряд доступных практически для всех нуждающихся.
Лекарства в подарок от природы
В книге «Літопис Малоросії, або Історія козаків-запорожців» французский дипломат ХVII cт. Жан-Бенуа Шерер довольно подробно описал богатую флору и фауну средневековой Украины, но об основной растительности наших степей – травах – автор почти ни словом не обмолвился, упомянув только камыш. Подобная сдержанность в описании степной флоры была характерна для большинства европейцев, посещавших наши родные земли. Ответ прост: они выросли в краях, где в отличие от славянских народов низкорослая растительность степей и лесных просек не обволакивалась магическим флером. Веками украинская «прерия» не ощущала на себе «хирургического» вмешательства плуга. На протяжении столетий по этой территории передвигались целые народы, так и не закрепившись здесь навсегда, оставляя после себя не только воспоминания, но и кровавый след многочисленных сражений. Не оттого ли степные земли Украины, столь обильно политые не только водой, так богаты плодородным слоем гумуса?
Согласно данным ООН, 25% всех черноземов сосредоточены именно здесь, в украинском государстве. И ни одна страна мира не располагает в таком количестве этим важным природным ресурсом! Наши предки как будто специально берегли черноземные земли для нас, ныне живущих. Украинцам средневековья вполне хватало хлеба для своих скромных потребностей. Вот почему вплоть до воцарения на престоле Российской империи немки Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской (Екатерины II) земли Таврической и Херсонской губерний оставались неприкасаемыми в агрономическом отношении.
Окинем же мысленно гордым взором нетронутую цивилизацией степь нашей Родины 400-летней давности. Бескрайнее море трав предстает перед нами, где главенствующее положение занимали типчак, евшан (степная полынь) и послушный всем ветрам ковыль. С апреля по июль богатое разнотравье украинских степей буйно расцветало. Ковыль достигал такой высоты, что мог скрыть от людских глаз конного всадника, защищая казака от врагов. Степная растительность служила прекрасным питательным кормом для животных. Независимо от состава травяного ассортимента, пыльца растений вместе с чистейшей росой являлись своеобразными, неповторимыми стимулирующими лекарствами наподобие женьшеня, маралового корня или зеленого чая. Нельзя не упомянуть и калган (аптечный корень), который в Запорожской Сечи казаки называли «казацким женьшенем». А процедура казацких «зеленых ванн» завораживает своей простотой и полезным воздействием. После купания в речке или озерце казаки не вытирались, а нагишом заходили в степной или луговой травостой и неторопливо по нему продвигались. Постепенно благоухающая смесь пыльцы и росы наслаивалась на коже человека. Казаки имели длительный контакт с продуктами трав, находясь после «ванны» в тени и медленно высыхая. Можно предположить, что благотворное влияние на организм такой бальнеологии было универсальным.
Французский историк Борис Шевалье в своих заметках об Украине XVII в. отмечал: «Казаки крепки, стройны, способны к разным ремеслам, неутомимы в труде и бою, смелы и храбры». Один из польских прелатов Йен восхищался остротой зрения украинцев, упоминая факт гашения свечи выстрелом из пистоля на расстоянии 100 шагов. Составив же реестр современных заболеваний, с которыми украинские казаки не были знакомы, мы убедимся, что достижения народной медицины давно минувших лет станут очевидными.
Невосприимчивость многих украинцев тех времен к ряду хворей вырабатывалась предварительным закаливанием и, несомненно, генетически. Купание в травах играло при этом неоценимую роль. Важность такой целебной методики прослеживается и в самом таинственном летнем празднике украинского народа – Ивана Купала.
Неисчислимое множество растений экологически чистой природы Великого Луга и Дикого Поля щедро одаривали казаков богатой палитрой натуральных лекарств. Аир (татар-зелье) и крапива, одуванчик и береза, осина и конский каштан, подсолнечник и сон-трава – далеко не полный перечень даров лесов, лугов и степи – помогали казачьему обществу в бою и в часы затишья. На землях Запорожского низового войска (ныне – Днепропетровская и Запорожская области) до настоящего времени применяют порошок корня аира и его отвар для заживления ран. Настоянной на крапиве водой казак «чистил» печень и почки, останавливал носовое кровотечение. Более 50 различных недугов помогал побороть казакам обыкновенный одуванчик, нектар которого, как утверждают пчеловоды, присутствует в каждой капле меда. А если подводили суставы – первой помощницей выступала береза. Даже считающаяся лесным бурьяном осина, оказывается, находила полезное применение в Сечи. Подагра и болезни почек, гастрит и малярия поддаются лечению почками осины и ее молодыми побегами. С давних времен у нашего народа широко применялись целебная сон-трава как успокоительное средство при бессоннице, невралгии, истерии, а также при бронхиальной астме и почечной колике. Что касается конского каштана, то он эффективен при тромбофлебите, геморрое, трофических язвах.
К сожалению, повсеместное шельмование «сельского ведьмования» (следует помнить, что это слово происходит от глагола «ведать», то есть знать) свое черное дело сделало – научная медицина напрочь отказалась от дикорастущих злаков, в частности от ковыля. Сохранившиеся в украинских селах отдельные рецепты народной терапии пока остаются на областном уровне, появляясь иногда в городах (пример успеха основанного академиком Д. Зубицким предприятия «Народна медицина Данила Зубицького»).
Бессмысленно возражать утверждению, что высокая толерантность фитолекарств выгодно отличает их от препаратов, изготовленных в результате химического синтеза. Выводы ученых указывают, что это связано с тем, что между клеточными, биохимическими и многими промежуточными и конечными продуктами обмена нашего организма и растений существует немало общего, что стало привычным для физиологии человека.
Переоценка роли фитотерапии не только как важнейшего средства профилактической медицины, но и весомого подспорья в деле лечения сердечно-сосудистых, легочных, печеночных заболеваний, не говоря уже о таких патологиях, как вегетоневрозы, усиленное потоотделение, заикание, весьма актуальна сегодня. Конечно, от этих патологий не умирают, но и полноценно наслаждаться жизнью тоже не могут. Если же руководствоваться принципом гомеопатии – «Подобное лечится подобным», – быть может, именно «травокупанием» стоит попробовать лечить наркоманов и токсикоманов. Прекрасный подарок нашего славного казачества жертвам современной цивилизации!
Ввиду географического положения Украины – рядом с Османской империей – немало обычаев и привычек украинцев и турков взаимно проникали через границы государств. Вызывает удивление отсутствие у казачества пристрастия к наркомании, курению опиума, несмотря на заимствование у турков обычая курить табак. Этнографы и краеведы объясняют этот факт особенностями украинского менталитета, верностью традициям и …упрямостью. Мол, в то время, когда весь Восток буквально тонул в облаках зелья-отравы, казаки оставались верны поучениям Владимира Великого: «Веселие Руси есть пити, не можемо без того жити!». Потребность расслабиться удовлетворялась пивом-медами.
Большую роль играла и необходимость военная – быть всегда в форме, на коне. Именно благодаря знаниям уникальной системы восстановления организма (подобными приемами пользовались только несколько индейских и африканских племен) казацкое войско выстояло против трех сильнейших армий мира: турецко-татарской, российской и польской. Казацкая система исцеления насчитывала множество способов, помогавших быстро восстановиться в экстремальных условиях. Так, в бою казак, не слезая с коня, мог справиться с болью. Зная, где на теле расположены точки, отвечающие за различные системы и органы, он немедленно воздействовал на них. Если современный человек обратится к массажисту, тот станет разминать напряженную мышцу. А казак, у которого свело мышцы позвоночника в поясничном отделе, гладил тыльную сторону икры – мышцы расслаблялись.
Пример врагов зримо убеждал – наркоман не способен защитить собственный дом, он – не воин! Когда в медицину внедрили эфир и морфий, многие раненые в боях солдаты и офицеры российской армии плохо их переносили. Один из учеников Пирогова корабельный лекарь Чепрага провел почти никем не замеченную, но поистине новаторскую выборку: почти все, кто не переносил действия наркотиков, оказались …украинцами! А все дело в том, что в период косовицы украинские крестьянки, отрабатывая изнурительную панщину на полях, давали своим младенцам вместо грудного смесь макового молока (протертое с водой маковое зерно с добавлением меда) с хлебным мякишем, завернутую в чистую тряпицу, чтобы ребенок крепко спал. Со временем земские статистики и врачи с удивлением подтвердят: среди малолетних жителей украинских сел очень редки случаи нервных и психических заболеваний, нет наркоманов. Поэтому базовый наркоз вызывал шок у воинов-украинцев.
Казацкому роду нет перевода
Предательски окруженные царскими войсками в июне 1775 г., запорожские казаки насильно были депортированы в низовья Дона и на Кубань. Но и на новых территориях, на которых заново обосновались запорожцы, не были утеряны традиции казацкого врачевания. Одним из свидетелей хирургического искусства кубанских казачьих лекарей – наследников украинского казачества – стал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.
Отличительной чертой операции было то, что все процедуры производились только после захода солнца. Во-первых, в это время прекращали свой полет мухи – главные разносчики инфекции; во-вторых, сам человеческий организм, в частности мозг, вступает в фазу торможения. Раненого укладывали на соломенные снопы или на только что выструганные доски, поили его допьяна (один из немногих случаев, когда казаки пили водку, а не вино). Как обезболивающее средство применялся и настой мака. Раненное место, в описываемом случае – ногу, обкладывали льдом или лили холодную воду. Перетянутая жгутами конечность теряла чувствительность. Прежде чем приступать к операции, врачеватель долго мыл руки и протирал их водкой. Все инструменты, которыми он пользовался, тщательно и длительно кипятили в соляном растворе. Кроме того, помощник вылавливал их из кипящей воды только специальными щипцами и подавал лекарю, обязательно пронося их через огонь. Нож, которым расширялась рана, накалялся докрасна и прижигал кровоточащие края разреза. Раскрыв специальными крючками рану, лекарь металлическими крюками выхватывал из раны пулю и, вынув раздробленные кости, зашивал края раны, предварительно вложив в нее какое-то снадобье и длинный конский волос... Пирогову объяснили, что если рана нагноится, то вся грязь будет выходить по этому волосу, а если заживет, то волос либо сам выпадет, либо его без особого труда потом вынут. Прооперированную ногу укладывали в специально выструганные самшитовые (также бактерицидного свойства) лубки и забинтовывали.
Выдающегося хирурга удивило, как слаженно и умело работали казаки. И тот, кто оперировал, и те, кто держали раненого, и те, кто непрерывно читали молитвы. Еще больше его поразило, что казаки до утра не позволяли раненому уснуть и, как только он начинал дремать, били в тулумбасы и плясали. Через несколько дней казак, прихрамывая, мог самостоятельно передвигаться.
Подготовил Лукьян Маринжа