Головна Язвенная болезнь: <br>вопросы применения анксиолитиков в комплексной терапии

27 березня, 2015

Язвенная болезнь:
вопросы применения анксиолитиков в комплексной терапии

Автори:
Т.Д. Звягинцева, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гастроэнтерологии, С.В. Гриднева, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Распространенность язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) в развитых странах мира составляет 7-10%, при этом тенденции к снижению этого показателя не наблюдается.

Т.Д. ЗвягинцеваПо данным Центра медицинской статистики, в Украине заболеваемость язвенной болезнью желудка и ДПК за последние 10 лет увеличилась на 38,4% [3].
Первичная инвалидизация больных язвенной болезнью желудка и ДПК составляет в нашей стране в среднем 17,1% от всех гастроэнтерологических заболеваний. На диспансерном учете в связи с наличием данной патологии находятся около 1 млн пациентов, из которых каждый второй был на стационарном лечении, а каждый третий терял трудоспособность более 1 раза в год [4].
В последнее время в структуре возрастной заболеваемости язвенной болезнью желудка и ДПК отмечаются значительные изменения. С одной стороны, наблюдается «омоложение» заболевания, причем довольно часто язвенная болезнь стала встречаться у детей. С другой – за последние три десятилетия в старших возрастных группах (50-60 лет и старше) зафиксирован рост заболеваемости более чем в 2 раза [1].
Имеется связь локализации язвы желудка и ДПК с возрастом больных. В молодом возрасте чаще встречается язвенная болезнь ДПК (ее соотношение с язвой желудка составляет от 13:1 до 35:1). Последнюю чаще диагностируют в старших возрастных группах.
Соотношение мужчин и женщин, страдающих язвенной болезнью желудка и ДПК, составляет в среднем 4:1.
Среди этиологических факторов, вызывающих развитие язвы желудка и ДПК, наряду с повреждающим действием на слизистую оболочку желудка и ДПК Helicobacter pylori, генетической предрасположенностью, алиментарными и лекарственными факторами большое значение имеют нарушения деятельности нервной системы, возникающие в центральном и вегетативном ее отделах под влиянием отрицательных эмоций, перенапряжения при умственной и физической работе, висцеро-висцеральных рефлексов и т. д.
Ввиду того что моторная функция желудка и ДПК контролируется прежде всего вегетативной нервной системой, в патогенезе язвенной болезни желудка и ДПК важную роль играют психосоматические и вегетативные влияния [2].
При повышении тонуса блуждающего нерва вследствие различных стрессовых воздействий активизируется моторная деятельность гастродуоденальной зоны; изменяется реактивность желудочных желез к различным стимулам – гистамину, гастрину, пище и др. Отмечается нарушение трофики и функциональной активности слизистой оболочки гастродуоденальной зоны с развитием в ней язвенных дефектов.
Определенное место в формировании дисбаланса различных медиаторов на тех или иных уровнях структурно-функциональной организации может занимать ГАМК-эргическая система. Поэтому в комплексной патогенетической терапии язвенной болезни желудка и ДПК, особенно на ранних этапах, могут быть эффективны ГАМК-эргические лекарственные средства. К ним относят, в частности, анксиолитики нового поколения небензодиазепиновой природы, которые:
– устраняют комплекс тревожно-невротических проявлений – тревогу, напряжение, страх, психовегетативные расстройства, нарушения сна;
– обеспечивают поддержание привычного ритма жизни, социальной активности (работу, учебу и т. д.);
– имеют хороший профиль безопасности (минимальное число побочных эффектов, отсутствие серьезных побочных реакций);
– сочетаются с другими сомато- и психотропными средствами в рамках комплексной терапии (минимальный потенциал межлекарственного взаимодействия);
– удобны в применении (характеризуются высоким комплайенсом);
– экономически доступны.
Одним из таких препаратов является Стрезам («Биокодекс», Франция); действующее вещество – этифоксин, производное бензоксазина.
По данным экспериментальных исследований, этифоксин действует на ГАМК-А-рецептор, однако связывается с принципиально иным сайтом на постсинаптической мембране, отличным от мест связывания самой ГАМК, бензодиазепинов и барбитуратов. В результате взаимодействия этифоксина со специфическим сайтом происходит активация одного из важнейших структурно-функциональных компонентов ГАМК-А-рецептора – хлоридного ионного канала. Стимуляция внутриклеточного транспорта ионов хлора способствует активации всего ГАМК-А-рецепторного комплекса и, соответственно, всей ГАМК-эргической нейротрансмиссии в ЦНС [7, 8, 10].
Кроме того, этифоксин действует и как модулятор ГАМК-эргической передачи путем активирующего влияния на синтез нейростероидов – биологически активных веществ, синтезирующихся в глиальных клетках и повышающих чувствительность ГАМК-А-рецепторов к ГАМК [10].
Действие Стрезама на ГАМК-эргическую медиацию характеризуется стимуляцией естественных механизмов (медиаторных и модуляторных) ГАМК-эргической передачи, а также селективностью влияния на ее конкретные звенья.
В ходе многочисленных клинических испытаний (многоцентровые рандомизированные двойные слепые плацебо контролируемые сравнительные исследования) выявлена высокая анксиолитическая активность Стрезама у пациентов с тревожно-невротическими расстройствами стрессогенной природы при оценке по шкалам Гамильтона и MADRS, показателям шкалы общего клинического впечатления (CGI) [5, 6, 9].
Стрезам не оказывал негативного влияния на психомоторные и когнитивные функции; прием препарата не сопровождался вялостью, сонливостью, мышечной слабостью, нарушениями восприятия информации, в том числе у больных пожилого возраста. Под воздействием Стрезама улучшалось качество сна [5], нормализовалась моторика желудочно-кишечного тракта, исчезали ощущения дискомфорта в животе [6].

Цель исследования
Оценка эффективности препарата Стрезам в комплексной терапии больных язвенной болезнью желудка и ДПК.

Материалы и методы
Обследованы 25 пациентов с язвенной болезнью желудка и ДПК, ассоциированной с H. pylori (16 мужчин и 9 женщин), находившихся на лечении в гастроэнтерологическом отделении Клинической больницы № 2 г. Харькова. Возраст больных составил от 20 до 50 лет.
Диагноз верифицирован при помощи клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования. При поступлении в стационар пациентам были проведены фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) и уреазный дыхательный тест. Наличие Н. рylori до начала антихеликобактерной терапии определялось методом иммуноферментного анализа.
Длительность заболевания составила: до 1 года – у 4 больных, 1-4 года – у 9, 5 и более лет – у 12 пациентов. У 50% больных в течение последнего года несколько раз отмечалось обострение заболевания.
На фоне антихеликобактерной терапии пациенты получали Стрезам по 1 капсуле 3 раза в день в течение 3 нед.

Результаты и обсуждение
В клинической картине заболевания у 22 (88%) пациентов преобладал болевой синдром. У 17 (68%) человек отмечались «голодные» ночные боли. Более чем в половине случаев (у 16 больных) болевой синдром сопровождался диспептическими явлениями. Кроме того, у 23 (92%) пациентов отмечались боли в эпигастральной области при пальпации живота, у 20 (80%) больных наблюдался выраженный астеновегетативный синдром в виде слабости, раздражительности, нарушения сна.
По данным ФГДС, у 5 больных язва локализовалась в желудке, у 20 – в ДПК; размер язвенного дефекта составлял 0,7-0,9 см.
Обсемененность Н. рylori (+++) была выявлена у 4 пациентов, Н. рylori (++) – у 19, Н. рylori (+) – у 2 человек.
У больных был определен уровень реактивной и личностной тревожности при помощи теста Спилбергера-Ханина и уровень тревоги и депрессии при помощи госпитальной шкалы тревоги и депрессии. Оценка проводилась при поступлении больного в стационар и через 3 нед после начала лечения.
При интерпретации показателей теста Спилбергера-Ханина были использованы такие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая. При оценке данных по госпитальной шкале тревоги и депрессии учитывались три области значений: 0-7 баллов – норма; 8-10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия; 11 баллов и выше – клинически выраженная тревога/депрессия.
До лечения у пациентов согласно тесту Спилбергера-Ханина были выявлены высокие показатели тревожности – 55,6±1,2 балла. По данным госпитальной шкалы тревоги и депрессии, у этих пациентов отмечалась клинически выраженная тревога – 18,4±1,4 балла.
Через 3 нед после начала приема в комплексной терапии препарата Стрезам у всех больных зафиксировано исчезновение болевого, диспептического и астеновегетативного синдромов, у 3 пациентов сохранялись умеренно выраженные боли в эпигастральной области при пальпации живота (рис. 1).
При проведении ФГДС через 10 дней после начала лечения у всех больных отмечалось рубцевание язвенного дефекта.
При контроле эрадикации Н. рylori через 1 мес после окончания лечения у 24 больных Н. рylori не обнаружено, у 1 пациента с язвенной болезнью ДПК отмечалась обсемененность Н. рylori (+).
По результатам теста Спилбергера-Ханина у 14 пациентов отмечалось снижение уровня тревожности до 36±0,8 балла (умеренная степень), а у 11 – до 29±0,5 балла (низкая степень тревожности). По данным госпитальной шкалы тревоги и депрессии, у 18 больных уровень тревожности снизился до 10,5±1,0 балла, что соответствовало субклинически выраженной тревоге; у 7 пациентов – до 6±0,7 балла, что соответствовало показателям нормы (рис. 2).

Выводы
• На фоне применения комплексной терапии с включением препарата Стрезам у пациентов с язвенной болезнью желудка и ДПК наблюдалось значительное снижение уровня тревожности.
• По нашему мнению, целесообразно назначать анксиолитики на максимально ранних сроках лечения одновременно с патогенетической терапией.

Литература
1. Безруков В.В., Вержиківська Н.В., Єхнева Т.Л. Захворюваність населення старшого працездатного віку в Україні // Журн. Акад. мед. наук України. – 1998. – № 2. – С. 268-277.
2. Бутов М.А., Ворначева И.Ю. и соавт. Сульпирид в лечении заболеваний органов пищеварения // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. – 2007. – Т. 17. – № 1. – С. 43-47.
3. Голубчиков М.В. Статистичний огляд захворюваності населення України на хвороби органів травлення // Сучасна гастроентерол. і гепатол. – 2000. – № 1. – С. 17-20.
4. Саенко В.Ф., Полинкевич Б.С., Диброва Ю.А. и соавт. Хирургические аспекты лечения язвенной болезни // Харківська хірургічна школа. – 2003. – № 1 (6). – С. 27-28.
5. Micallef J., Soubrouillard C., Guet F. et al. A double blind parallel group placebo controlled comparison of sedative and mnesic effects of etifoxine and lorazepam in healthy subjectes // Fundam. Clin. Pharmacol. – 2001. – Vol. 15. – P. 209-216.
6. Nuss P. Adjustment disorder with anxiety // Synthese Med. – 1999. – № 690. – P. 23-29.
7. Rapin J.-P. Etifoxine: a new antianxiety agent // Act. Innov. Med. – 2000. – N 68. – P. 10-13.
8. Schlichter R., Rybalchenko V., Poisbeau P. et al. Modulation of GABAergic synaptic transmission by the non-benzodiazepine anxiolytic etifoxine // Neuropharmacology. – 2000. – Vol. 39. – P. 1523-1535.
9. Servant D., Graziani P.L., Moyse D. et al. Treatment of adjustment disorder with anxiety: efficacy and tolerance of etifoxine in a double-blind controlled study // Encephale. – 1998. – Vol. 24. – P. 569-574.
10. Verleye M., Pansari Y., Gillardin J. Effects of etifoxine on ligand binding to GABA(A) receptors in rodents // Neurosci. Res. – 2002. – Vol. 44. – P. 167-172.

Номер: № 4 Лютий - Медична газета "Здоров’я України"