27 березня, 2015
Данило Велланский врач, ученый, философ
Счастливы народы, где философы царствуют, а цари философствуют.
Д.М. Велланский
В конце ХVIII cт. в связи с расширением границ Российской империи и
присоединением к ней земель, ранее принадлежавших Речи Посполитой, возникла
необходимость в обеспечении кадров для педагогической и канцелярской работы на
новых территориях. С учетом сложившейся ситуации практически всех выпускников
Киево-Могилянской академии и коллегиумов Переяслава, Полтавы,
Новгород-Сиверского, Чернигова и Харькова направляли в этот край. Таким образом,
резко уменьшилось количество желающих отправляться на учебу в
медико-хирургические школы Санкт-Петербурга, Кронштадта, Москвы и Елисаветграда.
Обеспокоенный таким положением дел, президент Государственной медицинской
коллегии В. Зиновьев обратился к киевскому митрополиту и губернскому врачу А.
Масловскому с просьбой «…не обойти Коллегию нашу направлением потребных для нее
студентов». Благодаря усилиям А. Масловского после предварительного экзамена
были отобраны шестеро юношей, желающих стать врачами. Среди трех студентов
философского класса был и сын бедного безземельного казака-ремесленника из
сотенного городка Борзны Нежинского полка на Черниговщине Данило Кавунник (Велланский).
Осенью 1796 г. шесть студентов-добровольцев из Киево-Могилянской академии, в
том числе ее лучший воспитанник Данило Велланский, отправились в г. Петербург
поступать в медицинскую школу, переименованную вскоре в Медико-хирургическую
академию. Сразу же после окончания академии в 1802 г. его командировали за
границу для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам.
В г. Вюрцбурге (Германия) одновременно с будущим немецким философом и
естествоиспытателем Лоренцом Океном Д. Велланский посещал лекции Ф. Шеллинга и
Г. Стеффенса. Их выступления произвели на молодого слушателя огромное
впечатление. В совершенстве владея немецким языком и зная основы философии,
Велланский быстро усвоил основные положения шеллинговой науки, а благодаря своим
незаурядным способностям вскоре стал любимым учеником выдающегося философа. «Из
нескольких тысяч моих слушателей только один человек понял меня досконально. Это
российский любитель науки Велланский», – так сказал о нашем соотечественнике сам
Фридрих Шеллинг.
Доктор медицины и хирургии
Считая, что душой любой науки является философия, Д.М. Велланский решает
посвятить свою деятельность философским вопросам медицины. Еще находясь за
рубежом, он приступает к написанию научной работы, вступление к которой
впоследствии назовет «Пролюзии (вступление) к медицине как основательной науке».
После возвращения на родину Данило Михайлович подает в медицинский совет при
Министерстве внутренних дел диссертационную работу под названием
«Физико-медицинская диссертация про реформу медицинской и физической теории в
свете натуральной философии». С глубокой убежденностью автор писал: «Медицина до
тех пор не может считаться истинной наукой, пока как целое, так и части не будут
утверждены на специальной основе… Объяснение болезни сгущением или разрежением
крови, гнилостью, какими-то механико-химическими гипотезами в клиническом
использовании принесло больше вреда, чем пользы. И не трудно было солидистам
опровергнуть и высмеять гуморалистов, хотя и сами они никакого отчета о своем
понятии дать не могли, и натура организма как тем, так и этим совсем не была
ведома».
Стоит обратить внимание на тот факт, что Велланский пошел дальше своего учителя
Шеллинга – он стремился применить принципы натурфилософии в области биологии и
медицины. Руководствуясь натурфилософскими категориями, молодой ученый излагает
свое понимание сути патологических изменений в организме человека: «Что есть
болезнь, как не отклонения организма к метаморфозе, где символ становится
похожим на свою идею, объект разнится от субъекта или экспонент не соответствует
тому, что он собою представляет… А потому и все болезни суть: или магнитных, или
электрических, или химических свойств». Учитывая эти положения, диссертант
предлагал и соответствующие принципы лечения.
Блестящий талант лектора
Через месяц после защиты Данила Михайловича уже в качестве экстраординарного
профессора пригласили в Петербургскую медико-хирургическую академию на должность
заведующего кафедрой физиологии и патологии вместо внезапно скончавшегося И.А.
Смеловского. После реорганизации академии в связи с открытием филиала в г.
Москве профессор Велланский переводится на кафедру анатомии и физиологии,
возглавляемую его земляком из г. Чернигова П.А. Загорским.
Известный историк медицины Я.А. Чистович охарактеризовал ученого как блестящего
лектора: «Велланский умел завладеть молодыми слушателями так, что на его лекции
смотрели как на некое откровение и увлекались до неистовства. Курс его лекций
был, можно сказать, нескончаемым экстазом, о котором бывшие его ученики не могли
вспоминать без восхищения даже спустя 20 лет после окончания академии». Даже
противники лидера российских натурфилософов признавали блестящий талант
Велланского-лектора, человека чрезвычайно эрудированного в естествознании и
весьма бескорыстного в материальном плане.
В период войны 1812 г. Д.М. Велланский по совместительству работал ординатором
военного госпиталя. Кроме того, он дополнительно читал курс анатомии
студентам-фармацевтам, за что отказался брать плату, невзирая на ухудшение
своего материального состояния в военное время. Даже иронично относящийся к
натурфилософии президент Медико-хирургической академии Я.В. Вилие был убежден,
что академия только выиграла, если бы… имела несколько Велланских.
Научная и издательская деятельность Д.М. Велланского
Наряду с успешной преподавательской деятельностью Велланский опубликовал ряд
интересных монографий. В 1812 г. вышла книга «Биологические исследования природы
в творящем и творимом ее качестве, содержащие основные очертания всеобщей
физиологии», в которой автор резко критикует экспериментальный метод в биологии.
Он утверждает, что «анатомия, физиология, физика, химия, механика и прочие науки,
основанные на опытах в нынешнем состоянии их, то есть не озаренные
шеллингианской философией, суть не что иное, как пустые здания».
В 1831 г. была издана монография «Опытная, наблюдательная и умозрительная физика»,
в которой не только упоминались, но и подробно описывались открытие Эрстеда,
опыты и теория Ампера. Внимание, проявленное Велланским к новому открытию, не
случайно. Его истоки кроются в философских воззрениях как самого Велланского,
так и авторов открытий.
Период конца XVIII – начала XIX вв. ознаменовался решительным поворотом
философских взглядов в сторону от мировоззрения французских материалистов и
опытного естествознания. Инициаторами этих изменений стали представители
немецкой классической философии. С этого момента философия и естествознание
стали развиваться в разных направлениях. «Одна прорицала тайны с какой-то
недосягаемой высоты, другое смиренно покорялось опыту и не шло далее; друг к
другу они питали ненависть; они выросли в взаимном недоверии; много
предрассудков укоренилось с той и с другой стороны; столько горьких слов пало,
что при всем желании они не могут примириться до сих пор», – писал Александр
Герцен.
Перу профессора Велланского принадлежит и первый российский учебник физиологии
под названием «Основное начертание общей и частной физиологии, или физики
органического мира» (1836).
В 1817 г. в результате структурной реорганизации академии в ней вновь появилась
кафедра физиологии и патологии, которую возглавил Д.М. Велланский и на
протяжении 20 лет был ее бессменным руководителем. В это же время он
удостаивается звания академика Медико-хирургической академии.
Ошибочно утверждать, что Велланский слепо следовал системе Ф. Шеллинга. Его
философские взгляды менялись со временем. Он признавал ошибочность некоторых
теорий шеллинговской натурфилософии, поэтому отказался от повторного издания
книги Карла Клуге о гипнозе. В 1818 г. ученый перевел и значительно дополнил
этот труд своими размышлениями. Возможно, благодаря этому книга пользовалась
огромным спросом среди населения.
Несмотря на очень выгодное предложение книгоиздателя выплатить соавтору 6 тыс.
рублей за постоянное право переиздавать этот труд, Велланский его отвергнул.
Время внесло свои коррективы, и чтобы книга вновь увидела свет, по мнению
Велланского, требовалась ее доскональная переработка.
После долгих раздумий Данило Михайлович решил перевести и дополнить более
современную работу Д. Кизера «Животный магнетизм и теллуризм». К этому времени
Велланский из-за катаракты полностью ослеп. Супруге академика приходилось
ежедневно по 8-10 часов читать эту книгу, которую он воодушевленно переводил.
Нанятый писарь с трудом успевал записывать текст. Таким образом Велланский
трудился целых 2 года. Академик часто повторял слова Григория Сковороды, что «духом
он силен, как и раньше, а вот тело… как у новорожденного». До конца жизни Данило
Михайлович боролся с духовной и светской цензурой за право издания этого
двухтомника.
Философские взгляды ученого
В духе умозрительной натурфилософии Д.М. Велланский стремился осмыслить все
происходящее вокруг нас (в том числе болезни человека), придавая большое
значение идеалистическому пониманию явлений магнетизма, электризма и теории
полярности Окена. Уровень развития науки начала ХIХ ст. не был настолько высоким,
чтобы правильно объяснить все явления природы. Аналогично и сложные
биологические процессы, протекающие в человеческом организме, также оставались
во многом terra incognita 200 лет назад. Компенсируя этот недостаток, Велланский,
как и другие натурфилософы, пользуясь дедуктивным методом, вводил категорию
аналогий и доходил иногда до абсурда, если рассматривать эти объяснения с
позиций современной науки.
Однако нельзя отрицать и рациональных зерен, определенного прогрессивного
значения положений ученого. Ведь он высказал вполне диалектическую мысль о
природе как едином целом, единстве и взаимосвязи органической и неорганической
природы, а следовательно, подчеркивал общность таких естественных наук, как
физиология, физика и химия.
Для своего времени Д.М. Велланский был выдающимся представителем философской
мысли. И если в его трудах и имелось немало «пустых мечтаний», много
необоснованных схем и апологий, которые свойственны натурфилософии, то вместе с
тем его влияние выходило далеко за пределы физиологии и медицины и отразилось на
общем ходе развития философии. И хотя не все его утверждения и выводы
соответствуют современным взглядам в науке, это не уменьшает вклад выдающегося
ученого в развитие отечественной медицины и философии.
Подготовил Лукьян Маринжа