27 березня, 2015
Врач, поэт, геополитик, патриот Юрий Липа
Часть 2
Продолжение. Начало в №19
В 1929 г. после окончания Познаньского университета Юрий Липа переехал в
Варшаву и открыл там собственную терапевтическую практику. И тут, как и в
Познани, он организовал общество «Черноморы», члены которого – молодые
украинские эмигранты – в условиях отсутствия государственности стремились не
только сберечь свое национальное лицо, но и думали о будущем Украины. Учили
иностранные языки, повышали свой профессиональный уровень, овладевали военными
знаниями, изучали экономику, экономическую и политическую географию, историю и
дипломатию, чтобы в будущем, когда возродится украинская держава, она уже имела
бы людей, способных ее возглавить, полноценно осуществлять внешнюю и внутреннюю
политику страны. В то же время, будучи сторонником фитотерапии, с целью
усовершенствования своих знаний в этой области медицины Юрий Липа стажировался у
профессора Вильнюсского университета Яна Мушинского, а вернувшись из Литвы в
Варшаву, трудился ассистентом в Варшавской клинике внутренних болезней. Здесь
обратили внимание на способного украинца и выделили ему стипендию для
прохождения докторантуры в Англии. Но пребывание Липы на берегах «туманного
Альбиона» оборвалось из-за инцидента, происшедшего в польском посольстве в
Лондоне. Однажды знакомая английская писательница пригласила Юрия на прием в
представительство Речи Посполитой в Великобритании. И когда в своем выступлении
польский военный атташе заговорил о том, что «украинский вопрос» в его
государстве не актуален, а политика пацификации, проводимая властями на
этнических украинских землях, приведет только к окультуриванию «хлопов», Липа
решительно парировал некорректность польского офицера при освещении ситуации в
Галичине. «Умиротворение» украинского населения, по его словам, на деле означало
полонизацию наших соотечественников со всеми вытекающими последствиями. Речь
Юрия Липы вызвала одобрение со стороны дипломатов Германии, Литвы, Франции и
других стран. Однако вскоре Липа был лишен польской визы.
Прожив немало времени в Польше, врач Липа самоотверженно помогал больным
пациентам-полякам, а перед войной даже опубликовал свой учебник по лекарственным
растениям для студентов на польском языке. Но власти предвоенной Польши в своем
шовинистическом высокомерии и этого не приняли во внимание. Для них он оставался
«гайдамаком», «человеком с черным нёбом» (так польские шовинисты называли
украинцев).
Работая в непростых условиях эмиграции, Липа оставил заметный след в медицине,
проявив себя способным исследователем, специалистом в области фитотерапии. В
период с 1933 по 1937 год из-под пера Липи вышел ряд трудов по фитотерапии, к
сожалению, до сих пор мало известных в медицинских и научных кругах и должным
образом не оцененных. Это «Фитотерапия» с подробной вступительной статьей
профессора Я. Мушинского, «Symplyyum Asper в кормлении детей», «Фитотерапия при
некоторых болезнях обмена веществ», «Лечение травами хронических заболеваний»,
«Проблемы заживления ран в преклонном возрасте», «Лекарственные растения»,
«История траволечения», «Применение растительных средств при лечении диабета», «Фитотерапия
органов пищеварительного тракта», «Растения от полового бессилия», «Рецензия на
Вилли Паера», «Лекарственные растения в древней и современной украинской
медицине». Все эти работы были написаны на польском языке, так как публиковались
они в периодических медицинских изданиях Польши.
«Я знал, что ты выберешь медицину, – это хорошо. Медицина даст тебе не только
специальность; она даст тебе целое мировоззрение», – так сказал отец, узнав о
выборе Юрия Липы, прошедшего суровые жизненные испытания в боях за независимость
отчизны и уже попробовавшего себя в литературном творчестве, но решившего, что
медицина поможет ему в дальнейшем становлении как стойкого бойца в борьбе за
грядущие перемены в Украине. Отец оказался прав. Благородная специальность,
помогающая исцелять тело человека, как нельзя лучше помогала нашему великому
земляку на литературном и политическом поприще.
Грозные годы размышлений и решений поэта, писателя, гражданина
«Читатель-брат – означает читатель одухотворенный, который живет параллельно с
писателем, и жизнь которого писатель завершает в пророчестве, в красоте, в
полноте мечты, а он, в свою очередь, завершает мечту полнотой действий. И нигде,
как у славян, и нигде у славян, как у украинцев, так не крепко братание творцов
мечты и действий, потому что ведем речь мы, в конечном итоге, о читателе
творческом». Эти удивительные по своей глубине слова принадлежат Липе-писателю и
гражданину. Не принося большого материального вознаграждения, творчество вело
его по жизни как патриота своей земли и мыслителя глобального масштаба.
Для Ю. Липы патриотизм – это не пустое слово, не постоянное повторение лозунгов.
Для него это чувство, укорененное в душе каждого человека, то иррациональное,
почти неуловимое, что заставляет человека даже вопреки обстоятельствам, а
нередко и угрозе самой жизни, стать на защиту самого беззащитного – «сущности
души человека, его крови». Лишь тому писателю удается в полную силу выразить в
своих произведениях все потаенные, сакральные чувства и устремления нации, ярко
передать ее психологический портрет, который сам является носителем, выразителем
и творцом национальных ценностей. Не потому ли у поляков именно после выхода в
свет произведений Генрика Сенкевича произошел очередной всплеск национального
самосознания, давший им силы завоевать свою независимость? Всеми силами своей
творческой личности Липа стремился помочь своему народу-страдальцу выйти на
широкий путь цивилизованной самостоятельной жизни. И вдали от родных небес он
продолжал неустанно созидать на ниве литературного творчества. Как и Г. Гегель,
Юрий Липа рассматривал творчество как деятельность, рождающую и творящую мир.
В своих публицистических произведениях он указывал, что украинцы в первую
очередь должны самоидентифицироваться как народ, причем великий народ, который
по праву занимает свое место на земле, имеет свою собственную славную историю.
Только после этого другие народы смогут идентифицировать украинцев и не путать
их с другими народами. Из его работ следует, что украинцы должны ориентироваться
на свои собственные силы и ресурсы, для чего нужно самим для себя открыть свои
возможности – как материальные, так и духовные. Все это, считал Ю. Липа, поможет
преодолеть комплекс неполноценности. Он верил в великую силу, таящуюся в
глубинах украинского этноса, приводя как пример трипольскую культуру и
«апостольские традиции Киева».
Помимо пассионарной публицистики, в г. Варшаве Юрий Липа создал ряд
художественных произведений, потрясающих своей убедительностью. В частности, в
начале 1930-х гг. вышли цикл поэзий «З Київських легенд» и «Пан Адам Олеарій»,
драма «Ярмарок». В 1934 г. увидел свет роман «Козаки в Московії», в котором
красочно описано бурное время Хмельниччины. 1936 г. ознаменовался изданием трех
томов новелл «Нотатник» на тему национально-освободительного движения 1917-1921
гг., в которых автор выписал фигуры украинской национальной революции с такой
беспристрастностью, которую литературовед С. Гординский назвал «почти
врачебной». Милая сердцу Юрия Липы Одесса воспета им в поэме «Одеса», рассказах
«Галичани над морем», «Моренко», «Гринів», «Петька Клин, нальотчик».
Личность Ю.Липы как украинского идеолога-государственника была настолько
значительна, что в 1943 г. его деятельность была замечена в высших кругах
руководства Германии. Предчувствуя вероятное поражение в войне с
антигитлеровской коалицией, немцы считали, что будучи одним из видных идеологов
украинской государственности и в то же время личностью не заангажированной ни в
одной из партийных группировок, Ю. Липа мог бы стать символом единства
украинского народа. Исходя из этого, секретарь Альфреда Розенберга доктор Георг
Лейбрандт предложил Юрию Липе возглавить марионеточное правительство Украины.
Однако Ю. Липа как истинный патриот своей родины с достоинством отверг подобное
предложение.
За активную политическую деятельность в 1943 г. он получил от польской Армии
Краевой ультиматум с требованием покинуть пределы Польши. Он переехал в местечко
Яворив вместе с женой Галиной Захарясевич, родом из Станиславщины (ныне
Ивано-Франковская область), подарившей ему трех дочерей (первенец умер еще в
младенчестве, Иванна и Марта дожили до наших дней).
В Явориве, на улице Маковея, 40, Юрий Липа открыл врачебный кабинет. В любую
пору дня и ночи, в будни и праздничные дни он находил время, чтобы принять
больных, никогда не требуя денежного вознаграждения за свои услуги. Напротив,
самым бедным он помогал сам – давал бесплатно лекарства или деньги на их
приобретение. Тут он открыл медицинские курсы для подготовки молодежи по
оказанию неотложной медицинской помощи повстанцам при ранениях, переломах,
наружных кровотечениях. Установив контакт с референтурой пропаганды Краевого
Провода ОУН, поручик запаса Липа вел с ней постоянную конспиративную переписку,
давая ценные предложения в виде коротких, написанных «телеграфным стилем»
записок относительно политико-идеологических вопросов. Липа оказывал помощь
бойцам УПА в конспиративном лесном госпитале… Очутившись в Прикарпатском крае,
одессит Юрий Липа, кроме медицинской практики, с энтузиазмом занялся поисковой
работой краеведческого характера: интересовался составом и происхождением
украинцев Яворивщины, их культурой и обычаями. Не порывал он и с литературой,
активно участвуя в литературной жизни г. Львова.
Ему было предначертано не только прославить Украину, но и увековечить свое имя в
пантеоне выдающихся идеологов и теоретиков украинской государственности.
Многогранный талант философа истории, политолога, писателя и врача, как и все
творческое наследие Юрия Липы, и сегодня впечатляют своей актуальностью в
контексте современных реалий и требуют глубокого осмысления.
Подготовил Лукьян Маринжа