Головна Боль

27 березня, 2015

Боль

Эффективность парекоксиба в интраоперационной аналгезии
L.H. Lee и соавт. из Гонконгского университета провели исследование, целью которого было выяснить эффективность интраоперационной аналгезии парекоксибом при оперативных вмешательствах на брюшной полости.
60 больных рандомизировали на три группы по 20 человек. Пациенты первой группы получали парекоксиб в дозе 40 мг в/в до рассечения кожи и физиологический раствор при наложении шва. Пациентам второй группы вводили инъекции физиологического раствора перед началом оперативного вмешательства и парекоксиб в дозе 40 мг в/в при наложении шва. Пациенты контрольной группы получали только физиологический раствор.
В первой и второй группах исследования потребность в дополнительном введении морфина была ниже; концентрация анестетика в организме больных этих групп была на 49-55% меньше в течение всего времени исследования. Максимальное снижение потребности в морфине через 12-24 ч у пациентов первой группы составило 66%, второй – 55% по сравнению с пациентами, получавшими плацебо (p=0,0003 и p=0,0049 соответственно). У больных первой и второй групп потребность в анальгетиках в послеоперационном периоде возникала позже, при этом количество пациентов, нуждающихся в дополнительном применении морфина, было меньшим, чем в группе плацебо.
Таким образом, введение парекоксиба в конце операции так же эффективно, как и в начале, при этом препарат оказывает выраженный аналгезирующий эффект, усиливающийся при применении с опиоидами.
Regional Anesthesia and Pain Medicine 2007; 32 (5): 174

Влияние парекоксиба на уровень периоперационной тревожности
Данных об аналгезивном эффекте парекоксиба во время инвазивных процедур в литературе достаточно, однако влияние этого препарата на уровень тревожности при введении перед применением анальгетиков изучено недостаточно. Целью рандомизированного двойного слепого клинического исследования, проведенного А. Vadalouca и соавт. (госпиталь при Афинском университете, Греция), было изучить, влияет ли предварительное введение парекоксиба на уровень тревожности перед проведением инвазивных процедур, а также на интенсивность боли.
В исследовании принимали участие 110 пациентов, которым были назначены интервенционные методы лечения хронической боли (группа 1), а также 96 пациентов с предстоящими ортопедическими оперативными вмешательствами под местной анестезией (группа 2). Пациентов каждой группы разделили на подгруппы – парекоксиба и плацебо. Пациенты подгрупп 1а (n=54) и 2а (n=50) получали парекоксиб в дозе 40 мг, больные подгрупп 1б (n=56) и 2б (n=46) – плацебо. Перед введением парекоксиба или плацебо и после этого пациенты оценивали уровень тревожности по опроснику Спилбергера и интенсивность боли по визуально-аналоговой шкале (ВАШ); после проведения инвазивных вмешательств эти показатели оценивали снова.
Исследователи выявили, что уровень тревожности и показатели ВАШ перед проведением вмешательств при приеме парекоксиба значительно снизились по сравнению с плацебо (p<0,05). Тревожность и интенсивность боли также были ниже и после проведения вмешательств. Уровень удовлетворенности лечением в группе парекоксиба был выше по сравнению с таковым в группе плацебо. Была выявлена прямая корреляция между уровнем тревожности и интенсивностью болевых ощущений.
Таким образом, парекоксиб оказывает положительное влияние не только на боль, но и на тревожность. Механизмы воздействия парекоксиба на эти процессы будут изучены в дальнейших исследованиях.
Eur J Pharmacol 2007; 560: 163-175

Селективный ингибитор ЦОГ-2 парекоксиб оказывает нейропротекторный эффект на модели болезни Паркинсона
Исследование, проведенное Claudio da Cunha и соавт. (Бразилия), посвящено изучению эффектов селективного ингибитора ЦОГ-2 парекоксиба в предотвращении когнитивных и двигательных расстройств у крыс после создания у них модели ранней фазы болезни Паркинсона путем интранигрального введения нейротоксина 1-метил-4-фенил-1,2,3,6-тетрагидропиридина (MPTP). Введение МРТР вызывало поведенческие нарушения, характерные для этого этапа паркинсонического синдрома: снижение двигательной (горизонтальной и вертикальной) активности, увеличение частоты дефекаций, снижение исследовательского поведения.
Лечение крыс парекоксибом в дозе 2 мг/кг массы тела в день введения токсина и затем на протяжении 21 дня препятствовало возникновению нарушений поведения, вызываемых введением МРТР, а также развитию когнитивных нарушений (оценивалось при помощи сокращенной методики оценки когнитивной функции у грызунов – Morris water maze). Более того, введение парекоксиба способствовало значительному снижению редукции экспрессии ферментов синтеза дофамина в черной субстанции (на 7, 14-й и 21-й день после введения токсина) и в стриатуме (на 14-й и 21-й день после введения токсина), что было выявлено при проведении вестерн-блоттинга. Эти результаты свидетельствуют о нейропротекторных свойствах парекоксиба, его благоприятном влиянии на двигательную и когнитивную функции на ранних этапах болезни Паркинсона (в модели на животных).
Best Practice & Research Clinical Anaesthesiology 2007; 21 (1): 149-159

В связи с низкой эффективностью общих анестетиков повышается актуальность применения обезболивающих препаратов, усиливающих их действие
«Одним из возможных последствий общей анестезии является усиление болевых ощущений пациента после пробуждения», – к такому выводу пришли американские исследователи из Медицинского центра университета в г. Джорджтауне (штат Вашингтон, США).
Известно, что внутривенные и ингаляционные общие анестетики угнетают центральную нервную систему и активируют периферическую нервную систему, снижая при этом болевой порог и усиливая воспаление. Выраженность послеоперационного болевого синдрома зависит от способности анестетика оказывать раздражающий эффект на периферическую нервную систему. В связи с этим современная тактика периоперационного обезболивания предусматривает введение анальгетических препаратов, обладающих противовоспалительным действием, до и после оперативного вмешательства.
В экспериментальных исследованиях подтверждена гипотеза о способности общих анестетиков к активации специфических рецепторов периферической нервной системы – TRPV1 и TRPA1.
Это важное открытие может способствовать более широкому применению анестетиков, не оказывающих воздействия на периферическую нервную систему. В связи с более низкой эффективностью таких анестетиков повышается актуальность применения обезболивающих препаратов, усиливающих их действие.
www.sciencedaily.com

PROSPECT: руководство по ведению пациентов с периоперационной болью
Существующие руководства по ведению пациентов с периоперационной болью не учитывают различия в эффективности анальгетиков при проведении различных процедур, а также возможность применения отдельных способов аналгезии. Таким образом, появление такого специфического руководства по купированию периоперационной боли для клиницистов является крайне важным.
Руководство по ведению пациентов с периоперационной болью является результатом аналитической работы группы PROSPECT, изучавшей способы лечения боли при специфических хирургических вмешательствах, а также результаты клинических исследований, в которых использовались обезболивающие препараты различных фармакологических групп.
Данные PROSPECT свидетельствуют о том, что около 70% больных нуждаются в лечении периоперационной боли при различных видах хирургических операций.
Согласно рекомендациям группы PROSPECT селективные ингибиторы ЦОГ-2 имеют высокий доказательный уровень в отношении эффективности и безопасности ведения периоперационной боли при абдоминальных хирургических вмешательствах, а также при таких сложных ортопедических операциях, как тотальное эндопротезирование коленного и тазобедренного суставов:
• Эффективность селективных ингибиторов ЦОГ-2 в предоперационном периоде при проведении гистерэктомии имеет уровень доказательности А.
• В послеоперационном периоде при гистерэктомии селективные ингибиторы ЦОГ-2 используются с целью усиления анальгетического эффекта (уровень В). Селективные ингибиторы ЦОГ-2 следует комбинировать с сильнодействующими опиоидами при боли высокой интенсивности (уровень А) и слабыми опиоидами при боли средней и низкой интенсивности (уровень D).
• Селективный ингибитор ЦОГ-2 парекоксиб в дозе 20/40 мг усиливал общий анальгетический эффект по сравнению с плацебо в рандомизированном плацебо контролируемом исследовании у пациенток после гинекологических операций (Tang, 2002).
• Селективные ингибиторы ЦОГ-2 рекомендованы к применению для снижения уровня послеоперационной боли при тотальном протезировании тазобедренного сустава (уровень А).
• Эффективность парекоксиба в дозе 20/40 мг/сут была сопоставима с таковой кеторолака в дозе 30 мг/сут в отношении выраженности анальгетического действия у пациентов после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава.
• Селективные ингибиторы ЦОГ-2 рекомендованы к применению у пациентов с тотальным эндопротезированием коленного сустава для снижения послеоперационной боли (уровень А).
• При использовании селективных ингибиторов ЦОГ-2 в пред- и послеоперационном периоде при всех вышеперечисленных хирургических вмешательствах следует учитывать индивидуальный риск пациента: наличие кардиоваскулярных заболеваний, гастродуоденальной язвы в анамнезе, снижение почечной и печеночной функции (уровень В) или наличие аспирининдуцированной астмы (уровень D).
• Результаты рандомизированных исследований с использованием эндоскопических методов обследования свидетельствуют о том, что применение селективных ингибиторов ЦОГ-2 достоверно снижает риск развития гастроинтестинальных осложнений по сравнению с другими нестероидными противовоспалительными препаратами при краткосрочном применении (Stoltz, 2002).
• Результаты исследования с участием 1062 пациентов, посвященного изучению безопасности использования селективных ингибиторов ЦОГ-2 парекоксиба и вальдекоксиба у пациентов, перенесших различные виды хирургических вмешательств (абдоминальных, урогенитальных, ортопедических, торакальных, за исключением операций на сердце), указывают на то, что применение этих препаратов не повышает риск развития тромбоэмболических, гастроинтестинальных, почечных и хирургических осложнений по сравнению с плацебо.
• Результаты исследований с участием здоровых добровольцев продемонстрировали, что селективные ингибиторы ЦОГ-2 не усиливают агрегацию тромбоцитов по сравнению с плацебо (Greenberg, 2000; Leese, 2000; Leese 2002; Noveck, 20044 Wiener, 2002).
www.postoppain.org

Подготовила Татьяна Канцидайло

Номер: № 23-24 Грудень - Медична газета "Здоров’я України"