27 березня, 2015
Наблюдательность Дженнера, стоицизм Пастера, удача Беринга (эпизоды из истории вакцинации)
Первооткрыватель вакцины против оспы английский врач Эдуард Дженнер и его первый доброволец по проверке эффективности и безопасности нового метода восьмилетний Джеймс Фиппс на памятнике в честь великого научного прозрения изваяны вместе. Монумент напоминает об историческом событии в мировой медицине, когда заболевание, в течение веков беспрепятственно уносившее миллионы жизней, научились надежно предотвращать.
В чем состоял эксперимент Дженнера? Оспу можно победить только оспой – в таком подходе у него было немало предшественников. Способ, когда здоровому человеку с целью выработки невосприимчивости к заразному началу, позже названной иммунитетом, вводили в ноздрю частички оспенного гноя от заболевшего, именовался вариоляцией (от слова variola – оспа). В ряде случаев он оправдывал себя. Но были и ситуации, когда прививка, наоборот, приводила к страшной вспышке. Дженнер избрал иную тактику. Заметив, что доярки, ранее заразившиеся коровьей оспой, проявление которой ограничивается нарывами на руках, остаются невредимыми при появлении натуральной оспы, он начал прививать содержимое коровьих пустул здоровым людям и проверять, сможет ли такая «коровья» подмога защитить от смертоносного варианта оспы – натуральной. Подобные эксперименты он осуществлял около 20 лет, а затем перешел к переносу вакцины (от слова «вакка» – корова) от человека к человеку. 14 мая 1796 г. Дженнер перенес Фиппсу инфекцию с руки молочницы, имевшей такое гнойное поражение. У Фиппса вокруг раны появились краснота и нарывы, но этим все и ограничилось. В июле Дженнер произвел мальчику вариоляцию истинной оспы, и Фиппс не заболел! Свои данные Дженнер опубликовал лишь спустя два года, проведя множество подобных вариоляций. Тогда же, в 1798 г., противооспенная вакцинация была внедрена в британской армии и на флоте, а в 1808 г. стала государственным мероприятием. Таков был рассвет планетарного преодоления оспы.
Не менее гениальным открытием предстает способ Луи Пастера, французского химика и естествоиспытателя, по созданию прививки против бешенства как спасительного лечебного способа. Оба исследователя, естественно, не могли в свои эпохи установить вирусную природу данных заболеваний, но это не помешало им победить неведомого врага. Можно сказать, их интуиция носила научный характер. Пастер, прославившийся эффективной помощью виноделам Франции, нейтрализовав дрожжевое начало, приводившее к скисанию вин, начал бороться с болезнями шелковичных червей, потом занялся проблемой сибирской язвы, ввел метод пастеризации и вдруг затеял поиски возбудителя бешенства в слюне зараженных собак. Постепенно он пришел к выводу, что субстрат бешенства концентрируется в ткани мозга животного. Он делал срезы мозга таких животных, высушивал их и, ослабляя пока невидимую вирусную культуру, готовил подобие вакцин для предотвращения бешенства. Замысел ученого состоял в проекте предпринять подобные превентивные меры ко всем собакам. Но случай привел к быстрому клиническому успеху. Следует сказать, что Пастера с его фантазиями третировали и высмеивали коллеги, над ним измывалась пресса. Ему было около 60 лет, он перенес инсульт, и другой на его месте обязательно бы отступил, но не он. Летом 1885 г. фрау Мейстер из Эльзаса привела к Пастеру своего сына, искусанного в четырнадцати местах бешеным псом. Она, зная об опытах Пастера, умоляла спасти мальчика. 6 июля 1885 г. на свой страх и риск Пастер сделал первую прививку имевшегося у него материала от животных. Впрыскивания были повторены четырнадцать раз, и мальчик не заболел.
О спасительном открытии узнала Европа. К Пастеру привезли группу русских крестьян со Смоленщины, искусанных бешеным волком. Большинство из них благодаря прививкам выжило.
В 1886 г. в г. Одессе Илья Мечников и Николай Гамалея открыли вторую в мире антирабическую амбулаторию. Конечно же, путь не был усыпан розами, но он вел к победам. Посетив Пастера, Николай Гамалея убедился: атаки против великого искателя продолжаются. Чтобы доказать безвредность вакцины, Гамалея проделал смелый эксперимент, введя себе большую дозу такого препарата.
Наступала эра доказательной микробиологии. В 1882 г. выдающийся немецкий ученый Роберт Кох идентифицировал возбудитель туберкулеза, а затем и холеры. В 1890 г. вместе с Китасато Кох из чистой культуры бацилл туберкулеза получил туберкулин для его диагностики. Микробиологические перспективы впервые реально видоизменяли врачебные возможности. Целью исследователей стали попытки остановить шествие дифтерии. В 1884 г. Фридрих Лефлер, ученик Коха, выделил чистую культуру дифтерийной палочки и издал первую монографию о дифтерии. Помощники Пастера и Коха начали научное состязание между собой. Пьер-Поль-Эмиль Ру, ближайший сотрудник Пастера, впервые доказал, что введенный подопытным животным дифтерийный токсин без бактерий как таковых, вызывает симптоматику дифтерии. На этой основе Эмиль Беринг, сотрудник Коха, и Ру почти одновременно создают сыворотку против дифтерии с антитоксическими свойствами, но приоритет в ее клиническом применении принадлежит Берингу. 28 декабря 1891 г. в клинике детских болезней в г. Берлине он ввел ребенку, умиравшему от дифтерии, сыворотку от морской свинки, переболевшей привитой дифтерией, и ребенок выздоровел. Затем эстафету перехватил Ру; получив сыворотку от иммунизированных дифтерийным токсином лошадей, он начал производить массовые ее прививки больным детям. Смертность, ранее достигавшая 60-70%, снизилась до 1-2%. Однако первой Нобелевской премией за достижения в сывороточной терапии в 1901 г. был увенчан Беринг.
История иммунизации содержит волнующие факты, в частности испытания исследователями полученных средств на себе. Так, воспитанник Одесского университета Владимир Хавкин, победивший чуму и холеру в Индии, вначале вводил соответствующие вакцины себе. Даниил Заболотный испытывал на себе эффективность пероральной противохолерной вакцины, вызвав этим восхищение Ильи Мечникова. Но это уже сюжеты для больших полотен, например, для книги Поля де Крайфа «Охотники за микробами».
При этом следует подчеркнуть, что описанные успехи – это прежде всего результат упорнейшего исследовательского труда. Например, вакцина БЦЖ против туберкулеза была предложена французскими бактериологами Кальметтом и Жереном в 1919 г., после того как они в течение 13 лет, с 1906 г., каждые две недели пересеивали вирулентные штаммы бычьего типа бацилл Коха. Первая вакцинация БЦЖ была произведена в 1921 г. новорожденному во Франции.
Можно без преувеличения сказать, что вакцинация как метод предотвращения и лечения опасных инфекционных заболеваний изменила судьбу человечества к лучшему. В свою очередь, эти великие открытия привели к бурному развитию иммунологии – важнейшей медицинской дисциплины.
Подготовил Андрей Виленский