Головна ГАСТРОДАЙДЖЕСТ

27 березня, 2015

ГАСТРОДАЙДЖЕСТ

Вакцина против H. pylori прошла первую фазу испытаний
Немецкие ученые в рамках исследования I фазы получили обнадеживающие результаты, указывающие на эффективность вакцины против Helicobacter pylori.
В исследовании участвовали 57 здоровых H. pylori-отрицательных добровольцев, которым вводили вакцину, содержащую три антигена бактерии: вакуолизирующий цитотоксин А (VacА), цитотоксин-ассоциированный антиген (CagA) и нейтрофил-активирующий протеин (NAP).
Участников разделили на семь групп, включая контрольную, в которой вводили алюминийсодержащий адъювант без антигенов (плацебо).
В шести группах активной вакцинации использовали от 10 до 25 мг каждого антигена и один из трех режимов введения: в начале, через 1 и 2 нед; в начале, через 1 и 2 мес; в начале, через 1 и 4 мес. Всех пациентов наблюдали на протяжении 5 мес. Бустерную вакцинацию провели через 18-24 мес у 36 участников.
В результате было установлено, что через 1 мес после введения третьей дозы независимо от режима вакцинации у всех пациентов произошла сероконверсия, по крайней мере, по 2 из 3 антигенов, а у 90% – по всем трем антигенам.
Местные и системные побочные реакции были легкими и сопоставимыми у получавших вакцину и плацебо. 
Бустерная иммунизация через 18-24 мес вызывала анамнестический антительный и клеточный ответ.
Авторы считают, что доклинические данные, указывающие на эффективность, безопасность и иммуногенность вакцины против H. pylori, станут основой для ее дальнейшего изучения.

Guericke O. et al. Gastroenterology 2008; 135: 787-795

Вирус гепатита В повышает риск рака поджелудочной железы
Американские ученые провели первое исследование, в котором изучали связь между вирусом гепатита В (HBV) и раком поджелудочной железы (РПЖ).
В исследование включили 476 пациентов с гистологически верифицированным РПЖ и 879 контрольных лиц. В обеих группах получили образцы крови, в которых определяли наличие антител против HBC (анти-HBC), поверхностного антигена HBV (HBsAg), антител против ядерного антигена HBV (анти-HBcAg) и антител против HBsAg (анти-HBsAg).
Авторы установили, что частота инфицированности HBV в анамнезе (на что указывало наличие анти-HBcAg) была значительно выше у больных РПЖ по сравнению с контролем (7,6 vs. 3,2%). Кроме того, инфицированность HBV в анамнезе с признаками выздоровления или выраженного иммунитета достоверно ассоциировалась с повышенным риском РПЖ (относительный риск 2,3), а HBV-инфекция в анамнезе без признаков выздоровления сопровождалась еще более повышенным риском (ОР 4,0).
Наличие таких факторов риска, как сахарный диабет, курение и наследственная предрасположенность, достоверно коррелировало с развитием РПЖ, при этом наибольшее негативное влияние оказывала комбинация диабета и HBV-инфекции. Значимой связи между HCV и риском РПЖ выявлено не было.
Высокая распространенность анти-HBcAg-положительного статуса у больных РПЖ может указывать на латентную HBV-инфекцию. Как известно, химиотерапия обладает потенциалом реактивировать HBV с возможным развитием печеночной недостаточности. Механизмы этого процесса остаются не выясненными, однако считается, что химиотерапия способствует репликации вируса.
Это исследование позволило сделать два важных вывода. Во-первых, у больных РПЖ, относящихся к группе риска по HBV, перед началом терапии очень желательно определить HBV-статус и при необходимости провести противовирусное лечение. Во-вторых, если ассоциация между HBV и РПЖ подтвердится в других исследованиях, вирусный гепатит В можно будет отнести к модифицируемым факторам риска такого злокачественного новообразования с плохим прогнозом, каким является рак поджелудочной железы.

Abbruzzese J. et al. Journal of Clinical Oncology 2008; 26: 4557-4562

Эффективность последовательной терапии в эрадикации H. pylori
10-дневный курс с последовательным приемом препаратов позволяет достичь эрадикации H. pylori у большинства пациентов – к такому выводу пришли ученые из Испании. Последовательная терапия была разработана в Италии и показала в этой стране высокую эффективность.
В испанское исследование включили 139 пациентов, у которых положительный H. pylori-статус был верифицирован гистологическим методом, уреазным экспресс-тестом или дыхательной пробой с мочевиной. Пациенты получали лечение по такой схеме: ингибитор протонной помпы (ИПП) 2 р/сут в первые 5 дней, после ИПП 2 р/сут + кларитромицин 500 мг 2 р/сут + метронидазол 500 мг 2 р/сут на протяжении следующих 5 дней.
Через 8 нед по окончании лечения авторы с помощью дыхательного теста или гистологического исследования оценили эффективности эрадикации. Лечение было успешным у 117 из 129 возвратившихся для контрольного обследования пациентов, что в зависимости от использованного статического метода составило 84,2-90,7%.
Ни один пациент не прервал лечение из-за побочных эффектов. О 100% приверженности к лечению сообщили более 95% пациентов.
Авторы считают, что последовательное лечение обладает, по крайней мере, такой же эффективностью, как и квадротерапия и 14-дневная тройная терапия, и в то же время не сопровождается высокой частотой побочных эффектов и низким комлайенсом, присущими квадротерапии.

Calvet X. et al. American Journal of Gastroenterology 2008; 103: 2220-2223

Профилактика желудочно-кишечных осложнений антитромбоцитарной терапии: мнение экспертов
Ингибиторы протонной помпы должны составлять основу лечения и профилактики желудочно-кишечных (ЖК) язв и кровотечений у пациентов, получающих антитромбоцитарную терапию и имеющих высокий риск ЖК осложнений, – к такому консенсусу пришли Американская коллегия кардиологов (American College of Cardiology), Американская ассоциация сердца (American Heart Association) и Американская коллегия гастроэнтерологов (American College of Gastroenterology).
Рекомендации, представляющие собой плод тесного сотрудничества ведущих гастроэнтерологов и кардиологов, содержат такие положения.
· Все нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), в том числе селективные ингибиторы ЦОГ-2, повышают риск ЖК язв и кровотечений при комбинации с ацетилсалициловой кислотой (АСК), принимаемой длительно с целью кардиопротекции.
· Длительная монотерапия АСК также увеличивает риск ЖК осложнений; рекомендуемая доза АСК не должна превышать 81 мг/сут.
· Пациенты с повышенным риском ЖК кровотечений должны получать ИПП; при наличии в анамнезе язвы необходимо обследование и эрадикация H. pylori до начала антитромбоцитарной терапии.
· ИПП, в частности лансопразол и омепразол, имеют преимущество перед мизопростолом, сукральфатом и Н2-блокаторами рецепторов гистамина как в профилактике, так и в лечении ЖК осложнений, связанных с приемом АСК и других НПВП.
Полный текст рекомендаций доступен бесплатно по адресу http://circ.ahajournals.org/cgi/reprint/CIRCULATIONAHA.108.191087v1 (на английском языке).

Journal of American College of Cardiology 2008; Circulation 2008 circ.ahajournals.org 

Безопасность и эффективность пробиотиков у детей с СРК
Синдром раздраженного кишечника (СРК) – это нарушение моторно-эвакуаторной функции, проявляющееся болями в животе и/или нарушениями дефекации. Жалобы, характерные для СРК, предъявляют 15% детей школьного возраста. В настоящее время продолжается поиск эффективных и безопасных способов лечения этой патологии.
Международная группа ученых из Италии, Индии и США изучали эффекты пробиотика, содержащего штаммы Bifidobacterium breve, Bifidobacterium longum, Bifidobacterium infantis, Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus plantarum, Lactobacillus paracasei, Lactobacillus bulgaricus, Streptococcus thermophilus (1 доза = 450 млрд лиофилизированных бактерий).
В исследование включили 59 детей в возрасте от 4 до 18 лет с СРК. На протяжении 8 нед основная группа получала пробиотик, контрольная – идентичное по органолептическим показателям плацебо. Режим лечения зависел от возраста: от 4 до 11 лет – 1доза 1 раз в день, от 12 до 18 лет – 1 доза 2 раза в день.
Эффективность лечения оценивали по педиатрическому опроснику SGARC и четырем конечным точкам: абдоминальная боль/дискомфорт, вздутие живота, оформленность стула и качество жизни по мнению членов семьи.
По окончанию лечения было установлено статистически значимое преимущество по SGARC и трем из 4 конечных точек (кроме стула). Ни одного случая побочных эффектов отмечено не было. 

Guandalini S. et al. American College of Gastroenterology (ACG) 2008 Annual Scientific Meeting and Postgraduate Course: Abstract 11. Presented October 6, 2008

Пробиотики в профилактике некротизирующего энтероколита у детей с ОНМТ
Некротизирующий энтероколит (НЭК) новорожденных – воспалительное заболевание кишечника, развивающееся преимущественно у недоношенных детей, приводящее к некрозу и перфорации стенки кишки и развитию перитонита. До настоящего времени оно является одним из основных заболеваний желудочно-кишечного тракта у новорожденных, требующих интенсивной терапии и хирургического вмешательства (составляет от 23 до 43% всех причин резекции кишечника у новорожденных) и характеризующихся высокой летальностью.
По данным Hintz и соавт. (2005), НЭК развивается у 7-14% недоношенных новорожденных с очень низкой массой тела (ОНМТ). Ранее уже появлялись сообщения об эффективности пероральных пробиотиков в профилактике НЭК (Schanler, 2006; Deshpande et al., 2007).
В настоящем проспективном контролированном исследовании изучали влияние перорального назначения B. bifidum и L. acidophilus на риск развития НЭК, сепсиса, хронической болезни легких, перивентрикулярной лейкомаляции, внутрижелудочковых кровоизлияний, а также на смертность, время до полного энтерального кормления и набор веса у детей с ОНМТ (вес при рождении <1500 г).
Пробиотики добавляли в грудное молоко или молочную смесь два раза в день на протяжении 6 нед. Главной конечной точкой была смерть или НЭК (≥2 стадия по Беллу).
Всего 434 новорожденных случайным образом разделили на две равные группы. В основной группе по сравнению с контрольной отмечен достоверно более низкий риск смерти и развития НЭК (1,8 vs. 9,2%; р=0,002). По другим исследуемым параметрам группы не различались. Лечение пробиотиком не сопровождалось побочными эффектами, в частности не было связано с сепсисом, флатуленцией и диареей.
Статистический анализ показал: чтобы предотвратить 1 случай смерти или НЭК, необходимо пролечить 14 пациентов.

Lin H.-C. et al. Pediatrics. 2008; 122: 693-700

ДНК-анализ стула как метод скрининга на КРР
До настоящего времени колоноскопия остается наиболее часто используемым методом скрининга на колоректальный рак. Разработка простого неинвазивного теста, способного обнаруживать КРР и предраковые изменения и обладающего высокой чувствительностью и специфичностью, позволила бы пациентам избежать неприятной процедуры подготовки кишечника и потенциальных осложнений, связанных с колоноскопией.
ДНК-анализ стула является неинвазивным и доступным тестом на КРР. Метод постоянно совершенствуется и, возможно, скоро будет широко применяться в клинической практике.
Ученые из всемирно известной клиники Мейо (США) сравнивали эффективность двух тестов на скрытую кровь в стуле и двух тестов, использующих ДНК-анализ стула, в обнаружении значимых новообразований у 3764 взрослых в возрасте от 50 до 80 лет, подвергшихся скрининговой колоноскопии.
Колоноскопическое исследование выявило значимые новообразования у 290 (7,7%) пациентов. Из них 39 больных имели неметастатический рак или дисплазию высокой степени, 251 – аденомы размером 1 см и более.
Авторы установили, что ДНК-анализ I поколения (SDT-1) не продемонстрировал преимуществ по сравнению с двумя широко используемыми тестами на скрытую кровь в стуле. В то же время ДНК-анализ II поколения (SDT-2), в панель которого входят только информативные маркеры, показал достоверно более высокую чувствительность в диагностике КРР.

Эффективность различных тестов, применяемых в скрининге на КРР

В отличие от ДНК-анализа SDT-1 – сложного исследования, оценивающего 23 различных маркера, тест II поколения определяет всего лишь три наиболее значимых маркера: k-ras, кластерный регион мутации АРС и маркеры метилированного виментина. Эта панель использовалась только в данном исследовании и пока не доступна в виде коммерческого продукта. Ориентировочная стоимость исследования будет составлять менее 200 долларов США, предполагаемый межскрининговый интервал – 2 года.

Ahlquist D.A. et al. Annals of Internal Medicine 2008; 149: 441-450

Кишечник реагирует на горький вкус
Американские ученые обнаружили, что тонкая кишка распознает горький вкус и реагирует на него замедлением пищеварения. Таким способом организм обеспечивает себя дополнительной защитой от токсинов пищи, которые обычно горькие на вкус. 
Исследователи из Калифорнийского университета установили, что при введении в желудок животных горьких веществ в их тонкой кишке активируются рецепторы к горечи. Активация этих рецепторов приводит к повышенной выработке холецистокинина, который снижает аппетит, предотвращая потребление большого количества токсичных продуктов, и замедляет продвижение отравленной токсинами пищи по желудочно-кишечному тракту, повышая шансы выведения ее посредством рвоты и снижая скорость всасывания токсинов. 
Кроме того, было установлено, что активность рецепторов к горечи повышается при низких уровнях холестерина. Предполагается, что это обусловлено более высоким содержанием горьких токсинов в бедной холестерином растительной пище, чем в богатой холестерином животной. 
Полученные данные могут быть использованы в разработке новых лекарственных форм, позволяющих горьким препаратам всасываться с нормальной скоростью.

www.medlinks.ru 

Роль грибковой микрофлоры в развитии перитонита
Целью исследования, выполненного индийскими учеными, было уточнить вклад грибковой микрофлоры в развитие перитонита у 84 больных со спонтанной перфорацией полого органа желудочно-кишечного тракта. 
Тактика лечения перитонита, развившегося в результате перфорации полого органа, подразумевает хирургическое лечение и назначение антибиотиков.
У всех пациентов проводили микробиологический и биохимический анализ перитонеальной жидкости. Микроорганизмы были выявлены у 42 из 84 больных, при этом наиболее часто обнаруживали Escherichia coli (n=26), среди грибов – Candida (n=13). Бактериальная флора оказалась наиболее чувствительной к амикацину, Candida – к флуконазолу.
При положительном результате бактериологического анализа смертность оказалась существенно выше (15/42, p< 0,001), особенно при смешанной микрофлоре (10/13, p<0,001). Основываясь на полученных результатах, авторы пришли к выводу, что у пациентов с перитонитом вследствие спонтанной перфорации целесообразно проводить микологическое исследование перитонеальной жидкости и при необходимости назначать противогрибковые препараты.

Prakash A. et al. Indian Journal of Gastroenterology 2008; 27(3): 107-9

Легкоусвояемые углеводы – причина жирового гепатоза
Пища, богатая легкоусвояемыми углеводами, не только способствует ожирению, но и ведет к жировому гепатозу. Эти данные были получены американскими учеными в эксперименте на животных. Если они подтвердятся в отношении людей, то это распространенное изменение печеночной ткани можно будет предупреждать и лечить с помощью диеты.
В эксперименте одна группа животных получала пищу с высоким гликемическим индексом, другая – пищу с низким гликемическим индексом. К продуктам с высоким гликемическим индексом относятся белый хлеб, белый рис, большинство готовых завтраков, сладости; низким гликемическим индексом обладают фрукты, овощи, бобовые, цельные злаки. Продукты с высоким гликемическим индексом быстро поднимают уровень глюкозы в крови, с низким – медленно.
У мышей из двух групп пища обладала разным гликемическим индексом, но одинаковой калорийностью, количеством белков, жиров и углеводов. Мышей содержали в одинаковых условиях.
Спустя шесть месяцев мыши из двух групп весили одинаково, однако у мышей, получавших пищу с низким гликемическим индексом, отмечалось нормальное количество жировой ткани в организме, тогда как у мышей из другой группы количество жировой ткани было повышено в два раза по сравнению с нормой, в том числе избыточное количество жировой ткани было обнаружено и в печени животных.
Авторы считают, что пища с высоким гликемическим индексом способствует выработке инсулина, который способствует накоплению в организме жира. Жировой гепатоз, возникающий при накоплении жира в печени, обычно протекает без симптомов, однако при этом повышается риск гепатита и печеночной недостаточности.
В США заболеваемость жировым гепатозом стремительно растет как среди взрослых, так и среди детей. Обычно при жировом гепатозе рекомендуют диету с пониженным содержанием жира, но у многих детей такой подход не дает никакого эффекта. Авторы исследования считают по сути неправильной гипотезу о том, что съеденный человеком жир поступает в печень. В качестве примера они приводят уток и гусей, выращиваемых для приготовления деликатеса фуагра: чтобы печень этих птиц превратилась в жир, их кормят именно высокогликемическими злаками.

www.medlinks.ru

Подготовил Алексей Гладкий

Номер: № 19 Жовтень - Медична газета "Здоров’я України"