Профилактика невынашивания беременности у женщин с эндокринной патологией

27.03.2015

По данным литературы, примерно у 17% беременных выявляется тот или иной тип сахарного диабета (СД), а у 26% – патология щитовидной железы (ЩЖ). Диабет более чем в половине случаев становится причиной невынашивания, а в 9% случаев обусловливает аномалии развития плода. Перинатальная смертность на фоне СД составляет около 270 на 1000, то есть практически каждый третий младенец от матерей с нарушениями углеводно-липидного обмена рождается мертвым или не доживает до 7 дней. 
Частота преждевременного прерывания беременности по причине заболеваний ЩЖ меньше – около 20%, однако риск рождения детей с аномалиями развития достигает 15%. Показатель перинатальной смертности на фоне патологии ЩЖ – около 24 на 1000 новорожденных. 
Чем обусловлены репродуктивные потери у женщин с эндокринной патологией и как их предупредить? Этим вопросам в рамках ХV Российского национального конгресса «Человек и лекарство», который проходил 14-18 апреля в г. Москве, посвятил свой доклад доктор медицинских наук, профессор Василий Алексеевич Петрухин (Московский областной НИИ акушерства и гинекологии).

В.А. Петрухин– Основными причинами невынашивания беременности на фоне эндокринной патологии являются:
· нарушения сосудистого тонуса, микроциркуляции и вызванная ими хроническая тканевая гипоксия (в том числе ткани плаценты); 
· ухудшение соматического здоровья матери (поражение почек при СД, тиреотоксическая кардиопатия и др.);
· вторичный дефицит прогестерона, эстрогенов, гиперпролактинемия (как следствие – инфантилизм, гипоплазия матки);
· нарушения иммунного гомеостаза: патологическое повышение уровней эмбриотоксических антител;
· хромосомные аберрации и другие генетические аномалии, частота которых значительно повышается на фоне СД (по данным литературы, в 3 раза) и заболеваний ЩЖ (например, синдром Дауна на фоне материнского гипотиреоза встречается с частотой 1 на 27 родов, общепопуляционный показатель – 1 на 700 родов); 
· ятрогенные осложнения вследствие неадекватного лечения эндокринной патологии.
Акушерские последствия эндокринной дисфункции гораздо легче предупредить заранее, чем бороться с угрозой прерывания беременности на поздних сроках. Прегравидарная подготовка у женщин с патологией эндокринных органов должна включать:
– информирование пациентки о риске для нее и плода (что дополнительно защищает врача с юридической точки зрения);
– максимально возможную компенсацию нарушений всех видов обмена веществ (нормогликемия, достигнутая при СД, не гарантирует отсутствия акушерского риска без коррекции дислипидемии);
– коррекцию микроциркуляторных и аутоиммунных нарушений;
– нормализацию менструальной функции (по данным российских исследователей, у женщин с СД нарушения менструального цикла встречаются с частотой 74%);
– санацию очагов инфекции;
– генетическое консультирование.
По данным литературы, гипотиреоз встречается у 2% женщин репродуктивного возраста, а в скрининговом исследовании, выполненном нами в Московской области, получена частота этого состояния у беременных 4,95%. Клинически значимая гипофункция ЩЖ влечет за собой нарушения менструальной функции (олиго-опсоменорею, аменорею, гиперпролактинемию, гиполютеинизм, менометроррагии), а также вторичный поликистоз яичников, грозящий бесплодием. Наиболее часто у женщин с декомпенсированным гипотиреозом развивается гиполютеинизм, который в дальнейшем при наступлении беременности может привести к ее прерыванию в ранние сроки или развитию первичной плацентарной недостаточности. 
Повышение уровня тиреотропного гормона (ТТГ) и угнетение блокирующего действия дофамина при гипотиреозе влекут за собой гиперпролактинемию. Это состояние встречается с частотой около 40% и опасно формированием вторичной аденомы гипофиза (пролактиномы), которая продолжает дестабилизировать гормональный баланс даже после нормализации функции ЩЖ и требует назначения дополнительно к тироксину ингибиторов секреции пролактина. 
Большинство исследователей сходятся во мнении, что основной причиной гипофункции ЩЗ во всем мире является хронический йододефицит. Отсюда основной способ профилактики акушерских последствий гипотиреоза – своевременное назначение препаратов йода в рамках прегравидарной подготовки.
Российскими учеными во главе с Н.М. Подзолковой показано, что назначение йода с 3-6 нед беременности на фоне гестационной гипотироксинемии не дает желаемого результата: гормональный гомеостаз восстановиться не успевает, и риск развития неврологической и эндокринной патологии новорожденных не снижается. Оптимальное время начала йодопрофилактики – 3-6 месяцев до зачатия, а продолжать ее следует в течение всего срока беременности и периода грудного вскармливания, поскольку дефицит йода обусловливает, кроме всего прочего, гипогалактию. 
В своей практике мы отдаем предпочтение препарату Йодомарин производства «Берлин-Хеми/Менарини». Это калия йодид в дозировках 100 и 200 мкг. Согласно обновленным в начале 2008 г. рекомендациям европейских экспертов профилактическая доза йода для беременных составляет 250 мкг/сут, хотя в России пока остается в силе доза 200 мкг. Абсолютных противопоказаний к йодопрофилактике всего два: диффузный токсический зоб и индивидуальная непереносимость йода.
Если йододефицит уже привел к развитию гипотиреоза и он был диагностирован до наступления беременности, то оптимальная компенсация гипотиреоза на прегравидарном этапе достигается путем одновременного назначения препаратов йода и тироксина. Цели терапии: уровень ТТГ менее 2,5 мЕд/л и уровень Т4 ближе к верхней границе нормы. Сразу после наступления беременности дозу тироксина увеличивают в среднем на 50 мкг/сут (или на 30-50%). Первый контроль ТТГ и Т4 в плазме крови обязательно проводится в период 8-12 нед гестации; в дальнейшем ТТГ контролируется 1 раз в 2 месяца, а Т4 – 1 раз в триместр. При необходимости проводится коррекция дозы тироксина. Целевыми уровнями ТТГ следует считать менее 2,5 мЕд/л в первый триместр и менее 3 мЕд/л – во второй и третий триместры беременности. После родов доза тироксина снижается до исходной.
Отдельного внимания заслуживает тема аутоиммунных нарушений на фоне патологии ЩЖ, а также их доля в структуре причин репродуктивных потерь. По данным скринингового исследования, выполненного нами в Московской области, уровень аутоантител к тканям ЩЖ повышается у 5% беременных, даже на фоне исходно сохранной функции и структуры железы. Повлиять на этот показатель мы не можем, но следует помнить о том, что у женщин с повышенным титром антител к тиреоидной пероксидазе (ТПО) в 2-4 раза возрастает риск самопроизвольного прерывания беременности на ранних сроках. ТПО – ключевой фермент синтеза гормонов ЩЖ; его блокирование антителами быстро отражается на сывороточных уровнях трийодтиронина и тироксина. Поэтому еще на этапе планирования беременности, а также в каждом ее триместре для оценки риска невынашивания необходимо проводить лабораторное исследование эндокринной функции ЩЖ. Также следует отметить, что носительство антител к ТПО не является строгим противопоказанием к проведению йодопрофилактики гипотиреоза. 
Антитела к тканям ЩЖ редко определяются изолированно, чаще всего у таких пациенток, особенно в возрасте старше 35 лет, выявляется системная аутоиммунная дисфункция. По нашим данным, от 66 до 82% женщин с патологией ЩЖ или сахарным диабетом имеют повышенный титр эмбриотоксических антител к фосфолипидам, ДНК, ревматоидному фактору, коллагену и другим белкам. Именно этим объясняется значительное повышение риска развития фетоплацентарной недостаточности, невынашивания беременности и частоты стигм дизэмбриогенеза на фоне эндокринных заболеваний.
Как известно, основным патоморфологическим субстратом невынашивания беременности является фетоплацентарная недостаточность (ФПН). По результатам гистологического исследования плацент, взятых от матерей с различной эндокринной патологией, ФПН обнаружена нами в 96% случаев на фоне заболеваний ЩЖ у 75% женщин с СД 1 типа у половины пациенток с гестационным СД. Ранее считалось, что на фоне СД ФПН встречается с частотой 100%, однако сегодня благодаря успехам эндокринологии во многих случаях удается достигать и в течение длительного времени поддерживать компенсацию нарушений углеводно-липидного обмена, чем и объясняются некоторые положительные сдвиги в приведенных эпидемиологических показателях. 
По нашим наблюдениям, патологические изменения плацентарной ткани, выявленные электронной микроскопией, в некоторых случаях опережали развитие функциональных нарушений со стороны ЩЖ. Так, у 15-20% женщин с диффузным эутиреоидным зобом, то есть при интактной эндокринной функции железы, определялись такие признаки ФПН, как структурные изменения и уменьшение количества микроворсинок, уменьшение площади синцитиотрофобласта, а на клеточном уровне отмечались изменения митохондрий: их полиморфизм, набухание, отсутствие крист. Более глубокие изменения морфологии и трофики плацентарной ткани на электронно-микроскопическом уровне выявляются у женщин с гипотиреозом и диффузным токсическим зобом: отмечаются некроз ядер синцитиотрофобласта, коллагеноз и склероз микроворсин, а также выраженные нарушения микроциркуляции с признаками гиперагрегации форменных элементов крови. Все это позволяет обосновать необходимость коррекции трофических нарушений и улучшения микроциркуляции, помимо лечения собственно эндокринной патологии.
Неспецифическую профилактику ФПН мы проводим в І триместрe беременности, а также в сроки 16-20 и 28-32 недель гестации. Комплекс метаболической и адаптогенной терапии включает витаминные препараты (группа В, А, С, Е, РР), а также липотропные и мембраностабилизирующие средства (липоевая кислота, метионин, препараты эссенциальных фосфолипидов).
Для коррекции плацентарной микроциркуляции в своей клинике мы применяем:
– ингаляции нефракционированных или фракционированных (в отдельных случаях) гепаринов из расчета 500-700 ЕД/кг массы тела в сутки;
– препараты, улучшающие реологические свойства крови, и ангиопротекторы: дипиридамол (Курантил производства «Берлин- Хеми/Менарини»), ксантинола никотинат, теофиллин, ацетилсалициловую кислоту, пентоксифиллин, эсцин (компонент экстpакта конского каштана) и др.
Не менее актуальной остается проблема диагностики и профилактики ФПН у беременных с СД. По нашим данным, в России досрочное родоразрешение акушеры вынуждены проводить у 56% женщин с тяжелыми формами СД. У женщин с СД распространенность ФПН и ее преобладающие морфологические характеристики зависят от типа диабета и наличия или отсутствия гестоза. При СД 1 типа без гестоза ФПН встречается с частотой около 75%, а в плацентарной ткани при электронной микроскопии обнаруживаются признаки выраженных метаболических нарушений при умеренных нарушениях микроциркуляции. 
Отсюда предпочтительной стратегией неспецифической терапии у беременных с инсулинозависимым СД следует считать применение эссенциальных фосфолипидов, антиоксидантов и ноотропов. 
При СД 1 типа, отягощенном гестозом, ФПН развивается у 100% женщин. Отмечается нарастание морфологических изменений плаценты по мере увеличения срока беременности, также характерны выраженные нарушения микроциркуляции. Предпочтительные направления коррекции: антитромбиновые и антитромбоцитарные средства, эссенциальные фосфолипиды, антиоксиданты.
Отдельного внимания заслуживает гестационный сахарный диабет, который развивается во время беременности и полностью регрессирует после родов. Несмотря на обратимость, это состояние требует тщательной коррекции, в том числе с применением препаратов инсулина, что не всегда адекватно воспринимается пациентками. 
ФПН на фоне гестационного СД без гестоза выявляется в половине случаев и характеризуется выраженной ишемией плацентарной ткани на фоне незначительных изменений ее метаболизма, поэтому стратегия помощи таким женщинам должна включать спазмолитические средства и вазодилататоры.
При гестационном СД с гестозом ФПН развивается чаще – в 85% случаев, причем с выраженными нарушениями метаболизма и кровоснабжения плаценты. У таких пациенток мы используем весь арсенал средств: антиагреганты, эссенциальные фосфолипиды, антиоксиданты.
Уровень прогестерона в сыворотке крови женщин с СД на протяжении всего срока гестации ниже общепопуляционного, поэтому для коррекции гормонального фона беременности целесообразно назначение синтетических аналогов прогестерона или препаратов натурального прогестерона.
Врачам следует помнить, что беременным с СД абсолютно противопоказаны таблетированные сахароснижающие препараты, ингибиторы АПФ, холинолитики, а также определенные группы антибиотиков – аминогликозиды, тетрациклины и макролиды. 

Подготовил Дмитрий Молчанов

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

26.04.2024 Психіатрія Лікування пацієнтів із негативними симптомами шизофренії: персоніфіковані підходи

Негативні симптоми (порушення мотивації, соціальна замкнутість, порушення емоційної сфери тощо) є основною особливістю шизофренії – ​хронічного психічного розладу, поширеність якого у світі становить близько 1%. Зазначені симптоми суттєво погіршують якість життя та знижують працездатність таких пацієнтів. Вкрай важливим є своєчасне діагностування шизофренії та її ефективне лікування, основні аспекти якого висвітлила у своїй доповіді завідувачка відділу пограничної психіатрії ДУ «Інститут неврології, психіатрії та наркології НАМН України», д.мед.н., професорка Наталія Олександрівна Марута....

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Ревматологія Терапія та сімейна медицина Погляди на терапію глюкокортикоїдами в ревматології: епоха конвергенції

Після десятиліть, а часом і запеклих суперечок про переваги та недоліки застосування глюкокортикоїдів (ГК) досягнута певна конвергенція. Сучасні рекомендації лікування таких захворювань, як ревматоїдний артрит (РА), ревматична поліміалгія (РПМ) та васкуліт великих судин відображають поточний стан консенсусу терапії ГК. Однак залишаються відкритими питання щодо можливості тривалого лікування дуже низькими дозами ГК у пацієнтів із РА, а також успішності пошуку інноваційних ГК (лігандів ГК-рецепторів) із покращеним співвідношенням користь/ризик....

23.04.2024 Алергія та імунологія Терапія та сімейна медицина Інгібітори лейкотрієнових рецепторів у лікуванні бронхіальної астми та інших алергічних захворювань

Серед препаратів, які мають велику доказову базу щодо лікування пацієнтів із захворюваннями дихальних шляхів з алергічним компонентом, особливий інтерес становлять антагоністи лейкотрієнових рецепторів (АЛТР). Ці препарати мають хорошу переносимість у дорослих та дітей, а також, на відміну від інгаляційних кортикостероїдів (ІКС), характеризуються високим комплаєнсом, тому посідають чільне місце в лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією. У лютому відбувся міждисциплінарний конгрес із міжнародною участю «Життя без алергії International» за участю провідних вітчизняних міжнародних експертів. Слово мав президент Асоціації алергологів України, професор кафедри фтизіатрії та пульмонології Національного університету охорони здоров’я України ім. П.Л. Шупика (м. Київ), доктор медичних наук Сергій Вікторович Зайков із доповіддю «Місце АЛТР у лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією». ...