27 березня, 2015
Вакцинация от ВПЧ в Украине: опыт практикующего гинеколога
Осенью прошлого года в нашей стране вслед за Европой была зарегистрирована бивалентная вакцина Церварикс, способная формировать стойкий иммунитет против вирусов папилломы человека (ВПЧ) 16 и 18 типов – основных и доказанных этиологических факторов дисплазии цервикального эпителия и рака шейки матки.
Вакцина, разработанная специалистами компании «ГлаксоСмитКляйн», призвана открыть новую эру в профилактике этой фатальной патологии во всем мире. Целесообразность плановой иммунизации женского населения уже признали европейские эксперты. По их мнению, если сегодня вакцинировать девочек начиная с 12-летнего возраста, до начала половой жизни, то через 10-20 лет можно ожидать значительного снижения заболеваемости раком шейки матки во взрослой популяции.
Вакцинация взрослых женщин является личным выбором защиты своего здоровья для каждой женщины. В некоторых странах Европы вакцинация против ВПЧ уже включена в календарь прививок детей. А как обстоят дела в Украине? Пока прививка от ВПЧ является рекомендованной, то есть необязательной, однако многие врачи уже имеют собственный опыт работы с Цервариксом. Есть в этом направлении и свои лидеры.
С одним из них – гинекологом-эндокринологом, кандидатом медицинских наук Татьяной Алексеевной Поповой – мы беседовали о практических аспектах вакцинации.
– В первую очередь хотелось бы услышать мнение практикующего врача о распространенности патологии шейки матки. Насколько статистика по росту заболеваемости среди молодых женщин подтверждается практикой?
– Если говорить об эрозии шейки матки, то ее я вижу примерно у 3 из 5 молодых девушек, которые приходят на прием. Однако ввиду раннего начала половой жизни и, соответственно, раннего инфицирования ВПЧ эрозия у украинских женщин редко встречается сама по себе. Из троих молодых пациенток с эрозиями у двух определяется та или иная степень дисплазии цервикального эпителия. Конечно, тяжелая дисплазия и рак шейки матки встречаются не каждый день, но примерно раз в году с этим диагнозом приходится отправлять на этап специализированного лечения молодую нерожавшую женщину.
– Расскажите о личном опыте применения вакцины Церварикс. Скольких женщин вы уже привили?
– Я работаю с вакциной с первых дней ее появления в Украине, то есть почти год. А еще раньше следила за ходом клинических исследований Церварикса и с нетерпением ждала момента регистрации. Сейчас уже трудно подсчитать, сколько моих пациенток привито. Подсчет затрудняется еще и тем, что иммунопрофилактика ВПЧ Цервариксом состоит из трех этапов. Могу лишь сказать, что сейчас в процессе вакцинации находятся около сотни женщин.
– Кем были ваши первые вакцинированные пациентки по возрасту и социальному положению?
– В большинстве своем это молодые девушки 18-25 лет. Однако как раз молодежь нельзя назвать самой платежеспособной, поэтому чаще вакцинацию детей оплачивают родители. В моей практике был случай, когда после того, как прививку получила молодая девушка, вслед за ней ко мне обратилась и ее мать, которая платила за вакцинацию дочери, но сама раньше не была моей пациенткой и не имела проблем со здоровьем.
А самый первый опыт вакцинации – это двое моих дочерей-подростков. Они получили полный курс – три дозы Церварикса.
– Насколько мнение женщин о профилактике сформировано врачом, а насколько СМИ или другими источниками информации? Обращаются ли к вам пациентки сами с решением о вакцинации?
– Такого в моей практике еще не было. Во-первых, вакцинация против ВПЧ, равно как и необходимость регулярных визитов к гинекологу, недостаточно пропагандируются среди широких масс населения. Да и сами украинки, особенно молодежь, зачастую не уделяют должного внимания своему здоровью. Во-вторых, Церварикс – это специфический медицинский продукт, о предназначении которого женщине должен рассказать именно врач.
Работая гинекологом, я вижу перед собой две важнейшие профилактические задачи. Первая состоит в разъяснении молодым девушкам принципов предохранения от нежелательной беременности и сохранения репродуктивного здоровья до момента осознанного желания стать матерью. Вторая моя задача, с момента появления в нашей стране Церварикса, – объяснить всем своим пациенткам важность вакцинации против ВПЧ и предложить им этот эффективный метод защиты.
– Какие аргументы вы используете, чтобы объяснить пациентке, что такое вакцина против ВПЧ и зачем она нужна?
– Привожу статистику заболеваемости и смертности от рака шейки матки, объясняю связь между вирусом и патологией. Подчеркиваю, что организм человека практически не защищен от ВПЧ, поскольку иммунитет при естественном течении инфекции не вырабатывается. Конечно, лучше всего привить девушку до начала половой жизни, до встречи с вирусом, поскольку максимальная эффективность вакцины доказана именно для этой ситуации.
Однако даже если вирус уже персистирует в организме, например у взрослой женщины, то сформированный под действием вакцины иммунитет не даст ему проявить онкогенный потенциал.
Рак шейки матки приводит к смерти тысячи женщин так же, как в свое время приводил к смерти миллионов вирус натуральной оспы. Открытие противооспенной вакцины позволило стереть эту страшную инфекцию с лица Земли. Вакцину против ВПЧ считаю не менее революционной, ведь она призвана предотвратить большинство случаев распространенной женской онкопатологии.
– Какие вопросы задают вам женщины?
– Узнав о возможности вакцинации, женщины обычно в первую очередь интересуются ее стоимостью. Но при этом положительный ответ дает большинство моих пациенток. Дело в том, что в нашу клинику обращаются чаще всего те, кто уже имеет проблему и хочет ее решить, и таких женщин убедить легче. Быстрее соглашаются и постоянные пациентки, у которых успело сформироваться доверие к врачу. Молодые и здоровые предпочитают надеяться на лучшее и не спешат вакцинироваться. Славянское «авось пронесет!» все еще довлеет над сознанием населения. Однако аргумент, что после прививок женщина будет защищена от рака шейки матки надежно и ей не нужно будет уповать на закон малых чисел, все-таки действует.
Еще часто задают вопрос, насколько безопасна вакцина и возможны ли осложнения. Очевидно, такая настороженность сформирована журналистами, которые в погоне за сенсацией переносят казуистические случаи на всю программу вакцинации, продолжая запугивать и без того недоохваченное иммунопрофилактикой население. Приходится объяснять, что вакцины бывают разные и что Церварикс не содержит живого вируса, поэтому заражение в принципе невозможно.
Третий по частоте вопрос – что будет, если в процессе вакцинации забеременеть? Объясняю, что это нежелательно, но вполне безопасно. Если две дозы вакцины уже введены, то лучше завершить курс, хотя иммунный ответ в этом случае будет несколько слабее, ведь на фоне беременности происходит физиологическая иммуносупрессия.
– Является ли барьером для женщин цена за дозу вакцины?
– На самом деле стоимость вакцины не является заоблачной, она сопоставима с ценой какой-либо необязательной покупки, например лишней пары обуви. В медицинской практике, особенно в онкологии, применяются и более дорогие препараты. А некоторым девушкам полезно подсчитать, сколько они тратят на сигареты. В общем, выделить такую сумму на действительно полезное дело может большинство женщин.
– Как вы оцениваете переносимость вакцины? На сколько для вас были убедительны данные клинических исследований и хотелось ли вам убедиться в безопасности вакцины самостоятельно?
– За все время не было ни одной серьезной жалобы. Максимум – умеренная непродолжительная боль в месте инъекции. Аллергия в принципе может развиться на любой препарат, но в кабинетах вакцинации к этому готовы.
– Прослеживается ли рост числа женщин, которые решают вакцинироваться?
– Такую закономерность проследить сложно, поскольку обращаемость к гинекологу носит сезонный характер. Летом в пору отпусков она меньше, затишье отмечалось и в вакцинации. И это понятно – люди спешат потратить деньги на отдых, а не на лечение. А вот осенью начинается решение проблем, возникших в отпуске, соответственно, растет число вакцинированных.
– Согласно существующим рекомендациям перед вакцинацией показано проведение цитологического исследования для исключения CIN≥2 и РШМ. Как обследуете своих пациенток вы?
– Минимальный алгоритм обследования при первичном обращении такой же, как у любого гинеколога. Он включает визуальный осмотр на гинекологическом кресле, кольпоскопию, бимануальное исследование и взятие мазка из цервикального канала для проведения цитологического скрининга. Если по результатам цитологии не выявлено дисплазии средней степени тяжести (CIN2 и выше), можно начинать вакцинацию.
– Готовы ли вы поделиться своим опытом с коллегами?
– Я понимаю, что не могу принять всех женщин, поэтому с удовольствием делюсь опытом с коллегами, тем более, что иногда обидно видеть грубые ошибки некоторых врачей. По вопросам вакцинации против ВПЧ в основном общаюсь с врачами в форме семинаров, организовать которые помогает компания «ГлаксоСмитКляйн». Кроме того, достаточно активно консультирую врачей и пациенток посредством Интернета.
– В некоторых странах Западной Европы стоимость вакцинации подростков против ВПЧ компенсируется государством. Как вы считаете, нужна ли подобная государственная программа поддержки вакцинации в Украине?
– В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, по такой программе смогут привиться те, кто не может себе этого позволить сейчас. С другой стороны, бесплатная медицина не воспринимается как что-то ценное. Например, наше население не спешит получить защиту даже от самых опасных инфекций, не выполняется элементарный календарь вакцинаций детей. Даже наоборот – люди начинают искать в этом скрытый подвох и опасность. Такое же отношение может сформироваться и к бесплатной вакцинации против ВПЧ. Я считаю, что проблема сегодня состоит не в деньгах, а в нехватке знаний у врачей и информации у пациентов. Самым правильным вариантом иммунопрофилактики папилломавирусной инфекции и ее последствий считается вакцинация до начала половой жизни. Но мы, гинекологи, таких пациенток почти не встречаем. Именно поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить взрослых женщин и рассказать им о возможности защитить своих дочерей. На этой проблеме и путях ее решения необходимо заострить внимание родителей, педиатров, детских гинекологов.
Хочется выразить надежду, что вакцинация женщин и подростков Цервариксом против онкогенных штаммов ВПЧ станет в Украине массовым методом профилактики рака шейки матки и предраковых заболеваний. Каждая женщина должна быть защищена от рака шейки матки.
Подготовил Дмитрий Молчанов