Возможности Симепара в лечении хронических диффузных заболеваний печени

27.03.2015

Основным направлением в лечении хронических диффузных заболеваний печени является использование лекарственных средств, воздействующих на причину возникновения патологического процесса. 

При многообразии пусковых факторов прогрессирование заболеваний печени обусловлено проявлениями воспаления и фиброгенеза, приводящими в завершающей стадии к формированию цирроза печени и его осложнений (печеночная недостаточность и портальная гипертензия). Последние во многом определяют тяжелый прогноз и короткие сроки жизни пациентов. В этой связи, кроме этиотропного лечения, целесообразно применять средства, положительно влияющие на течение общепатологических процессов, – гепатопротекторы, которые повышают функциональную способность клеток печени к синтезу, дезинтоксикации и выведению биологических продуктов, поддерживают устойчивость гепатоцитов к патогенным воздействиям, тем самым способствуя сохранению и восстановлению структуры и функции гепатобилиарной системы [4]. 
Одним из таких препаратов является Симепар (Меpha, Швейцария). В одной капсуле Симепара содержится силимарин (70 мг) и комплекс витаминов группы В: B1 (тиамин) 4 мг, B2 (рибофлавин) 4 мг, никотинамид 12 мг, B6 (пиридоксина гидрохлорид) 4 мг, (пантотеновая кислота) 8 мг, B12 (цианокобаламин) 1,2 мкг. Главным действующим началом Симепара является комплекс флавоноидов расторопши пятнистой (Silybum marianum) – силибинин, силидианин и силикристин, химическая формула которых была установлена в 60-х годах прошлого столетия. В фармакодинамике силимарина ведущим является гепатопротекторный эффект [2]. 
Силимарин хорошо всасывается в пищевом канале. После однократного перорального приема его максимальная концентрация в крови создается через 30-60 мин. При регулярном приеме постоянный уровень в крови устанавливается на вторые сутки. Накапливается преимущественно в печени и почках, не связывается с нуклеиновыми кислотами. Большая часть силимарина обнаруживается в цитоплазме гепатоцитов, в то время как в ядрах его концентрация в 100-200 раз меньше. После приема силимарина внутрь в дозе 500 мг период полувыведения из крови не превышает 6,3 ч, Сmax – 340 нг/мл [5].
Силимарин метаболизируется в печени путем конъюгации с глюкуроновой и серной кислотами, не влияя на микросомальную систему окисления; поэтому совместное применение с другими препаратами не отражается на их фармакокинетике и фармакодинамике, однако при флавоноидной недостаточности метаболизм лекарств в печени ослабляется. Экскретируется препарат в основном с желчью; лишь незначительное количество вещества выделяется с мочой. Глюкурониды и сульфаты силимарина, находящиеся в желчи, попадают в кишечник, где расщепляются ферментами кишечной микрофлоры; образующийся при этом силимарин вновь реабсорбируется. Таким образом, создается энтерогепатическая циркуляция препарата, сохраняющаяся после завершения курса лечения. 
Силимарин относят к категории малотоксичных веществ, в терапевтических дозах он не оказывает повреждающего действия на организм человека. Положительное влияние препарата при болезнях печени связывают прежде всего с его выраженными антиоксидантными свойствами. При повреждении печени различного генеза (вирусного, алкогольного, лекарственного и т. п.) происходит повышение выработки свободных радикалов, которое сопровождается повреждением митохондрий гепатоцитов. Нарушение процессов окислительного фосфорилирования в митохондриях сопровождается развитием энергетического дефицита и гибелью клеток. Избыток соединений перекисного окисления также играет важную роль в фиброгенезе, активируя звездчатые клетки печени и усиливая продукцию внеклеточного матрикса. Антиоксидантный эффект обусловлен наличием фенольной структуры в молекуле силибинина, благодаря чему он взаимодействует с активными формами кислорода и свободными радикалами в печени, превращая их в менее агрессивные соединения. Кроме того, препарат активирует собственные системы защиты тканей от продуктов перекисного окисления (глутатионредуктазу и супероксиддисмутазу), что способствует предотвращению разрушения клеточных структур. Показано, что in vitro антиоксидантная активность силимарина в 10 раз выше по сравнению с таковой токоферола [1]. 
Силимарин препятствует тканевому воспалению путем ингибирования миграции нейтрофилов, купферовских клеток, синтеза лейкотриенов и образования простагландинов, а также оказывает мембраностабилизирующее действие. При его использовании уменьшается проницаемость мембран, клинически отмечается снижение уровней АЛТ, АСТ, ГГТП. Силимарин защищает от действия подобных агентов не только клетки печени, но и клетки крови, повышая их осморезистентность; при действии этанола нейтрализует его негативное влияние на печень, стимулируя синтез фосфатидилхолина. Кроме того, получены данные о способности силимарина снижать содержание холестерина и липопротеидов низкой плотности в крови при дислипидемии [7].
Важной направленностью метаболического действия силимарина является способность стимулировать синтез белков и поддерживать процесс регенерации гепатоцитов. Он индуцирует синтез РНК; при этом скорость транскрипции ДНК в малигнизированных клетках, а также скорость их деления не повышается, что исключает возможность стимуляции опухолевого роста. 
Имеются данные о замедлении темпов прогрессирования фиброза печени на фоне приема силимарина. Антифибротический эффект этого препарата состоит из прямого и опосредованного действия. Прямой антифибротический эффект обусловлен стимуляцией фермента коллагеназы, расщепляющей компоненты соединительной ткани в пространстве Диссе. Опосредованное влияние достигается в результате связывания продуктов перекисного окисления, купирования очагов некроза гепатоцитов и снижения активности звездчатых клеток, продуцирующих компоненты соединительной ткани. 
Силибинин – основной компонент силимарина – обладает способностью блокировать соответствующие участки связывания на клеточной мембране и транспортные системы, способствующие переносу токсических веществ через мембрану. Это свойство лежит в основе лечебного действия при отравлении разнообразными ядовитыми веществами, в частности a-аманитином (ядом бледной поганки), а также при поражениях печени, вызванных ишемией, радиацией, перегрузкой железом [1, 7, 9]. 
Хронические диффузные заболевания печени достаточно часто сопровождаются поражением билиарной системы, что является ведущей причиной проявления болевого и диспептического синдромов [4]. Силимарин обладает желчегонными свойствами, способствуя повышению секреции желчных кислот и электролитов. Холекинетический эффект связан со снижением тонуса сфинктеров желчевыводящих путей. 
Клинические исследования подтвердили эффективность препарата как при самостоятельных заболеваниях печени, так и при ее реактивных поражениях, в частности при метаболическом синдроме. В качестве примеров приведем несколько наиболее интересных исследований. 
При алкогольной болезни печени назначение силимарина в дозе 420 мг/сут в течение 6 мес способствовало значительному увеличению активности супероксиддисмутазы в энтероцитах и лимфоцитах (при исходно сниженных значениях), повышению активности глутатионпероксидазы и содержания веществ с сульфгидрильными группами в сыворотке. Одновременно имело место существенное снижение концентрации веществ, проявляющих свойства окислителей (малонового диальдегида и др.) в сыворотке крови. Это свидетельствует об увеличении антиоксидантного потенциала тканей [8]. Длительное назначение препарата (около 6 мес) способствует снижению активности цитотоксического звена (содержания цитотоксических лимфоцитов CD8+) и продукции γ-глобулинов [7]. 
Для патогенетического лечения вирусного гепатита С и замедления прогрессирования поражения печени до стадии цирроза предложена «тройная антиоксидантная схема», в состав которой вместе с силимарином входят тиоктовая кислота и селен [6]. По мнению B.M. Berkson и соавт., такая терапия способствует подавлению воспалительно-некротической реакции в печени, торможению развития фиброза и снижает риск злокачественной трансформации гепатоцитов. 
При внутрипеченочном холестазе у беременных применение силимарина позволяет достичь уменьшения выраженности кожного зуда и улучшения показателей печеночного комплекса [1, 7]. 
Все приведенные эффекты имеют до конца не изученные механизмы. Недавно был проведен систематический обзор 700 научных публикаций, посвященных использованию силимарина как стандартизированной смеси флавоноидов [10]. В результате анализа представленных публикаций был сделан вывод о естественном воздействии силимарина на организм человека и его высокой клинической эффективности благодаря сочетанию выраженного гепатопротекторного действия и хорошего профиля безопасности.
Входящие в состав препарата Симепар витамины группы В позволяют:
– улучшить функционирование нервной системы;
– нормализовать процессы декарбоксилирования и переаминирования аминокислот (В6);
– улучшить транспорт водорода и образования АТФ в митохондриях (В2);
– нормализовать окислительно-восстановительные процессы (никотинамид);
– улучшить синтез ацетилхолина и кортикостероидов;
– ускорить процессы регенерации (пантотеновая кислота);
Таким образом, Симепар целесообразно назначать пациентам с хроническим гепатитом, жировой дистрофией печени, неалкогольным стеатогепатитом, циррозом печени, алкогольной болезнью печени, острой алкогольной интоксикацией, хроническим холециститом, хроническим панкреатитом, хроническим токсическим гепатитом (снотворные, мышьяк, ртуть, кадмий, отравление грибами), а также при длительном приеме медикаментов.
Рекомендуемая терапевтическая доза Симепара – 1 капсула 3 раза в день во время еды. Для профилактики препарат принимают по 1 капсуле 2 раза в день во время еды. Продолжительность терапии составляет от 25 дней до 1,5 мес, при необходимости курс лечения можно повторить. 
На кафедре гастроэнтерологии и терапии ФПО Днепропетровской медицинской академии проведено исследование клинической эффективности Симепара при хронических диффузных заболеваниях печени различной этиологии: неалкогольном стеатогепатите (5 человек), хроническом вирусном гепатите (13), алкогольной болезни печени (4), циррозе печени (4) [3]. Всем пациентам препарат назначали по 1 капсуле 3 раза в сутки с контролем клинических и биохимических показателей печеночного комплекса через 3 нед. 
После проведенной терапии у всех пациентов наблюдалось уменьшение проявлений астеновегетативного, болевого и диспептического синдромов (рис.). Достоверно уменьшился синдром печеночноклеточной недостаточности, снизился уровень билирубина – с 29,8±3,8 до 19,4±2,4 мкмоль/л. До лечения средний уровень АЛТ составлял 2,27±0,2 мккат/л, АСТ – 0,91±0,3 мккат/л, а после проведенной терапии – соответственно 1,82±0,12 мккат/л (р<0,05) и 0,78±0,14 мккат/л (р>0,005). Сделан вывод, что Симепар является эффективным препаратом в лечении хронической патологии печени.
Таким образом, благодаря разностороннему благоприятному воздействию на организм человека Симепар может быть рекомендован как при функциональных нарушениях гепатобилиарной системы, так и при ее серьезных повреждениях, обусловленных различными факторами. Препарат не оказывает воздействия на этиологию большинства заболеваний гепатобилиарной системы, но занимает достойное место в их патогенетической терапии, являясь средством выбора при лечении хронических диффузных воспалительных заболеваний печени.

Литература
1. Дегтярьова І.І., Осьодло Г.В., Скрипник І.М. та ін. Застосування силімаринвмісних препаратів для лікування токсичних гепатитів і жирової дистрофії печінки // Сучасна гастроентерологія. – 2001. – № 4 (6). – С. 65-70.
2. Свинцицкий А.С. Растительные гепатопротекторы в комплексном лечении больных хроническими гепатитами // Новости медицины и фармации. – 2006. – № 11-12 (193-194). – С. 13-14.
3. Степанов Ю.М., Косинська С.В. Оцінка ефективності препарату Симепар у хворих iз патологією печінки // Сучасна гастроентерологія. – 2007. – № 3. – С.75-77.
4. Харченко Н.В. Сучасні гепатопротектори в лікуванні хворих iз хронічними ураженнями печінки // Ліки України. – 2004. – № 3 (80). – С. 14-18.
5. Чекман І.С. Клінічна фармакологія гепатопротекторів // Лікувальна справа. – 2001. – № 1 . – С. 15-19.
6. Berkson B.M. A conservative triple antioxidant approach to the treatment of hepatitis C. Combination of alpha lipoic acid (thioctic acid), silymarin, and selenium: three case histories // Med. Klin. – 1999. – Vol. 94, Suppl. 3. – Р. 84-89. 
7. Fraschini F., Demartini G., Esposti D. Pharmacology of Silymarin // Clin. Drug Invest. – 2002. – Vol. 22 (1). – P. 51-65.
8. Muzes G., Deak G., Lang I. et al. Effect of silimarin (Legalon) therapy on the antioxidant defense mechanism and lipid peroxidation in alcoholic liver disease (double blind protocol) // Orv. Hetil. – 1990. – Vol. 131. – P. 863-866. 
9. Pares A., Planas R., Torre M. et al. Effects of silymarin in alcoholic patients with cirrhosis of the liver: results of a controlled, double-blind, randomized and multicenter trial // J. Hepatology. – 1998. – Vol. 28. – P. 615-621.
10. Saller R., Melzer J., Reichling J. et al. An Updated Systematic Review of the Pharmacology of Silymarin // Forsch Komplementarmed. – 2007. – Vol. 14. – P. 70-80.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Ревматологія Терапія та сімейна медицина Погляди на терапію глюкокортикоїдами в ревматології: епоха конвергенції

Після десятиліть, а часом і запеклих суперечок про переваги та недоліки застосування глюкокортикоїдів (ГК) досягнута певна конвергенція. Сучасні рекомендації лікування таких захворювань, як ревматоїдний артрит (РА), ревматична поліміалгія (РПМ) та васкуліт великих судин відображають поточний стан консенсусу терапії ГК. Однак залишаються відкритими питання щодо можливості тривалого лікування дуже низькими дозами ГК у пацієнтів із РА, а також успішності пошуку інноваційних ГК (лігандів ГК-рецепторів) із покращеним співвідношенням користь/ризик....

23.04.2024 Алергія та імунологія Терапія та сімейна медицина Інгібітори лейкотрієнових рецепторів у лікуванні бронхіальної астми та інших алергічних захворювань

Серед препаратів, які мають велику доказову базу щодо лікування пацієнтів із захворюваннями дихальних шляхів з алергічним компонентом, особливий інтерес становлять антагоністи лейкотрієнових рецепторів (АЛТР). Ці препарати мають хорошу переносимість у дорослих та дітей, а також, на відміну від інгаляційних кортикостероїдів (ІКС), характеризуються високим комплаєнсом, тому посідають чільне місце в лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією. У лютому відбувся міждисциплінарний конгрес із міжнародною участю «Життя без алергії International» за участю провідних вітчизняних міжнародних експертів. Слово мав президент Асоціації алергологів України, професор кафедри фтизіатрії та пульмонології Національного університету охорони здоров’я України ім. П.Л. Шупика (м. Київ), доктор медичних наук Сергій Вікторович Зайков із доповіддю «Місце АЛТР у лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією». ...

23.04.2024 Алергія та імунологія Терапія та сімейна медицина Алгоритм діагностики та лікування пацієнта з алергічним ринітом

Розбір клінічного випадку...