27 березня, 2015
П.Ф. Лесгафт – основоположник систематики в медицине
Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности
с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии... не остается безнаказанным, – оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии... то, что не упражняется, умирает...
П.Ф. Лесгафт
Продолжение. Начало в № 13-14.
Возобновление академической работы
По ходатайству прогрессивно настроенных ученых в конце 1877 г. П.Ф. Лесгафту вновь было разрешено заниматься педагогической деятельностью, и в январе 1878 г. по решению совета его alma mater он был избран вторым прозектором практической анатомии. В стенах родной академии снова зазвучал голос Петра Францевича, снова на его лекции стали собираться студенты со всех факультетов и курсов. Снова Лесгафт трудился рядом со своим учителем Грубером. В течение следующих 6 лет под руководством Петра Францевича было подготовлено 22 диссертационные работы! Он сам опубликовал около 20 проблемных работ. Однако в 1884 г. в Военно-медицинской академии (так она стала именоваться с 1881 г.) учредили должность еще одного прозектора для чтения лекций и проведения занятий по описательной анатомии, которую рассчитывал получить Лесгафт, но назначен был Таренецкий. Это решение Петр Францевич воспринял как незаслуженное оскорбление и подал в отставку. Конечно, шаг этот дался ему нелегко. Он терял слишком многое, терял то, что любил и считал своим предназначением. Лишившись возможности преподавать в академии, он перенес всю свою энергию на домашние анатомические курсы. Лекции на этих курсах оказывали огромное воздействие на слушателей и слушательниц. Они заставляли задуматься о смысле жизни, истинных и ложных ценностях. А по выходным дням П.Ф. Лесгафт принимал дома больных людей, подбирал физические упражнения для лечения болезней костей, всевозможных искривлений и других недостатков в костной системе, врожденных или приобретенных. За лечение на дому он не брал денег, но если какой-нибудь состоятельный посетитель настаивал на выплате «докторского гонорара», Петр Францевич просил передать деньги в приют для детей- калек. Этому принципу он следовал всю жизнь. Ни один пациент не мог сказать, что Лесгафт лечил его за деньги. А лечить ему приходилось многих. И в Петербурге в дни приемов, и летом, когда выезжал на Волгу в село Красное отдохнуть, и даже в Швейцарии, в Ливорно, где он часто бывал и любил совершать пешие прогулки в горы.
В 1885 г. Петр Францевич получил разрешение императора на возобновление преподавательской деятельности и обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой разрешить ему читать лекции по анатомии в качестве приват-доцента в Петербургском университете. Начался новый этап его преподавательской деятельности – 10 лет работы в прославленном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии. Владея методом математического анализа, П.Ф. Лесгафт учил студентов использовать математические расчеты при проверке данных. Он не оставлял своих исследований в области биомеханики мышц и суставов, продолжал внедрять математический анализ в изучение анатомического строения и функций опорно-двигательного аппарата, вместе с математиком И.П. Долбней выполнил интересную работу «Теория простых суставов». Серьезные анатомические исследования в сочетании с математическими расчетами легли в основу изучения простых и сложных суставов. Такие его труды, как «Архитектура костей», «О соединении костей между собой», «О причинах, влияющих на форму костей», а также глубокие исследования архитектоники таза, позволили сделать важные выводы для практической медицины, в частности травматологии и ортопедии.
Териокская ссылка
В январе 1897 г. Лесгафт подал в отставку и покинул стены университета, а в 1899 г. он поставил свою подпись под «Протестом 99-ти». Его передовые взгляды и поездки за границу послужили основанием для запрета педагогической деятельности и высылки на жительство в Териоки под Петербургом. Петру Францевичу пришлось оставить и курсы, и биологическую лабораторию.
Однако период пребывания П.Ф. Лесгафта в Териоках был весьма плодотворным. Тут он начал обстоятельно изучать новые течения в физике. Нескольким слушательницам, таким же изгнанницам, как и он, Лесгафт читал курс физики. В Териоках ученому удалось в одну зиму написать больше, чем в предыдущие 13 лет. В маленьком домике П.Ф. Лесгафта жизнь била ключом. В это дачное место на Карельском перешейке приезжали из Петербурга коллеги ученого, слушатели, слушательницы, пациенты. Одни – с целью посетить изгнанника и выразить ему свое сочувствие, другие – за советом, поделиться горем или радостью. Петр Францевич каждого встречал радушно и гостеприимно. Частенько летом, когда вечерело, он садился на велосипед и отправлялся в соседнюю Куоккалу в гости к художнику И.Е. Репину, который в Петербурге неоднократно слушал лекции Петра Францевича. Хорошее знание анатомии помогало нашему гениальному земляку достоверно изображать на своих полотнах живой мир природы. Вечерние встречи лета 1901 г. в тиши мастерской художника были праздником для их родственных душ. Часто изгнанника навещал и профессор В.М. Бехтерев. Так прошел год «ссылки» П.Ф. Лесгафта на Карельском перешейке.
Свершения последних лет
В 1893 г. один из учеников Петра Францевича, И.М. Сибиряков – владелец многомиллионного состояния, передал в распоряжение своего учителя 200 тыс. рублей и дом, стоивший 250 тыс. рублей. Так возникла знаменитая Биологическая лаборатория. Руководство отделениями Биологической лаборатории приняли на себя видные ученые: А.О. Ковалевский, И.Р. Тарханов, В.В. Половцев, О.А. Гримм. В 1918 г. Биологическая лаборатория была преобразована в Естественно-научный институт им. Лесгафта – один из первых в СССР научно-исследовательских институтов, в котором работали такие известные ученые, как Л.А. Орбели, А.А. Борисяк, В.Н. Любименко, В.А. Омелянский. Петр Францевич оставался руководителем лаборатории до последних дней своей жизни.
10 ноября 1905 г. Лесгафт подал в Министерство народного просвещения прошение на учреждение Вольного института, в котором существующие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования составили бы самостоятельное «практическое отделение». Название министру не понравилось, но в конце декабря Лесгафту разрешили открыть высшее учебное заведение под названием «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным». Это название сохранилось только в официальных документах. Все называли эти курсы «Вольной высшей школой», которая стала первым общественным университетом России. Вольная высшая школа и действовавший при ней рабочий факультет были последним вкладом Петра Францевича Лесгафта в развитие народного образования России. «Не рецепты даю я Вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в Вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и родине, достойных интеллигентных работников русского общества», – так говорил этот человек, которого всегда окружал ореол незаурядной личности, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда, исключительной научной честности, бескорыстия, независимости суждений и принципиальности могучего ума.
Весной 1909 г. после длительных хлопот открылись Естественно-исторические курсы, ставшие прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры (ранее – Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания), на базе которых в 1919 г. был открыт Государственный институт физического образования имени Лесгафта. Петр Францевич с радостью согласился предоставить для курсов помещение в Биологической лаборатории, а с сентября согласился читать на них анатомию. Он по-прежнему был бодр духом, но внезапно после осенней простуды здоровье его стало сдавать. Он мужественно старался бороться с недомоганиями, однако с каждым днем ему становилось хуже. В октябре совет Биологической лаборатории освободил Лесгафта от руководства лабораторией и посоветовал ехать на лечение в санаторий одессита С. Рабиновича в Хелуане, недалеко от Каира. Впервые в жизни Петр Францевич послушался врачей, и эта ошибка оказалась роковой. По дороге в Египет наступило заметное ухудшение здоровья – болезнь осложнилась воспалением легких и острым воспалением почек. Для лечения Лесгафта были использованы все известные средства, но состояние его здоровья быстро ухудшалось. Отказали почки. Последние 9 дней Петр Францевич был уже без сознания. Вынужденное путешествие в египетский санаторий завершилось для П.Ф. Лесгафта печально – вечером 28 ноября 1909 г. его сердце остановилось.
19 декабря 1909 г. Петра Францевича Лесгафта похоронили на Волковом кладбище г. Петербурга, расположенном рядом с Лютеранским, где покоились его родители и брат. На похороны пришло около 6 тыс. человек, а кладбище было окружено конными и пешими городовыми и жандармами. Среди пришедших проститься с корифеем здорового образа жизни был и Н.А. Панин-Коломенкин – один из способнейших учеников Петра Францевича, первый олимпийский чемпион в истории отечественного олимпийского движения, завоевавший золотую медаль по фигурному катанию на коньках на ІV Олимпиаде в Лондоне (1908 г.). При погребении усопшего было запрещено произносить речи, и лишь известный революционер и ученый Н.А. Морозов сказал у могилы П.Ф. Лесгафта: «Прощай, дорогой Петр Францевич! Да будет нам примером твоя честная, бескорыстная трудовая жизнь».
Литература
1. Гельвиг Р.И. Профессор П. Ф. Лесгафт как анатом: Доклад в Киевском хирургическом обществе 5 апр. 1910 г. – К.: Изд-во ун-та Св. Владимира, 1911.
2. «Зеленогорский вестник». – 1991. – № 24.
3. Иконников С.К. Доктор Пирусский. – Томск, 2005.
4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1988.
5. Пышновская О.М., Усыскин Г.С. Зеленогорск. – Л., 1978.
6. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт: главные труды. – СПб., 2006.
7. Сб. науч. тр. межрегион.-практ. конф., посвященной 165-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (27-28 мая 2003 г.). – Тюмень: Вектор Бук, 2003.
8. Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1989.
9. Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. – Л., 1950.
Подготовил Лукьян Маринжа