27 березня, 2015
Ультразвуковая семиотика диффузных поражений печени
Диагностические возможности двухмерной ультрасонографии
В настоящее время в различных областях медицины широко используемым методом является ультрасонография (ультразвуковое исследование (УЗИ) внутренних органов), которая в ряде случаев по своей диагностической ценности не уступает инвазивным методам исследования и таким дорогостоящим, сопряженным с лучевой нагрузкой для пациента методам неинвазивной визуализации, как компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс.
Новые технические возможности современных ультразвуковых сканеров позволяют не только получать качественное изображение органов брюшной полости и забрюшинного пространства, что немаловажно для оценки их размеров и структуры, но и детально изучать изменения артериального и венозного кровотока при заболеваниях панкреато-билиарной системы.
Жиpовой гепатоз – хроническое заболевание, характеризующееся повышенным накоплением жира в гепатоцитах. На сонограммах обнаруживается некоторое увеличение печени пpи ноpмальных pазмеpах селезенки, нижней полой и селезеночной вен. Эхогенность печени равномерно повышена, эхоструктура однородная и состоит из множества мелких одинаковых белых точек, как бы посыпана манной крупой (рис. 1)*.
Считается, что такая картина достоверно свидетельствует о накоплении жиpа в гепатоцитах. С повышением эхогенных свойств паpенхимы пеpипоpтальная зона становится малозаметной, а на периферии совсем исчезает. Изображение стенок внутpипеченочных портальных и печеночных вен нечеткое – симптом мерцающего изображения венозных сосудов.
Гепатит – заболевание печени, в основе которого лежит ее воспаление, выражающееся дистрофическими и некробиотическими изменениями паренхимы, воспалительной инфильтрацией стромы. Гепатит может быть первичным, то есть развиваться как самостоятельное заболевание, или вторичным – как проявление другой болезни. В зависимости от характера течения различают острый и хронический гепатиты.
УЗ-картина острого гепатита характеризуется увеличением печени, снижением ее эхогенности, повышением перихоледохеальной эхогенности за счет отека околососудистой клетчатки (рис. 2).
При хроническом гепатите (ХГ) наблюдаются повышение акустической плотности паpенхимы, неровность контуров, уплотнение капсулы, увеличение pазмеpов каудальной и левой долей печени. На эхограммах можно визуализировать как структурно однородную печень, так и единичные включения, чаще в проекции левой доли. В ряде случаев выявляют зернистость структуры печени и селезенки, синдром спленомегалии. Стенки венозных сосудов уплотняются, диаметр селезеночной и воротной вен увеличивается. У пациентов с ХГ, развившемся на фоне приема наркотиков, в воротах печени можно определить увеличенные лимфатические узлы.
Следует отметить, что характерная сонографическая картина, позволяющая диффеpенциpовать ХГ, вызванный различными этиологическими фактоpами, отсутствует. Не всегда удается обнаружить какие-либо УЗ-изменения у больных ХГ. Показатель чувствительности метода при данной паталогии – 23,6%, отрицательная предсказательная ценность – 50,0%. Таким образом, отсутствие эхографических признаков ХГ во время УЗИ не означает его отсутствие и не может быть причиной прекращения дальнейшего обследования.
Фиброз печени, развивающийся вследствие ХГ, часто сопровождается жировой инфильтрацией, что приводит к повышению эхогенности печени. При отсутствии жировой инфильтрации эхогенность фиброзно измененной печени мало отличается от нормы. Размеры органа могут быть нормальными или уменьшенными, поверхность ровная.
УЗИ печени широко используется в повседневной практике для диагностики неалкогольного стеатогепатита (НАСГ). При отсутствии у пациента клинической симптоматики с одновременным выявлением отклонений в функциональных печеночных тестах и невозможности осуществления гистологического исследования ультрасонография – единственный способ диагностики стеатоза печени. При исследовании выявляется гиперэхогенность печени вследствие диффузной жировой инфильтрации (рис. 3).
Цирроз печени (ЦП) – хроническое заболевание, характеризующееся нарастающей печеночной недостаточностью в связи с рубцовым сморщиванием и структурной перестройкой печени. Патологическими признаками ЦП являются разрушение паренхимы с образованием узлов регенерации и фиброз, приводящие к нарушению архитектоники.
УЗ-критерии ЦП: размеры могут быть нормальными, однако в большинстве случаев по мере прогрессирования заболевания отмечается тенденция к сморщиванию органа. Правая доля печени может уменьшаться, в то время как левая и каудальная доли занимают относительно большую часть печеночного объема. Соотношение каудальной доли к правой доле можно получить при поперечном сканировании непосредственно ниже бифуркации воротной вены: в норме это соотношение <0,6; при циррозе печени оно превышает 0,65; соотношение переднезадних размеров каудальной и левой долей
≥0,5 (рис. 4).
Характерны также закругление углов печени, изменение ее контуpов, неровная бугpистая поверхность, повышение акустической плотности органа и неодноpодная эхостpуктуpа (кpупноточечная зеpнистость), стеpтость печеночного pисунка, сниженная звукопpоводимость, наличие очагов pегенеpации, узкая зона гипоэхогенности вдоль контуpа диафpагмы, утолщение капсулы печени, изменение внутpипеченочных сосудов, увеличение pазмеpов селезенки (рис. 5).
Портальная гипертензия (ПГ) при ЦП развивается в случае повышения сопротивления портальному кровотоку и/или при его увеличении. При ультрасонографии можно наблюдать некоторые коллатеральные пути и изменения основных сосудов системы воротной вены.
У абсолютного большинства больных ЦП диаметр воротной вены превышает 1,5 см, а селезеночной – 1 см. Основные внутрипеченочные ветви воротной вены обычно извиты и расширены, в то время как периферические внутрипеченочные ветви суживаются и становятся извилистыми в связи с изменениями паренхимы. Иногда регистрируются «обрывы» периферических печеночных сосудов, бессосудистые участки (рис. 6). Важным признаком ПГ является колебание диаметра селезеночной и верхней брыжеечной вен во время дыхания. Наличие и выраженность указанных пpизнаков зависят от пpодолжительности заболевания, моpфологического вида ЦП и активности пpоцесса.
К ультразвуковым находкам при ЦП, связанным с его осложнениями, относят асцит, спленомегалию, развитие венозных коллатералей и другие нарушения в системе воротной вены. У пациентов с ПГ обычно происходит расширение коллатеральных сосудов, связывающих систему воротной вены с системной циркуляцией (рис. 7). Это высокоспецифичный ультразвуковой признак ЦП.
Важным моментом в обследовании пациентов с диффузными заболеваниями печени является выявление
функциональных нарушений (дискинезий) и воспалительных изменений со стороны желчного пузыря (ЖП) и протоковой системы.
При хронических диффузных заболеваниях печени можно обнаружить утолщение стенок ЖП, а также феномен желчного сладжа, который развивается в случае изменения соотношения основных компонентов желчи или развития нарушения опорожнения ЖП. На сонограммах желчный сладж выглядит как гиперэхогенное образование в ЖП с горизонтальным уровнем без задней тени. Характерный признак желчного сладжа – изменение его вида на сканограмме в зависимости от изменения положения тела пациента и медленное достижение нового горизонтального уровня. Общим признаком является отсутствие дистальной акустической тени. Эхогенность сладжа может быть различной. Если сладж заполняет весь ЖП, то дифференцирование между тканью печени и ЖП затруднено (рис. 8).
Хронические диффузные заболевания печени (гепатит, цирроз) сопровождаются развитием доброкачественной паренхиматозной желтухи. Диагностические возможности ультразвукового метода позволяют определить характер желтухи (паренхиматозный или механический), провести дифференциальную диагностику между желтухой доброкачественного и опухолевого генеза, установить уровень обтурации желчных протоков в случае ее механической природы.
Основным УЗ-признаком паренхиматозного характера желтухи является визуализация недилатированных внутри- и внепеченочных желчных протоков. При хроническом холестатическом гепатите и билиарном ЦП развивается синдром внутрипеченочного холестаза. Эхосонография наряду с методом эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографии (ЭРХПГ) позволяет провести дифференциальную диагностику между внутри- и внепеченочным холестазом. Характерным признаком блокады внепеченочных желчных путей является надстенотическое расширение протоков, в том числе внутрипеченочных (рис. 9). С помощью ЭРХПГ определяют уровень и выраженность механической блокады желчных путей. Считается, что совместное использование данных методов диагностики дает более полную информацию по сравнению с компьютерной томографией.
Наличие дискинезии ЖП и ее тип определяются по результатам функциональной пробы.
Исследование ЖП проводится натощак (утром) или не ранее чем через 12 ч после приема пищи. За 1-2 дня до исследования необходимо исключить продукты, вызывающие явления метеоризма (черный хлеб, бобовые, квашеная капуста, цельное молоко, виноград и т. д.), при необходимости назначить прием ферментных препаратов. Нормальный ЖП представляет собой эхонегативное образование грушевидной, овоидной или цилиндрической форм, расположенное в правом верхнем квандранте живота, с четкими контурами и отсутствием в полости каких-либо внутренних структур, длиной 5-9 см и шириной 3-3,5 см. Толщина стенки ЖП обычно не превышает 2 мм, однако ее плотность повышается с возрастом (вследствие постепенной атрофии слизистой и мышечной оболочек и замещения их соединительной тканью). Таким образом, склеротические изменения стенок ЖП у пожилых людей, при отсутствии других изменений и клинической симптоматики не следует трактовать как УЗ-признаки хронического холецистита.
Наиболее часто в клинической практике встречаются
дискинезии желчевыводящих путей (ДЖП) – функциональные нарушения моторики ЖП и сфинктерного аппарата вследствие несогласованного, несвоевременного, недостаточного или чрезмерного сокращения.
Различают следующие виды ДЖП:
– гиперкинетическая (гипертонус ЖП);
– гипокинетическая (гипотонус ЖП);
– гипертоническая (спазм сфинктеров);
– гипотоническая (недостаточность сфинктеров);
– их комбинации.
Для диагностики дискинезии применяют функциональные пробы. Вначале измеряют объем ЖП (V) натощак (в современных приборах этот параметр определяется автоматически) или рассчитывают по формуле, предложенной F. Weill:
V=π(p/2)2хL, где р – ширина, а L – длина ЖП.
С целью определения полного цикла опорожнения и расслабления ЖП после желчегонного завтрака (прием двух яичных желтков) через равные 5-10-минутные интервалы на протяжении 1,5-2 ч определяют объем оставшейся желчи. Эту процедуру можно упростить, измерив объем ЖП через 45 мин после завтрака. Процент опорожнения ЖП рассчитывается по формуле:
V(%) = (V1-V2) V1х100%,
где V1 – объем ЖП натощак, V2 – объем ЖП после завтрака. При условии уменьшения объема ЖП на 1/2-2/3 от первоначального его двигательная функция расценивается как нормальная; при гиперкинетическом типе дискинезии ЖП сокращается более чем на 2/3 своего первоначального объема, при гипокинетическом – менее чем на 1/2 (рис. 10). Исследование обладает высокой диагностической ценностью и полностью заменяет пероральную холецистографию с использованием контраста и рентгеновского излучения.
В заключение следует отметить, что ценную диагностическую информацию позволяют получить ультразвуковые допплеровские методики. В настоящее время разработаны допплерографические критерии тяжести патологического процесса (направление и величина артериального и венозного кровотоков, индекс резистентности сосуда, характер допплеровской кривой и др.). Диагностическая точность УЗИ с применением метода допплерографии в выявлении диффузных поражений печени достаточно высока и составляет 76-93%.
* Статья иллюстрирована снимками из архива автора.