27 березня, 2015
Жизнь, отданная медицинской науке
Чтобы достичь желаемого познания какого-либо естественного
явления, мы обязаны должным образом определить его характер
и изучить все индивидуальное в его природе. Требуется особая
рачительность в той части этого познания, которое занимается
исследованием структуры человеческого тела, ибо чем важнее
предмет, чем он совершеннее, тем более заботливого и более
строгого изыскания он требует от нас
А.П. Загорский,
«Анатомические наблюдения редкой разновидности некоторых мышц человеческого тела»
Один из основоположников отечественной анатомической науки Петр Андреевич Загорский родился
9 августа 1764 г. в селе Понорнице Новгород-Сиверского уезда Черниговской губернии в семье священника местного прихода Андрея Загорского и Натальи Южиной, дочери обедневшего дворянина. Отец Петра был образованным человеком
и придерживался строгих житейских правил. Сам человек непьющий,
он неустанно проповедовал среди паствы здоровый образ
как духовной, так и телесной жизни, всячески поощрял стремление простого народа к грамотности.
Этим и снискал любовь и уважение прихожан. Своему сыну Андрей Петрович дал хорошее домашнее воспитание. Мечтал, чтобы наследник принял у него эстафету служения всевышнему. Когда Петру исполнилось 13 лет, он поступил
на учебу в Черниговский коллегиум, который являлся лучшим в Украине. Как правило, его выпускники вливались в ряды спудеев
Киево-Могилянской акдемии – основной кузницы служителей православной церкви
не только в Украине, но и во всей Российской империи. Но пройдет
5 лет, и скоропостижная кончина отца заставит юного Петра Загорского, не пройдя полного курса обучения в Черниговском коллегиуме, вернуться домой, в Понорнице. По совету матери он устраивается ратманом Понорницкой сельской управы. Прослужив год
на канцелярской службе, П. Загорский все же решает продолжить образование. Правда, желания вернуться в Чернигов и завершить учебу в философском классе коллегиума у него не возникло. Молодого человека, тянущегося к познанию тайн естественных наук, отпугивает схоластическая методика преподавания в духовном учебном заведении. А случайная встреча
со старшим товарищем по учебе в коллегиуме штаб-лекарем Омельяновичем пробуждает
в 19-летнем Загорском интерес к медицине.
Годы учебы
В декабре 1783 г., сдав вступительные экзамены, Петр поступает в госпитальную школу при Санкт-Петербургском генеральном сухопутном госпитале. Как малообеспеченный ученик Загорский берется на «казенный кошт», то есть бесплатное содержание на весь срок его обучения обеспечивает государство. Первыми наставниками юноши в изучении медицины были профессора Н.М. Максимович-Амбодик, Ф.Т. Тихорский, Н.К. Карпинский, И.М. Тереховский. Молодого Загорского особенно увлекали лекции по анатомии, читаемые «лекционным доктором» Н.К. Карпинским, который преподавание анатомии сопровождал не только показом частей человеческого организма на таблицах, но и демонстрациями на теле умершего человека. Еще будучи учащимся, Петр Загорский с разрешения кафедрального прозектора Я.О. Саполовича препарировал отдельные органы тела для лекций профессора Н.К. Карпинского.
Подлекарь Загорский в качестве помощника профессора Карпинского продолжает совершенствовать знания на кафедре анатомии, физиологии и хирургии Медико-хирургического училища, развивая здесь свою необычайную способность «к наблюдению мелких и сухих подробностей и уменье связать их в одно целое и изложить интересно для слушателей». Четырехлетнее пребывание Петра Андреевича на этой кафедре явилось той платформой, которая помогла ему впоследствии создать оригинальную отечественную анатомическую школу.
Н.К. Карпинский ходатайствовал перед Медицинской коллегией об утверждения подлекаря Загорского в звании лекаря. Но члены коллегии указали в решении от 2.11.1786 г. о назначении П.А. Загорского «для пользования больных на подлекарском жаловании за неимением лекарской вакансии».
Тернистое начало лекарской карьеры
В скромных условиях кафедры анатомии, физиологии и хирургии училища Загорский проводит свое первое научно-исследовательское исследование («объсервацию») «De foramino ovali cordis in adulto». Печально, что работа эта не сохранилась. По отзывам современников Петра Андреевича, она не уступала по качеству диссертации на степень доктора медицины. Летом 1790 г. эта монография была рассмотрена советом Медицинской коллегии, получила положительный отзыв, но автора после этого утвердили только в звании штаб-лекаря – обычного военного врача.
Не пройдет и недели после решения коллегии, как П.А. Загорский подаст прошение уволиться с госпитальной и учебной службы «для поправления здоровья». Просьба была удовлетворена, и осенью 1790 г. Петр Андреевич определился в Шлиссельбургский уезд на должность городского и уездного доктора. Это место у истока Невы из Ладожского озера вряд ли было выбрано Загорским с оздоровительной целью. Он в сердцах удалился на некоторое расстояние от лицемерия и фальши столичной жизни. Проведенные в Шлиссельбурге 3 года вряд ли прибавили ему здоровья. Казнокрадство и произвол местного чиновничества, с которыми требовательный «дохтур» не собирался мириться ни под каким предлогом, царствовали и в местных больницах.
В начале 1793 г. Загорский решает продолжить профессиональную службу согласно званию штаб-лекаря. В феврале он получает назначение в Орденский кирасирский полк, расквартированный в городе Хороле Киевской губернии. Участвуя в походах полка, усмирявшего руководимых Тадеушем Костюшко польских повстанцев, полковой лекарь Загорский оказывал медицинскую помощь как раненым с обеих сторон, так и больным – местным жителям Волыни, где разворачивалось одно из драматичнейших событий конца правления Екатерины II.
П.А. Загорский не оставлял мысли продолжить научно-педагогическую деятельность. А когда до него дошли вести о реформе в сфере медицинского образования, предусматривающей учреждение при профессорах должности адъюнктов, которые должны были замещаться отечественными лекарями, а также знание профессорами русского языка и т.д., он окончательно решил оставить службу в полку и вернуться к научной и педагогической работе.
Время больших перемен
В конце 1797 г. П.А. Загорский обращается в Медицинскую коллегию с прошением о переводе его в Петербург на педагогическую работу. Надо полагать, что не без участия Карпинского и Тихорского (к тому времени Петр Андреевич был женат на его дочери) он получает назначение на должность адъюнкт-профессора анатомии – сначала в Московском медико-хирургическом училище, а потом по просьбе Н.К. Карпинского был переведен адъюнкт-профессором в Петербург «к анатомии и физиологии» с жалованьем по 400 руб. в год и 60 руб. квартирных. В то же время он продолжал научно-исследовательскую работу, результатом которой явились три научных труда – «De anevrismate Spurio quod odscessum mentubatur», «De processuemastoidei teredine felicitercurato», «Discriptionem infantismonstrosi cum abnormi genitalium formatione». Эти работы, увидевшие в свет в 1799 г. в «Трудах Академии наук», принесли автору научную славу и закрепили за ним репутацию выдающегося анатома.
Возрастающая потребность в высококвалифицированных отечественных врачах настоятельно диктовала необходимость организации отечественных высших учебных заведений, готовящих врачей. C 1764 г. в Российской империи существовал медицинский факультет Московского университета. Предпринимались попытки открыть медицинский институт и в Санкт-Петербурге. В 1783 г. Екатерина II подписала указ об организации в Петербурге Медико-хирургического института, с преподаванием на немецком языке и с обеспечением его кадрами немецкого происхождения. Под названием Калинковского училища вуз этот просуществовал до 1802 г.
Когда же Павел I 18 (29) декабря 1798 г. подписал указ о создании на основе Медико-хирургического училища Петербурга Медико-хирургической академии, то с этого времени начался принципиально новый этап в подготовке национальных врачебных кадров. Первым профессором кафедры анатомии и физиологии Медико-хирургической академии назначается Н.К. Карпинский. Однако вскоре Никон Карпович рекомендует на эту должность своего адъюнкта П.А. Загорского, который 20 февраля 1799 г. открывет полный курс лекций по анатомии и физиологии в Академии. Вскоре Загорского избрали ординарным профессором кафедры. Кроме того, с 1797 по 1809 год он состоит оператором при Санкт-Петербургском главном адмиралтейском госпитале. И все же приоритет Петр Андреевич отдает организации Анатомического театра, Анатомического кабинета и музея. Последний как важное учебно-вспомогательное учреждение, по мнению Загорского, должен был стать средством быстрого и углубленного знакомства студентов с различными отделами анатомии.
Признание находит отдающего…
Продолжая дело, начатое М.И. Шеиным, А.П. Протасовым и Н.М. Максимовичем-Амбодиком, П.А. Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. С целью упорядочения и исправления неправильных названий, а также исключения немецкой терминологии исследователь составил анатомо-физиологический словарь. По окончании первого профессорского курса Петр Андреевич представляет и собственное оригинальное сочинение на русском языке «Сокращенная анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке». Книга эта стала особенно ценной для учащихся. «Дознал я на опыте, сколь великому подвержены учащиеся затруднению за неимением достаточной по сему предмету классической книги. Они беспрестанно принуждены заниматься списыванием переходящих из рук в руки письменных тетрадок, грубыми нередко погрешностями наполненными, и теряют через то немало времени…» – писал автор в предисловии к своему труду, который выдержал с 1802 по 1830 год 5 изданий.
Профессор Нечаев так раскрыл причину популярности этой книги: «Обнародованием этого сочинения… и распространением теоретических и практических знаний по части анатомии между многочисленными своими слушателями, автор его бесспорно заслуживает название основателя анатомии в Росии». Сотни врачей считали себя учениками П.А. Загорского и впоследствии распространяли его идеи по всей России. Кроме того, деятельность представителей первого поколения профессоров-анатомов, учеников Загорского, была отмечена самоотверженной общественной деятельностью.
Будучи только воспитанником госпитальной школы, не обучаясь в зарубежных университетах, Загорский стал уникальным ученым и педагогом-новатором. Дважды он избирался ректором Медико-хирургической академии. В числе первых за важнейшие заслуги в деле преподавания, создания учебного руководства и Анатомического музея 3 сентября 1809 г. Загорский был утвержден академиком и удостоен ученой степени доктора медицины и хирургии honoris causa.
Этот ученый был чрезвычайно требователен к себе и другим. Слава и популярность пришли к нему сами. Юбилей по поводу 50-летия его научной, педагогической и общественной деятельности превратился в торжество отечественой науки. Огромная сумма денег (почти 30 тыс. рублей), собранная на проведение мероприятия, показывает, как широк был отклик в обществе на первое торжество русского ученого. На собранные деньги виновнику события была дарована серебряная ваза и выбита в его честь золотая медаль, а оставшаяся сумма в 16 тыс. руб. положена на учреждение премии имени А.П. Загорского за достижения в анатомической науке. Более двухсот поздравлений от различных учреждений и отдельных лиц получил виновник торжества.
За 50 лет педагогической и научной деятельности П.А. Загорского в Медико-хирургической академии и Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге из-под его пера вышло более 150 работ, посвященных вопросам анатомии, физиологии, фармакологии, гигиены труда, зоологии, различным проблемам практической медицины и др. В ряде книг освещаются вопросы физиологии пищеварения, крови, нервной системы, теплообмена и др. В анатомии ему принадлежит приоритет открытия узла подъязычного нерва и добавочной отводящей прямой мышцы глаза.
Первым в России П.А. Загорский начал разрабатывать вопросы анатомии уха, горла и носа, а также их травматологии, описал строение и функции тройничного и лицевого нервов, высказывая мнение о том, что функция, которую выполняет орган, определяет его строение, и изменение функции зависит от изменения в строении органа.
В отличие от многих современников, предпочитавших немецкий и французский языки, П.А. Загорский писал работы на русском и латинском языках. Из его ученых трудов, кроме приведенных выше, заслуживают особого внимания следующие: «Физиологические и врачебные исследования о причине припадков и лечении каменной болезни, состоящей в малых камешках и песке», «Химическое разложение мозгового вещества человека и некоторых животных», «Опыты и наблюдения, служащие к изысканию общих признаков животных веществ и к открытию их с помощью весьма ощутительных противодействующих химических средств», «О возможности разрешить образующиеся в мочевом пузыре сростки (мочевые камни)».
П.А. Загорский является основоположником не только самостоятельной отечественной анатомической школы. Своим трудом «Сравнительное исследование нервной системы позвоночных животных» он первым в России заложил основы экспериментальной и сравнительной физиологии. Во взглядах на происхождение человека Петр Андреевич был близок к основателям теории эволюции. Человек широко эрудированный, П.А. Загорский в научных трудах касался не только проблем медицины (работы «Способ к очищению обыкновенного меда и сделанию его бесцветным», «О выгоднейшем способе приготовления хлеба», «О спасительном испарении чинары», «О гравировании на камнях» и т. д.).
П.А. Загорский был избран почетным членом многих научных обществ: Императорского московского общества естествоиспытателей природы, Санкт-Петербургского общества русских врачей и Фармацевтического общества, Виленской медико-хирургической академии Виленского медицинского общества, Харьковского и Виленского университетов, Копенгагенского общества северных древностей и многих других. До 80 лет П.А. Загорский был хранителем Анатомического музея Академии наук, проводя научную работу. До последних дней жизни он читал лекции в Медико-хирургической академии. Выходец из того же Новгород-Сиверского уезда на Черниговщине, что и Петр Андреевич, его достойный ученик И.В. Буяльский принял эстафету от своего земляка, возглавив кафедру в Медико-хирургической академии.
«Академия лишилась в 1846 г. одного из почтеннейших своих ветеранов Петра Андреевича Загорского, доктора медицины и хирургии, ординарного академика анатомии и физиологии, члена Медицинского совета Министерства внутренних дел, почетного члена университетов и ученых обществ в России и заслуженного профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии…
Избранный в адъюнкты академии вместе с Кругом, Шерером, Тилезиусом, Горнером и многими другими, он первым из них получил звание академика ординарного в 1807 г. и с того времени сверх своих обязанностей по званию профессора он с жаром предался еще ученым занятиям…
Величайшая его заслуга, бесспорно, заключается в том, что он принял на себя кафедру. Сотни наших врачей, из коих многие уже стоят весьма высоко, были его учениками и хранят об нем признательное внимание…», – так писал секретарь Российской Академии наук П.Н. Фус, когда 20 марта 1846 года на 82-м году жизни перестало биться сердце истинного патриота Отечества и ученого мирового масштаба.
Литература
1. Спасский И. Краткое известие о 50-летнем юбилее П.А. Загорского. – «Друг здравия», 1836.
2. Тикотин М.А. П.А. Загорский – основоположник первой русской анатомической школы // Вестник Академии медицинских наук СССР. – 1950. – № 2.
3. Хромов Б.М. Первый русский учебник по анатомии // Вестник хирургии им. Грекова. – 1949. – Т. 69, №2.
4. Чистович Я. История первых медицинских школ в России. – СПб., 1883.
Подготовил Лукьян Маринжа