27 березня, 2015
Влияние нарушения носового дыхания на психоэмоциональный статус человека
Нарушение носового дыхания значительно снижает качество жизни больных. По данным экспертов ВОЗ, качество жизни больных полипозным риносинуситом с выраженной обструкцией носовой полости приравнивается к таковому при бронхиальной астме средней степени тяжести.
Дыхательная функция – важная составляющая эмоциональной сферы человека. Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях мы говорим: «перехватило дыхание» или «захватило дух». Вздох – общераспространенное выражение печали. Плач – еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором участвует функция дыхания. Но самое главное, дыхание – это важнейший компонент речи.
До обнаружения аллергических феноменов астма считалась, главным образом, нервным заболеванием и описывалась в старых медицинских учебниках как asthma nervosa. Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями не удивительно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы, и, наоборот – нарушение нормального дыхания приводит к развитию целого симптомокомплекса психологических изменений, таких как депрессия, тревожность, агрессия и т. д.
Нарушение носового дыхания обусловливает развитие целого ряда связанных с ним проблем: отсутствие аппетита, нарушения сна, концентрации внимания и снижение трудоспособности. Все вышеперечисленное приводит к тому, что больной с нарушением носового дыхания находится в постоянной стрессовой ситуации, отягощающей течение основного заболевания.
Рисунки больных детей, страдающих аллергическим ринитом (АР), отличаются от рисунков их сверстников (рис. 1) без нарушения носового дыхания скудностью цветовой гаммы с преобладанием черного и красного цветов, а также реалистичностью сюжета с акцентуацией на его негативных проявлениях (рис. 2-3). Отсутствие знаний о сопряженности взаимодействия дыхательной системы и эмоциональной и психической сфер приводит к тому, что депрессивные состояния у таких больных рассматриваются как отдельная нозологическая единица и вызывают появление ненаправленных (не связанных с лечением основного заболевания) расходов. На самом деле адекватное лечение, восстанавливающее дыхание через нос, приводит к нормализации психоэмоционального состояния таких пациентов. Исследованию изменений психоэмоционального статуса у больных полипозным и аллергическим риносинуситом в процессе лечения посвящена данная работа.
Материалы и методы
Психоэмоциональный статус исследовался у пациентов с круглогодичным аллергическим риносинуситом (30 больных) как в сочетании с полипозным риносинуситом (10 пациентов), так и без полипозных изменений слизистой полости носа, диагноз которого был подтвержден кожным аллерготестированием. Причинными аллергенами были бытовые – домашняя пыль, постельный клещ. Возраст больных колебался от 6 до 37 лет, из них было 11 мужчин, 19 женщин. Давность заболевания составила от 2 до 10 лет. На момент осмотра основной жалобой обследуемых было нарушение носового дыхания (100%). Пароксизмы чихания отмечались в 60% случаев, зуд глаз и носа – в 50%, ринорея – в 70% случаев. Все больным выполнялась эндоскопия полости носа и проводился общий отоларингологический осмотр.
С целью исследования психоэмоционального статуса пациентов с аллергическим и полипозным риносинуситом были проведены следующие психологические тесты: методика диагностики оперативной оценки самочувствия активности и настроения (САН), а также тест «Несуществующее животное». В ходе тестирования по методике САН испытуемый отмечал степень выраженности той или иной характеристики своего состояния
с помощью таблицы, содержащей 30 полярных признаков. Пациент выбирал в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно отражала его состояние в данный момент и соответствовала степени выраженности данной характеристики.
При анализе результатов теста «Несуществующее животное» оценивались следующие моменты: расположение рисунка на листе, цветовая гама, центральная часть фигуры, выраженность отдельных признаков (глаза, уши, нос); части, поднимающиеся над уровнем фигуры; ее контуры и т. д.
При выборе терапии АР мы пользовались рекомендациями, разработанными ведущими аллергологами Европы, – ARIA («Аллергический ринит и его влияние на астму»), которые являются основными при
лечении аллергического ринита. Согласно этим рекомендациям при лечении АР (за исключением интермиттирующего аллергического ринита) в комплекс терапии необходимо включать антигистаминные препараты второго поколения и назальные кортикостероиды. Регулярное профилактическое использование этих лекарственных средств у взрослых и детей эффективно уменьшает заложенность носа, ринорею, чихание и зуд, а кроме того, предотвращает развитие приступов удушья.
Основные эффекты антигистаминных препаратов связаны с блокадой гистаминовых рецепторов, тем самым они препятствуют развитию негативных проявлений, вызываемых действием этого медиатора воспаления: отека слизистой, зуда, экссудации и т. д. Однако не все антигистаминные препараты одинаково эффективны при снятии заложенности носа. Согласно данным рандомизированных плацебо контролируемых исследований наибольшую активность для устранения заложенности носа проявляет Эриус.
Это связано, во-первых, с наибольшим сродством Эриуса к Н1-рецепторам гистамина, а также с его мембраностабилизирующим действием, что предотвращает высвобождение медиаторов из тучных клеток и базофилов, а также с ингибирующим действием на целый комплекс медиаторов воспаления – цитокинов, хемокинов, молекул адгезии и т. д. Кроме того, согласно результатам многочисленных рандомизированных плацебо контролируемых исследований, проведенных по использованию препарата Эриус (основное действующее вещество – дезлоратадин), у него отсутствует системный эффект, нет антихолинергического и побочного кардиального действий, прием препарата не сопровождается изменениями веса; доказана безопасность в случае применения в педиатрической практике.
Следует также отметить, что Эриус обладает наибольшим периодом полувыведения, что позволяет применять его один раз в день без ухудшения самочувствия непосредственно перед следующим приемом. Препарат назначается один раз в сутки – взрослым по одной таблетке, а детям по одной мерной ложечке суспензии в зависимости от возраста.
Топические кортикостероиды уменьшают назальную и бронхиальную гиперреактивность, активно подавляют воспаление слизистой. При выборе назального кортикостероида мы руководствовались, прежде всего, профилем безопасности. Так, наименьшей биодоступностью и, соответственно, наилучшим профилем безопасности обладает Назонекс (мометазона фуроат), что позволяет использовать его у детей начиная с 2-летнего возраста, а также в течение длительного времени при лечении полипозного риносинусита и персистирующего аллергического ринита. Именно Назонекс и стал препаратом выбора в данной работе. Режим дозирования был следующим: два впрыскивания в каждую половину носа один раз в день.
Таким образом, для лечения нами были выбраны препараты, обладающие наибольшей эффективностью в сочетании с высоким профилем безопасности – Эриус и Назонекс. Продолжительность терапии составила 15 дней для Эриуса и 1 мес для Назонекса. Контрольный осмотр и тестирование по методике САН производились через 1 мес после начала лечения.
Результаты и обсуждение
При анализе психоэмоционального состояния пациентов по методике САН во время первого визита выявлены следующие закономерности: крайние степени как негативного, так и позитивного полюса пары не отмечал ни один из испытуемых. Средний балл у больных полипозным риносинуситом в сочетании с АР был ниже (от 3,5 до 2,5 балла) такового у пациентов с АР без полипозных изменений слизистой и находился в диапазоне от 4,5 до 3,0 баллов. В основном снижение выявлено за счет шкал активности и настроения. Нормальных оценок, находящихся в диапазоне от 5,0 до 5,5 балла, не было ни у одного пациента. Данные результаты свидетельствуют о снижении качества жизни исследуемых пациентов.
Анализируя тест «Несуществующее животное», следует отметить такие закономерности: только 3 из обследованных расположили рисунок не в центре листа. Во всех случаях это верхний край, что характеризует высокую самооценку и неудовлетворенность
своим положением в социуме; один рисунок – нижний край (больная полипозным риносинуситом) – неуверенность в себе, подавленность
(рис. 4-5).
У 27 из 30 нарисованных объектов на голове расположены дополнительные детали – рога, шипы, иголки. Наличие их рассматривается как элемент агрессии – защитную реакцию на окружающее (рис. 6-7).
На 18 рисунках отсутствует такая деталь, как нос (рис. 8-11). Следует особо отметить, что все эти больные страдают нарушением носового дыхания с раннего детства.
В ходе выполнения теста в большинстве случаев
(17 из 30) имела место прорисовка только необходимого количества деталей – лишь примитивный контур без штриховки и дополнительных линий и частей, что свидетельствует об экономии энергии и астеничности организма. Цветовая гамма большей частью складывалась из одного-двух цветов. Все цвета (испытуемым предлагалось использовать 7) использовали только 5 пациентов. Наиболее часто используемым был черный цвет, что свидетельствует о подавленности настроения и относительной эмоциональной бедности.
Анализ психоэмоционального состояния через месяц после начала лечения по методике САН указывает на его улучшение. Средний балл составил 5,0 (колебания от 5,5 до 4,5), что свидетельствует об улучшении качества жизни больных при назначении адекватной терапии, направленной на улучшение носового дыхания.
При осмотре полости носа у пациентов с аллергическим риносинуситом отмечались нормализация ринологической картины, отсутствие выделений. При осмотре больных с полипозным риносинуситом выявили уменьшение размеров полипов,
позволяющее нормально дышать через нос.
Выводы
Адекватное лечение нарушения носового дыхания (в данном случае это комбинация топического назального кортикостероида Назонекс и антигистаминного препарата Эриус), которое является одним из основных сигнальных систем организма, приводит к нормализации психоэмоционального состояния пациента, страдающего аллергическим риносинуситом, что подтверждено в ходе данного исследования.