27 березня, 2015
Влияние препаратов Линекс и Энтеросгель на гуморальный иммунитет у больных хроническими панкреатитами
Главным специфическим механизмом иммунной системы слизистых оболочек является продукция антигенспецифического секреторного IgA. Секреторный IgA отличается наличием дополнительного секреторного компонента (S), синтезирующегося эпителием слизистых и присоединяющегося к молекуле IgA при его прохождении через эпителиальные клетки. Секреторный IgA способен нейтрализовать бактериальные токсины, вирусы, элиминировать антигены, поступающие на слизистую из просвета кишечника, стимулирует фагоцитоз, обеспечивая местный иммунитет. То обстоятельство, что IgA не активирует систему комплемента, обеспечивает минимизацию воспалительного компонента при осуществлении иммунных механизмов на слизистых оболочках.
Особенностью иммунной системы, ассоциированной с желудком и кишечником (GALT), является то, что зона купола лимфоидного фолликула выстлана уникальными эпителиальными образованиями, называемыми фолликулассоциированным эпителием, или микроскладчатыми клетками (М-клетками). М-клетки ответственны за поглощение антигена из просвета кишок и транспорт внутрь лимфоидного фолликула. Антигены, доставленные в лимфоидный фолликул М-клетками, захватываются антигенпредставляющими клетками, которые представляют их Т-лимфоцитам, в результате чего происходит распознавание антигена. В-лимфоциты, несущие поверхностный IgM, начинают синтезировать IgA.
В наших предыдущих работах выявлена дисфункция антиэндотоксинового гуморального иммунитета у больных хроническим панкреатитом (ХП). При этом сопутствующая патология кишечника оказывала потенцирующее влияние на его дисбаланс у больных ХП. Известно, что эндотоксины (ЭТ) грамотрицательной флоры кишечника в условиях патологии являются мощным фактором самоподдержания хронического воспаления. К сожалению, до настоящего времени практически не изучен вопрос уменьшения воздействия ЭТ на организм таких пациентов. Можно предположить, что увеличение концентрации на слизистых IgA способно усилить кишечный барьер для ЭТ и тем самым уменьшить его воздействие на организм.
Целью нашей работы было изучение влияния применения пробиотика Линекс (Sandoz) и энтеросорбента Энтеросгель («Креома-Фарм») на состояние системного и местного антиэндотоксинового иммунитета у больных хроническим панкреатитом.
Материалы и методы
Под нашим наблюдением находилось 28 больных ХП среднетяжелого и тяжелого течения в стадии обострения в возрасте от 32 до 72 лет, которые находились на лечении в гастроэнтерологическом отделении больницы Суворовского района г. Херсона. Первую группу составили 12 больных ХП, которые получали стандартное лечение. Вторую группу – 16 больных ХП, в комплексное лечение которых был включен препарат Линекс по 2 капсулы 3 раза в сутки в течение 14 дней и препарат Энтеросгель по 15 г 3 раза в сутки в течение 7 дней. Обследована также контрольная группа (здоровые доноры) – 21 человек.
Всем больным проводилось комплексное клиническое, лабораторное, инструментальное исследование в периоде обострения заболевания и динамическое наблюдение в течение 1 месяца.
Диагноз ХП устанавливался в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Нами были обследованы больные с диагнозом хронический панкреатит, рецидивирующий, неуточненной этиологии (исключая алкогольную этиологию) – шифр К86.1 согласно МКБ-10.
Материалом исследования для определения сывороточных антител к эндотоксину (анти-ЭТ) классов G, M, A служила кровь из локтевой вены, для определения секреторного Ig класса А – слюна.
Пробы крови и слюны брали трижды: 1-я проба – при поступлении в стационар; 2-я – при выписке из стационара (через 12-14 дней после 1-й пробы); 3-я проба – через 2 нед после окончания приема Линекса (не ранее 1 месяца со дня поступления в стационар).
Антитела к эндотоксину E. coli К30 классов G, M, A и секреторный Ig класса А определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа (тИФА) с использованием липополисахарида, выделенного из биомассы грамотрицательных бактерий E. coli К30.
Результаты и обсуждение
Данные изучения антиэндотоксинового гуморального иммунитета у больных ХП представлены в таблице.
В обеих исследуемых группах уровни IgG и IgМ на всех этапах исследования достоверно не отличались от уровня нормы и достоверно в процессе лечения не изменялись, что согласуется с результатами наших предыдущих исследований.
Cывороточный уровень IgА достоверно повышен во всех трех пробах в обеих группах. Так, до лечения в 1-й клинической группе уровень IgА был повышен в 2,35 раза (р<0,01), на 14-й день лечения – в 3,04 раза (р<0,001), через месяц от начала лечения – в 2,4 раза (р<0,01). Сходные изменения сывороточного IgА на соответствующих этапах исследования зарегистрированы во 2-й клинической группе. Статистически значимых различий между 1-й и 2-й группами больных ХП по данному показателю не зарегистрировано.
Различия наблюдались в динамике величин секреторного IgА. В 1-й группе больных его количество при поступлении в стационар было ниже нормы в 1,74 раза (р<0,05); через 2 нед лечения (выписка из стационара) – достоверно не отличалось от уровня нормы (р>0,05); а еще через 2 нед (3 проба) – опять снизилось до исходного уровня – ниже нормы в 1,65 раза (р<0,05).
Во 2-й группе больных, принимавших дополнительно к стандартному лечению препараты Линекс и Энтеросгель, уровень секреторного IgА в начале лечения был достоверно ниже нормы в 1,62 раза (р<0,05). На втором этапе исследования при выписке повысился до нормальных величин, а на третьем этапе достоверно не отличался от величины этого показателя группы здоровых доноров (р>0,05).
В предыдущих работах мы описывали достоверное повышение сывороточного IgА на фоне нормальных значений IgМ и IgG у больных по мере стихания обострения ХП.
Высокий уровень анти-ЭТ класса IgA во всех клинических группах расценивается нами как компенсаторная реакция, направленная на усиление кишечного барьера путем формирования адекватных концентраций секреторного IgA.
В данном наблюдении у больных ХП в обеих клинических группах нами выявлены стабильно высокие титры сывороточных IgА. Низкий уровень секреторного IgА у больных ХП при поступлении в стационар свидетельствует о том, что защитная реакция слизистых оболочек по отношению к ЭТ при этом заболевании существенно снижена. Это может быть обусловлено либо нарушением терминальной фазы дифференцировки sIgA+B-клеток в плазматические клетки, секретирующие IgA, либо нарушением синтеза высокогликозилированной секреторной компоненты поверхностным эпителием кишечника.
Стойкая нормализация уровня секреторного IgА во 2-й клинической группе может свидетельствовать о позитивном влиянии пробиотика Линекс и энтеросорбента Энтеросгель на синтез специфического секреторного IgА; нормализации взаимодействия эпителиальных клеток кишечника и антигенспецифических плазматических клеток собственной пластинки слизистой оболочки.
Таким образом, применение в схеме лечения обострения ХП препаратов пробиотиков и энтеросорбентов может позитивно влиять на местный гуморальный иммунитет и таким образом уменьшать воздействие ЭТ грамнегативной флоры кишечника.
Выводы
• При среднетяжелом и тяжелом течении ХП выявлен высокий уровень сывороточного IgA – от 2,26 до 3,15 раза выше нормы и низкий уровень секреторного IgA как при обострении основного заболевания, так и в периоде ремиссии – от 1,62 до 1,74 раза ниже нормы.
• После комплексной терапии обострения ХП с применением пробиотика (Линекс) и энтеросорбента (Энтеросгель) наблюдалось стойкое повышение уровня SIgA.
Список литературы находится в редакции.