Небиволол: обзор использования в терапии артериальной гипертензии и хронической сердечной недостаточности

27.03.2015

1. Введение
В течение многих лет блокаторы β-адренорецепторов занимают достойное место в лечении пациентов с артериальной гипертензией (АГ). Некоторые представители также рекомендованы к использованию у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН). Блокаторы β-адренорецепторов различаются между собой по селективности в отношении β1-или β2-(и иногда α-) адренорецепторов; кроме того, некоторые из них обладают и другими фармакологическими эффектами, такими как внутренняя симпатомиметическая активность или способность вызывать периферическую вазодилатацию.
В этом обзоре представлены обновленные данные об использовании в лечении эссенциальной АГ липофильного блокатора β-адренорецепторов третьего поколения небиволола и его роли в ведении пациентов с ХСН.

2. Фармакодинамические свойства
2.1 Механизм действия и блокада рецепторов
Небиволол имеет двойной механизм действия: он является селективным блокатором β-адренорецепторов, а также обладает способностью вызывать вазодилатацию посредством высвобождения из эндотелиальных клеток оксида азота (NO). Препарат представляет собой рацемическую смесь эквивалентных количеств D- и L-небиволола. Оба этих изомера вносят непосредственный вклад в реализацию антигипертензивной активности препарата: D-изомер отвечает за активность по отношению к β1-адренорецепторам; оба изомера, но в особенности L-небиволол – за вазодилататорное действие.
Небивовол обладает чрезвычайно высокой аффинностью и селективностью по отношению к β1-адренорецепторам – в настоящее время это наиболее селективный блокатор β1-адренорецепторов среди существующих препаратов данного класса. Показатель селективности небиволола по отношению к β1-адренорецепторам (Ki(β2)/Ki(β1)) в миокарде человека составляет 40,7. Воздействие небиволола на α1- или β2-адренорецепторы минимально; препарат также лишен внутренней симпатомиметической и мембраностабилизирующей активности.
Вазодилататорные эффекты небиволола реализуются посредством взаимодействия с эндотелиальным метаболическим путем L-аргинин/NO. Экспериментальные исследования на животных, а также клинические испытания с участием здоровых добровольцев и пациентов с АГ показали, что небиволол индуцирует экспрессию NO-синтазы, а это, в свою очередь, приводит к продукции и высвобождению NO. Кроме того, дополнительное антиоксидантное действие, которым обладает небиволол, способствует уменьшению распада NO и закономерному повышению его биодоступности. Клеточные механизмы повышения биодоступности NO еще не вполне ясны и согласно предложенным гипотезам могут включать такие механизмы, как агонистическое воздействие на β2-адренорецепторы, β3-адренорецепторы, 5-НТ-серотониновые рецепторы или взаимодействие с медиаторными путями эстрогеновых рецепторов.

2.2. Кардиоваскулярные эффекты
Способность небиволола снижать артериальное давление (АД) четко установлена. Этот эффект препарата убедительно продемонстрирован у пациентов как с эссенциальной, так и с сопутствующей АГ, у больных с сахарным диабетом и курильщиков. Назначение небиволола в комбинации с гидрохлортиазидом приводит к развитию аддитивного дозозависимого снижения АД. Сравнительная эффективность небиволола и других антигипертензивных средств у пациентов с АГ рассмотрена в разделе 4.1.1.
Назначение небиволола, как и других блокаторов β-адренорецепторов, приводит к снижению частоты сердечных сокращений (ЧСС).
У пациентов с АГ ЧСС в покое при приеме небиволола снижалось в той же степени, как и при приеме других блокаторов β-адренорецепторов (бисопролола, метопролола, атенолола) и в достоверно большей степени, чем эналаприла, лосартана, амлодипина или нифедипина ретард, что было показано в ходе исследований продолжительностью от 4 до 12 недель. Результаты длившегося в течение 12 нед исследования, в ходе которого сравнивали применение небиволола и лизиноприла, продемонстрировали, что спустя 8 нед терапии ЧСС была достоверно ниже в группе пациентов, принимавших небиволол (р<0,05) (66,7 vs 70,4 уд/мин), но через 12 нед различия между группами оказались недостоверными (66,5 vs 70,4 уд/мин). Однако поскольку выборка в данном исследовании была небольшой (n=65), это могло обусловить невозможность достоверно продемонстрировать статистические различия между группами.
На фоне применения небиволола отмечается достоверное улучшение систолической функции ЛЖ, установленное по повышению ФВ ЛЖ в сравнении с исходными значениями (раздел 4.2.2). В небольшом исследовании (n=72), сравнивавшем влияние на функцию ЛЖ небиволола по сравнению с таковым у карведилола у пациентов с неишемической дилатационной кардиомиопатией (ДКМП), спустя 12 нед лечения ФВ ЛЖ достоверно улучшалась в обеих группах; однако, частота повышения ФВ ЛЖ в сравнении с исходными значениями была достоверно выше при приеме карведилола (35,5 vs 20,7%; р=0,02).
Другие исследования у пациентов с АГ показали, что в сравнении с атенололом прием небиволола обусловливает достоверно более выраженное улучшение диастолической функции (измеренной по коэффициенту Е/А) и повышение ударного объема сердца, способствует поддержанию сердечного индекса (отношение минутного объема сердца к площади поверхности тела), достоверно уменьшает степень снижения сердечного выброса или сердечного индекса. Уменьшение массы миокарда ЛЖ при терапии небивололом оказалось сопоставимым с таковым при приеме телмисартана.

2.3 Влияние на биодоступность NO
Многочисленные исследования in vitro, экспериментальные исследования, а также клинические испытания продемонстрировали способность небиволола вызывать вазодилатацию посредством увеличения биодоступности NO в эндотелии сосудов.
У пациентов с АГ при приеме небиволола системное сосудистое сопротивление снижается более выражено (р<0,05), чем при приеме бисопролола (7% vs 2% снижения от исходных значений), хотя оба препарата в равной степени снижают АД (оба значения р<0,01 vs исходных значений). Установлено, что небиволол обладает способностью уменьшать выраженность эндотелиальной дисфункции и снижать ригидность артерий у пациентов с АГ. Как известно, эндотелиальная дисфункция, которая характеризуется снижением биодоступности NO, ассоциирована с целым рядом патологических состояний, включая АГ, сахарный диабет (СД) и гиперхолестеринемию, а также с повышенной частотой кардиоваскулярных осложнений.
В исследованиях in vitro также показана способность небиволола усиливать ингибирование агрегации тромбоцитов и пролиферации гладкомышечных клеток – процессов, одним из медиаторов которых является NO.

2.4 Влияние на толерантность к физической нагрузке и функцию респираторной системы
Небиволол не оказывает какого-либо нежелательного воздействия на состояние гемодинамики при физических нагрузках. У пациентов с АГ спустя 6 нед приема небиволола в дозе 5 мг/сут максимальная физическая работоспособность и относительная утилизация кислорода достоверно не изменялись (n=18). По сравнению с приемом плацебо, у здоровых добровольцев, получавших атенолол, регистрировали достоверно меньшую максимальную рабочую нагрузку (263 vs 251 W; p<0,02), максимальное потребление кислорода (3,40 vs 3,22 л/мин; р<0,03) и субмаксимальное время выносливости (65 vs 50 мин; р<0,001); в то время как у лиц, принимавших небиволол, не было отмечено достоверных изменений этих показателей (n=21).
У пациентов с неишемической ДКМП (n=72) продолжительность выполнения физической нагрузки была достоверно большей по сравнению с исходными значениями спустя 12 мес терапии небивололом (994 vs 894 с исходно) или карведилолом (1124 vs 982 с исходно) (оба значения р=0,01), несмотря на начальное снижение (недостоверное по сравнению с исходными значениями) в группе небиволола к 3 мес лечения (р=0,002 vs карведилол). Продолжительность выполнения нагрузки также достоверно снижалась (р=0,01) спустя 3 мес у лиц, принимавших небиволол, по сравнению с теми, кто получал плацебо, в другом исследовании с участием пациентов с неишемической ДКМП (n=60).
Наряду со снижением ЧСС в покое, у пациентов с АГ прием небиволола приводит к достоверному снижению ЧСС при физической нагрузке по сравнению с исходными показателями (146,72 vs 168,11 уд/мин исходно; р=0,0001). У здоровых добровольцев как атенолол, так и небиволол достоверно снижают ЧСС при физических нагрузках по сравнению с плацебо (94 и 102 vs 121 уд/мин; оба значения р<0,05 vs плацебо); однако, ЧСС при физической нагрузке была достоверно ниже у лиц, принимавших атенолол, по сравнению с теми, кто получал небиволол (р<0,05). Небиволол и карведилол в равной степени снижали ЧСС при физической нагрузке у пациентов с неишемической ДКМП.
В отличие от неселективных блокаторов β-адренорецепторов, которые могут вызывать обструкцию дыхательных путей вследствие антагонистической активности по отношению к β2-адренорецепторам, небиволол не влияет на проходимость дыхательных путей у пациентов с АГ и БА или ХОЗЛ. У пациентов с АГ спустя 12 нед приема небиволола пиковая скорость выдоха достоверно повышалась в сравнении с исходными значениями (458,9 vs 448,9 л/мин; р<0,01).

2.5 Метаболические эффекты
В отличие от некоторых других блокаторов β-адренорецепторов, небиволол не оказывает отрицательного влияния на углеводный и липидный обмен. У пациентов с АГ и НТГ чувствительность к инсулину достоверно снижалась (р<0,01) на фоне приема атенолола; в то же время у больных, получавших небиволол, подобных изменений не отмечалось. Более того, в одном из исследований с участием пациентов с АГ и установленным отсутствием инсулинорезистентности небиволол достоверно повышал чувствительность к инсулину.

3. Фармакокинетические свойства
После перорального приема небиволол быстро абсорбируется (прием пищи не влияет на абсорбцию препарата). У здоровых добровольцев, которые были отнесены к группе лиц с экстенсивным метаболизмом небиволола, неизмененная средняя пиковая концентрация препарата в плазме крови (Сmax) составляла 1,48 нг/мл и достигалась через 1 час после однократного перорального приема препарата в дозе 5 мг. Площадь под кривой «концентрация-время» (AUC) составляла 7,76 нгґч/мл. У пациентов с АГ (n=15) показатели Сmax для D- и L-небиволола и их гидроксилированных метаболитов составили 7,3 и 13,1 нг/мл и были достигнуты через 2,5 и 2,6 часов соответственно после однократного перорального приема препарата в дозе 5 мг. Соответствующие показатели AUC24 составили 65 и 109 нгґч/мл.
В целом равновесные концентрации в плазме крови достигались в течение суток для небиволола и в течение нескольких дней – для его активных метаболитов. Оба изомера небиволола в высокой степени связываются с белками плазмы крови (преимущественно с альбуминами). Исследование, проведенное с участием пациентов с ожирением, показало, что клиренс и объем распределения неизмененного небиволола в стабильном состоянии повышены по сравнению с пациентами без ожирения; однако при пересчете этих значений на килограмм массы тела достоверных различий между группами не было.
Метаболизм небиволола является экстенсивным и приводит к образованию многочисленных метаболитов, некоторые из которых являются активными. У отдельных субъектов может отмечаться медленный или быстрый метаболизм препарата, что приводит к существенным различиям в плазменных концентрациях неизмененного небиволола и его активных гидроксилированных метаболитов. Биодоступность небиволола колеблется от 12% у лиц с быстрым метаболизмом до 96% у пациентов с медленным. Как оказалось, более низкие концентрации неизмененного препарата у лиц с быстрым метаболизмом компенсируются более интенсивным образованием активных гидроксилированных метаболитов, что свидетельствует о незначительных различиях в клинических эффектах небиволола у данных категорий пациентов.

4. Терапевтическая эффективность
4.1 При АГ
Антигипертензивная эффективность небиволола хорошо изучена в ходе плацебо контролируемых исследований. Эффективность небиволола в сравнении с другими антигипертензивными средствами была оценена в ходе целого ряда рандомизированных двойных слепых сравнительных клинических исследований; в данном обзоре подробно рассматриваются только те из них, в которые было включено >60 пациентов и результаты которых опубликованы в литературе в виде полных текстов.
Сравнительные исследования проводились по принципиально одинаковому протоколу: от 2 до 4 нед длился «отмывочный» период и/или слепой плацебо-период, во время которого другие антигипертензивные препараты были отменены, за этим следовала двойная слепая фаза лечения, продолжавшаяся в течение 4-12 недель.
Большинство исследований включали пациентов с мягкой и умеренной эссенциальной АГ, которую обычно констатировали при уровне ДАД 95-114 мм рт. ст. после периода «отмывки» или приема плацебо. Количество пациентов составляло от 65 до 420. Два наиболее крупных исследования включали только пациентов с ДАД >94 мм рт. ст. Средний возраст больных колебался от 49 до 56 лет, и только в одном из исследований, проведенном у пожилых пациентов, средний возраст участников составил около 70 лет (65-89 лет).
В ходе большинства исследований небиволол назначали в рекомендованной дозе 5 мг один раз в сутки (раздел 6). Протокол нескольких исследований допускал дополнительное лечение гидрохлоротиазидом, если при монотерапии небивололом не удавалось достичь целевого уровня снижения АД. В сравнительных исследованиях небиволол сравнивали с другими блокаторами β-адренорецепторов, ингибиторами АПФ, антагонистами рецепторов ангиотензина II. В качестве первичной конечной точки в большинстве исследований рассматривали изменение уровня АД (или изменение ДАД).

4.1.1 АД
Сравнение с другими блокаторами β-адренорецепторов
Как свидетельствуют результаты исследований, небиволол столь же эффективно снижает АД, как и другие блокаторы β-адренорецепторов – бисопролол, атенолол и метопролол. (табл. 1).
Во всех лечебных группах отмечалось достоверное снижение (р<0,05) АД по сравнению с исходными уровнями; однако по степени изменении АД статистически достоверных различий между группами не было.

Сравнение с другими антигипертензивными средствами
Небиволол оказался столь же эффективен в снижении АД, как и другие классы антигипертензивных средств (табл. 2).
Во всех лечебных группах АД существенно снизилось по сравнению с исходными значениями. Степень снижения АД по сравнению с исходными значениями была сопоставимой у пациентов, получавших небиволол, лизиноприл, амлодипин и нифедипин ретард.
По сравнению с эналаприлом изменение ДАД оказалось достоверно большим у пациентов, получавших небиволол в течение 12 нед (табл. 2). Вместе с тем в подгруппе пациентов, продолживших лечение в течение последующих 7 мес, АД в этот период существенно не изменялось и достоверных различий в снижении АД между группами больных, получавших небиволол и эналаприл, на момент завершения исследования не отмечалось. ДАД также снижалось достоверно более выражено у пациентов, принимавших небиволол, по сравнению с теми, кому был назначен лосартан (табл. 2).

4.1.2 Ответ на лечение
Определение ответа было различным в разных исследованиях (табл. 1 и 2); тем не менее нормализация АД, как правило, рассматривалась как снижение АД до ≤140/90 мм рт. ст. (или снижение ДАД до ≤90 мм рт. ст.).
Ответ на лечение оценивался также как снижение ДАД на ≥10 мм рт. ст. от исходных значений.
Уровни нормализации АД (ДАД ≤90 мм рт. ст.) варьировали от 37 до 91% у пациентов с АГ, получавших небиволол в дозе 5 мг/сут; общие уровни ответа составили от 48 до 94% в течение 4 -12 нед терапии.
В целом у пациентов, принимавших небиволол, уровни ответа на лечение оказались сопоставимыми с таковыми при терапии другими блокаторами β-адренорецепторов (нормализация АД достигалась в 37-91 vs 42-87%; (табл. 1).
Уровни нормализации были достоверно выше у лиц, получавших небиволол, чем у тех, кто принимал метопролол (табл. 1).
После 3 мес приема небиволола ответ на терапию был достоверно выше, чем у тех, кто получал эналаприл (р=0,002; табл. 2); однако после 7 мес лечения достоверных различий между группами не отмечалось (73 vs 64%).
В сравнении с нифедипином ретард количество пациентов, ответивших на лечение нормализацией АД, было достоверно выше у получавших небиволол (42 vs 54%; p 0,007); хотя различий между группами в количестве ответивших на лечение в целом не было (табл. 2).
В исследованиях, в которых сравнивали небиволол с лизиноприлом или лосартаном, уровни ответа при приеме небиволола были достоверно выше, чем на фоне терапии препаратами сравнения спустя 6 или 8 недель лечения; на момент окончания 12-недельных исследований различий между группами не было (табл. 2). Однако после 6 нед наблюдения достоверно большее число пациентов, получавших лосартан (р<0,001), нуждались в дополнительной терапии гидрохлортиазидом, что могло повлиять на уровни ответа к 12 неделе.

Печатается в сокращении. Drugs 2006; 66(10): 1389-1409

Продолжение в cледующем номере.

Подготовила Елена Барсукова

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

19.04.2024 Неврологія Алгоритм терапії пацієнта з болем у спині

Як відомо, біль у спині ускладнює рух і чинить негативний вплив на якість життя та психічне благополуччя людини. За даними Всесвітньої організації охорони здоров’я (ВООЗ), від болю в нижній частині спини страждають близько 619 млн людей у всьому світі, і за прогнозом, до 2050 року переважно через збільшення чисельності населення та його старіння кількість таких випадків може зрости до 843 млн (WHO, 2020). Попри проведення численних дослі­джень причини дорсалгій досі лишаються суперечливими, а результат лікування – ​здебільшого незадовільним....

19.04.2024 Неврологія Мистецтво лікування захворювань периферичної нервової системи: у фокусі полінейропатії

Полінейропатії – ​це захворювання всього організму з реалізацією патологічного процесу на рівні периферичної нервової системи як множинного ураження периферичних нервів із порушенням їх функції. Більшість полінейропатій є хронічними станами, що значно порушують якість життя пацієнтів. Це зумовлює актуальність пошуку ефективних підходів до лікування цих захворювань....

19.04.2024 Неврологія Цервікогенний головний біль, пов’язаний із вертебрально-міофасціальними чинниками шийно-плечової локалізації: нові підходи до діагностування та лікування

Головний біль (ГБ) як один із найчастіших неврологічних розладів є причиною стану, що характеризується порушенням повсякденної життєдіяльності людини. Поширеність цефалгій і значний їх вплив на якість життя свідчать про важливість проблеми діагностування та лікування ГБ. За даними Глобального дослі­дження тяжкості хвороб, оновленими 2019 р., ГБ посідає третє місце (після інсульту та деменції) серед неврологічних причин за загальним тягарем захворювань (виміряним роками життя з поправкою на інвалідність [DALY]) (WHO, 2014). При цьому лише незначна кількість осіб із ГБ у всьому світі проходять відповідну діагностику та отримують адекватне лікування....

19.04.2024 Неврологія Ноцицептивний і нейропатичний біль у практиці сімейного лікаря

Біль є однією з найчастіших причин звернення по медичну допомогу. На хронічний біль, який чинить негативний вплив на загальний стан здоров’я, страждають щонайменше четверо з п’яти хворих із хронічною патологією спинного мозку. Основними типами болю, на який скаржаться такі пацієнти, є ноцицептивний і нейропатичний (у 49 і 56% випадків відповідно) (Felix et al., 2021). Пропонуємо до вашої уваги огляд доповіді директорки Інституту медичних та фармацевтичних наук Міжрегіональної академії управління персоналом, д.мед.н., професорки Наталії Костянтинівни Свиридової, присвяченої особливостям ведення хворих із ноцицептивним і нейропатичним болем у практиці сімейного лікаря, яку вона представила у лютому цього року під час Науково-практичної конференції «Дискусійний клуб сімейного лікаря»....