27 березня, 2015
Йододефицитные заболевания в Украине: современное состояние проблемы и возможные пути ее решения
Недостаточное потребление йода (медиана йодурии менее 100 мкг/л) отмечается более чем у трети населения
нашей планеты (Iodine status worldwide, WHO, 2004). Это ставит йододефицит в один ряд с наиболее серьезными
медико-социальными проблемами современного общества, требующими применения активных и безотлагательных мер. Еще в 90-х годах прошлого столетия ВОЗ приняла решение в ближайшие годы в большинстве стран-участников ликвидировать йододефицитные заболевания, рекомендовав в качестве основной стратегии для достижения этой цели универсальное йодирование соли. И хотя в сентябре 2002 г. Кабинетом Министров Украины наконец-то была утверждена Государственная программа профилактики йодной недостаточности у населения, наша страна, к сожалению, еще далека от решения этой проблемы.
Она регулярно обсуждается на различных медицинских форумах, привлекает огромное внимание ведущих медицинских специалистов Украины. Не стала исключением и I Национальная эндокринологическая неделя,
которая проходила в Киеве 14-16 ноября и была приурочена Всемирному дню диабета.
В рамках симпозиума «Современные аспекты клинической тиреоидологии» о современном состоянии проблемы йодного дефицита в Украине и мире рассказала
главный детский эндокринолог МЗ Украины, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей Наталья Борисовна Зелинская.
– Основным фактором, обусловливающим дефицит йода в организме человека, является низкое содержание этого микроэлемента в почве, грунтовых водах и продуктах питания. Патологическое влияние йодной недостаточности усугубляется целым рядом дополнительных факторов, таких как курение, загрязнение окружающей среды зобогенными веществами (гуминовые и хлорорганические соединения, уголь, сланцы, нефть), дефицит белков в рационе (нарушается транспорт йода в щитовидную железу), недостаточная очистка питьевой воды (высокое содержание хлорорганических соединений и бактериальное загрязнение), использование удобрений, инсектицидов, пестицидов, экологически несовершенных систем очистки нефти в автомобильном транспорте.
Особенности проявлений йододефицита зависят от возраста. Для плода и новорожденного характерны высокая смертность, врожденные пороки развития, врожденный гипотиреоз, при тяжелом дефиците йода – эндемический кретинизм (сочетание умственной отсталости, глухонемоты и косоглазия).
У детей и подростков наблюдается задержка физического развития, юношеский гипотиреоз, ухудшение интеллектуальных способностей, высокая заболеваемость и склонность к хроническим заболеваниям, у девочек-подростков нарушения в становлении репродуктивной системы.
У взрослых йододефицит может проявляться гипотиреозом или тиреотоксикозом, cнижением физической и интеллектуальной работоспособности, прогрессированием атеросклероза, риском рождения ребенка с эндемическим кретинизмом. У женщин репродуктивного возраста возможны самопроизвольные аборты, мертворождение, бесплодие, тяжелое течение или невынашивание беременности, анемия.
Дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала населения. В мире умственная отсталость различной степени, обусловленная недостатком йода, наблюдается у 42 млн человек. При этом более чем у 11 млн отмечается явный кретинизм. Согласно данным 19 зарубежных исследований, которые проводили в регионах с йодной недостаточностью, было выявлено снижение IQ в среднем на 13,5 балла (N. Bleichrodt, M.P. Born, 1994). Профилактический прием йода позволяет увеличить среднестатистический показатель IQ населения на 15-20% (N. Bleichrodt, 1989).
Следует отметить, что нарушения интеллекта у ребенка, вызванные дефицитом йода во внутриутробном и неонатальном периоде, являются необратимыми. При дефиците тиреоидных гормонов у плода наблюдаются уменьшение массы головного мозга и содержания в нем ДНК, а также ряд патогистологических изменений. Более 2/3 детей, которые проживают в йододефицитных регионах, имеют отклонения по тем или иным показателям интеллектуального развития. В областях даже с незначительным дефицитом йода средний уровень интеллекта детей на 10-15% ниже, чем в регионах с нормальным содержанием этого микроэлемента в окружающей среде.
Украина расположена в географической зоне с недостаточным содержанием йода в окружающей среде. Частота встречаемости умственной отсталости в нашей стране составляет около 13 случаев на 1 тыс. населения, причем отмечается тенденция к росту этого показателя.
В связи с непосредственным влиянием йододефицита на уровень интеллекта населения планеты эта проблема в настоящее время решается в глобальном масштабе. На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам материнства и детства, посвященной проблеме йододефицитных заболеваний (2002 г.), было решено предпринять максимум усилий для ликвидации йододефицита в мире до 2005 года.
Благодаря проведению активных мероприятий по профилактике йододефицита, количество стран, в которых йодная недостаточность является проблемой здравоохранения, существенно уменьшилось. Так, в 23 странах Европы (Австрия, Финляндия, Ирландия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Сан-Марино, Швеция, Швейцария, Великобритания, Румыния) и СНГ (Армения, Беларусь, а также Грузия, Казахстан и др.) наблюдается позитивная динамика в решении этого вопроса.
Что касается Украины, то проведенные в последнее десятилетие субнациональные исследования и национальное репрезентативное исследование 2002 г. показали, что во многих регионах нашей страны имеет место йододефицит легкой степени. Безусловно, в сложившейся ситуации актуальным является вопрос йодной профилактики – массовой (йодирование основных продуктов питания – соли, хлеба, воды), групповой (группы риска) и индивидуальной.
В 2006 г. был проведен сравнительный анализ эффективности двух возможных стратегий (программа «Профили»): стоимость внедрения повсеместной йодной профилактики и прогнозируемый положительный эффект от этих мероприятий в течение 10 лет и возможные потери ВВП на протяжении 10 лет, если эти мероприятия внедрены не будут. По данным Госкомстата, в Украине ежегодно рождается около 426 тыс. детей, из них 8,054% от матерей с йододефицитом. Предположительно в нашей стране каждый год рождается 34 275 детей со сниженным интеллектом, при этом общая потеря IQ составляет 46 270 единиц.
По прогнозам, вследствие йодного дефицита в течение 10 лет может появиться на свет около 6 тыс. детей с кретинизмом и 18 тыс. умственно отсталых малышей. Около 320 тыс. маленьких украинцев будут испытывать определенные трудности при обучении. А потеря IQ за 10 лет составит 463 тыс. единиц.
По оценкам экспертов, экономические потери в Украине вследствие йодного дефицита составляют минимум 43,8 млн долл. США ежегодно. Инвестирование в программу йодной профилактики и ликвидация этой проблемы дадут возможность вернуть в бюджет Украины до 80% средств, потенциально потерянных в результате сниженной продуктивности, – около 35 долл. США. Таким образом, потенциальная польза от ликвидации йодного дефицита среди населения в виде доходов от повышения экономической продуктивности в 40 раз превышает возможные затраты на внедрение программ повсеместной йодной профилактики. Каждая гривня, вложенная в решение проблемы йододефицита, принесет от 19 до 63 грн прибыли.
В своем докладе кандидат медицинских наук Марина Евгеньевна Маменко
(Луганский государственный медицинский университет) привела результаты регионального исследования по обеспеченности йодом детского населения в Луганской области и представила возможные пути решения существующей проблемы.
– Луганская область традиционно считалась регионом Украины без эндемического зоба. Согласно официальной статистике распространенность этой патологии в области не превышает 1,6%, в то время как пороговым показателем для эндемии является 5%. Но уже проведенное в 2005 г. эпидемиологическое региональное исследование показало, что около половины всех госпитализированных с различной хронической патологией детей имеют ту или иную степень увеличения щитовидной железы. Этот факт подтвердил, что йододефицит является серьезной медико-социальной программой для Луганской области.
В 2006 г. в нашем регионе было проведено 30-кластерное исследование, включавшее детей в возрасте 6-10 лет и проходившее на базе общеобразовательных школ. Методы исследования соответствовали современным критериям ВОЗ/МРКЙДЗ и включали анкетирование семей, проведение качественной реакции на йодированную соль, антропометрию, пальпаторное и ультразвуковое исследование щитовидной железы, определение суточной йодурии.
По результатам анкетирования семей было установлено, что о существовании йододефицита в Украине информированы 94,7% родителей. Источником информации являлись: в 65,1% – радио и телевидение, 41,4% – газеты и журналы, 30,2% – друзья и знакомые, 23,7% – медицинские работники.
Однако, несмотря на осведомленность о существовании проблемы йододефицита, только 29,6% опрошенных семей постоянно употребляют в пищу йодированную соль, лишь иногда это делает 46,1%, практически не употребляют – 24,3%. По данным качественного теста на йодированную соль положительная реакция была обнаружена лишь в 32,9% случаев. Что касается таких важных показателей, как медиана йодурии и частота зоба, то они в исследовании соответственно составили 83,0 мкг/л и 28,8%. Таким образом, результаты оценки уровня йодной обеспеченности показали, что в Луганской области имеет место йододефицит легкой степени (табл.).
Следует обратить внимание на то, что показатели распространенности диффузного зоба у детей Луганской области по данным официальной статистики и проведенного скринингового исследования отличаются более чем в 10 раз (1,57 против 28,8%), что свидетельствует о неудовлетворительной организации диагностической и профилактической работы в этом направлении.
Помимо дефицита йода ряд других факторов негативно влияет на возникновение тиреоидной патологии у детей Луганской области. К ним относятся геохимические (высокое содержание в грунте подвижного марганца и низкое содержание кобальта и цинка, высокая степень минерализации и жесткости воды) и антропогенные (радиационное загрязнение территории, высокое содержание поллютантов в атмосфере, хлорирование питьевой воды и др.) факторы.
Очень важно было определить, что же оказывает более выраженное влияние на возникновение тиреоидной патологии у детей в нашем регионе – недостаток йода или другие зобогенные факторы? Чтоб установить ведущую причину, в 2006-2007 гг. мы провели исследование с применением препарата йода.
Дети, включенные в исследование, в течение года получали препарат йода. В конце периода наблюдения оценивалась эффективность терапии эндемического зоба препаратом йода по основным критериям – медиане йодурии и частоте зоба у детей. Анализ результатов показал, что применение препаратов йода позволило существенно повысить медиану йодурии – с 76,4 до 102,3 мкг/л и снизить частоту зоба с 56,7 до 10%. Кроме того, учителями было установлено повышение успеваемости и улучшение когнитивных способностей детей.
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать вывод, что йодное обеспечение детей Луганской области, как и большинства регионов Украины, является недостаточным и соответствует йодному дефициту легкой степени. Спорадическое употребление в домохозяйствах йодированной соли при отсутствии законодательной базы по массовой профилактике не позволяет обеспечить поступление адекватного количества йода в организм ребенка. Длительный йодный дефицит приводит к высокой частоте диффузного зоба у детей, что наиболее актуально в регионах с высоким содержанием в окружающей среде антропогенных и природных зобогенных факторов. Напряженность йодной эндемии при отсутствии адекватной профилактики в общегосударственном масштабе обусловливает необходимость создания региональной программы преодоления последствий йодного дефицита, в том числе применение препаратов йода у групп населения высокого риска – дети, подростки, беременные и кормящие материнским молоком женщины.
Подготовила Наталья Мищенко