Головокружение – научное обоснование практических возможностей фармакотерапии

27.03.2015

Известно, что головокружение, шум и звон в ушах, а также снижение слуха возникают при более чем 80 заболеваниях и патологических состояниях. Головокружение характеризуется выраженной клинической гетерогенностью, поскольку клинические проявления головокружения при различных заболеваниях (болезнь Меньера и транзиторная ишемическая атака в вертебрально-базиллярной системе) одинаковы, но различны при одном виде патологии (артериальная гипертония, атеросклероз).
Проблеме восстановления вестибулярной функции была посвящена Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Восстановление вестибулярной функции: достижения и практические рекомендации», которая состоялась 9 октября в Киеве.

Н.С. АлексееваПередовой опыт российских коллег по изучению головокружения представила ведущий сотрудник ГУ НИИ неврологии РАМН, доктор медицинских наук Н.С. Алексеева в докладе «Современные представления о гемодинамических механизмах головокружения».
– Головокружение возникает при кохлеовестибулярных нарушениях и свидетельствует о патологии гемодинамической системы. Ишемические кохлеовестибулярные синдромы (острые и хронические) развиваются при недостаточности кровообращения в артериях, которые питают внутреннее ухо, корешок VIII пары черепно-мозговых нервов, а также вестибулярные ядра и проводящие пути. Недостаточность кровообращения в вертебрально-базиллярной системе (ВБС) является следствием деформаций позвоночных артерий, аномалий артерий вертебрально-базилярной системы, нарушений в системе гемореологии и гемостаза, артериальной гипертонии, артерио-артериальной и кардиальной эмболий, тромбоза венозных синусов, нарушения параметров центральной гемодинамики, атеросклеротического поражения экстра- и интракраниальных сосудов головного мозга, приводящего к стенозу и окклюзии.
На базе ГУ НИИ неврологии РАМН было проведено исследование по изучению частоты патологии сосудистой системы у пациентов с центральным (ЦКВС) и периферическим (ПКВС) кохлеовестибулярным синдромом, в котором приняли участие 500 пациентов. В ходе исследования у 57% пациентов выявили артериальную гипертонию, у 22% – атеросклероз и у 21% – аномалии и деформации сосудов ВБС.
Как уже говорилось, множество заболеваний вызывают головокружение и шум в ушах, поэтому для успешной терапии этих симптомов необходимо правильно диагностировать первопричину патологии. Для реализации этой задачи Н.С. Алексеева предложила алгоритм обследования пациентов с головокружением, шумом и звоном в ушах. Алгоритм включает стандартное неврологическое обследование, классический и расширенный отоневрологический метод с использованием данных компьютерной электронистагмографии (КЭНГ), аудиометрии, слуховых вызванных потенциалов (СВП), исследования центральной гемодинамики, определения гемореологических показателей, ультразвуковых методов исследования мозгового кровотока, КТ и МРТ головного мозга, МР-ангиографии и радиоизотопной ангиосцинтиграфии головного мозга.
Кохлеовестибулярные нарушения в зависимости от уровня поражения разделяют на периферические и центральные. Лабиринтное и корешковое поражения относятся к периферическому уровню, а субтенториальное и супратенториальное – к центральному. Среди особенностей клинических проявлений периферических вестибулярных и слуховых синдромов можно выделить:
· приступы рецидивирующих системных вращательных головокружений, которые продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и сопровождаются слуховыми и вегетативными нарушениями;
· шум и одностороннее снижение слуха по типу гидропса лабиринта или сенсоневральной тугоухости, связь слуховых нарушений с вестибулярными;
· вегетативные расстройства в виде тошноты, рвоты, тахикардии, колебания артериального давления;
· отсутствие неврологической симптоматики.
Центральный кохлеовестибулярный синдром возникает при сосудистых нарушениях в ВБС, рассеянном склерозе, опухоли ствола и мозжечка, дегенеративных заболеваниях мозжечка, артериовенозных мальформациях и в виде вестибулярной ауры при височной эпилепсии. Характер различных слуховых нарушений у пациентов с ЦКВС следующий: сенсоневральная двусторонняя тугоухость определяется у 65% пациентов, кондуктивная тугоухость справа – у 10%, кондуктивная тугоухость слева – у 6%, глухота справа – у 13% и слева – у 6%. Согласно данным МРТ, у пациентов с ЦКВС в 55% случаев визуализируется расширение субарахноидального пространства, 41% – очаговые изменения в полушариях, 28% – очаговые изменения в стволе и 23% – очаговые изменения в мозжечке.
Относительно проведения дифференциальной диагностики ПКВС с другими заболеваниями, то наиболее часто следует исключать билатеральную вестибулопатию, болезнь Меньера, перилимфатическую фистулу, психогенное головокружение и доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение.
Основные принципы лечения кохлеовестибулярных нарушений:
· лечение основного заболевания;
· лечение вестибулярных нарушений периферического уровня;
· лечение вестибулярных нарушений центрального уровня.
Фармакотерапия недостаточности кровообращения в ВБС состоит из препаратов, оптимизирующих мозговое кровообращение, антиоксидантов, нейропротекторов, гемоангиокорректоров, ноотропных препаратов и блокаторов кальциевых каналов.
С целью обоснования этиопатогенетического лечения кохлеовестибулярных нарушений необходимо остановиться на тонких деталях нейрохимической организации вестибулярного анализатора. Передача информации от рецепторов полукружных каналов обеспечивается активацией гистаминовых Н1- и Н3-рецепторов. Наряду с гистамином одним из основных нейротрансмиттеров, обеспечивающих передачу вестибулярной информации, является ацетилхолин, который также оказывает модулирующее действие на гистаминергическую нейротрансмиссию. Благодаря взаимодействию холин- и гистаминергической систем реализуются вестибуловегетативные рефлексы. Кроме вышеописанных механизмов, в этом сложном взаимосвязанном процессе принимают участие глутамат, ГАМК, дофамин и каннабиноиды. Распределение Н3-рецепторов в головном мозге неоднородно, преимущественно они сконцентрированы в лабиринте, гипоталамической области, мозжечке и стволе (Тиммерман, 1999). С целью медикаментозной терапии вестибулярных нарушений возможно повлиять на эту систему с помощью препарата бетагистина Бетасерк, который является синтетическим аналогом гистамина. Бетасерк имеет выраженный дозозависимый эффект, рекомендованная оптимальная суточная доза составляет 48 мг, курс лечения 2-3 месяца, возможно и более длительное применение препарата при соответствующих рекомендациях врача.
Преимуществами Бетасерка являются отсутствие седативного эффекта и экстрапирамидных симптомов, а также побочных эффектов со стороны желудка. Среди относительных противопоказаний – бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, феохромоцитома.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что углубленное изучение периферических и центральных кохлеовестибулярных синдромов с применением расширенного отоневрологического метода, включающего КЭНГ, СВП, тахоосциллографию плечевой артерии и сопоставление полученных результатов с состоянием кровотока в ВБС по данным УЗ-методик, КТ, МРТ, позволяет точно диагностировать эти синдромы и выделять основные патогенетические механизмы их развития, что является залогом успешной патогенетической терапии.

Во время доклада Н.С. Алексеева провела с аудиторией разбор нескольких клинических случаев и привела результаты ряда научных исследований, в том числе и своей диссертационной работы, посвященных кохлеовестибулярным нарушениям различной локализации. При работе над докторской диссертацией Н.С. Алексеевой с 2000 по 2003 год было обследовано 200 пациентов с ПКВС, среди них 62% страдали артериальной гипертонией, 53% имели атеросклеротическое поражение магистральных артерий головы и 36% – вегетативно-сосудистую дисфункцию. В этой же работе была исследована частота аномалий развития позвоночных артерий у пациентов с ПКВС: 36% имели асимметрию диаметра, 25% – аномалии развития в виде гипоплазий, у 22% присутствовали деформации и у 9% отсутствовали задние соединительные артерии. Анализ слуховых нарушений у пациентов с правым ПКВС выявил, что 73% исследуемых страдали сенсоневральной тугоухостью, 16% – кондуктивной тугоухостью и 20% имели практическую глухоту. В свою очередь, при левом ПКВС распределение было несколько иное – у 51% выявили сенсоневральную тугоухость, у 11% – кондуктивную тугоухость и у 18% – практическую глухоту. Результаты МРТ при ПКВС продемонстрировали следующие изменения в стволе, мозжечке и полушариях: у 56% пациентов было расширение субарахноидального пространства, у 36% – очаговые изменения в полушариях, у 18% – очаговые изменения в стволе и у 21% – очаговые изменения в мозжечке.

Частота патологий сосудистой системы у больных с ЦКВС и ПКВС (N=500)

Частота аномалий развития позвоночных артерий у больных с ПКВС (N=200)

Частота структурных изменений внутренних сонных артерий при ПКВС

Частота структурных изменений мозга, выявляемых при КТ и МРТ у больных с ЦКВС

Параметры центральной гемодинамики у больных с ПКВС

М. Лакура Доклад всемирно известного французского ученого, профессора медицины М. Лакура «Компенсация вестибулярного дефицита: факты, теории их клиническая значимость» аудитория прослушала с большим интересом. Профессор уже не первый раз посещает Украину с докладом, посвященным проблемам вестибулярных нарушений, представляя украинским специалистам новейшие научные разработки в этой сфере.
– Можно выделить три основные требования к терапии пациентов с вестибулярными нарушениями. Первое – уменьшить асимметрическую активность, вызванную односторонним вестибулярным поражением, второе – использовать препараты, которые усиливают процессы восстановления и не угнетают вестибулярную компенсацию, и третье – исключить препараты и методики, обладающие выраженными побочными эффектами.
Неотложной медицинской помощи требуют головокружение и ротатационная чувствительность, отягощенные тошнотой и выраженными нейровегетативными симптомами. Лечение в таких случаях может состоять из антиэметических препаратов (домперидон), вестибулосупрессивных средств (диазепам, сульпирид, фенотиазин, цинаризин) и антигистаминных препаратов с вестибулоседативным эффектом (меклизин). Препараты, обладающие седативным эффектом, имеют ряд осложнений – они подавляют процессы восстановления, приводят к компенсаторной гиперактивности интактной стороны и гипоактивности пораженной, поэтому их можно применять по требованию короткими курсами 3-4 дня. Медикаментозное лечение при переходе острой фазы вестибулярных нарушений в хроническую направлено на улучшение конкретных показателей вестибулярной патологии, что зависит от характера поражения и личных требований пациентов. Показаны в этом случае диуретики (ацетазоламин), короткие курсы глюкокортикоидов, которые уменьшают воспаление и влияют на динамику жидкости при ряде заболеваний, например болезни Меньера, а также короткие курсы бензодиазепинов при беспокойстве и стрессе. Отмечено, что длительное применение этих средств также негативно влияет на процессы восстановления поврежденных участков.
Терапия хронических нарушений вестибулокохлеарной функции включает длительное применение препаратов с целью предупредить приступы головокружения и способствовать процессам компенсации вестибулярной недостаточности путем ускорения восстановления и активизации процессов мозговой пластики.
Хотелось бы напомнить, что первым препаратом, который использовался при головокружении, был гистамин. Благодаря стремительному развитию фармакотерапии было разработано более эффективное и избирательное средство – структурный аналог гистамина под фармакологическим названием Бетасерк. Данное вещество является слабым агонистом Н1-рецепторов и сильным антагонистом Н3-рецепторов. Бетасерк обладает свойством уменьшать выраженность головокружения и способствовать вестибулярной компенсации. Ряд исследований, проведенных под руководством профессора Лакура, подтвердил, что Бетасерк восстанавливает основные процессы поведенческих реакций. В этих же научных работах были впервые продемонстрированы механизмы его воздействия на центральную нервную систему.
Ранее было известно, что фармакологический эффект Бетасерка вызван его влиянием на Н1-рецепторы, но работы Lacour и Sterkers (CNS Drugs, 2001), показали, что Бетасерку свойственно более выраженное воздействие на Н3-рецепторы как гистаминергического, так и негистаминергического нервного окончания.
Влияние Бетасерка на вестибулярную компенсацию было подтверждено в исследованиях на животных моделях. У животных с вестибулярной дисфункцией на фоне приема Бетасерка регистрировалось снижение выраженности окуломоторного, постурального и постуро-локомоторного синдромов.
Эффекты Бетасерка в лечении головокружения и улучшении вестибулярной компенсации объясняются его воздействием на метаболизм гистамина и его высвобождение из вестибулярных ядер через блокаду Н3-рецепторов. Эти данные подтверждены лабораторными тестами, проведенными методом клеточного маркирования Tighilet и Lacour. Кроме этого, гистамин деполяризирует клетки вестибулярных ядер и перенастраивает их активность и, наконец, непосредственно ускоряет процессы вестибулярной компенсации. Можно коротко представить механизмы воздействия Бетасерка следующим образом.
Бетасерк влияет на Н3-ауторецепторы, расположенные в ЦНС:
· Н3-антагонизм;
· ребаланс активности вестибулярных ядер;
· деполяризация клеток вестибулярных ядер, что индуцирует высвобождение гистамина;
· усиление вестибулярной компенсации.
Бетасерк влияет на Н1-рецепторы, расположенные в ЦНС:
· Н1-агонизм;
· не имеет седативного эффекта.
Бетасерк влияет на Н3-гетерорецепторы (периферический уровень):
· повышает кровоснабжение вестибулокохлеарного нерва;
· улучшает микроциркуляцию.

Подводя итоги своего выступления, профессор отметил, что многочисленные исследования продемонстрировали положительное влияние Бетасерка на процессы восстановления вестибулярных нарушений. Этот препарат значительно улучшает вестибулярную компенсацию и пластические процессы в мозге. Применение Бетасерка на фоне активных упражнений и тренировочных программ приводит к лучшим показателям выздоровления пациентов с вестибулярными нарушениями.

Подготовила Елена Семиног

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

19.04.2024 Неврологія Алгоритм терапії пацієнта з болем у спині

Як відомо, біль у спині ускладнює рух і чинить негативний вплив на якість життя та психічне благополуччя людини. За даними Всесвітньої організації охорони здоров’я (ВООЗ), від болю в нижній частині спини страждають близько 619 млн людей у всьому світі, і за прогнозом, до 2050 року переважно через збільшення чисельності населення та його старіння кількість таких випадків може зрости до 843 млн (WHO, 2020). Попри проведення численних дослі­джень причини дорсалгій досі лишаються суперечливими, а результат лікування – ​здебільшого незадовільним....

19.04.2024 Неврологія Мистецтво лікування захворювань периферичної нервової системи: у фокусі полінейропатії

Полінейропатії – ​це захворювання всього організму з реалізацією патологічного процесу на рівні периферичної нервової системи як множинного ураження периферичних нервів із порушенням їх функції. Більшість полінейропатій є хронічними станами, що значно порушують якість життя пацієнтів. Це зумовлює актуальність пошуку ефективних підходів до лікування цих захворювань....

19.04.2024 Неврологія Цервікогенний головний біль, пов’язаний із вертебрально-міофасціальними чинниками шийно-плечової локалізації: нові підходи до діагностування та лікування

Головний біль (ГБ) як один із найчастіших неврологічних розладів є причиною стану, що характеризується порушенням повсякденної життєдіяльності людини. Поширеність цефалгій і значний їх вплив на якість життя свідчать про важливість проблеми діагностування та лікування ГБ. За даними Глобального дослі­дження тяжкості хвороб, оновленими 2019 р., ГБ посідає третє місце (після інсульту та деменції) серед неврологічних причин за загальним тягарем захворювань (виміряним роками життя з поправкою на інвалідність [DALY]) (WHO, 2014). При цьому лише незначна кількість осіб із ГБ у всьому світі проходять відповідну діагностику та отримують адекватне лікування....

19.04.2024 Неврологія Ноцицептивний і нейропатичний біль у практиці сімейного лікаря

Біль є однією з найчастіших причин звернення по медичну допомогу. На хронічний біль, який чинить негативний вплив на загальний стан здоров’я, страждають щонайменше четверо з п’яти хворих із хронічною патологією спинного мозку. Основними типами болю, на який скаржаться такі пацієнти, є ноцицептивний і нейропатичний (у 49 і 56% випадків відповідно) (Felix et al., 2021). Пропонуємо до вашої уваги огляд доповіді директорки Інституту медичних та фармацевтичних наук Міжрегіональної академії управління персоналом, д.мед.н., професорки Наталії Костянтинівни Свиридової, присвяченої особливостям ведення хворих із ноцицептивним і нейропатичним болем у практиці сімейного лікаря, яку вона представила у лютому цього року під час Науково-практичної конференції «Дискусійний клуб сімейного лікаря»....