Ведение больных с негоспитальной пневмонией в соответствии с новым украинским консенсусом: роль макролидных антибиотиков

27.03.2015

Согласно данным мировой статистики, ежегодно пневмонию переносят 1-4% жителей планеты. В масштабах Украины эта абстрактная цифра превращается во вполне осязаемое количество наших сограждан – около 1 млн человек. Скольким из них устанавливается правильный диагноз? Сколько больных получают эффективное лечение? Трудно ответить на эти вопросы, однако популяризацию адекватной диагностики и терапии пневмонии среди врачей всех специальностей стоит продолжать.
Основным и наиболее авторитетным источником информации о диагностике и лечении респираторных инфекций в нашей стране остаются национальные рекомендации, подготовленные ведущими пульмонологами на основе аналогичных европейских и международных документов. Приказом МЗ Украины № 128 от 19 марта 2007 г. утвержден новый согласительный документ, регламентирующий тактику ведения больных с негоспитальной пневмонией (НП) в нашей стране. Прокомментировать основные положения новой редакции национального консенсуса, в частности нюансы применения современных групп антибактериальных препаратов, мы попросили члена-корреспондента АМН Украины, заведующую кафедрой факультетской терапии и эндокринологии Днепропетровской государственной медицинской академии, доктора медицинских наук, профессора Татьяну Алексеевну Перцеву.

Т.А. Перцева– Чем руководствовалась рабочая группа при пересмотре предыдущих рекомендаций по диагностике и лечению пневмонии?
– Приказ МЗ Украины № 499 от 28.10.2003 г., которым мы руководствовались до недавнего времени, основывался на аналогичных документах Европейского респираторного общества, а также Британского и Американского торакальных обществ. Это наиболее авторитетные в медицинском мире консенсусы, разработанные и регулярно дополняемые новыми данными о патогенезе и эпидемиологии пневмонии, безопасности и эффективности средств медикаментозной терапии. Группа ведущих украинских пульмонологов, которая работала над обновлением отечественного консенсуса в 2007 г., не отошла от многолетней традиции. Фундаментальные подходы к диагностике пневмонии и алгоритмы антибактериальной терапии этого заболевания, изложенные в новом приказе № 128, обогащены новейшими данными, отражающими все нюансы лечебно-диагностического процесса.

– Что в переизданном консенсусе осталось без изменений, и что нового врачи могут почерпнуть для себя из приказа № 128?
– Неизменным остается определение пневмонии. Это острое инфекционное заболевание преимущественно бактериальной этиологии, которое характеризуется очаговым поражением респираторных отделов легких и наличием внутриальвеолярной экссудации.
Не претерпела изменений и классификация пневмонии, согласно которой эта нозологическая форма делится на госпитальную (развившуюся в условиях стационара), негоспитальную, аспирационную и пневмонию у лиц с иммунодефицитом.
Учитывая известное ограничение этиологической диагностики при респираторных инфекциях, сохраняет свою актуальность дифференциация всех пациентов с НП на клинические группы по простым и доступным для определения врачом любой специальности признакам. Этот принцип в новом приказе МЗ Украины остается основополагающим для определения дальнейшей тактики ведения больных. Он позволяет не только специалисту-пульмонологу, но и врачу общей практики определиться со степенью тяжести пневмонии у конкретного больного, а также с местом, где он должен получать лечение. Напомню, что до 80% больных НП могут лечиться амбулаторно, и лишь 20% нуждается в госпитализации.
В соответствии с новым национальным консенсусом всех взрослых пациентов после клинико-рентгенологического подтверждения диагноза НП следует распределять в четыре группы. К первой группе относят больных с легким течением пневмонии, без сопутствующей патологии и дополнительных факторов риска. Они не нуждаются в госпитализации, а наиболее частой этиологической причиной пневмонии у таких пациентов являются Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, атипичные возбудители (Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae и Legionella pneumophila), а также респираторные вирусы. Следует отметить, что легионелла еще ни разу не была выделена в Украине, но частота встречаемости микоплазменной пневмонии постепенно возрастает, особенно среди лиц молодого возраста и в организованных коллективах.
Ко второй группе относят больных НП с легким течением заболевания, но с наличием сопутствующей патологии и/или других факторов, влияющих на течение пневмонии. Наиболее частые возбудители у данной категории пациентов: S. pneumoniae (в том числе антибиотикорезистентные штаммы), H. influenzae, S. aureus, Moraxella catarrhalis. Следует учитывать и возможность этиологической роли грамотрицательной инфекции (Escherichia coli, Klebsiella spp.), особенно у лиц пожилого возраста. У 20% больных ІІ клинической группы может возникать необходимость в госпитализации вследствие неэффективности амбулаторного лечения и/или обострения сопутствующих заболеваний.
В третью клиническую группу включают больных с нетяжелым течением НП, которые нуждаются в госпитализации по медицинским или социальным показаниям. У пациентов этой группы развитие НП с наибольшей вероятностью может быть обусловлено S. pneumoniae, H. influenzae, атипичными возбудителями, грамотрицательными энтеробактериями. У 10-40% больных выявляют смешанную инфекцию.
К четвертой группе относят больных НП с тяжелым течением, которые нуждаются в госпитализации в отделения реанимации и интенсивной терапии. В этом случае спектр микробной флоры крайне широк: от S. pneumoniae до Legionella pneumophila, H. influenzae, грамотрицательных энтеробактерий и микоплазм.

– Насколько изменились принципы диагностики и антибиотикотерапии НП?
– Микробиологическая диагностика пневмонии по-прежнему малоинформативна. В нашем исследовании у больных, отнесенных к ІІІ клинической группе и лечившихся в стационаре, возбудитель пневмонии при тщательно проведенном бактериологическом посеве удалось выделить менее чем в 60% случаев. Для выделения внутриклеточных возбудителей требуются еще более специфические лабораторные условия, которые невозможно воспроизвести в рутинной клинической практике. В связи с этим в новом консенсусе отражена мысль о нецелесообразности массовой микробиологической диагностики, особенно у пациентов І и ІІ клинических групп. К тому же в нашей стране для этого нет достаточного количества сертифицированных лабораторий.
Во всех международных и национальных согласительных документах по лечению НП, в том числе и в новом украинском консенсусе, четко отражен принцип раннего назначения эмпирической этиотропной терапии. Антибактериальное лечение следует начинать сразу после верификации диагноза, особенно у пациентов с тяжелым течением пневмонии, которые нуждаются в госпитализации, поскольку задержка приема первой дозы антибиотика на 4 ч и более значительно и достоверно повышает летальность у данной категории пациентов. Во избежание полипрагмазии и нежелательных эффектов антибиотикотерапии для лечения НП необходимо использовать препараты с направленным антимикробным действием и высокой активностью по отношению к наиболее вероятным возбудителям. Следует помнить о том, что приверженность пациента к назначенному лечению в значительной мере зависит от частоты приема лекарственного средства на протяжении суток, а также длительности курса терапии, поэтому предпочтение следует отдавать препаратам с однократным приемом.
Варианты антибиотикотерапии НП, изложенные в приказе № 128, делятся на три уровня: препараты первой линии, альтернативные антибиотики и средства второй линии. Из принципиальных изменений, внесенных в схемы антибактериального лечения НП, следует отметить значительное расширение спектра применения респираторных фторхинолонов. Теперь их рекомендуют назначать в качестве альтернативных препаратов даже пациентам І клинической группы. Таким образом, позиция данного класса антибиотиков упрочилась по сравнению с приказом № 499, согласно которому применение фторхинолонов у больных І клинической группы считалось нецелесообразным.
По результатам исследований, проведенных в Днепропетровской области, процент резистентности основных возбудителей пневмонии к современным антибиотикам остается небольшим, но к таким популярным у врачей препаратам, как гентамицин и ко-тримоксазол, за десятилетия их широкого применения у микроорганизмов выработалась достаточно выраженная устойчивость, поэтому они исключены из схем лечения пневмонии как заведомо неэффективные. В то же время современные макролидные антибиотики заслуживают пристального внимания клиницистов как одни из наиболее перспективных средств этиотропной терапии респираторных инфекций.
В современной клинической практике наиболее широко применяются 14-, 15- и 16-членные макролиды. К 14-членным относятся молекулы рокситромицина, олеандомицина, кларитромицина; 15-членным – азитромицина; 16-членным – спирамицина, джозамицина и мидекамицина.
Все макролиды обладают одинаковым механизмом антимикробного действия в отношении грамположительных, грамотрицательных, внутриклеточных микроорганизмов и анаэробов. Он заключается в ингибиции синтеза белка на этапе трансляции вследствие связывания молекулы макролидов с 50S-субъединицей рибосом. Избирательно накапливаясь в инфицированных тканях, макролиды не оказывают на них токсического влияния, не угнетают иммунную систему и реже, чем другие противомикробные средства, вызывают аллергические реакции. Макролидам присущ высокий постантибиотический эффект, который заключается в продолжающейся ингибиции жизнедеятельности микроорганизмов после кратковременного контакта с антибиотиком. Вызывают определенный интерес неантибиотические, или плейотропные, эффекты макролидов, наличие которых подтверждено в экспериментальных исследованиях.
Одним из клинически значимых дополнительных свойств данного класса антибиотиков является их способность улучшать переносимость глюкокортикоидных гормонов, широко используемых в качестве мощных противовоспалительных средств.

– Какое место занимают макролидные антибиотики в новых рекомендациях по лечению НП?
– Согласно приказу № 128 макролиды включены в перечень препаратов выбора для лечения пневмонии у больных І клинической группы
(в качестве монотерапии используются таблетированные формы). В связи с увеличением доли микоплазменной пневмонии в структуре этиологии НП среди лиц молодого возраста (І клинической группы) использование макролидов как препаратов, обладающих сравнимой активностью по отношению как к классическим бактериальным патогенам, так и внутриклеточным возбудителям, следует считать наиболее предпочтительным у данной категории пациентов. У больных, относящихся ко ІІ клинической группе, макролиды рекомендованы в качестве препаратов второй линии для назначения в сочетании с защищенными пенициллинами. Кроме того, внутривенное введение макролидов может служить дополнением к терапии защищенными пенициллинами или цефалоспоринами у пациентов ІІІ-ІV клинических групп.

– Какой из препаратов макролидов в наибольшей мере соответствует современным требованиям к эффективности и безопасности антибактериальных средств в терапии НП?
– На сегодня в Украине накоплен положительный опыт применения в лечении НП классического представителя 16-членных макролидов спирамицина (Ровамицина) – одного из первых, зарегистрированных в нашей стране.
Ровамицин обладает высокой активностью в отношении типичных и атипичных возбудителей НП, включая штаммы пневмококков и стрептококков, устойчивых к эритромицину.
Наличие пероральной и инъекционной форм делает возможным использование Ровамицина в режиме ступенчатой терапии, когда по мере улучшения состояния больного осуществляется переход с парентерального на пероральное введение препарата.
Особые свойства Ровамицина (высокие и длительно сохраняющиеся тканевые и внутриклеточные концентрации, наиболее выраженный постантибиотический эффект среди макролидов, иммуномодулирующая активность, низкая связываемость с белками крови, невысокий риск развития резистентности микроорганизмов) обеспечивают надежный клинический эффект. Также необходимо отметить высокую безопасность Ровамицина для широкого круга пациентов, которая заключается в отсутствии значимого клинического взаимодействия нарушений со стороны ЖКТ (дисбиоз, влияние на моторику кишечника) и минимальном риске возникновения аллергических реакций.
Ровамицин – один из немногих антибиотиков, который можно использовать в педиатрической практике, а также назначать на фоне беременности.
В завершение следует отметить, что приказ № 128, разработанный на основе предыдущего опыта украинских и зарубежных специалистов, а также новейших доказательных данных, адаптирован к условиям реалий отечественной клинической практики, поэтому является руководством к действию для врача, которое позволит ему сделать осознанный выбор тактики оказания помощи каждому конкретному больному.

Подготовил Дмитрий Молчанов

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

01.05.2024 Ревматологія Біль у суглобах у практиці сімейного лікаря: ведення пацієнтів з остеоартритом

У практиці сімейного лікаря досить часто зустрічаються випадки звернення по допомогу осіб із суглобовим синдромом, що актуалізує питання доказового ведення таких пацієнтів. Остеоартрит (ОА) – ​найпоширеніша форма артриту з хронічним болем та функціональними порушеннями. Пропонуємо до вашої уваги огляд доповіді, яку представив у межах конференції «Щоденник сімейного лікаря: клінічні історії пацієнтів» завідувач кафедри сімейної медицини і амбулаторної допомоги медичного факультету № 2 Ужгородського національного університету, к.мед.н. Павло Олегович Колесник. ...

01.05.2024 Терапія та сімейна медицина Можливості застосування біорегуляційного підходу в кардіології

Серцево-судинні захворювання (ССЗ) (ішемічна хвороба серця [ІХС], захворювання судин головного мозку, ревматична хвороба серця та інші) протягом багатьох десятиліть є основною причиною смертності населення у світі. Перебіг цих захворювань ускладнюється перенесеною корона вірусною хворобою (COVID‑19). Нині ця проблема є особливо актуальною в Україні в умовах повномасштабного вторгнення рф, оскільки вплив хронічного стресу призводить до зростання захворюваності на ССЗ. У такій ситуації поряд із «протокольною терапією» слід приділити увагу застосуванню біорегуляційного підходу, спрямованого на відновлення саморегуляції, імунного статусу, гармонізації функціонування всіх органів і систем людини. ...

29.04.2024 Неврологія Ефективність і безпека разагіліну та праміпексолу в лікуванні хвороби Паркінсона на ранніх стадіях

Хвороба Паркінсона (ХП) – ​хронічний неврологічний розлад, для якого характерні неухильно прогресуючі моторні та немоторні симптоми, які чинять суттєвий негативний вплив на якість життя пацієнтів із цим захворюванням. Із віком захворюваність на ХП зростає. Ранній початок лікування цього розладу допомагає призупинити розвиток патології та дає можливість пацієнтам із ХП продовжувати вести повноцінне життя. Сьогодні одним із варіантів вибору лікування пацієнтів із ХП на ранніх стадіях є монотерапія разагіліном або праміпексолом. ...

26.04.2024 Психіатрія Лікування пацієнтів із негативними симптомами шизофренії: персоніфіковані підходи

Негативні симптоми (порушення мотивації, соціальна замкнутість, порушення емоційної сфери тощо) є основною особливістю шизофренії – ​хронічного психічного розладу, поширеність якого у світі становить близько 1%. Зазначені симптоми суттєво погіршують якість життя та знижують працездатність таких пацієнтів. Вкрай важливим є своєчасне діагностування шизофренії та її ефективне лікування, основні аспекти якого висвітлила у своїй доповіді завідувачка відділу пограничної психіатрії ДУ «Інститут неврології, психіатрії та наркології НАМН України», д.мед.н., професорка Наталія Олександрівна Марута....