27 березня, 2015
Эффективность и безопасность использования топирамата в монотерапии при впервые выявленной эпилепсии с парциальными припадками по сравнению с карбамазепином и ламотриджином
Эпилепсия – распространенное заболевание, вызывающее пристальное внимание и интерес широкой общественности и научных кругов. Распространенность эпилепсии позволяла наблюдать это заболевание в различных проявлениях. Согласно проведенным эпидемиологическим исследованиям в мире эпилепсией страдают более 50 млн людей. Однако несмотря на всю актуальность лечения этой болезни на сегодня синтезировано всего несколько препаратов, эффективно влияющих на контроль припадков и течение заболевания, лицензированных для использования в виде монотерапии у пациентов с впервые диагностированной эпилепсией. Как правило, это препараты старой генерации, обладающие не только эффективным контролем припадков, но и широким спектром побочных реакций. В этом смысле Топамакс (топирамат) – препарат новой генерации – выгодно от них отличается. Обладая относительно безопасным спектром побочных действий, Топамакс одобрен FDA для использования при парциальных и генерализованных припадках у взрослых и детей.
В Украинском медицинском центре реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины проводились исследования по сравнению эффективности и безопасности основных антиконвульсантов в контроле впервые диагностированных парциальных припадков. Была выбрана группа из 80 пациентов, впервые обратившихся в Центр в течение 2006 – начала 2007 гг. В группе было 34 (42,5%) девочки и 46 (57,5%) мальчиков. Возраст варьировал от 1 года до 20 лет (среднее значение – 8,6 лет). В группу входили пациенты с различными нозологическими формами эпилепсии (табл. 1). В таблицах 2-6 приведены данные по этиологии указанных форм эпилепсии.
Таким образом, в нашем исследовании эпилепсии с парциальными припадками составляли 61,3%, а генерализованные – 38,8%, что соответствует аналогичным зарубежным исследованиям (C.M. Freitag et al., 2001).
Целью нашего исследования было сравнение эффективности и безопасности основных антиконвульсантов, применяющихся в лечении эпилепсии с парциальными припадками: карбамазепина, ламотриджина и топирамата. Группа пациентов с генерализованными формами эпилепсии также оценивалась, но результаты эффективности препаратов будут опубликованы в последующих статьях, в этом исследовании эта группа нас интересовала в плане переносимости и безопасности препаратов.
Группа с парциальными припадками (49 человек) была разбита на три подгруппы в соответствии с принимаемым препаратом. В группу топирамата (TPM) вошло 16 человек (32,6%), карбамазепина (CBZ) – 17 (34,6%) и ламотриджина (LTG) – 12 (24,4%) (табл. 7).
Четверо пациентов получали монотерапию вальпроатом (идиопатическая эпилепсия – 1, криптогенная – 3), однако из-за немногочисленности этой группы ее расчет не проводился.
Лечение пациентов проводилось в пределах терапевтических доз, указанных для каждого препарата (TPM – 5-9 мг/кг/сут, CBZ – 10-20 мг/кг/сут, LTG – 6-10 мг/кг/сут), при этом результаты учитывались после достижения терапевтической дозы либо при установлении контроля над припадками, либо появлении побочных действий, требующих отмены препарата.
В результате проведенного лечения в группе топирамата у 5 пациентов наблюдалось снижение частоты и интенсивности припадков, у 5 – кратковременная ремиссия (поскольку исследование длится около года, ремиссия у некоторых больных может перейти в долгосрочную), у 6 – эффекта не было. Общая эффективность в этой группе составила 62,5%.
В группе карбамазепина у 6 пациентов отмечалось снижение частоты и эффективности припадков, у 4 – ремиссия, у 9 – эффект не наблюдался. Общая эффективность в этой группе составила 58,8%.
В группе ламотриджина у 3 пациентов наблюдалось снижение частоты и интенсивности припадков, у 3 – ремиссия, у 5 – эффекта не было, у 1 пациента было отмечено парадоксальное учащение припадков. Общая эффективность в этой группе составила 50%.
Полученные результаты свидетельствуют, что эффективность топирамата в контроле парциальных припадков в монотерапии была несколько выше эффективности карбамазепина и существенно выше ламотриджина.
При определении безопасности и переносимости антиэпилептической терапии в группах с парциальными и генерализованными припадками нами учитывался весь спектр побочных действий (на центральную нервную систему, системные и т. д.). Группа топирамата составила 26 человек (32,5%), карбамазепина – 17 (21,2%), ламотриджина – 21 (26,2%).
В группе топирамата побочные действия наблюдались у 5 пациентов: у 1 больного была рвота, что повлекло отмену препарата; у 1 пациента зафиксировано резкое снижение аппетита и появление олигогидроза (после снижения дозы состояние нормализовалось); 3 пациента жаловались на сонливость (после некоторого снижения дозы их состояние нормализовалось).
В группе карбамазепина побочные действия также были отмечены у 5 человек: у 2 пациентов появилась аллергическая сыпь, которая потребовала снижения дозы и назначения антигистаминных препаратов; 2 больных жаловались на сонливость; у 1 пациента отмечался горизонтальный нистагм. При снижении дозы препарата состояние этих пациентов нормализовалось.
В группе ламотриджина побочные действия были зарегистрированы у 6 пациентов: у 4 больных появилась аллергическая сыпь, которая потребовала снижения дозы и назначения антигистаминных препаратов; 1 пациент жаловался на шаткость и головокружения, что также потребовало снижения дозы; у 1 больного наблюдалось парадоксальное учащение припадков, что повлекло отмену препарата.
В общей сложности степень выраженности побочных действий топирамата составила 19,2%, карбамазепина – 29,4% и ламотриджина – 28,5%.
Таким образом, результаты нашего исследования доказали эффективность и высокую степень безопасности топирамата в контроле эпилепсии с парциальными припадками.