Головна Эффективность и переносимость Фенотропила при терапии астенических расстройств невротического уровня

27 березня, 2015

Эффективность и переносимость Фенотропила при терапии астенических расстройств невротического уровня

Автори:
Т.Ю. Куликова, к.х.н., Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, г. Москва

Широкая распространенность и разнообразие клинических форм астенического синдрома обусловливают необходимость его дифференцированной оценки и поиска эффективных антиастенических лекарственных средств. Ноотропные препараты являются основным классом лекарственных средств, обладающих в силу своей фармакологической активности непосредственным (прямым) антиастеническим действием. Их клиническая эффективность обусловлена преимущественным влиянием на когнитивные процессы, что повышает умственную и физическую работоспособность, устраняет повышенную утомляемость.

В связи с этим заслуживает особого внимания новый ноотропный препарат – Фенотропил, разрешенный в 2003 г. к клиническому применению в нашей стране. В спектр его эффектов входит не только активизирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга, но и воздействие на широкий круг нарушений памяти, внимания, сна, на мышечные боли, головокружение, раздражительность, которые имеют место при астенических расстройствах. Кроме того, у препарата установлен ряд других эффектов – адаптогенный, анксиолитический, антидепрессивный, противосудорожный, вегетостабилизирующий, антигипоксический, нейропротекторный. Фенотропил положительно влияет на обменные процессы и кровообращение мозга, стимуляцию окислительно-восстановительных процессов, регионарный кровоток в ишемизированных участках мозга, а также обладает анальгезирующим эффектом за счет повышения порога болевой чувствительности.
С учетом имеющихся данных в отделе пограничной психиатрии ГНЦ ССП им. В.П. Сербского проведено клиническое исследование эффективности и переносимости Фенотропила при лечении различных вариантов астенических расстройств.

Материал и методы
В исследование включены пациенты от 18 до 55 лет с астеническим синдромом, имеющие диагнозы по МКБ-10 «неврастения» и «органическое астеническое расстройство».
Критерии исключения больных из исследования: эндогенные психические расстройства; наличие тяжелой соматической и неврологической патологии; выраженные проявления психоорганического синдрома, включая пароксизмальные нарушения; суицидальный риск; состояние интоксикации; беременность и грудное кормление.
Фенотропил назначался всем группам пациентов по 1 таблетке (100 мг) утром в течение 30 дней.
Состояние пациентов оценивали до лечения, на 7, 14, 21-й дни терапии и после окончания курсового лечения с использованием следующих методов:
– клинико-психопатологического анализа;
– визуальной аналоговой шкалы астении (оцениваемые с ее помощью показатели ранжированы от 0 – очень хорошее самочувствие до 10 – чрезмерное истощение и позволяют сделать заключение о выраженности различных астенических проявлений);
– субъективной шкалы оценки астении MFI-20 (Multidimensional Fatigue Inventory), которая состоит из 20 утверждений, отражающих разные аспекты астении;
– шкалы общего клинического впечатления CGI, которая позволяет глобально оценить тяжесть психического состояния у больных до начала терапии и при ее проведении по 7-балльной системе;
– шкалы побочных эффектов UKU – наиболее распространенной структурированной шкалы оценки нежелательных эффектов.
В соответствии с критериями включения и исключения изучаемую выборку составили 60 пациентов (18 мужчин и 42 женщины, средний возраст – 40,1 ± 12,1).
Средняя продолжительность заболевания – 2,9 года, длительность астенического состояния к моменту обращения – 5,3 мес. Тяжесть состояния оценивалась по шкале CGI: преобладали пациенты с состоянием средней тяжести (58,3%), у 21,7% пациентов – легкая степень заболевания, у 20,0% состояние характеризовалось как «значительно болен».
Общими жалобами у наблюдавшихся больных были повышенная утомляемость, ослабление или утрата способности к продолжительному физическому и умственному напряжению, постоянное ощущение слабости, вялости, разбитости, раздражительности. У пациентов наблюдались расстройства сна, трудности в концентрации внимания, затруднение запоминания и активного вспоминания, что сочеталось с затруднением осмысления и соматовегетативными расстройствами: головными болями, болями в области сердца, мышечными болями, повышенной потливостью, головокружением, колебаниями артериального давления. При беседе с врачом выявлялись быстрая истощаемость, рассеянность, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения, плаксивости.
По типу астенического синдрома у 56,7% пациентов выявлена гиперстеническая астения с преобладанием в клинической картине повышенной возбудимости, раздражительности, восприимчивости нейтральных в норме внешних раздражителей. У 43,3% больных диагностирован гипостенический тип астении, характеризующийся вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью. В соответствии с целью исследования больные были разделены на три группы:
– 1-я – 20 человек с астенией, обусловленной органическим поражением головного мозга в связи с сосудистыми заболеваниями головного мозга и/или последствиями черепно-мозговой травмы;
– 2-я – 20 человек с невротической астенией, возникшей в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок, хронических или острых стрессов;
– 3-я – 20 человек с соматогенной астенией.
Астенические расстройства у этих больных возникали вследствие длительных хронических заболеваний, таких как хронический бронхит, остеоартроз, хронический пиелонефрит, хронический гастрит, гипотиреоз; на стадии реконвалесценции острых инфекционных и воспалительных заболеваний, например гриппа, острого бронхита, пневмонии; при отягощенном гинекологическом анамнезе (период после гинекологической операции).

Результаты
При терапии Фенотропилом наблюдалась редукция астенической симптоматики у больных во всех изученных группах. Многие пациенты рассказывали, что «чувствовали» действие препарата с первых дней приема, и это проявлялось в появлении бодрости, повышении активности.
По визуальной аналоговой шкале астении наблюдалась быстрая положительная динамика в процессе терапии во всех трех группах больных (данные статистически значимо различаются с фоном начиная с 7-го дня лечения). Состояние пациентов улучшилось более чем в 2 раза к концу терапии.
По шкале MFI-20 отмечена редукция симптоматики во всех трех группах больных. К концу лечения снижение выраженности симптомов стало статистически значимым по сравнению с исходным уровнем по всем подшкалам.
В группе больных с органической астенией улучшение состояния произошло преимущественно за счет редукции физической астении и в меньшей степени – за счет сниженной активности. В группе больных с психогенной астенией выявлена наибольшая редукция симптоматики по всем подшкалам, причем особенно значимой она была по подшкале «снижение активности».
Динамики состояния у пациентов с соматогенной астенией свидетельствует о меньшей редукции в сравнении с другими изученными больными. Однако здесь, как и в других двух группах, наибольший эффект отмечен в отношении психической астении и сниженной активности. Данные субъективных шкал подтверждены оценкой состояния по многовекторной шкале.
Наибольшей редукции подверглись показатели истощаемости, снижения активной деятельности, дневной сонливости (рис. 1-3). Быстро редуцировались соматоневрологические признаки: головные боли, головокружения. Меньшей редукции подверглись показатели раздражительности, аффективной лабильности, хотя и они имели тенденцию к улучшению.
Переносимость Фенотропила оценивалась по шкале побочных эффектов UKU. У 9 пациентов были зарегистрированы следующие нежелательные явления: дневная сонливость – у 1 больного; повышенная раздражительность – у 2 (у одного пациента возникла в начале лечения и прошла самостоятельно, второго беспокоила на протяжении всего курса лечения); ощущение внутреннего беспокойства в начале лечения – у 2; возбуждение, возникшее с начала приема препарата и послужившее причиной отмены терапии на 14-й день, – у 1; головная боль – у 3 (у 2 пациентов возникала на первых двух неделях лечения и проходила при продолжении терапии, в одном случае возникла на 15-й день и послужила поводом для досрочного прекращения лечения на 21-й день). Отметим, что эти побочные эффекты возникали преимущественно у пациентов с гиперстеническим типом астении, что еще раз подтверждает психостимулирующий эффект препарата.
К нежелательным эффектам относится повышение аппетита, отмеченное у двух человек. Однако, несмотря на повышенный аппетит, при применении Фенотропила пациенты теряли до 4 кг (в среднем 1-2) за курс лечения. Так, средняя масса тела во всей выборке до лечения составила 72,7 кг, после – 71,3 кг.

Заключение
Фенотропил обладает выраженным антиастеническим действием. Психостимулирующий эффект препарата реализуется за счет повышения активности, а также редукции физической и психической астении. Наиболее выраженное антиастеническое действие Фенотропила наблюдается у больных с органической и психогенной астенией. При соматогенной астении эффективность терапии связана непосредственно с динамикой клинических проявлений основного заболевания.
Действие Фенотропила характеризуется хорошей переносимостью: нежелательные явления возникают редко и в большинстве случаев носят транзиторный характер; наиболее частые из них – головная боль, ощущение внутреннего беспокойства, повышение аппетита. Лучшая переносимость отмечена у больных с гипостеническим типом астении. Таким образом, антиастеническое действие Фенотропила наряду с другими его клиническими эффектами свидетельствует о широком спектре действия препарата.

Список литературы находится в редакции.

Статья напечатана в сокращении.

«Фарматека». Психиатрия/неврология. 2006.

Номер: № 8 Квітень - Медична газета "Здоров’я України"