27 березня, 2015
Инфаркт миокарда у больных сахарным диабетом
В эпоху тромболитической терапии прогноз для больных сахарным диабетом с инфарктом миокарда остается неблагоприятным, и смертность от инфаркта миокарда у этой категории пациентов до сих пор значительно выше при наличии сахарного диабета. Повышенная смертность больных диабетом обусловлена различными механизмами, влияющими на функцию и кровоснабжение миокарда, и склонностью к тромбозу, характерной для этих больных. Не меньшее значение имеет и поздняя смертность, обусловленная частыми повторными инфарктами и фатальными желудочковыми аритмиями.
Современные взгляды на проблему лечения ИМ у больных сахарным диабетом рассматривались на научно-практической конференции «Актуальные вопросы клинической кардиологии». Один из докладов на эту тему представила Е.Н. Амосова, член-корреспондент АМН Украины, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой госпитальной терапии № 1 НМУ им. А.А. Богомольца.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний – это отрасль, в которой можно достичь реальных успехов. Это убедительно доказывается опытом тех стран, где реализуются специальные профилактические программы. За последние несколько десятилетий активное оздоровление населения, модификация образа жизни, отказ от курения, внедрение широкомасштабных государственных программ привели к кардинальным изменениям эпидемиологической ситуации относительно сердечно-сосудистых заболеваний и инфаркта миокарда, в частности в ряде промышленно-развитых стран. Данные США свидетельствуют о том, что в 1982-1992 гг. по сравнению с 1971-1982 гг. достигнуто снижение общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, но это снижение зарегистрировано только у лиц, не страдающих сахарным диабетом. У больных сахарным диабетом эти показатели не изменились. Сахарный диабет сегодня – серьезная проблема сосудистой патологии и проблема патологии сердца. Не нужно убеждать практикующих клиницистов в том, насколько значительным фактором риска является это заболевание.
Наш городской кардиологический центр принимает ежегодно около 2,5 тысячи больных с инфарктом миокарда, что составляет более 50% случаев инфаркта миокарда города Киева. Сравнивая результаты лечения больных с ИМ в 1984-1985 гг. и в более поздний период при применении современных методов лечения, можно отметить, что уровень госпитальной летальности существенно снизился только у больных без сахарного диабета. У больных диабетом она остается высокой. Почти каждый четвертый пациент с острым крупноочаговым инфарктом миокарда в сочетании с сахарным диабетом умер, несмотря на то, что всем им проводили современное лечение инфаркта миокарда. Конечно, при ангиопластике и стентировании коронарных сосудов результаты лечения гораздо оптимистичнее, но в данном исследовании мы рассматриваем только эффект консервативной терапии инфаркта миокарда. Кроме того, нельзя забывать о том, что в Украине ангиопластика и стентирование коронарных сосудов доступны лишь единицам, остальные больные лечатся медикаментозно. Так что наши цифры довольно близки к реальной картине летальности больных с инфарктом миокарда. Заметим, что цифры относятся только к больным, поступившим в отделение кардиологической реанимации в первые сутки инфаркта миокарда. Поэтому наши данные значительно отличаются от официальных цифр, которые «разбавлены» мелкоочаговыми инфарктами миокарда, диагноз которых в части случаев недостаточно достоверен. Наши данные учитывают гораздо более жесткие критерии.
Особенности течения ИМ у больных сахарным диабетом
Сравнивая течение острого инфаркта миокарда в группе больных сахарным диабетом и в группе нестрадающих диабетом больных, нами отмечены такие особенности у диабетиков:
• частота встречаемости артериальной гипертензии выше (хотя есть работы, в которых указывается, что клинически значимая артериальная гипертензия не отягощает течение инфаркта миокарда);
• выше частота ранее перенесенного ИМ;
• значительно больше частота разрывов миокарда (это значительная проблема, потому что по данным нашей клиники удельный вес разрывов миокарда среди всех причин смерти при Q-ИМ составляет 20%; за рубежом же такой статистики нет);
• значительно выше летальность при кардиогенном шоке, первичной электрической нестабильности миокарда желудочков, AV-блокаде.
Мы анализировали функциональное состояние миокарда у больных, которые поступили в первые сутки заболевания, отобрав группу с первичным Q-инфарктом и с небольшой острой левожелудочковой недостаточностью. Исходно по основным показателям (конечный диастолический объем, конечный систолический объем, фракция выброса, минутный объем сердца) эти больные были одинаковыми. По демографическим показателям и локализации инфаркта группы больных были сопоставимыми. К концу лечения у больных без сахарного диабета наблюдалась положительная динамика ключевых показателей систолической функции (достоверно снизились конечный диастолический объем и конечный систолический объем, возросли фракция выброса и минутный объем сердца), в то время как у больных диабетом эти показатели не изменились.
Для больных ИМ без зубца Q сахарный диабет также является важным отягощающим фактором. Трансформация этой патологии сердца в Q-ИМ у больных диабетом наблюдается в 4 раза чаще. Рефрактерная нестабильная стенокардия, при которой больные нуждаются в коронарографии и ангиопластике, наблюдается у 30% больных сахарным диабетом.
В поисках причин такого тяжелого и устойчивого к терапии течения ИМ у больных сахарным диабетом мы пришли к любопытным выводам. Наиболее очевидные возможные факторы – большие размеры инфаркта и высокая частота трехсосудистого поражения – для диабетиков не актуальны, как это ни парадоксально. Частота передних и задних инфарктов у больных с сахарным диабетом и без него в наших исследованиях была одинаковой. Известно, что передние инфаркты более обширны. Это соответствует данным литературы о том, что у больных сахарным диабетом масса Q-инфаркта не больше, чем у остальных больных. Нам также не удалось найти в литературе убедительных данных, которые свидетельствовали бы, что у больных сахарным диабетом частота трехсосудистого поражения выше. Теоретически при сахарном диабете должен быть значительный удельный вес трехсосудистых поражений. Практически же существует целый ряд крупных коронарографических исследований, где этого обнаружить не удалось.
У диабетиков более выражены нарушения нейрогуморальной активации (активирована симпато-адреналовая система), дисфункция эндотелия, имеются выраженные гемокоагуляционные нарушения.
Отдельного внимания заслуживают метаболические нарушения при сахарном диабете. Мы изучали динамику гликемии у диабетиков с ИМ по суткам в зависимости от исходов заболевания. Оказалось, что у умерших и выживших в первые сутки показатели глюкозы крови были примерно одинаковы. На вторые сутки гликемия умерших впоследствии больных была значительно выше, чем у выживших. К 4-м суткам гликемия опять была на одном уровне в обеих группах больных. Надо сказать, что эти данные – не наше открытие. В литературе есть результаты подобных исследований, в которых подчеркивается важность высокой гликемии для прогноза инфарктных больных. Причем, это касается не только сахарного диабета, но и больных с высокой гликемией, которые не страдали сахарным диабетом до инфаркта, то есть с так называемой стрессовой гликемией.
Еще один фактор, который имеет значение для течения инфаркта миокарда, – это жирнокислотный спектр мембраны эритроцитов. В первые сутки (то есть практически аналогично статусу до заболевания, поскольку этот биохимический показатель очень инертный) содержание w3-полиненасыщенных жирных кислот было достоверно ниже у больных с острым коронарным синдромом без зубца Q, умерших от ИМ, чем у выживших. В связи с этим важным направлением профилактики острого коронарного синдрома является терапия w3-полиненасыщенными жирными кислотами.
Лечение ИМ у больных сахарным диабетом
Анализируя данные результатов тромболитической терапии у больных с сахарным диабетом и без него, можно отметить худший эффект тромболизиса у диабетиков. Госпитальная летальность у больных диабетом, получивших тромболизис, остается на значительном уровне. Также у диабетиков гораздо выше частота нетяжелых кровотечений при одинаковом количестве тяжелых кровотечений на фоне тромболитической терапии. Диабетическая ретинопатия, кроме самых тяжелых форм, в настоящее время не считается противопоказанием к тромболитической терапии, ее безопасность у таких больных достоверно доказана.
Одним из наиболее важных факторов, препятствующих эффективной тромболитической терапии, является феномен «no-reflow», при котором после реканализации сосудов отсутствует кровоток на уровне ткани при проходимой инфарктзависимой коронарной артерии. Это явление наблюдается у достаточно большого количества больных с инфарктом миокарда. Частота его у больных сахарным диабетом оказалась значительно выше, причем отмечено, что чем более высокая гликемия наблюдается у пациента, тем больше риск возникновения феномена «no-reflow».
Таким образом, лечение инфаркта миокарда у больных с сахарным диабетом представляет собой сложную задачу. Безусловно, у больных сахарным диабетом ангиопластика или стентирование намного более эффективны, чем тромболитическая терапия. При этом значительно уменьшается как смертность, так и частота повторных нефатальных инфарктов. Следуя Европейским рекомендациям, пациентов, у которых выявлен высокий риск развития осложнений острого коронарного синдрома, следует подвергать более агрессивной терапии – интервенционному вмешательству на фоне медикаментозной поддержки. Поскольку пациенты с сахарным диабетом относятся к группе чрезвычайно высокого риска развития осложненных форм инфаркта миокарда и неблагоприятного его прогноза, у таких больных при остром Q-ИМ необходимо оказывать предпочтение рентгенхирургическим методам реканализации коронарных сосудов в первые 12 часов, прежде всего стентированию. Но не менее важными остаются и вопросы медикаментозных подходов к лечению ИМ, особенно учитывая тот факт, что доступность ранней инвазивной терапии в нашей стране остается крайне низкой и только незначительная часть больных в состоянии позволить себе такое лечение. Таким образом, вопросы консервативного вмешательства (тромболитической терапии и комплементарных препаратов) остаются актуальными даже у больных группы высокого риска, в том числе и больных сахарным диабетом.
Исходя из важности метаболических нарушений при сахарном диабете и учитывая их достоверное влияние на прогноз острого инфаркта миокарда, особое значение для диабетиков имеет метаболическая терапия.
Опубликованы данные о том, что в группе пациентов, не подвергавшихся тромболитической терапии, применение внутривенного введения триметазидина достоверно снижало летальность к 35-му дню лечения и частоту осложнений в стационарный период при отсутствии такого эффекта у больных, получивших тромболизис (исследование EMIP-FR).
Несколько лет назад закончилось исследование DIGAMI о применении у диабетиков метаболической терапии глюкозо-инсулино-калиевой смеси. При использовании в ее составе 80 ЕД инсулина и более в первые сутки ИМ и продолжении инсулинотерапии в течение 1-3 месяцев получено выраженное снижение летальности у больных сахарным диабетом, которое было особенно выраженным у больных, раньше не принимавших инсулин. Эту методику наша клиника взяла на вооружение, и мы вводим глюкозо-инсулино-калиевую смесь в первые сутки ИМ, а далее, что не менее важно, всех больных с сахарным диабетом (даже тех, что до ИМ успешно корригировали уровень гликемии с помощью сахароснижающих таблетированных препаратов) переводим на дробное введение (4-кратное) малых доз инсулина. Такую инсулинотерапию желательно поддерживать в течение нескольких месяцев и после выписки из стационара. Анализируя действие инсулина при ИМ, получены любопытные данные о том, что важную роль играет не снижение гликемии, а другие метаболические эффекты инсулина. Сам инсулин, кроме гипогликемического действия, имеет вазодилатирующий эффект, и это говорит в пользу его применения при ИМ у больных сахарным диабетом. Сочетание инсулина с ацетилхолином, который вводится внутрикоронарно, согласно исследованиям, выраженно улучшает коронарный кровоток.
Кроме «открытия» коронарной артерии, не следует забывать и о группе комплементарных препаратов – ингибиторах АПФ. Но клиницисты привыкли считать, что действие этих препаратов сказывается через довольно длительное время. Субанализ в рамках исследования SMILE показал, что у больных инфарктом миокарда с сахарным диабетом ингибиторы АПФ (рассматривался препарат зофеноприл) по сравнению с плацебо способствовали снижению летальности уже в первые сутки, в то время как у больных без сахарного диабета подобного эффекта не наблюдалось. Аналогичные данные получены по отношению к тяжелой сердечной недостаточности к 6 неделям лечения.
При раннем (с первых часов Q-ИМ) применении ингибитора АПФ у больного ИМ всегда следует начинать с малых доз, поскольку велик риск гипотензии, усугубляющей гипоперфузию, которая может спровоцировать расширение зоны инфаркта миокарда (исследование CONSENSUS II, K. Swedberg, 1997). Некоторые новые препараты способны свести этот риск до минимума. В одном из последних исследований сравнивали препараты каптоприл и периндоприл. Периндоприл не оказывал такого выраженного снижения артериального давления, чреватого риском усугубления гипоперфузии миокарда, как привычный препарат каптоприл, что говорит о большей безопасности применения периндоприла. В крупных многоцентровых контролируемых плацебо исследованиях снижение летальности после ИМ доказано для таких ингибиторов АПФ: каптоприл, эналаприл, рамиприл, зофеноприл, трандолаприл, лизиноприл.
Важное значение в лечении больных ИМ с сахарным диабетом имеют
β-адреноблокаторы. Вызываемое ими снижение летальности у больных с сахарным диабетом в относительных величинах не меньше, чем у больных без сахарного диабета, но абсолютное количество спасенных жизней больше. Кардиоселективный
β-блокатор, метопролол, у таких больных хорошо переносился и не вызывал дополнительных побочных эффектов. Безусловно, на все
β-блокаторы не распространяется эффект класса, и пользоваться следует только препаратами, доказавшими свою эффективность в контролированных клинических исследованиях (для больных ИМ такими препаратами являются метопролол, тимолол, пропранолол и, согласно недавнему исследованию CAPRICORN, карведилол).
В целом, использование современных методов лечения с доказанной эффективностью открывает возможности для улучшения исходов инфаркта миокарда, даже у больных с сопутствующим сахарным диабетом.