27 березня, 2015
Применение Микогала в терапии дерматофитий кожи
Грибковые инфекции представляют собой одну из ведущих групп заболеваний в мире, частота этих инфекций возрастает в связи с большим применением антибактериальных препаратов широкого спектра действия, а также с увеличением числа больных с нарушениями иммунной системы [1]. К дерматофитиям кожи, обусловленным нитчатыми грибами, относятся микозы стоп, рубромикоз, паховая эпидермофития, а также трихофития, микроспория и фавус [2,3,4]. Грибы возбудители дерматофитий гетерофилы, то есть микроорганизмы, нуждающиеся в питании органическими соединениями, что обусловлено наличием кератолитических ферментов. Дерматофиты являются аэробами и не присутствуют в естественной микрофлоре человека и животных, по классификации они относятся к патогенным плесневым грибам [1].
Для внедрения гриба в кожу и развития микоза определенное значение имеют патогенность и вирулентность возбудителя (место его обитания, микроскопические и культуральные особенности, биохимическая активность, иммуногенные свойства и возможность заражения животных этим грибом). В последние годы весьма важная роль в развитии дерматофитий отводится состоянию макроорганизма (возраст, снижение реактивности, иммуносупрессия, нарушение обменных процессов, авитаминоз, эндокринопатии, функциональные нарушения и другие). Нельзя не учитывать и состояние кожи как одного из факторов, способствующих инфицированию грибами (трещины, мацерация, потертость, травмы, порезы, тесная обувь и другие). Все это требует комплексного подхода к терапии с использованием антимикотиков широкого спектра действия [5,6]. При наличии в организме патогенных грибов может индуцироваться развитие микогенной аллергии с формированием новой патологии экземы, нейродермита, бронхиальной астмы, вазомоторного ринита и других заболеваний. Грибы нередко способствуют появлению лекарственной непереносимости, в частности антибиотиков, развитию вторичного иммунодефицита [1,7]. У 20-30% больных, страдающих наиболее распространенными дерматозами (экзема, нейродермит, псориаз), и почти у каждого второго больного с соматической и нейроэндокринной патологией имеются микозы стоп. В общей популяции их частота колеблется от 5-10 до 15-20% [7].
Под действием грибов и продуктов их жизнедеятельности (ферментов, антибиотиков, пигментов, токсинов) формируется поливалентная сенсибилизация, что обусловливает увеличение частоты аллергических заболеваний кожи, слизистых оболочек и сосудов. Часто развиваются профессиональные аллергические и экзематозные осложнения, лекарственная непереносимость, особенно антибиотиков пенициллинового ряда, становятся более выраженными васкулиты и поллинозы. Суперинфицирование и микогенная сенсибилизация утяжеляют течение, провоцируют более частые рецидивы себорейного и атопического дерматитов, экземы и псориаза, гемодермий и дерматозов с нарушением процессов кератинизации. Через эрозии и трещины в мацерированном и разрыхленном роговом слое кожи пациентов с микозом стоп легко проникают бактерии, вследствие чего у 40% больных с микозом стоп почти в три раза чаще возникают бактериальные осложнения от пиодермитов до рецидивирующей рожи голеней с тяжелыми осложнениями лимфостазом и элефантиазом. Бактериальные осложнения отличаются резистентностью к терапии, так как бактерии под действием антибиотических веществ, вырабатываемых грибами, приобретают повышенную устойчивость к антибиотикам [7,8].
Для лечения грибковых заболеваний используют как системные, так и местные противогрибковые препараты. По химической структуре различают производные азола (имидазолы) клотримазол, кетоконазол, миконазол, эконазол, оксиконазол, омоконазол (Микогал) и другие, а также триазолы итраконазол, флуконазол и другие. К группе аллиламинов относятся тербинафин, нафтифин; к группе антибиотиков амфотерицин В, амфоглюкамин, гризеофульвин, леворин, натамицин; к морфолинам аморолфин; к феколам триклозан; 8-оксихинолинам клиохинол; к тиокарбоматам толнафтан, толциклат. В группу противогрибковых средств относят салициловую кислоту и ее соли, ундециленовую кислоту и ее соли, а также вещества различной химической структуры: декамин, мирамистин, 2-меркаптобентиазол, препараты йода и другие.
По механизму противогрибкового действия все антимикотики подразделяют на три группы. Во-первых, они нарушают структуру и функцию клеточной стенки грибов за счет связывания с эргостеролом и нарушают функцию клеточной мембраны (полиеновые антибиотики), блокируют синтез эргостерола (азолы, аллиламины). Во-вторых, антимикотики нарушают синтез нуклеиновых кислот и деление клетки гриба (флюцитозин, гризеофульвин). В-третьих, они тормозят процессы трансмембранного обмена в клетках грибов [1,9].
Последнее десятилетие можно по праву назвать эрой азоловых соединений, потому что для общего применения используют имидазольный препарат кетоконазол и триазольные итраконазол и флуконазол. Исследования, проведенные на молекулярном уровне, позволили установить, что атомы азота в положении 3-имидазольного и 4-триазольного циклов этих веществ связываются железом, которое содержится в гемовой части цитохрома Р450, и ингибируют его активность. Но, как известно, от участия цитохрома Р450 зависит процесс синтеза эргостерола, необходимого для формирования клеточной мембраны гриба. Таким образом, нарушение активности цитохрома Р450 приводит к нарушению синтеза эргостерола и холестерина в плазматической мембране, что обеспечивает фунгистатический эффект азолов. Фунгицидное действие азола обусловлено накоплением в грибковой клетке предшественников эргостерола, что приводит к ее разрушению [9].
Учитывая значимость вызванной грибами патологии, а также множество противогрибковых препаратов, с помощью которых не всегда можно добиться излечения больного, мы провели исследование нового противогрибкового препарата Микогал (омоконазола нитрат) в виде крема, который выпускается венгерским заводом Биогал. Под наблюдением сотрудников кафедры проводилось лечение 45 пациентов (30 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 16 до 78 лет. У 18 человек (8 мужчин и 10 женщин) диагностирован микоз стоп без поражения ногтей, подтвержденный микроскопическими и культуральными (Trychophyton rubrum) методами исследования; у 9 человек (7 мужчин и 2 женщин) паховая эпидермофития (Ер. inguinale); у 10 женщин кандидоз кожных складок (Candida albicans) и у 8 женщин разноцветный лишай. Длительность заболевания от года до 5 лет. Группы были подобраны по возрасту, полу и патологии, контрольную группу составили 16 пациентов, которым назначали разные противогрибковые мази (в основном на основе клотримазола), без значительного улучшения самочувствия: сохранялись зуд, жжение, высыпания на коже туловища, естественных складок и стопах.
Пациентам основной группы назначали Микогал. В состав препарата, наряду с другими известными компонентами, входит абсолютно новое вещество омоконазола нитрат, к которому не отмечается резистентности. Препарат наносили на пораженные участки 1-2 раза в день тонким слоем и слегка втирали. Курс лечения составил от 2 до 6 недель в зависимости от выраженности патологии, длительности заболевания и ответа на проводимое лечение. При микроскопическом исследовании на 7-й день лечения грибы были обнаружены у 3 пациентов, на 28-й день только у 1 (табл. 1). Субъективные ощущения у пациентов исчезали уже на 3-4-й день лечения. Объективные клинические проявления микоза стоп, паховой эпидермофитии и кандидоза кожных складок исчезали на 7-10-й день, клинические проявления разноцветного лишая на 4-5-й неделе (табл. 2).
При клиническом исследовании крови и мочи различий в показателях как до, так и после лечения не выявлено. Побочных эффектов во время лечения не наблюдалось ни у одного больного. Использование омоконазола нитрата (крем Микогал) в терапии грибковых заболеваний кожи способствует быстрой редукции клинической симптоматики и обеспечивает выраженное и стабильное антимикотическое действие.
Литература
- Федотов В.П., Святенко Т.В. Ламизил: перспективы применения в микологической практике // Актуальные проблемы медицины. Сборник научных трудов. Днепропетровск, 1999, с. 172-173.
- Бондарев И.М., Каспаров Л.Н., Лещенко В.М. Анализ современных особенностей эпидемиологии микроспории в Москве // Вестник дерматологии и венерологии, 1995, №5, с.25-27.
- Кубанова А.А. Суколин Г.И. Эффективность лечения интертригинозной формы микоза стоп кремом ламизила (тербинафина) // Вестник дерматологии и венерологии, 1994, №4, с.10-12.
- Brautigam M., Nolting S., Schop F.R., Weidinger G. // Br. Med. J. 1995. Vol. 311. №7010. -P. 919-922.
- Сергеев Ю.В., Потекаев Н.С., Лешенко В.М., Ларионова В.Н. Ламизил: совершенствование терапии онихомикозов, вызванных дерматофитами // Вестник дерматологии и венерологии, 1995, №5, с.54-56.
- Кулагин В.И., Хамаганова И.В., Войнич З.В. и др. Применение ламизила в лечении зоонозной микроспории // Вестник дерматологии и венерологии, 1996, №2, с.61-62.
- Рукавишникова В.М. Современные методы лечения больных микозами стоп // Лечащий врач, 1999, №10, с. 1-4.
- Рукавишникова В.М., Суколин Г.И., Куклин В.Т. Лечение и профилактика микозов стоп. Казань, 1994, 91с.
- Зимина Т.В. Принципы лечения микозов кожи, ее придатков и слизистых оболочек // Дерматология и венерология, 2001, №4(14), с. 18-25.