10 червня, 2016
Академик Н. Стражеско и профессор А. Айзенберг: моменты дружбы
«Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты»… В хронике взаимоотношений крупнейшего отечественного интерниста Николая Дмитриевича Стражеско и одного из его близких друзей и учеников – видного ученого-терапевта Александра Абрамовича Айзенберга – высвечиваются трогательные и волнующие моменты.
Как складывалась эта необыкновенная мелодия? Разумеется, прежде всего – на основе безудержной жажды к знаниям самого ученика. С другой стороны, череда ярких и благородных поступков выпукло освещает и незаурядную личность его учителя, Николая Дмитриевича, если хотите – портрет его сердца.
Будущий доктор Айзенберг родился в 1898 году в Белой Церкви в семье зубного врача. Блестяще окончив гимназию, он получил возможность поступить на медицинский факультет Университета Св. Владимира. Это был грозный период истории – Первая мировая война. Казалось, на глазах рушится прежний уклад жизни, а людей помимо их воли втягивает в страшный круговорот событий. Тем не менее университет продолжал жить своей жизнью, а учеба на кафедрах, в частности терапевтической, осуществлялась по тем же самым, незыблемым, программам. До драматичного 1917-го Н. Стражеско являлся старшим ассистентом, а затем приват-доцентом факультетской терапевтической клиники, в 1917-1919 годах, особенно сложных для Киева, руководил кафедрой врачебной диагностики. Затем последовали почти три года его вынужденного преподавания в Одессе, в Новороссийском университете. Однако в 1922 г. Н. Стражеско, уже навсегда, вернулся в родные стены, возглавив терапевтическую клинику Киевского медицинского института.
Именно в это время выпускник второго выпуска института А. Айзенберг становится врачом. Какое-то время он работает в качестве интерна в клинике, руководимой Н. Стражеско. Длится это недолго, так как Айзенберга направляют на борьбу с эпидемией сыпного тифа в нынешнюю Черкасскую область. Спасая своих пациентов, он и сам тяжело заболевает. Болезнь протекает крайне тяжело, все это время лечит и выхаживает его Сара Березницкая, молодой врач-педиатр, также направленная сюда на преодоление эпидемии. Они становятся мужем и женой.
И снова Киев, любимая кафедра. Профессор Н. Стражеско высоко оценивает интеллектуальные способности и нравственные принципы своего молодого коллеги и предлагает ему поступить в аспирантуру. Под руководством талантливого наставника А. Айзенберг приобретает солидный терапевтический опыт. В 1935 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию «Первичный рак легкого». В 1936-м в Харькове выходит его первая монография на эту же тему. Николай Дмитриевич настолько высоко оценивает данную работу, что по его рекомендации она была верифицирована как докторская диссертация.
Неудивительно, что А. Айзенберг входит и в первый состав созданного в 1936 г. Николаем Дмитриевич Института клинической медицины. Мемориальная доска на бывшем здании института по улице Саксаганского, 75 напоминает, что Герой Социалистического Труда Н. Стражеско трудился здесь до 1952 г.
В одной из бесед Н. Стражеско неожиданно выдвигает новый план: А. Айзенберг способен возглавить самостоятельную терапевтическую кафедру. Так, при поддержке выдающегося ученого и педагога, Александр Абрамович получает руководство такой кафедрой в Винницком медицинском институте. Между тем и без того сложная политическая обстановка обостряется еще больше, неотвратимо приближается война…
Здесь я передаю слово Софье Александровне Бабко, единственной дочери ученого, моей сокурснице по Киевскому медицинскому институт, ныне доктору медицинских наук, основоположнику внедрения методов ультразвуковой диагностики в Институте педиатрии, акушерства, гинекологии АМН Украины.
Как вспоминает Софья Александровна, обстановка в Виннице, к которой быстро приближался враг, накалялась. Лишь хлопотами тети девочке удается покинуть город. Отец, сразу же призванный на военную службу, попадает на работу в один из госпиталей в Перми, а дочь эвакуируют в Москву. Связь между родными прерывается… И тут помочь восстановить эти оборванные семейные ниточки вызвался Николай Дмитриевич, также оказавшийся в Москве. Найти девочку в переполненной беженцами столице – задача крайне сложная. И все же, благодаря каким-то своим контактам, он эту задачу решает. И отец узнает, что дочь жива и здорова.
Вскоре Николай Стражеско уезжает в Уфу в составе разместившейся здесь АН СССР. По его настоянию сюда же переводят и А. Айзенберга. Весь начальный период войны они трудятся вместе, преимущественно во множественных эвакогоспиталях. Наставник поручает своему ученику и коллеге серьезнейшее направление – противостояние раневому сепсису, с чем Александр Абрамович успешно справляется. Этой темой он будет заниматься и в Киеве, после Победы.
Наряду с этим, продолжая изыскания Н. Д. Стражеско, ученый уделяет внимание такому заболеванию, как ревматизм. Несколько лет он был членом проблемной комиссии Минздрава Украины «Ревматизм и болезни суставов». В Институте клинической медицины А. Айзенберг продолжает также руководить отделом функциональной диагностики.
Александр Абрамович, безотказный, бескорыстный, опытный и одаренный врач, пользуется заслуженным вниманием пациентов и общественности, его избирают депутатом Киевского городского совета второго созыва. Атеросклероз, гипертоническая болезнь, коронарная недостаточность и тромбозы – таков основной круг его научных исследований и интересов. Его перу принадлежат более 70 научных работ, преимущественно по кардиологии. Среди них – «О некоторых спорных вопросах в учении об эндокардитах», «Патология сердечно-сосудистой системы в клинике и эксперименте», «О патогенезе и этиологии ревматизма».
В начале 50-х годов Николай Дмитриевич тяжело заболевает. По его просьбе А. Айзенберг становится его лечащим врачом. В июне 1952 г. Николай Стражеско умирает на руках у своего преданного ученика и друга. В том же году А. Айзенберга избирают заведующим кафедрой факультетской хирургии Киевского медицинского института. Если учесть, что уже готовилось пресловутое «дело врачей», избрание на эту должность врача с «неправильной» фамилией можно рассматривать практически как завет Н. Стражеско. С 1958 г. Айзенберг возглавляет госпитальную терапевтическую клинику, оставаясь до последних своих дней ее консультантом. Александр Абрамович ушел из жизни в 1984 г. Среди учеников профессора А. Айзенберга – его последователи в кардиологии и терапии А. И. Грицюк, Н. А. Гватуа, И. К. Следзевская, В. П. Преварский, Г. М. Паволоцкая, Я. С. Лещинская и другие ученые-интернисты.
А. Айзенберг был просвещенной, многогранной, но очень скромной личностью. Он любил классическую музыку, стремился, несмотря на занятость, посещать филармонические концерты. Александр Айзенберг был фактически одним из лучших врачей города, хотя мемориальная доска в его честь так и не установлена. И все же о нем можно сказать без преувеличения: он был родным для всех.
Подготовил Юрий Виленский