Головна Кардіологія та кардіохірургія Биологическая терапия анкилозирующего спондилоартрита: украинский опыт

14 березня, 2017

Биологическая терапия анкилозирующего спондилоартрита: украинский опыт

Автори:
Г.А. Проценко

Статья в формате PDF.


По материалам научно-практической конференции «Прогнозирование и предупреждение осложнений течения и фармакотерапии ревматических заболеваний» (20-21 октября 2016 года, г. Киев)

Проценко_ГААнкилозирующий спондилоартрит (АС) традиционно относится к заболеваниям, которые трудно поддаются лечению и приводят к инвалидности. В последние годы все надежды на улучшение исходов при АС связаны с внедрением биологических препаратов. Старший научный сотрудник отдела некоронарогенных болезней сердца и клинической ревматологии ННЦ «Институт кардиологии им. Н.Д. Стражеско» НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Галина Александровна Проценко поделилась опытом применения биологической терапии препаратом Энбрел (этанерцепт) у пациентов с АС и недостаточной эффективностью предыдущей базисной терапии.

Начиная доклад, профессор отметила, что в отечественной ревматологии сохраняет актуальность проблема поздней диагностики спондилоартритов. По данным Института ортопедии и травматологии, от начала заболевания до постановки диаг­ноза АС проходит в среднем от 3 до 7 лет. Периферическая форма АС в виде артритов суставов нижних конечностей развивается у 32-50% пациентов и требует оперативного лечения в 23% случаев. С учетом того, что АС дебютирует, как правило, в молодом возрасте (20-30 лет), задержка диагностики и начала терапии приводит к ранней инвалидизации больных, которые еще могли бы оставаться социально активными.

В то же время раннее применение современных средств базисной терапии способствует не только снижению выраженности симптомов АС, но и улучшению функционирования пораженных структур опорно-двигательного аппарата, что ­неразрывно связано с социальными аспектами и качеством жизни больных.

Согласно рекомендациям Европейской противоревматической лиги и Международного общества по изучению АС, первой линией медикаментозной терапии АС являются нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). Биологическая терапия ингибиторами фактора некроза опухоли-альфа (ФНО-α) рекомендуется при высокой активности заболевания, сохраняющейся несмотря на предыдущее лечение.

В результате проведения контролируемых клинических исследований и более чем 15 лет практического применения анти-ФНО-препаратов появились данные, которые свидетельствуют о замедлении рентгенологического прогрессирования и улучшении функциональных исходов АС при длительном и непрерывном подавлении иммуновоспалительного процесса.

В ННЦ «Институт кардиологии им. Н.Д. Стражеско» НАМН Украины накоплен собственный опыт применения биологической терапии у пациентов с различными формами АС. Мы использовали алгоритм последовательного применения средств базисной и биологической терапии АС в зависимости от длительности и активности заболевания. Согласно данному алгоритму у всех больных АС (101 пациент) лечение начиналось с НПВП. Пациентам с активным синовитом или высокой активностью заболевания (индекс BASDAI >4 баллов) кроме НПВП назначали глюко­кортикоиды, а при недостаточной эффективности (сохранялся высокий индекс BASDAI) рассматривалась возможность терапии биологическими препаратами.

Этанерцепт был назначен 12 пациентам (11 мужчин и 1 женщина) с неудовлетворительными результатами стандартной базисной терапии и признаками высокой клинико-лабораторной активности заболевания в течение последних 6 мес. У 7 пациентов длительность заболевания составляла до 10 лет, у 5 — более 10 лет. У 7 пациентов диагностировали периферическую, у 5 — центральную форму АС.

Этанерцепт применяли согласно инструкции: подкожно по 25 мг 2 раза в неделю в течение первых 6 мес. При стабилизации состояния пациентов мы использовали индивидуализированный подход к подбору режима поддерживающей терапии, который на сегодня активно обсуждается в научной литературе. Эффективность лечения оценивали по пяти группам критериев: клиническим (индексы BASDAI и BASFI), рентгенологическим (характер изменений в шейном и поясничном отделах позвоночника, сакроилеальных сочленениях), гониометрическим показателям подвижности позвоночника (модифицированный тест Шобера, оценка экскурсии грудной клетки, проба Форестье, ротация в шейном отделе, индекс BASMI), лабораторным маркерам воспаления (скорость оседания эритро­цитов, ­С-реактивный белок), визуализа­ционным (магнитно-резонансная томография позвоночника, сак­роилеальных сочленений).

Рис1

На протяжении курса терапии этанерцептом длительностью 12 мес у всех пациентов наблюдалась положительная ­клиническая и рентгенологическая динамика, но наилучшие результаты были получены у пациентов с длительностью заболевания до 10 лет (рис. 1-3). В ходе лечения не было отмечено случаев снижения эффективности биологического препарата на фоне его продолжительного применения. Следует отметить, что в отличие от большинства анти-ФНО-агентов, созданных на основе химерных или гуманизированных моноклональных антител, этанерцепт является полностью человеческим растворимым рецептором к ФНО-α. Это объясняет отсутствие нейтрализующих антител или их незначительное количество, не влияющее на клиническую эффективность препарата, при повторных введениях этанерцепта.

Рис2-

Рис3

Через 12 мес 11 из 12 пациентов сообщили, что удовлетворены результатом ­лечения. У всех пациентов терапия этанерцептом способствовала улучшению качества жизни.

Выводы
– Применение биологических препаратов, в частности этанерцепта, у больных АС с недостаточной эффективностью предыдущей базисной терапии обеспечивает снижение активности и замедление рент­генологического прогрессирования заболевания.
– Повышение эффективности лечения АС путем включения в схему ингибиторов ФНО предотвращает раннюю инвалидизацию пациентов, а также улучшает качество жизни и возвращает возможность социальной адаптации.

Подготовил Дмитрий Молчанов

Статья напечатана при поддержке представительства «Файзер Эйч.Си.Пи.Корпорейшн» в Украине.

WUKENB0317036

Номер: Тематичний номер «Кардіологія, Ревматологія, Кардіохірургія» № 1 (50), лютий 2017 р.