22 березня, 2017
Гипертензия и риск развития рака предстательной железы: новые данные
Вопрос о взаимосвязи между артериальной гипертензией и риском развития рака предстательной железы (РПЖ) до сих пор остается дискутабельным. В метаанализе, который проводился китайскими учеными в 2016 г., обобщены результаты наблюдательных исследований, цель которых заключалась в подтверждении или опровержении гипотезы о положительной связи между гипертензией и риском развития РПЖ.
Недавно были получены результаты исследования гипертензии как потенциального фактора риска для РПЖ, которые тем не менее содержат противоречивые данные. В ходе двух исследований «случай – контроль» и двух когортных исследований (P.Y. Pai et al., 2015; B. Ganesh et al., 2011; J.L. Beebe-Dimmer, 2007; H. Tulinius, 1997) было установлено, что пациенты с артериальной гипертензией имеют повышенный риск развития РПЖ по сравнению с лицами без гипертензии. Несколько других исследований не продемонстрировали положительной корреляции между гипертензией и данным онкологическим заболеванием (F.R. Romero et al., 2012; B. Grundmark et al., 2010; A.J. Tande et al., 2006). Более того, Stock и соавт. (2010) указали на наличие существенной отрицательной связи между ними. Учитывая противоречивые результаты, о которых говорилось выше, был проведен метaанализ с целью обобщения имеющихся фактических данных о взаимосвязи между гипертензией и риском развития РПЖ.
Известно, что РПЖ занимает второе место в мире по распространенности среди всех видов онкологических заболеваний у мужчин. По данным Университета Чжэцзян (г. Ханчжоу, Китай), в 2012 г. были зафиксированы 1,1117 млн новых случаев заболевания и 307,5 тыс. летальных исходов. Уровень заболеваемости РПЖ варьирует в зависимости от географических особенностей: в западных странах наблюдается большая распространенность, чем в странах Азии. Тем не менее в последнее десятилетие наибольший рост заболеваемости РПЖ был зарегистрирован в Китае. Возраст, раса, этническая принадлежность и семейный анамнез являются определяющими факторами риска для РПЖ. Неправильный образ жизни (отсутствие физической активности) и недостаточное количество овощей в рационе (особенно моркови и овощей семейства крестоцветных) также связаны с риском развития РПЖ, хотя все еще являются спорными факторами.
Точный механизм, лежащий в основе положительной связи между артериальной гипертензией и риском РПЖ, до конца не изучен. Существует предположение, что гипертензия увеличивает риск РПЖ путем активации симпатической нервной системы, что может привести к андроген-опосредованной стимуляции роста опухолевых клеток (L.P. Wallner et al., 2011). В исследованиях, проведенных на животных, гипертензия приводит к аномальной пролиферации и недостаточному контролю над уровнем стимуляторов и ингибиторов роста опухолей (V. Hadrava et al., 1989). С другой стороны, у пациентов, которые принимают антигипертензивные препараты, а именно ингибиторы ренин-ангиотензиновой системы, наблюдается снижение риска РПЖ (относительный риск – ОР – 0,92; 95% доверительный интервал – ДИ – 0,87-0,98 (Y. Mao et al., 2016).
В метаанализ было включено 21 исследование: 9 проводились в Европе, 8 – в Америке и 4 – в Азии. Результаты этих исследований были опубликованы в период с 1997 по 2015 г. и охватили в общей сложности 24 366 случаев. В итоге было установлено, что у лиц с артериальной гипертензией наблюдалось значительное увеличение риска развития РПЖ (ОР=1,08; 95% ДИ 1,02-1,15; p=0,014). Кроме того, в ходе метаанализа была проведена стратификация данных по географическим регионам, а также установлено, что корреляция между гипертензией и РПЖ была более выражена в исследованиях из Азии (ОР=1,88; 95% ДИ 1,04-3,38) по сравнению с исследованиями из Европы (ОР=1,04; 95% ДИ 0,97-1,11) и Америки (ОР=1,11; 95% ДИ 0,97-1,27).
Результаты исследования соответствуют данным предшествующего метаанализа (K. Esposito et al., 2013), в ходе которого было показано, что наличие гипертензии повышает риск развития РПЖ на 15%. Однако в этот анализ были включены только 10 опубликованных исследований, охвативших в общей сложности 4343 случая, тогда как нынешний метаанализ включает в себя более поздние исследования и имеет больший размер выборки, что потенциально улучшает статистическую силу.
При интерпретации результатов данного исследования необходимо учитывать некоторые важные ограничения. Во‑первых, в каждом отдельном исследовании наблюдалась значительная гетерогенность, что может исказить результаты объединенной оценки. Во-вторых, несмотря на отсутствие каких-либо доказательств значительной систематической ошибки в публикации, нельзя исключить наличие в ней необъективных данных. В-третьих, в ходе метаанализа невозможно решить проблемы, связанные с искажающими факторами, которые могли присутствовать в оригинальных исследованиях. И хотя в большинстве исследований откорректировано множество потенциальных искажающих факторов для РПЖ, нельзя полностью исключать остаточные или неизвестные искажающие факторы. Недостаточный контроль над всеми известными переменными влияет на показатель объединенного относительного риска в сторону преувеличения или недооценки величины эффекта. В-четвертых, точки среза для групп высокого и низкого артериального давления отличались в отдельных исследованиях, что могло способствовать гетерогенности и оказывать влияние на суммарную оценку рисков. В-пятых, в исследовании отсутствовали данные характеристик опухоли. Как известно, РПЖ является гетерогенным заболеванием, вследствие чего характеристики заболевания, особенности его течения и выживаемость у участников могут существенно различаться. Пациенты с артериальной гипертензией находятся под постоянным медицинским наблюдением, но только введение в начале 1990-х ПСА-скрининга привело к улучшению ранней диагностики РПЖ. Большая часть ПСА-положительных опухолей характеризуются низким уровнем риска, что может ослабить показатель корреляции между метаболическими факторами и опухолями с высокой степенью риска.
Таким образом, результаты метаанализа показали, что гипертензия может быть связана с повышенным риском развития РПЖ. Авторы подчеркивают, что с учетом наличия значительной гетерогенности и остаточных искажений среди включенных публикаций для подтверждения полученных выводов необходимо дальнейшее проведение масштабных исследований.
Zhen Liang et al. Hypertension and risk of prostate cancer: a systematic review and meta-analysis. Nature, August 2016
Подготовила Мария Стафейчук