17 липня, 2017
Тысячи жизней в одном призвании: член-корреспондент НАМН Украины Борис Михайлович Венцковский
Испытание трудным случаем… В акушерстве и гинекологии – в этих дисциплинах неожиданностей и одновременно решительности – это и есть момент истины: на что ты способен. Не случайно Михаил Булгаков в «Записках юного врача» подобный личный поединок в родильном зале назвал «Крещение поворотом». Такое противостояние реальной опасности смерти пациентки у начинающего акушера-гинеколога Бориса Венцковского было, впрочем, более критичным. Да, это произошло давно, почти 50 лет назад, но запомнилось все до деталей…
Борис Михайлович в своей специальности, в предельно ответственном отношении к ней, как бы принял наследственную эстафету. Но лишь во втором поколении. Его отец, профессор Михаил Каспарович Венцковский, руководивший профильными кафедрами в нескольких медицинских вузах страны, пришел в медицину с рабфака. Между прочим, и благополучному появлению на свет автора этих строк, и спасению жизни его мамы (у которой возникло послеродовое кровотечение) в немалой степени способствовал Михаил Каспарович. По сути он спас тогда две жизни.
Разумеется, профессиональный и нравственный камертон сына Венцковского-старшего звучит в той же тональности, что и у отца. По окончании школы поступил в Винницкий медицинский институт, затем перешел в Киевский (ныне Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца – НМУ). После распределения начал работать акушером-гинекологом на поликлиническом приеме в поселке Коцюбинский на Киевщине. Поселковая поликлиника входила в медицинский узел с центром в Ирпене. Заведующая специализированным отделением Анна Никифоровна Федутенко, грамотнейший акушер-гинеколог и отличный хирург с фронтовым стажем, предложила Борису перейти врачом-ординатором в ее отделение.
И вот – одно из первых самостоятельных дежурств, в отделение поступает женщина с внематочной беременностью. Венцковский приступает к операции, рядом – только операционная сестра. У пациентки полость малого таза и живот полны крови. Молодой врач почти в отчаянии! Молнией мелькнула мысль: без помощи Анны Никифоровны он с ситуацией не справится. Но, как говорят в народе, – глаза боятся, сердце трепещет, а руки делают. Все закончилось благополучно. Когда, обессиленный, Венцковский вышел в предоперационную, он увидел там… Анну Никифоровну. Она готова была, как на фронте, встать рядом в этой битве за жизнь. Но трудный экзамен, когда проверяется и профессионализм, и характер, Борис Венцковский с честью выдержал.
– Анна Никифоровна – мой первый, и при этом любимый, наставник, хотя своими учителями я считаю также Николая Сергеевича Бакшеева и Галину Константиновну Степанковскую, – говорит профессор Венцковский. – Добавлю, что никогда не пренебрегал воспользоваться при случае советом и опытных медсестер, и акушерок.
Тяготение Бориса Михайловича к искусству (иначе не назовешь) родовспоможения, его надежность как специалиста по достоинству оценили затем Мария Васильевна Верина, легендарный главный врач киевской больницы № 18, что по бульвару Шевченко, и профессор Николай Сергеевич Бакшеев. С ходатайством о зачислении во врачебный штат больницы Венцковский отправился в горздравотдел. Но там врачу, как говорится, дали от ворот поворот. Несмотря на солидные рекомендации, новичок для этой бюрократической карусели был всего лишь фигурой со стороны… Осознав непробиваемость этой стены, Венцковский записался на прием к министру здравоохранения Василию Дмитриевичу Братусю. Просидел в приемной до вечера, твердо решив попасть к министру во что бы то ни стало. Братусь изучил документы, после чего написал короткую резолюцию: «Поддерживаю!» И доктор был принят в штат…
Шло время. Спустя несколько лет работы Борис Михайлович подал заявление в клиническую ординатуру. Тема кандидатской диссертации «Уровень гипоксии плода по параметрам околоплодных вод» была одобрена профессором Бакшеевым. Это был известный ученый, член-корреспондент АМН СССР, руководитель кафедр акушерства и гинекологии в Харькове, Львове, Ужгороде, а затем в Киеве. Между Н. Бакшеевым и Б. Венцковским произошло что-то вроде дуэли, причем весьма поучительной. Борис Михайлович не подал в срок диссертацию, и Бакшеев на пятиминутке недвусмысленно заявил: вы на кафедре посторонний… Вернуться на прежнее место? Но оно уже занято. И тогда, находясь в состоянии сильного психологического стресса, Борис Михайлович за один месяц завершил диссертацию. Это было в 1974 году.
Как-то ему позвонил Николай Сергеевич, он в это время находился на лечении в больнице «Феофания». Попросил для научных целей привести данные по околоплодным водам. Венцковский положил перед ним две папки: одну тоненькую, с этими сведениями, а вторую – с томом диссертации. За ночь Н. Бакшеев ее прочел и позвонил Венцковскому с предложением встретиться на следующий день утром у ректора Киевского медицинского института С. С. Лаврика. Так Борис Михайлович еще до защиты был утвержден ассистентом кафедры на полставки.
В 1984 г. Б. Венцковский защитил докторскую диссертацию «Клиническое значение гемоциркуляторных, коагуляционных и метаболических нарушений и пути их коррекции при позднем токсикозе беременности». Н. С. Бакшеева уже 10 лет как не было в живых, грозная болезнь унесла его в 63 года. Кафедру приняла Галина Константиновна Степанковская, умудренный акушер-гинеколог, великолепный хирург. В 1990 году она передала штурвал кафедры и школы профессору Борису Венцковскому. И тогда же, по предложению Анатолия Ефимовича Романенко, в тот период – министра здравоохранения, Венцковский был утвержден главным акушером-гинекологом Министерства здравоохранения УССР. На этом ответственном посту, наряду с неустанной исследовательской работой и хирургической практикой, Борис Михайлович пребывал 18 лет. Его знания, организаторские способности, неизменное чувство коллегиальности по сути обеспечили сегодняшний уровень службы вплоть до будущей организации перинатальных центров.
Свыше 15 лет Борис Венцковский возглавлял также Ассоциацию акушеров-гинекологов Украины. Появилась своя крупная научная школа. В штате кафедры, одной из старейших в НМУ, четыре профессора, пять доцентов, высокопрофессиональные педагоги-практики.
Стоит упомянуть, что и профессор Ирина Борисовна Венцковская, дочь, и внук – Кирилл Венцковский, кандидат медицинских наук, не сошли с пути, который в свое время избрали Михаил Каспарович и Борис Михайлович Венцковские.
Кабинеты Галины Константиновны Степанковской и Бориса Михайловича Венцковского находились рядом, так же как и сама наставник и ее талантливый ученик и коллега. Между тем время шло. 6 мая 2017 года Борису Михайловичу исполнилось 75 лет. Эту юбилейную дату можно разделить на три 25-летних периода, и каждый из них будет особенным и неповторимым.
Одна судьба – а в ней, как в зеркале, отражаются тысячи судеб других людей. Женщин, ставших матерями, их детей и внуков, а затем – внуков этих внуков. На этом масштабном полотне перемешаны судьбы и столетия, и мы вправе сравнить его с любым великим произведением.
Со славной датой в беге бытия, уважаемый Борис Михайлович!
Подготовил Юрий Виленский
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 11-12 (408-409), червень 2017 р.