Головна Хірургія Светоч хирургии, мученик эпохи

10 жовтня, 2017

Светоч хирургии, мученик эпохи

Светоч хирургии, мученик эпохи

К 140-летию со дня рождения В. Ф. Войно-Ясенецкого

«Сотворю великое и неизвестное…» – этот завет простирается прежде всего на феномен необыкновенной в своих творческих потенциалах личности. Жизнь и судьба выдающегося хирурга ХХ столетия и одновременно архиепископа, но доктора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – дивный пример, но и строгий образец.

Валентин Феликсович родился в апреле 1877 года в Керчи, в семье аптекаря. Он был третьим ребенком. Отец, Феликс Войно-Ясенецкий (в некоторых документах род обозначается как Ясенецкий-Войно) был католиком, а мать, урожденная Мария Кудрина, православной. Дух веры так или иначе царил в семье, но по канонам, принятым в стране, Валентин предпочел и принял православие, которое никогда не оставляло его.

Будучи художественно одаренным юношей, Валентин, после переезда семьи в Киев и получения гимназического образования, увлекся живописью и даже поступил в рисовальную школу Книрра в Мюнхене. Первые его карандашные наброски отображают фигуры поклонников в пределах Киево-Печерской лавры; его внимание к простому человеку было первозданным.

В сердце будущего подвижника все отчетливее пульсирует тяготение к медицине, в которой так нуждаются неимущие слои населения. Он возвращается в Киев. Однако вакансий на медицинском факультете университета Святого Владимира не было, и Валентин выбирает юридический факультет. Впрочем, дебри законотворчества и законопослушания – не его стезя, и вскоре он переходит на медицинский факультет. Учится превосходно, проявляя при этом высокие моральные качества. Известен прецедент, когда Валентин Феликсович, единственный на курсе, страстно встал на защиту студента-«иноверца», что в определенной степени изменило всю нравственную обстановку на факультете.

Талант рисовальщика В. Войно-Ясенецкого органично распространяется и на его погружение в хирургию, в частности, как отмечал он в своей автобиографии, на анатомию: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». В 1903 году Валентин Феликсович получает диплом лекаря с отличием. Научная карьера перед ним, как перед одним из лучших студентов выпуска, целиком открыта, но молодой воспитанник факультета, к немалому удивлению сокурсников, предпочитает стать «мужицким доктором».

Однако первое его испытание – военно-полевая хирургия. Вспыхивает Русско-японская война, и Валентин в 1904 году отправляется в Читу хирургом Киевского госпиталя Красного Креста. Несомненно, эти месяцы как бы катализируют его хирургическое дарование и антисептические принципы. В госпитале он знакомится с операционной сестрой Анной Ланской, и они венчаются. В их семье было четверо детей.

В течение двенадцати лет Войно-Ясенецкий с возрастающей известностью трудится как хирург в земских больницах Сибирской, Курской и Саратовской губерний России, а также в Украине. Он остается глубоко верующей личностью, регулярно посещает храмы, в частности в Переславле-Залесском, однако пока целиком сосредоточен на медицине.

В 1917 году семья переезжает в Ташкент. Дело в том, что Анна Ланская больна туберкулезом, и есть надеж­да, что южный климат приостановит развитие недуга. Но в 1921 году она умирает. В тот же день, как бы по Господнему призыву, в семью, чтобы помочь в воспитании и пропитании детей, приходит операционная сестра Варецкая, с которой в последние годы работает доктор. Но это не брак в обычном смысле, а сугубо духовное единение!

Период невиданных гражданских смут… Он коснулся и В. Войно-Ясенецкого. Однажды, в волне революционного террора, он чудом избегает расстрела.

Понятно, сколь разнообразны его обязанности как хирурга и руководителя городской больницы. Между тем и приверженность вере он почитает непременной обязанностью, особенно в атмосфере, когда появляется «обновленная церковь», поощряемая новыми властями, как орудие раскола православия и предвестник доминант атеизма. На одном из церковных собраний Валентин Феликсович выступает с докладом о положении традиционной паствы. Услышав его слова, Преосвященный Иннокентий, приверженец владыки Тихона, антагониста «обновленцев», предлагает доктору принять и духовный сан. Валентин Феликсович соглашается, видя в этом свой долг. Он проходит монашеский постриг и постепенно, не оставляя хирургию, продвигается до уровня и миссии архиепископа в бурном среднеазиатском регионе. При постриге предполагалось дать отцу Валентину имя целителя Пантелеймона, но проповедь подвигает его на имя Луки, врача и художника, автора одного из Евангелий. По сути, Валентин Войно-Ясенецкий, канонизированный позже как святой, несет свет двух этих легендарных христианских целителей.

Говоря о профессиональном возрастании В. Войно-Ясенецкого, следует отметить, что в 1908 году он становится экстерном в хирургической клинике П. И. Дьяконова. В 1916-м защищает диссертацию на степень доктора медицины, избрав абсолютно инновационную тему – «Регионарная анестезия». Фактически это непреходящий вклад в анестезиологию применительно к хирургии, вне использования наркоза. Оппонент по защите профессор А. П. Мартынов так прокомментировал эту работу: «Мы привыкли к тому, что диссертации обычно пишутся с целью получения высших назначений, и научная ценность их невелика. Но когда я прочитал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь!». «За лучшее сообщение, пролагающее новые пути в медицине», Варшавский университет наградил В. Войно-Ясенецкого премией имени Хойнацкого. Однако получить ее автор не смог вследствие военной обстановки.

В 1920 году Валентина Войно-Ясенецкого приглашают на должность заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Туркестанского университета. В 1922-м он участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. В июне 1923 года впервые арестован как сторонник патриарха Тихона. Обвинения нелепы: сношения с контрреволюционным казачеством в Оренбурге и связь с англичанами. Тем не менее следуют тюрьма и ссылка, местом которой был назначен Енисейск. Невероятно, но в стесненных условиях Валентин Феликсович в 1924 году пересаживает почку теленка умирающему пациенту с непосредственным клиническим успехом.

Ссылка длится до 1927 года, после чего В. Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Он снова служит в церкви, не прекращая хирургической деятельности. В мая 1930-го следует новый арест. Владыке Луке инкриминируют участие в доведении до самоубийства профессора по кафедре физиологии И. П. Михайловского, у которого безвременно скончалась дочь, что и вызвало психопатическую реакцию ученого. Дело, разумеется, надумано… Но следует новая ссылка на три года в Архангельск. Здесь великого хирурга, завершившего в дни своего первого заключения не имеющий аналогов труд «Очерки гнойной хирургии», допускают лишь к амбулаторной практике. И здесь его впервые увидел как хирурга с огромным клиническим успехом студент Архангельского мединститута Николай Амосов.

В 1933 году митрополит Сергий предлагает Луке занять свободную епископскую кафедру, однако доктор отказывается. В 1934-м он переселяется в Андижан, где занимается в основном врачебной деятельностью. Преодолевает болезнь глаз, возникшую после перенесенной лихорадки и обострившуюся после неудачной операции. И именно в это время он слышит призыв свыше: «Паси свои овцы!». «Это не была экзальтация,  – отмечал В. Войно-Ясенецкий.  – Я был сосредоточен на своем заболевании, обдумывая перспективы очередной операции». Но призыв звучал явственно, и, руководя отделением больницы скорой помощи в Ташкенте, ученый посещает и церковные службы, направляя их.

В декабре 1937-го – третий арест. С целью принудить узника подписать протоколы с ложными обвинениями врача допрашивают «конвейером» (13 суток без сна!). В. Войно-Ясенецкий объявляет голодовку, которая длится 18 дней. Но «Очерки гнойной хирургии» – лучшая книга по лечению гнойных поражений в эру без антибиотиков – уже издана (1934). Обвинения Валентин Феликсович не подписывает, и следует новая ссылка в Сибирь, в село Большая Мурта Красноярского края. Как врач профессор остается крайне востребованным, и, если заболевает кто-то из начальства, его под конвоем доставляют в Красноярск. В неблагоприятных условиях ему удается нести и церковную службу.

В 1941-м владыка Лука обращается к властям, чтобы в обстановке войны был использован его хирургический опыт. В сентябре его, без снятия судимости (а Валентин Феликсович в своем заявлении писал: «По окончании войны готов вернуться в ссылку»), переводят в Красноярск. Тут он возглавляет эвакопункт, объединяющий более 10 крупных госпиталей. Результаты лечения, как всегда, высокие. Когда владыка заходит в палату, раненые салютуют ему ногами в гипсе, исцеленными не­обыкновенным мастером. В 1943-м (период признания роли церкви в сплочении народа в битве с нацизмом) преосвященный Лука избирается архиепископом Красноярским. Через год его в том же сане переводят в Тамбов, где он продолжает медицинскую работу. На его попечении находится 150 госпиталей.

В 1945 году недавнего арестанта награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а в 1946-м он становится лауреатом Сталинской премии І степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Хирургический потенциал замечательного врача не ослабевает. В этот же период он завершает нестареющий труд, заслуживающий внимания и врачей,  – «Дух, душа и тело». В этой книге, отмечает протоирей Валентин Асмус (к слову, хоронивший и поэта Бориса Пастернака), архиепископ Лука рассматривает и существенно дополняет теорию И. П. Павлова о механизмах высшей нервной деятельности.

В 1946 году Луку переводят в Симферополь в том же духовном сане. Последующие 15 лет всецело посвящены пастырскому служению, несмотря на наступившую полную слепоту. Незрячий пастор в течение трех лет продолжал принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами и рекомендациями по лечению.

Скончался Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в июле 1961 года. Своему секретарю Лейкфельду он продиктовал воспоминания под названием «Я полюбил страдания». Эти строки воспринимаются символично: страдания больных никогда не были безразличны Валентину Феликсовичу как врачу по призванию, качествам сердца, неповторимому хирургическому таланту.

Подготовил Юрий Виленский

Медична газета "Здоров'я України" № 17 (414) вересень 2017 p.

Номер: Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 17 (414), вересень 2017 р.