Памяти Петра Николаевича Витте

12.10.2017

Писать об ушедшей в Вечность незаурядной личности, близкой по интересам, отношению к делу, человеке своего поколения, всегда тяжело, однако наш моральный долг как раз и состоит в том, чтобы отдать дань Человеку с большой буквы.

Чтобы помнили...

Петр Николаевич Витте, талантливый ученый-гигиенист, яркий пример интеллектуала- универсала, представитель славной научной династии, прожил всего 69 лет. Как и его отец, профессор Николай Карлович Витте, крупный ученый-физиолог, один из руководителей Института гигиены труда и профессиональных заболеваний.

Николай Карлович родился на Черкасчине в семье военного – Карла Францевича Витте. В студенческие годы на Н. К. Витте огромное влияние оказал академик Василий Юрьевич Чаговец – основоположник многих новых направлений в физиологии. Позже Николай Карлович стал одним из ближайших его учеников, а спустя время – основателем современной физиологии труда.

Он развивал это научное направление в киевском Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний, где руководил отделом физиологии труда. С 1944 по 1946 год Н. К. Витте возглавлял институт, занимался его восстановлением в трудный послевоенный период. Все эти годы Николай Карлович много времени и внимания уделял также педагогической деятельности – руководил кафедрой нормальной физиологии вначале в Винницком, а затем в Киевском медицинских институтах.

Существует история предполагаемого знакомства Николая Карловича с Михаилом Булгаковым. Николай Витте, родившийся в 1899 году, мог быть сокурсником Николая Булгакова, брата знаменитого писателя, по медицинскому факультету Университета Св. Владимира в Киеве. Поэтому версия о том, что Михаил Булгаков, вернувшийся из провинции в марте 1917 года за получением диплома, задолго до своей «Белой гвардии» беседовал о происходящем в Городе именно с Николаем Витте, вполне реальна.

Петр Николаевич, избрав своей профессией медицину, продолжил дело отца. Вся трудовая деятельность Петра Витте связана с Институтом гигиены труда и профзаболеваний, куда он пришел работать в 1969 году, будучи еще студентом, и где трудился много лет, оставаясь при этом скромным человеком, всецело преданным любимому делу. Основным направлением его научной деятельности была эпидемиология профзаболеваний. Петр Николаевич руководил группой анализа и оценки профессиональных рисков.

Незаурядные организаторские способности, превосходное владение английским языком способствовали его успешной работе в качестве руководителя международного отдела института, а знание процедуры протокола официальных конференций и встреч, преимущественно в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ, Международной организации труда (МОТ), обусловили выдвижение кандидатуры Петра Николаевича в качестве менеджера подобных форматов. И с возложенной на него миссией он всегда справлялся безукоризненно. Одним из последних таких проектов, который осуществлялся под руководством Петра Николаевича в период с 2013 по 2015 год, был грант Международного центра Фогарти при Национальном институте здоровья США по реализации и разработке Стратегии развития медицины труда и последующих исследований в области экологии в Украине. Дальнейшие совместные научные исследования в этой сфере планировались на 2017-2020 гг.

Нельзя не упомянуть о том, что П. Н. Витте всегда и во всем был не просто единомышленником, но и,без преувеличения, «вторым я» Юрия Ильича Кундиева,развивая и воплощая в жизнь многие его идеи и начинания. Одним из таких направлений стали вопросы биоэтики, которым Петр Николаевич уделял много внимания. Он принимал активное участие в организации национальных конгрессов по биоэтике. Благодаря, в том числе, и стараниям П. Н. Витте они стали одними из важнейших событий в жизни украинского медицинского сообщества, а принятые на них резолюции – настоящими манифестами по биоэтике, адресованными всем, кого волнует нравственная сторона деятельности человека в медицине и биологии.

Петр Николаевич также сотрудничал со многими организациями, занимающимися вопросами биоэтики, как в Украине, так и за ее пределами. В 2003 г. он был приглашен в Лондон в качестве постоянного члена созданной под патронатом Европейского союза и ВОЗ организации «Стратегическая инициатива развития возможностей этической экспертизы» и члена координационного комитета Европейского форума по надлежащей клинической практике; выступал с докладами в Южной Корее и Израиле на конференциях CITI Program (г. Майами, США); был организатором обучающих программ в Украине Центра медицины после Холокоста (г. Хьюстон, США).

Петру Николаевичу принадлежит ведущая роль в создании музея Института медицины труда, он участвовал в подготовке интересных экспозиций. Многим запомнился фортепианный концерт в честь открытия коллажа христианских фресок в конференц-зале этого учреждения – бывшего храма Мариинско-Благовещенской общины сестер милосердия. Коллаж был воссоздан по замыслу Юрия Ильича Кундиева, и его показ сопровождался выступлением профессора по классу фортепиано Киевской консерватории Натальи Витте – старшей дочери Николая Карловича и сестры Петра Николаевича.

Еще одним направлением, над которым Петр Николаевич работал под руководством Ю. И. Кундиева, был международный проект изучения радиационно-обусловленной катаракты после Чернобыльской катастрофы. Работа велась Институтом медицины труда Национальной академии медицинских наук (НАМН) Украины (руководители проекта – Ю. Кундиев, П. Витте) совместно с Научным центром радиационной медицины АМН Украины (руководитель проекта – В. Чумак) и Колумбийским университетом США (руководитель проекта – Б. Воргул). По результатам проведенных исследований Петр Николаевич с соавторами был выдвинут на Государственную премию Украины в области науки и техники.

Петр Николаевич был достаточно равнодушен к научным титулам. Больше всего его интересовала практическая часть деятельности. Например, результаты исследования радиационной катаракты привели к пересмотру международных стандартов радиационной безопасности МАГАТЭ и ЕВРАТОМ: существенному (в 7,5 раза) уменьшению предельно допустимой дозы профессионального облучения хрусталика глаза. По этой теме была написана монография «Оценка риска радиации для органа зрения среди населения, находящегося под воздействием радиационного загрязнения окружающей среды» (Юнк А., Кундиев Ю., Витте П., Воргул Б.), изданная в Бостоне в 1999 г.

Посвящая практической стороне своей научной работы значительную часть времени, Петр Николаевич меньше всего думал о званиях и наградах. Как писал Евгений Евтушенко: «И тем я делаю карьеру, что я не делаю ее…» Но в высшем, человеческом, смысле карьера П. Н. Витте состоялась. Это был доброжелательный, отзывчивый, очень добрый человек – никогда не отказывал в помощи тем, кто к нему обращался. Он умел располагать к себе людей, а круг общения у него был очень обширный. Все, кто сталкивался с ним по работе, становились впоследствии его хорошими знакомыми и даже друзьями. Заботливый и любящий сын, брат, муж, отец, дедушка… Петр Николаевич обожал своего внука, общение с ним приносило ему огромную радость и давало силы и энергию для дальнейшей работы.

Глубоко переживал он уход из жизни своего учителя и друга – Юрия Ильича Кундиева. И всего лишь три месяца спустя, в апреле 2017-го, увлеченный множеством научных идей, начинаний, проектов, Петр Николаевич был внезапно сражен тяжелым инсультом.

Он, безусловно, навсегда останется в памяти и сердцах знавших и любивших его людей – и наше эссе, думаем, послужит объяснением, почему это обязательно будет именно так.

 

Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 15-16 (412-413), серпень 2017 р.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Терапія та сімейна медицина

25.06.2024 Неврологія Терапія та сімейна медицина Зв’язок між ротолицевим болем і депресією: дані систематичного огляду

Виникнення ротолицевого болю часто супрово­джується супутніми захворюваннями, наприклад депресією. Попри те, що результати попередніх дослі­джень вказували на двоспрямовану кореляцію між ротолицевим болем і психологічними чинниками, дані деяких спостережень були суперечливими. Пропонуємо до вашої уваги огляд статті H. Anita et al. «The association between orofacial pain and depression: a systematic revie», опублікованої у виданні J Pain Res (2024 Feb 29; 17: 785‑796), присвяченої доказам зв’язку між ротолицевим болем і депресією. ...

25.06.2024 Неврологія Терапія та сімейна медицина Причини кістково-м’язового болю за грудиною у дорослих

За матеріалами курсу «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та скерування до профільного фахівця» (19‑20 березня 2024 р.) ...

25.06.2024 Неврологія Терапія та сімейна медицина Стрес, дистрес та тривожний розлад

Стрес, дистрес та тривожний розлад є складними процесами ­функціонування організму та психіки людини. ­Власне, стрес – ​це комплексна біологічна та психо­логічна реакція організму ­людини на зовнішні або внутрішні подразники, які порушують його гомеостаз і потребують певної адаптації або реакції [1]. Однак за надмірної інтенсивності чи тривалості він перетворюється на дистрес – ​негативний стан, що призводить до виснаження організму та розвитку патологічних станів ...

25.06.2024 Неврологія Психіатрія Терапія та сімейна медицина Стратегія когнітивної психотерапії: пастки мислення

Майже всі психотерапевти, навіть психоаналітики, у своїй практиці змушені (і професійно зобов’язані) тією чи іншою мірою вдаватися до когнітивної психотерапії. Назву методу, як і загальні принципи, вперше сформулював американський психотерапевт, професор психіатрії Пенсільванського університету, творець когнітивної психотерапії, одного з методів сучасного когнітивно-біхевіорального напряму в психотерапії Aaron Temkin Beck, який використовував свій підхід у лікуванні депресії. Суть методу полягає у зміні світосприйняття та світоглядних установок пацієнта через роз’яснення помилок (адресація до логіки мислення). У первісному вигляді метод виявився не надто ефективним. Однак його поєднання з поведінковими, емоційними та тілесними практиками у загальному підсумку сприяло позитивному результату. Труднощі, що виникають у процесі когнітивної психотерапії, лежать як у суб’єктивній площині професійної недосконалості лікаря (зокрема, невмінні переконати свого пацієнта у зміненні помилкової точки зору), так і в об’єктивній – ​у банальному спротиві пацієнта зміні власного мислення. Актуальність цієї теми є очевидною і дискусія всіляко вітається. ...