Головна Хірургія Четыре судьбы Александра Шалимова

6 лютого, 2018

Четыре судьбы Александра Шалимова

Какие обстоятельства почти чудодейственно проявляют грани выдающегося врачебного таланта и его абсолютного соответствия вызовам жизни в молодом враче? Конечно же, прежде всего это эффективный профессиональный рост. Но он должен органично сочетаться с заложенным в такой личности потенциалом силы воли, широты хирургической научной мысли и как бы врожденным, но и воспитанным мануальным универсализмом.

Феномен Героя Украины, академика НАН и НАМН Украины, заслуженного врача РСФСР, создателя двух крупных хирургических институтов
мирового класса (в Харькове и Киеве) Александра Шалимова отвечал всем этим требованиям эпохи.

Александр Алексеевич родился 20 января 1918 года в Липецкой губернии, в многодетной крестьянской семье. Детство, учитывая тяготы гражданской войны, социальных переустройств, тяжелый быт в условиях социально-экономических кризисов, было нелегким. Но Шалимов обладал недюжинными способностями, и после рабфака, в середине 30-х годов, поступил в Кубанский медицинский институт в Краснодаре.

Очевидно, его склонности к призванию хирурга были выраженными уже на старших курсах. Быть может, этому способствовал тот факт, что в, казалось бы, не первостепенном медицинском вузе преподавали такие гиганты хирургии, как Н. А. Богораз и М. М. Дитерихс.

Так или иначе, окончив учебу к началу войны, в свои двадцать три года А. Шалимов был распределен в качестве хирурга в Читинскую область, в северные районы Дальнего Востока. И хотя в действующую армию на западных границах он тогда не был призван, но, по сути, начинающему хирургу пришлось на бескрайних северных просторах пройти свой медицинский фронт, и не только чисто хирургический. Случилось так, что он оказался единственным врачом – коллеги были мобилизованы. Без преувеличения, работал день и ночь. И Александру Алексеевичу, помимо проблем абдоминальной хирургии, неотложной травматологии, других повреждений, пришлось осваивать и круги урологии, акушерства и гинекологии, офтальмологии, хирургической отоларингологии, не говоря уже о педиатрии, терапии, кардиологии, инфекционных заболеваниях. С этим беспримерным потоком ургентных моментов Шалимов замечательно справлялся, и, наверное, как раз в эти недели и месяцы он сполна ощутил себя врачом, осознав раз и навсегда, что это его императив, его единственная стезя.

Быть может, самое главное в этом эффекте – отчетливое понимание, что избранный жребий требует постоянной, изо дня в день, учебы. Это были не только несколько учебников и монографий, захваченных с собой, но и жажда вновь и вновь видеть, как оперируют более опытные коллеги.

Примерно через год Александр Алексеевич попал, наконец, на хирургическую стажировку в Читинскую областную больницу. Это было первое утоление жажды знаний – тут лишь начало профессионального пути, профессиональных научных вертикалей. Это страстное положение – вертикали на общих хирургических горизонталях – стоит подчеркнуть. Шалимов приходит к убеждению, что хирургия – комплексная наука, зиждущаяся на патофизиологии, патохимии, морфологических нюансах патологий, на лабораторной их трактовке.

Попав в Москву, первые послевоенные месяцы Александр Шалимов проводил в клиниках различных профилей – урологической, онкологической, оперативной гинекологии, приобщился к творческому уровню Института им. Н. В. Склифосовского. И оказалось, что на всех этих направлениях он отлично оперирует, изумляя новых наставников.

Послевоенный период. С фронтов возвратилось много умелых хирургов, возник дефицит в устройстве на должность, отвечающую новым требованиям, – хирургии не только войны, но и мира. Так Шалимов оказывается в Брянске, где заведует хирургическим отделением, продуктивно проявляя свои умения. Вскоре сюда пребывает и Николай Михайлович Амосов. Оба они заведуют профильными отделениями, Шалимов – женским. Амосов становится и областным хирургом. В Брянске трудится и выдающийся хирург Ольга Матвеевна Авилова.

Естественно, возникает своеобразное соревнование по уровню радикальных операций, но совершенно вне так называемой хирургической конкуренции, характерной для наших дней.

Возможности Александра Алексеевича приобретают научную огласку, и после защиты кандидатской диссертации его приглашают на кафедру хирургии в Харьковский медицинский институт, сперва доцентом на кафедру хирургии, которой руководит профессор Цейлин. В харьковском подъеме А. Шалимов последовательно выполнил несколько диссертаций докторского уровня вследствие возражений оппонентов, вплоть до исследований во фтизиохирургии.

В 1965 году старейший хирургический очаг – Украинский институт переливания крови и неотложной хирургии, созданный в 1930 году В. Н. Шамовым, – под руководством А. А. Шалимова реорганизуется в Институт общей и неотложной хирургии.

Учреждение освоило все новейшие технологии в лечении острых желудочных кровотечений, все направления интервенционных вмешательств, области кардиохирургии, гепатопанкреотологии, продемонстрировав ощутимый прогресс во всех векторах современной хирургии. Этот мощный научно-технический плацдарм явился фундаментом для строительства в Киеве Института клинической и экспериментальной хирургии под руководством А. А. Шалимова. Ныне это Национальный институт хирургии и трансплантологии НАМН Украины, носящий имя его организатора. Знаменательно при этом, ч то Институт общей и неотложной хирургии в Харькове носит сегодня имя профессора В. Т. Зайцева – последователя А. А. Шалимова.

Автор этих заметок имел привилегию и счастье общаться с выдающимся хирургом в различной обстановке. Трогательным был, например, такой штрих: придя домой после напряженного рабочего дня (выполнял до 6-8 разнокалиберных операций на различных органах), Александр Алексеевич углублялся в новинки зарубежной хирургической палитры. Эти рефераты для него специально готовили переводчики, используя приоритетные журнальные издания.

А. А. Шалимов был как будто рожден для хирургии. Доктором наук стал в 1958 году, профессором – в 1961-м. В области гастроэнтерологии, торакальной хирургии, лечении портальной гипертензии, хирургии пищевода, сфере внедрения реконструктивных операций он в ходит в состав мировых х ирургических величин.

Оставив пост директора Института в расцвете хирургической одаренности, А. А. Шалимов до конца своих дней (28.02.2006 г.) оставался, конечно же, звездой Института. Его яркие черты воссозданы в мемориальном музее А. А. Шалимова, где его организатор – В. И. Сморжевский – собрал поражающее современников творческое наследие великого хирурга.

Завершить этот юбилейный очерк хочется двумя афоризмами Уинстона Черчилля, которые, пожалуй, имеют прямое отношение к А. А. Шалимову: «История будет добра ко мне, если я намерен сам ее писать»; «Смелость – первое из человеческих качеств, ибо она делает возможным все остальное».

Это и личностный портрет Александра Алексеевича Шалимова, хирурга на все времена. А четыре его судьбы можно выделить так: Дальний Восток, Брянск, Харьков, Киев…

Подготовил Юрий Виленский

Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 1 (422), січень 2018 р.

Номер: Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 1 (422), січень 2018 р.