28 травня, 2018
Александр Федорович Возианов: гравюра долга
Прощальные раздумья
10 мая научная медицинская общественность Украины, коллектив Института урологии НАМН Украины, родные и близкие выдающегося ученого, Героя Украины, академика НАН и НАМН Украины Александра Федоровича Возианова проводили его в последний путь.
Ярким весенним утром в перекличке между календарем эпохи и вечностью в одном из залов Института урологии, где состоялась траурная церемония, господствовала не печаль, а ясное осознание: наш неповторимый современник, но вместе с тем провозвестник будущего, академик Александр Возианов сполна выполнил свою общественную, научную, педагогическую и хирургическую миссию.
Акт прощания емким аналитическим портретом первого зодчего нынешней НАМН Украины открыл ее президент академик Виталий Цымбалюк, который отметил, что, следуя великому правилу созидательной жизни, дважды лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники Александр Возианов передал свои нравственные и профессиональные доминанты обнадеживающему сонму учеников и последователей. Он вырастил среди них двух высокопрофессиональных урологов – сына Сергея Возианова, члена-корреспондента НАН Украины, возглавляющего ныне известный Институт, и внука Александра, избравшего ту же стезю в рамках специализированной аспирантуры. Почему-то в эти минуты отчетливо ощущаешь, что генетическая внутренняя сила передалась от одного к другому.
Выпестовал он также сад молодых воспитанников, где превалирует увлеченность этой актуальной дисциплиной, и сформировал в ней не имеющую аналогов научно-практическую школу. С этим триптихом плодотворной судьбы Александра Федоровича особенно трогательно и значимо ассоциировались ритмы сочувствия близким и коллегам демиурга науки, а также оправданной высокой оценки его вклада в основы здравоохранения страны, прозвучавшие в послании Президента Украины Петра Порошенко. Его огласил член-корреспондент НАМН Украины Игорь Лурин.
В тишине и сосредоточенности на экране в реальных мгновениях судьбы кадр за кадром проецировались отражения жизненных вертикалей Александра Федоровича, отобранные с любовью его верной супругой и многолетним партнером в науке Жанной Ивановной Возиановой, академиком НАМН, видным ученым и педагогом-инфекционистом. Их чередование зримо переносило пришедших на церемонию в секунды и лета уходящей в вечность личности Александра Возианова.
От очаровательного белокурого малыша Сашеньки Возианова, его родителей с драматической судьбой (Федор Возианов, совсем молодой, талантливый агроном, принадлежавший к греческой общине Приазовья, в ужасные тридцатые годы репрессий был безвинно арестован, а затем реабилитирован, но уже посмертно) до запечатленных встреч знаменитого врача с Борисом Патоном, Николаем Амосовым, Леонидом Кучмой, Геннадием Кнышовым и т. д.
Завершал акт прощания член-корреспондент НАМН Украины Владимир Михнев, непосредственно сотрудничавший немало лет с первостроителем АМН. Он напомнил, что в водоворот неотложных дел и решений Александр Федорович погружался после напряженного хирургического рассвета, ведь операции он начинал, как правило, не позже шести утра. Не передохнув ни минуты, переходил к иным обязанностям каждодневной деятельности.
Не могу в этой связи не заметить, что и автору данных строк так же не раз приходилось беседовать (пусть лишь краткие минуты) с блистательным хирургом, ставшим в результате видным государственным деятелем. Вот как бы еще один параллельный эпизод.
Став студентом Киевского медицинского института, без влиятельных покровителей уже на старших курсах избрал своей неизменной линией хирургическую урологию, войдя в плеяду последователей Андроника Архиповича Чайки, учредителя кафедры урологии в alma mater, воспитанника классика отечественной нефроурологии С. П. Федорова. Последовала военно-морская служба на Северном флоте, где молодой врач, старший лейтенант медицинской службы Александр Возианов (мы видим его памятные фото вместе с очаровательной Жанной Алексеенко-Возиановой) проявил себя как разносторонний хирург. Вернувшись в Киев, он стал как бы символом преданности своеобразному коллегиуму – майору Чайке, виртуозу интервенционной урологии Соломону Голигорскому, Валентину Скляру, – чьи уроки и принципы (словно эстафету кафедры и клиники с 1979 г., а затем и Института урологии с 1987 г.) Александр Возианов трепетно вознес.
В 1991 г. ученый-провидец, создатель нефроурологических синдромов, индуцированных радиационной атакой на мир, был избран академиком НАН Украины, спустя десятилетие – иностранным членом РАМН. Между этими датами, в 1993 г., он заложил фундамент АМН Украины, доказав ее непреложную значимость, втрое расширив число академических институтов и центров – от 13 до 36. Первыми его книгами были монографии «Болезни мочевого пузыря у детей» (1992) и «Предраковые и ранние формы рака мочевого пузыря» (1994).
Говоря об урологическом подвижничестве А. Ф. Возианова, обычно выделяют предложенные им инновационные варианты и алгоритмы действий при патологии предстательной железы. Но помнится, как однажды в рамках создания Александром Федоровичем городского урологического центра в составе Александровской больницы он продемонстрировал пишущему этот последний мадригал внушительный слепок мочекаменного образования, занявшего все пространство почки. Своими специально созданными инструментами, тончайшими движениями мэтр урологии извлек этот конкремент беды, не повредив при этом почечную ткань!
…Высокий, элегантный, невероятно внимательный, с умным лицом интеллигента, в котором ощущался истинный аристократизм эллина и код Эллады, – таким Александр Федорович запомнился и тысячам пациентов, которым он своим подвижничеством оказал радикальную помощь. Знаменательно, что один из них, возможно, самый яркий лидер украинского парламента Александр Александрович Мороз, напомнил в своем прощальном слове: почти всех прооперированных профессор, особенно в первые сутки после вмешательства, сам перевязывал, в обязательном порядке навещая их утром и вечером…
Описать новую нозологическую единицу – далеко не всем ученикам дано. А. Ф. Возианову удалось совершить и это – в первом мировом описании неизвестного ранее страдания «радиационной склеротической пролиферативной атипичной нефропатии». В честь этого открытия в обществе урологов США был заложен ряд имени украинского ученого.
Или еще штрихи призвания А. Возианова как фундатора первой в Украине лаборатории термодиагностики, внедрения аппаратной литотрипсии, пионера эндоурологии.
…Немногое о многом – так бы следовало объединить прозвучавшее выше. Последние годы жизни не были к нему милостивы. Возможно, с непостижимых для нас высот он теперь вглядывается в суровое и возвышенное полотно своей жизни, чтобы имя его вновь вернулось к нам в имени, по сути, возведенного им Института, где прошли тысячи дней и ночей Героя.
«Так проходит слава мира», – гласит латинское изречение. Но для Александра Возианова слава и память теперь восходят лишь в иную степень.
Спите спокойно, рыцарь медицины!
Подготовил Юрий Виленский
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 9 (430), травень 2018 р.