20 липня, 2018
Судьба знает, кого выбирает
Четвертого мая заслуженному врачу Украины, врачу-дерматологу высшей категории Петру Аслановичу Петросяну исполнилось 100 лет! Он старейший практикующий врач не только Одесщины, но и всей страны.
В преддверии празднования Дня медицинского работника мы встретились с юбиляром, который продолжает вести прием пациентов в КП «Одесфарм». Накануне нашей встречи Петр Асланович отработал смену, приняв 25 человек! Такой работоспособности, светлому уму и колоссальному профессиональному опыту впору позавидовать. Хотя сам юбиляр ничего экстраординарного в этом не видит: просто судьба распорядилась так, чтобы он служил медицине долго и честно.
Предзнаменование будущего
Еще в детстве маленькому Петру удавалось спасаться в ситуациях, которые для кого-то другого закончились бы фатально.
– Когда мне было 2 года, я упал в тандыр – это печи, которые строят в моем родном Нагорном Карабахе, – рассказывает Петр Асланович. – Падение на тлеющие угли закончилось ожогом 3 степени. Для меня до сих пор загадка, как удалось вылечить ребенка без необходимой квалифицированной медицинской помощи.
Второй случай произошел спустя 3 года. Я заигрался во дворе, а мама, обеспокоенная тем, что уже вечереет, а меня все нет, в сердцах пожелала мне сломать руку. Представьте себе ее ужас, когда я действительно пришел домой с рукой, переломанной в двух местах. В селе не было не только травмпункта, но и гипса. Местный знахарь сделал мне повязку из массы 20 разбитых яиц. Рука срослась, но потом я ее в том же месте сломал еще раз.
– Огонек в Вас уже тогда уже явно чувствовался…
– Да, маме со мной приходилось нелегко, я рос очень шустрым. Но многое, наверное, компенсировала моя любовь к учебе. Особенно мне нравились физика и математика. Я успешно осваивал эти науки, хоть много времени пришлось обучаться в обычных школах. Я убежден, что основа хороших знаний – это, прежде всего, стремление к ним.
– Но Вы ведь не сразу пришли в медицину?
– Да, в 1934 г. я поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Баку. В нем готовили помощников бурильщиков для работы на нефтяных месторождениях. ФЗУ находилось в 30 километрах от города, каждый день я добирался туда на учебу. Правда, так и не окончив училище, поступил в индустриальный техникум. По окончании его обязан был отработать по специальности 2 года, но не хотелось терять время. В политехническом институте не приняли мои документы на физико-математический факультет.
Каким-то чудом мой друг Коля Хачанов уговорил сотрудников приемной комиссии в медицинском институте, и туда наши документы все-таки приняли. Так я стал студентом Бакинского медицинского института, определив весь свой дальнейший жизненный путь.
– Параллельно Вы ведь еще и музыкальное образование получали, играли в театре?
– Мой отец хорошо играл на национальном музыкальном инструменте – таре, участвовал в сельской самодеятельности. Вот и я решил поступить на вечернее отделение музыкального училища по классу вокала. Правда, долго учиться мне не пришлось – обучение стало платным. Я и так подрабатывал в хоре Бакинского театра русской драмы, чтобы снять с родителей груз материальной поддержки. Что касается театра, то еще в техникуме как режиссер и исполнитель главной роли участвовал в постановке пьесы Шекспира «Отелло».
В мединституте – в постановке очень популярной тогда пьесы Александра Корнейчука «Платон Кречет». И пение, и любовь к театру сопровождают меня всю жизнь. Наверное, они наи более близки по своей сути медицине, которая врачует тело, а искусство, как известно, – душу.
Тогда началась война
– Петр Асланович, начало войны застало Вас студентом мединститута…
– Да, мы с сокурсниками сразу отправились в военкомат, но нам рекомендовали сначала закончить учебу. В то время я начал преподавать анатомию в морском медучилище, эвакуированном в Баку из Ленинграда. В ряды армии меня призвали в 1942 г.
,В Москве после прохождения курсов получил звание военврача 3-го ранга и был направлен для прохождения службы в 76-й мотоциклетный батальон. Вскоре заболел, оказался в госпитале. И это, по сути, спасло мне жизнь: батальон отправили на фронт, и из его состава практически никто не выжил.
– То есть на войне удача, случай играют огромную роль?
– Безусловно. В 1943 г. я получил назначение в 766-й авиационный штурмовой полк 211-й штурмовой Невельской ордена Ленина дважды Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии. Полк выполнил более 5 тыс. боевых вылетов. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Ими командовал тоже выходец из Нагорного Карабаха маршал Баграмян.
Война научила, что внимательно надо оценивать состояние людей, способных предчувствовать свою гибель. Я на всю жизнь запомнил случай с летчиком Николаем Скоромным. Он перед вылетом сказал: «Доктор, я сегодня не вернусь». Я успокоил его, но с задания летчик на самом деле не вернулся. После этого стал внимательнее присматриваться к состоянию людей. Если видел, что человек слишком перевозбужден или находится в глубокой депрессии, рекомендовал в этот день на задание не отправлять.
Случались и трагикомические ситуации. В 1944 г. на наш аэродром у небольшого озера в Белоруссии прибыл полк истребителей, командиром дивизии, в которую он входил, был Василий Сталин. Летчик от Бога, но с весьма своеобразным характером. Он сам водил летчиков в бой, хотя подобное командиру запрещалось, а на обратном пути однажды решил «поглушить» рыбу в озере. Как назло, мимо проезжала машина с членами штаба фронта: раненым оказался полковник. Василия Сталина с должности сняли, но в тот день летчики с удовольствием поели жареной рыбы.
– Где Вы встретили победу?
– 8 мая 1945 г. мы проснулись от шквала выстрелов из всех видов оружия. Потом был парад Победы в Москве, в котором приняла участие группа летчиков нашего полка. Война закончилась, но служба продолжалась.
Возвращение в мирное время
– Петр Асланович, Вы ведь не сразу попали в Одесский военный округ?
– После войны были Калининград, Северная группа войск, Прибалтика, Венгрия. Только в 1966 г. я получил назначение на должность начальника кожно-венерологического отделения Одесского военного госпиталя. Очень помог тогдашний начальник 411-го госпиталя Виктор Федотович Борозенко.
Его я знал еще по службе в Венгрии. В то время Краснознаменным Одесским военным округом командовал генерал-полковник, Герой Советского Союза Бабаджанян. Под его руководством округ стал одним из лучших в стране. На сегодняшний день существует общество памяти маршала Бабаджаняна. Оно, как и музей памяти Бабаджаняна, было создано благодаря усилиям моего друга Георгия Акопова.
После его смерти общество возглавил Грант Григорянц. Через 30 лет после окончания войны на встрече ветеранов ко мне подошел Ваня Дроздов – наш сын полка. Когда ему было 12-13 лет, родители погибли при освобождении Белоруссии. Его взяли к нам, и войну он закончил штатным мотористом, был награжден медалью «За боевые заслуги».
Я проработал в 411-м военном госпитале до февраля 1983 года. Успел пройти стажировку в Ленинградской военно-медицинской академии, подготовить более 20 врачей-дерматологов, опубликовал порядка 10 научных статей и рационализаторских предложений. После ухода из армии сразу получил приглашение перейти на работу в Одесскую хозрасчетную поликлинику. Это было первое лечебное учреждение города, которое ушло на самостоятельные хлеба.
Им руководили В. А. Гончарук, Анатолий Шубин, а сегодня – доктор медицинских наук Левон Никогосян. В поликлинике работали высококвалифицированные врачи: Лобановский, Гешелин, Шварц, Корал-Оглы. За годы работы на приеме побывало очень много людей. И как шутит моя дочь Веста, все ее знакомые и знакомые знакомых обязательно хоть раз приходили ко мне на прием.
– Наверное, один из секретов Вашего долголетия – большая и дружная семья?
– Со своей женой Эммой (урожденной Кочаровой) я познакомился в Бакинском мединституте. Всю войну мы с ней переписывались, но те письма, которые я бы сегодня с удовольствием перечитал, к сожалению, не сохранились.
После войны она училась в ординатуре в Москве и работала в Боткинской больнице вместе с дочерью известного авиаконструктора Еленой Туполевой. Позже в Одессе Эмма заведовала кардиологическим отделением в ГКБ № 3 у профессора Алейниковой, чье имя сейчас присвоено больнице. Эмма ушла от нас в 2012 г., прожив 90 лет.
Дочь Веста до 2015 г. работала доцентом кафедры неорганической и общейхимии Одесской национальной академии пищевых технологий. Ее сын Арсен Малиновский, известный игрок «Что? Где? Когда?», занимается бизнесом в сфере развлечений.
Сын Армен пошел по стопам родителей, став врачом. Заведовал тем же отделением, где работала мама, сейчас трудится врачом-кардиологом в санатории «Куяльник».
Нас радуют внуки и правнуки – в общем, династия продолжается.
Слушая Петра Аслановича, невольно подумала о том, что судьба действительно знает, кого выбирает. Все члены его семьи отличаются удивительным трудолюбием, интеллигентностью, способностью искренне сопереживать и поддерживать друг друга. Согласитесь, редкие и очень ценные качества в современном мире, который становится все более рациональным.
В завершение нашей беседы юбиляр попросил поблагодарить всех, кто поздравил его с днем рождения. И перечень этот, поверьте, слишком велик, чтоб его можно было полностью привести.
Биографическая справка
Петр Асланович Петросян родился 4 мая 1918 года в с. Кемракуч Гадрутского района в Нагорном Карабахе.Его отец, Аслан Асриевич, был крестьянином, работал в селе каменщиком, сапожником. Мать, Гаянэ Амбар цумовна, была домохозяйкой.
Его общий трудовой стаж составляет более 75 лет, в т. ч. врачом-дерматологом в КП «Одесфарм» – 34 года.
Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Богдана Хмельницкого, медалями за боевые заслуги и взятие
Кенигсберга.
«Одеські вісті», 2018, 16 июня;
https://izvestiya.odessa.ua/uk/2018/06/18/sudba-znaet-kogo-vybiraet
Подготовила Светлана Комисаренко
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 13-14 (434-435), липень 2018 р.