3 березня, 2019
Академик Любовь Трофимовна Малая. Героическая симфония
К 100-летию со дня рождения
«Время – вечность и мгновенье: глубока его печать…» Эта формула памяти охватывает трепетные эпизоды встреч с необыкновенным Врачом, легендарной фигурой в становлении медицинской науки ХХ столетия, терапевтом, кардиологом высочайшей пробы, первым почетным гражданином Харькова Любовью Трофимовной Малой. Мгновения таких впечатлений почти харизматически отразились и в моей личностной хронике. Конечно же, о них не раз хотелось поведать в венке славы, достойной Любови Трофимовны. И вот такой творческий меридиан вдруг возник…
В этом ключе я несказанно признателен директору Института терапии имени Л. Т. Малой НАМН Украины профессору Г. Д. Фадеенко за оказанную мне честь выступить с такими размышлениями о неповторимом нравственном и клиническом эффекте замечательного Доктора, мудрого Человека, талантливого
Педагога. Все эти грани качеств и призваний неразделимо объединяет всего пять букв кириллицы – МАЛАЯ.
Судьба распорядилась так, что впервые мне посчастливилось встретиться с Любовью Трофимовной в один из весенних дней начала 80-х. Я входил тогда в состав группы исследователей по созданию Национального музея медицины Украины. Инициатор формирования музея профессор Александр Абрамович Грандо, выдвинув идею включения нескольких хроникально-документальных фильмов о ведущих ученых-медиках Украины, справедливо полагал, что подобная исторически контурируемая кинотека должна открыться лентой о Любови Малой. И вот вместе с кинооператором Г. Н. Лавровым и его видавшей виды тяжеленной, но не дающей осечек камерой мы по прибытии в первую столицу УССР оказались в 27-й городской больнице, где тогда трудилась Любовь Трофимовна. Запомнился ее небольшой кабинет, заставленный книгами и заваленный рукописями, обширный холл с мраморным покрытием, куда открывались двери палат.
Разумеется, я знал, что Любовь Трофимовна, по сути, параллельно с профессором Е. И. Чазовым, впервые в Отчизне кардинально изменила векторы лечения больных с симптоматикой объективной электрокардиографической картины острого инфаркта миокарда. Для этого с целью радикальной помощи пациентам на грани жизни и смерти в структуре больницы Л. Т. Малой было организовано первое в Украине, словно модель будущего, специализированное инфарктное отделение с блоком реанимации и интенсивной терапии. Именно здесь Любовью Малой как кардиологом-реаниматологом для блокирования участка некроза миокарда вследствие коронарного криза был применен на уровне мировых продвижений тромболизис с использованием наиболее мощного по тем временам антикоагулянта стрептазы. Но одно дело – быть наслышанным об этой инновационной стратегии в интервенционной кардиологии, и совсем другое – увидеть ее в действии.
С непередаваемой клинической проницательностью и глубоким деонтологическим вниманием к каждому пациенту Любовь Трофимовна останавливалась в каждой палате, предопределяя вместе с учениками по кафедре и больничными врачами план дальнейшего лечения. Любовь Трофимовна как бы погружалась в индивидуальные истории болезни… Все это фиксировалось на кинопленку, но в абсолютно естественной деловой атмосфере.
Исключительно важно и то, что именно по инициативе профессора Малой на Слобожанщине возник комплекс инфарктных отделений, причем с обязательной этапностью курса лечения – стационарного, санаторно-курортного и амбулаторно-поликлинического. В рамках городской станции скорой помощи в Харькове учреждаются специализированные кардиологические бригады, а также – впервые в Украине – реабилитационные отделения в больницах, пригородный кардиологический санаторий. Смертность при остром инфаркте миокарда в харьковских клиниках благодаря этому гуманистическому, медико-социальному прорыву становится вдвое ниже, чем в целом по Украине. Фактически был осуществлен грандиозный поворот в современной кардиологии!
Любовь Трофимовна принимала нас прямо здесь, в кафедральных покоях (а кафедра госпитальной терапии Харьковского медицинского института базировалась тогда в этой больнице), проявив щедрое гостеприимство. Мы говорили о ее судьбе, о ее учителях и книгах, над которыми она трудится, о сонме воспитанников. Становилось ясно, что она принадлежит к кругу медицинских библиоманов, как бы по изречению «непрочитанные книги умеют мстить»…
По каким-то мне неизвестным причинам цикл кинофильмов с дебютной лентой о Любови Трофимовне не состоялся, хотя сама пленка, надеюсь, сохранилась. В дальнейшем мы не раз пересекались и общались с Любовью Малой на сессиях учрежденной в 1993 году Академии медицинских наук Украины, в состав которой она была избрана действительным членом. Ее поведение в эти часы разительно отличалось от стиля и манер большинства других академиков и членов-корреспондентов.
Есть классические слова поэта: «С кем пролегли его боренья? С самим собой, с самим собой…» Любовь Малая, будучи деревенской девчонкой из семьи простых тружеников-хлеборобов Трофима Евдокимовича и Екатерины Григорьевны Малых в трудных условиях 20-х годов, сквозь голодомор пронесла хрупкую мечту стать врачом и осуществила ее. Любочка родилась 13 января 1919 года, вдалеке от будущих областных, да и районных, центров, в селе Копани Ореховского района ныне Запорожской области. Затем школа, иные испытания. В 1933-1938 годах Любовь Трофимовна (студенткой она становится в 14 лет!) обучается на лечебном факультете Харьковского медицинского института, своей альма-матер, внимая кругу просвещенных ученых. Пожалуй, как раз эти годы становятся аккредитивом ее поразительных, многогранных научных исканий и прозрений. Но это еще впереди, а пока доктор Л. Малая приобщается как интернист к каждодневным проблемам практической медицины, в сущности, ко всему тому, что описал ее коллега Михаил Булгаков в «Записках юного врача»…
В течение 1938-1941 годов, до рокового 22 июня, она врач на все руки амбулатории и участковой больницы в селе Петровеньки Краснолучанского района нынешней Луганской области. Потом добровольно уходит на фронт. В период Отечественной войны, с июня 1941-го по сентябрь 1946-го, служит в рядах передовых медицинских подразделений Советской Армии. Вначале как военврач медсанбата, затем заместитель начальника сортировочного госпиталя, далее в качестве руководителя отделений эвакогоспиталей № 1602 и № 3416, принимающих раненых на различных участках Южного, Закавказского, Северо-Кавказского фронтов. На завершающем этапе воинской службы Любовь Трофимовна занимает должность заместителя начальника лечебного отдела Харьковского военного госпиталя.
Но каким она была фронтовым врачом? Трудно объять подвижнический характер старшего лейтенанта медицинской службы Любови Малой. Сортировочный госпиталь это, по сути, пристанционный плац, где принимают раненых с непрерывно приходящих эшелонов, нередко под бомбежкой. От налета немецких пилотов загорелся один из вагонов. И Любовь Трофимовна с несколькими подругами сумели погасить пламя в считаные минуты. Выгрузили тяжелораненых. Возможно, именно этот подвиг и отмечен первой наградой.
…Война наконец окончена, но научные битвы 27-летней Любови Малой, награжденной за мужество в сражениях ратной медалью «За боевые заслуги», лишь начинаются. Дальнейшую деятельность Любови Трофимовны можно определить как утоление научной жажды. В 1946-1949 гг. она клинический ординатор кафедры терапии ХМИ, в 1949-1954 гг. – ассистент, в 1954-1955 гг. – доцент кафедры. В 1950-м защищает кандидатскую диссертацию на тему «Туберкулинодиагностика в клинике внутренних болезней», а в 1954-м – докторскую «Об изменениях сердечно-сосудистой системы при туберкулезе».
С 1955 года Любовь Трофимовна – профессор, а с 1961 года и до конца жизненного пути, в течение более четырех десятилетий, – заведующая кафедрой госпитальной терапии Харьковского медицинского института.
Нельзя не отметить рыцарскую преданность Любови Трофимовны фтизиатрии на перекрестках многих горьких судеб. Ведь послевоенные годы – новый ренессанс туберкулеза. Л. Малая оказывается на острие этих проблем, начав диагностический пролог под руководством одного из своих наставников профессора С. Я. Штейнберга. В это же время профессор Л. Малая вносит принципиально важные коррективы в лечение затяжных пневмоний с введением рациональных схем терапии, когда эра антибиотиков лишь стартует.
И вместе с тем кардиология все настойчивее доминирует в изысканиях и идеях Любови Трофимовны. В 1962 году, в сочетании с иными миссиями, она становится научным руководителем основанной при кафедре госпитальной терапии ХМИ проблемной лаборатории по изучению артериальной гипертензии, атеросклероза и ишемической болезни сердца с включением комплекса биохимических и других индексов объективных данных, стимулирующих атеросклероз, с учетом липидного спектра, нейрогуморальных, генетических, иммунологических факторов атерогенеза. Это тактика, опережающая стандарты. Современные методы функциональной диагностики позволили определить оптимальные показатели для патогенетически безошибочного, а следовательно, прогностически оптимального лечения гипертонической болезни, стенокардии, инфаркта миокарда, нарушений сердечного ритма, сердечной недостаточности. Соответственно, перед нами – грани блистательного научного портрета Л. Т. Малой в рамках ХХ века!
Как никто иной Любовь Трофимовна ощущала пульс и тенденции времени, обладала даром предвидения на несколько научных поколений вперед, словно демиург в области внутренних болезней. Исключительно благодаря ее усилям и организационному подвигу в 1981 году в Харькове открывается филиал НИИ кардиологии им. Н. Д. Стражеско, а пятью годами позже на этой основе создается многопрофильный Институт терапии. В 90-х он вошел в состав НАМН Украины, а ныне носит имя Л. Т. Малой – здесь получила научные импульсы ее школа, объединяющая свыше 700 ученых. Ее воспитанников, бесспорно, вдохновлял уровень Учителя, на равных развивавших клинику внутренних болезней с ее корифеями Е. М. Тареевым, В. Х. Василенко, А. Л. Мясниковым, Е. И. Чазовым, Д. Ф. Чеботаревым, А. И. Грицюком, В. Н. Ивановым, харьковской плеядой терапевтов – К. Н. Георгиевским, П. И. Шатиловым, В. М. Каганом-Ясным.
Со времени создания Института терапии НАМН Украины под руководством Л. Малой в дополнение к исследованиям по кардиологии начали активно добавляться проблемы пульмонологии (затяжных пневмоний, бронхиальной астмы), гастроэнтерологии (язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гепатитов и циррозов печени), нефрологии (гломерулонефритов, почечной недостаточности), вопросы клинической фармакологии, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Важной частью научных исследований стало изучение эпидемиологии и возможностей предупреждения заболеваний внутренних органов. В связи с этим кафедра стала первой в Украине базой, которая сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения.
Особенно следует отметить достижения гемостаза при инфаркте, международное признание этого направления работы Л. Малой, позволившее включить Институт терапии в Международные многоцентровые испытания тромболитических средств.
В Институте терапии и на кафедре госпитальной терапии и клинической фармакологии глубоко изучаются механизмы биологического действия нового класса химических соединений кислорода – фуллеренов на систему клеточного ионного транспорта и функционирования электронно-транспортных звеньев митохондрий и микросом с целью усовершенствования терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. На основании результатов плазменно-ионизационной масс-спектрометрии показано, что фуллерены способны вызывать конформационные перестройки в фосфолипидной биопрослойке мембран, вплоть до создания каналов проводимости для ионов и гуморальных факторов. Эти работы являются составной частью научных достижений, которые проводятся в комплексе с Физико-техническим институтом низких температур и Институтом монокристаллов НАН Украины.
…Труд, труд и труд, от рассвета и до заката, самоотверженный, альтруистический и даже аскетический. Вот, к примеру, такой чисто эмоциональный момент. Любовь Трофимовна в статусе академика АМН СССР (звание, с моей точки зрения, не подлежащее инфляции), Героя Украины приезжала на все заседания АМН Украины. После отчетов зал постепенно пустел и, пожалуй, только Л. Малая, движимая страстью к знаниям, внимательнейшим образом вслушивалась во все выступления, но по скромности не комментировала их, оставаясь в не очень уютном академическом зале до конца заседания…
И еще несколько обозначений, за которыми встает космограмма научных восхождений. Ведь неповторимый мэтр знаний Л. Малая становится академиком НАН Украины с 1993 года, академиком РАМН с 1974-го, заслуженным деятелем науки Украины (1969), лауреатом Государственной премии СССР за значительный вклад в кардиологию (1980), лауреатом академических премий имени С. П. Боткина, Н. Д. Стражеско и С. И. Вавилова, двух премий АМН Украины. Была избрана председателем Х съезда терапевтов Украины.
Не менее знаменательно, что Любовь Трофимовна пользовалась и огромным международным авторитетом. Она являлась членом Международного общества кардиоваскулярной фармакотерапии, членом союзных и украинских обществ кардиологов, членом редколлегий ведущих научных журналов, причем не формально, не по положению, а с активнейшим участием в развитии изданий. Эти журналы, как и 35 докторов и 186 кандидатов медицинских наук – ее воспитанников, также можно назвать интеллектуальным детищем профессора Малой.
Среди наград Любови Трофимовны, наряду со званиями Героя Социалистического Труда (1979) и Героя Украины (1999), орден Отечественной войны ІІ степени, орден Богдана Хмельницкого ІІІ степени, орден Ярослава Мудрого IV степени, орден Трудового Красного Знамени и 14 ратных медалей…
Была ли дорога этого беспримерного труженика гладкой и безоблачной? Мне вспоминается письмо Любови Трофимовны киевскому интернисту профессору Анатолию Петровичу Пелещуку, с которым она дружила. В нем она писала об усталости, иногда грустном настроении, непонимании ее планов и позиций. Тем более трогательным воспринимается ее мужественный пролет над океаном времени. И самое главное и непреходящее, что сегодня и завтра терапевтических больных будут лечить по Л. Т. Малой!
Любовь Трофимовна ушла из жизни после тяжелой болезни 14 апреля 2003 года, вслед за Николаем Михайловичем Амосовым. Но все дело еще и в том, что жизненный стоик Любовь Малая никогда всерьез не лечилась, никогда не принадлежала к научным сибаритам, а наоборот, к тихим неутомимым титанам науки…
На фронтоне Института выделяются слова: «Национальный институт терапии им. Л. Т. Малой НАМН Украины». Учреждение, которое вслед за Любовью Трофимовной возглавил профессор О. Л. Бабак (2003-2012), а ныне возглавляет профессор Г. Д. Фадеенко, – единственный в Украине общетерапевтический научно-исследовательский и клинико-диагностический центр мирового уровня. Потребовался беспрецедентный штурм столичных канонов, чтобы такой, не имеющий аналогов Дом Спасения Жизней, силой научного ума его первостроителя академика Л. Т. Малой возник вне столичных притязаний. А в музее Института – письменный стол Любови Трофимовны, фонендоскоп, другие ее инструменты и довольно известное фото – в халате, шапочке, с телефонной трубкой.
Великая Любовь Малая беспредельно принадлежала Медицине. И вот начинается второе ее столетие, в котором она останется негаснущей яркой звездой…
Подготовил Юрий Виленский
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 24 (445), грудень 2018 р.