Острый коронарный синдром: нарушения иммунных процессов, метаболизм липидов, белков и предикторы воспаления

06.07.2015

Атеросклероз одновременно является проявлением как биохимических нарушений обмена липидов, так и воспалительных процессов, требуя комплексной оценки состояния цитокинов, С-реактивного белка (СРБ) и сывороточного амилоида А.
В случае острого коронарного синдрома (ОКС) при нарушении метаболизма липидов и белков происходит образование аутоантигенов, антикардиальных липидов и белков, что приводит к повреждению кардиомиоцитов и коронарных сосудов.

Механизмы повреждающего действия иммунологических процессов связаны с гиперпродукцией IgG и IgA вследствие нарушения регуляторной функции Т-супрессоров, активации В-лимфоцитов и комплемента с образованием иммунных комплексов [1].
Иммунные нарушения при ишемической болезни сердца (ИБС) рассматриваются как фактор, во многом определяющий возникновение и течение заболевания. Особенно это влияние манифестируется при ОКС: нестабильной стенокардии (НС), остром инфаркте миокарда (ОИМ), когда нарушения метаболизма белков и липидов ведут к образованию аутоантигенов, антикардиальных и сосудистых антител, что приводит к повреждению миокарда и эндоваскулярным коронарным сосудистым нарушениям [2].
Механизмы повреждающего действия факторов иммунных нарушений включают гиперпродукцию IgG и IgA вследствие нарушения регуляторной функции Т-супрессоров, активации В-лимфоцитов и комплемента с образованием иммунных комплексов [5].
В некоторых случаях стенокардия и инфаркт миокарда встречаются у лиц с нормальным уровнем липидов в плазме крови. Вместе с тем известно, что дестабилизированная атеросклеротическая бляшка является источником провоспалительных цитокинов (ПЦ), которые способны увеличивать инфильтрацию сосудистой стенки воспалительными клетками, усиливать атерогенез, прокоагулянтную активность эндотелия, воздействовать на метаболизм липидов и формировать ОКС [6].
ИБС по-прежнему находится в центре внимания клиницистов в связи с широкой распространенностью и высокой смертностью, связанной с этой патологией. По данным Американской ассоциации сердца (AHA), ОИМ ежегодно развивается примерно у 1,5 млн человек, при этом уровень летальности продолжает оставаться высоким, несмотря на очевидные успехи современной кардиологии. Как известно, нарушение целостности покрытия атеросклеротической бляшки с образованием эрозии, трещины или ее разрыв с последующим формированием на этом месте пристеночного или обтурационного тромба, а также активацией нейрогуморальных систем – симпатоадреналовой, ренин-ангиотензин-альдостероновой – лежат в основе нестабильной стенокардии, ОИМ и внезапной смерти. В последние годы широко обсуждаются нарушение баланса цитокинов, неспецифических индикаторов воспаления, таких как СРБ и сывороточный амилоид А, а также их участие в развитии внезапной смерти [7].
Цитокины – это гликопротеиды, участвующие в созревании и дифференциации клеток крови, активирующие рост и влияющие на функциональную активность лимфоцитов, обеспечивающие сложные корпоративные взаимодействия между клетками. Доказана роль цитокинов при иммунологических состояниях и в формировании воспалительных процессов. ПЦ играют важную роль в процессах гиперкоагуляции крови; участвуют в активации рестенозирования коронарных артерий после ангиопластики, нарушении регуляции сосудистого тонуса, развитии ОКС и формировании синдрома эндотелиальной дисфункции, индукции метаболических процессов в скелетных мышцах и прогрессировании мышечной дистрофии. У больных ОИМ повышенные уровни ПЦ являются медиаторами ответа острой фазы [8].
Оценка вышеуказанных изменений в целом может служить показателем тяжести коронарного синдрома при ИБС и его осложнений и является дифференциально-диагностическим критерием прогрессирования заболевания с позиции участия неспецифических индикаторов воспаления и нарушений липидного обмена, а также изучения динамики уровней ПЦ (ИЛ-6, ИЛ-1-бета) и СРБ в сыворотке крови больных ОКС – ОИМ и НС.

Материалы и методы
Обследовано 130 пациентов с ОКС. НС определена у 70 больных, в 60 случаях диагностирован ОИМ.
Диагноз «острый инфаркт миокарда» ставили на основе возникшего болевого синдрома в загрудинной области, продолжавшегося более 30 мин, элевации сегмента ST >0,2 мм в двух и более отведениях с повышением уровня креатинфосфокиназы более чем в 2 раза. Больные ОИМ были разделены на 2 группы. В первую вошли 60 пациентов, у которых диагностирован ОИМ с зубцом Q; вторую группу составили 40 больных без зубца Q.
Иммуноферментным способом оценивались сывороточные уровни интерлейкина-6 (ИЛ-6), и полуколичественно определялся уровень СРБ на 1-е, 6-7-е и 26-27-е сутки от начала ОИМ. При этом уровень ПЦ у больных ОИМ был увеличен по сравнению с таковым у здоровых лиц, пик сывороточной концентрации ИЛ-6 и ИЛ-1-бета приходился на 6-7-е сутки заболевания, что совпадает с окончанием формирования зоны некроза у больных ОИМ с зубцом Q.
Длительность предшествующей ИБС у исследуемых пациентов составила от одних суток до 10 лет.
У больных 1-й группы отмечались различные осложнения ОИМ: кардиогенный шок, при котором в 3 случаях наблюдался летальный исход, нарушения ритма и проводимости у 19 пациентов, подострая аневризма в 2 случаях, рецидивирующая сердечная астма и отек легких – у 5 больных.
У пациентов с ОИМ в 5 случаях отмечались различные нарушения ритма и проводимости.
У ряда обследованных больных ОИМ наблюдались сопутствующие заболевания: сахарный диабет 2 типа в 6 случаях, язвенная болезнь в форме ремиссии у 3 пациентов, хронический необструктивный бронхит в фазе ремиссии в 4 случаях.
Суточное мониторирование ЭКГ проводили на эхокардиографе по стандартной методике.
У всех обследованных больных с ОИМ проводили повторное исследование содержания в плазме крови провоспалительных цитокинов (ИЛ-6, ИЛ-1-бета) методом иммуноферментного анализа на 1-е, 6-7-е и 26-28-е сутки заболевания.
Представители обеих групп с ОИМ получали медикаментозное лечение, включающее гепарин, нитраты, аспирин, ИАПФ, β-адреноблокаторы (метопролол, карведилол) и диуретики.
При НС определялись не менее двух болевых эпизодов в предыдущие 48 ч или сердечный приступ, который продолжался более 20 мин. Во время приступа у больных повышались сегмент ST и уровень креатинфосфокиназы в сыворотке крови. Все пациенты с НС были распределены на две группы: с нормальными показателями СРБ и повышенным его уровнем.
Лечение пациентов с НС включало прием аспирина 125 мг в сутки, метопролола 100 мг в сутки, нитроглицерина пролонгированного действия 5,2 мг 2-3 раза в сутки, а также гепарина 20 тыс. ЕД в сутки в течение 4-5 дней. За нормальный уровень СРБ принимали значения до 6 мг/л.
Биохимическое исследование липидов включало определение в сыворотке крови уровня общего холестерина, триглицеридов, ХС ЛПНП и ХС ЛПВП ферментным методом.
Контрольную группу составили 10 здоровых лиц в возрасте от 25 до 48 лет.

Результаты и обсуждение
При НС в группе больных с повышенным уровнем СРБ за время периода наблюдения его показатели находились в пределах 6,6-19,2 мг/л и были повышены у 24 из 26 пациентов при поступлении и у 26 из 33 спустя 3 мес. У 81% (21 больной) из этих 26 больных уровень СРБ был постоянно повышен на протяжении всего периода наблюдения, что составило 40% от общего количества участников – 53 больных (табл. 1).

Табл1Без имени-1
За время наблюдения у 18 из 26 больных (69 против 15% первой группы) имело место ухудшение течения ИБС с дестабилизацией НС у 14 больных.
При изучении влияния взаимосвязи между уровнями СРБ, холестерина и фибриногена у пациентов с НС было установлено, что ухудшение течения ИБС имело место у 13,4% больных с показателями СРБ 6,6 мг/л, при этом 42% пациентов имели ухудшение при величинах такового 6,6-17,2 мг/л и 67% больных – с уровнем 17,2 мг/л и более.
Такая же зависимость наблюдалась при сопоставлении уровня фибриногена и частоты ухудшения ИБС. При уровне фибриногена до 2,6 г/л частота ухудшения стенокардии имела место у 22% пациентов, при уровнях фибриногена от 2,6-3,8 г/л – у 44% больных и более 8 г/л – в 59% случаев.
Многофакторный анализ уровней СРБ, холестерина и фибриногена в крови и дестабилизации течения ИБС показал, что существует прямая зависимость между этими показателями.
С учетом того, что уровень СРБ представляет индикатор воспалительного процесса, а увеличение уровня фибриногена в крови отражает скорость развития ИБС, изменение этих показателей может свидетельствовать о прогрессировании заболевания и дестабилизации НС.
Повышенный уровень СРБ является маркером повышенного образования ИЛ-1 и ИЛ-6, которые обладают протромботическими свойствами. Кроме того, СРБ активирует моноциты, стимулируя образование тканевых факторов, и вызывает выброс интерлейкинов моноцитами и эндотелиальными клетками [9].
Механизмы островоспалительных реакций связаны с окислением липопротеинов низкой плотности и персистированием инфекции, что приводит к хроническому воспалению, о чем свидетельствует наличие положительной корреляции между титром антител к Chlamydophila pneumoniae у больных НС в условиях ее дестабилизации, а также в условиях повышенного уровня фибриногена как отражение активации протромбогенных механизмов развития НС.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы. Уровень СРБ в сыворотке крови повышен почти у половины больных нестабильной прогрессирующей стенокардией, и это повышение точно коррелирует с возможным ухудшением течения стенокардии. Не было установлено зависимости между увеличением содержания общего холестерина в сыворотке крови и частотой ухудшения течения стенокардии. Наконец, существует зависимость между повышением уровней фибриногена и СРБ с дестабилизацией течения ИБС – нестабильной стенокардией.
Уровни исследования ПЦ и СРБ в двух группах больных с ОИМ и группы контроля представлены в таблице 2.

Таб2Без имени-1
Как видно из полученных данных, в 1-е сутки заболевания уровень ИЛ-6 был выше у представителей 1-й группы, чем у больных 2-й и группы контроля. На 6-7-е сутки сывороточный ИЛ-6 был выше в 1-й группе по сравнению со 2-й группой, а на 26-28-е сутки сохранялось повышение содержания ИЛ-6 в 1-й группе по сравнению со 2-й группой.
Более выраженное увеличение сывороточных уровней ИЛ-6 и ИЛ-1-бета у больных с ОИМ с зубцом Q, нежели таковых у пациентов с ОИМ без зубца Q, указывает на следующее. Глубина поражения миокарда и его распространение в первом случае свидетельствуют о том, что ПЦ способны увеличивать адгезивность лейкоцитов к сосудистому эндотелию, вызывать инфильтрацию сосудистой стенки воспалительным процессом, усиливая атерогенез и стимулируя коагулянтную активность эндотелия, тем самым воздействуя на метаболизм липидов самым неблагоприятным образом. При этом ПЦ способны формировать неблагоприятные проявления сердечной недостаточности, обусловленной ИБС, а дисфункция левого желудочка, в свою очередь, стимулирует выброс ПЦ, тем самым включается цепная реакция патологических процессов, характерных для ОИМ с зубцом Q.
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что ПЦ играют важную роль в развитии ОИМ и НС, а повышение их концентрации в крови является показателем тяжелого поражения коронарных сосудов. При этом воспалительная реакция, обусловленная ПЦ, более выражена у больных ОИМ с зубцом Q, а пик сывороточной концентрации ИЛ-6 и ИЛ-1-бета на 6-7-е сутки свидетельствует об окончании формирования зоны некроза при ОИМ с зубцом Q.
При этом важной представляется взаимосвязь ПЦ и СРБ, которая свидетельствует об усилении патологических процессов при НС, а также резко ухудшает прогноз при ОИМ, связанном с ухудшением течения этих заболеваний вследствие воспалительных процессов при нарушении целостности атеросклеротической бляшки в местах атеросклеротического поражения.
Таким образом, обнаруженная учеными прямая зависимость между повышением уровней фибриногена, ЛПНП, СРБ и ПЦ требует разработки новых терапевтических подходов в лечении ОКС, предусматривающих комплекс терапевтических воздействий с устранением воспаления, блокированием активации ИЛ-1-бета, вызванной действием фермента каспаза-1 и антигенами, компонентами комплемента, простагландином, тромбином и белками острой фазы воспаления.
В последнее время появились данные о том, что СРБ оказывает самостоятельное патогенетическое влияние на процессы атерогенеза и последующего тромбообразования, а не только является отражением системного воспаления. СРБ связывается с ЛПНП, особенно с его модифицированными формами, и способен накапливаться в местах атеросклеротического поражения артерий. Поэтому важное значение придается профилактике и терапии ОКС гиполипидемическими препаратами. Наряду с тем что последние снижают уровень ЛПНП, они также улучшают функции эндотелия, в том числе влияя на его защитные барьерные функции, в частности, в отношении активизации защитных функций эндотелиоцитов. Кроме того, гиполипидемические лекарственные средства имеют набор позитивных патогенетических воздействий, касающихся окисленных ЛПНП; способны подавлять локальный синтез холестерина в сосудистой стенке, активизируя продукцию NO и цАМФ эндотелием; уменьшают оксидативный стресс по показателям снижения малонового диальдегида; повышают активность антиоксидантных ферментов, в частности каталазы [3].
Согласно последним рекомендациям Европейского общества кардиологов (ESC, 2003) по ведению больных, перенесших инфаркт миокарда, в качестве обязательной профилактики ОКС и его проявлений в форме НС, а также повторного инфаркта миокарда, требуется проведение терапии статинами.
Важно придерживаться положений, одобренных в настоящее время международной кардиологической практикой [4]:
• врачи общей практики назначают статины больным, перенесшим ОКС;
• больные имеют высокий комплайенс к постоянному лечению, если препараты назначаются им сразу после выписки из стационара; нежелательна смена препарата или уменьшение его дозы;
• доза препарата не может быть ниже средней для лиц без нарушений липидного обмена и должна быть высокой при наличии нарушений липидного спектра;
• раннее назначение статинотерапии как метод ускоренной стабилизации состояния сосудов и системных иммунных и воспалительных реакций организма является стандартным подходом к лечению ОКС.

Литература
1.    Мазуров В.И., Столов С.В., Линецкая И.Э. Динамика уровней провоспалительных цитокинов у больных в зависимости от различных форм ИБС // Клиническая медицина. – 1999. – № 11. – С. 23-27.
2.    Нетяженко В., Барна О. Керівництво до лікування пацієнтів зі стабільною стенокардією, АКК/АСС. – 2004. – № 10 (87). – С. 10-13.
3.    Шумаков В.О. Сучасне уявлення про патогенез та лікування гострого коронарного синдрому // Нова медицина. – 2003. – № 4 (9). – С. 32-34.
4.    Дзяк Г.В., Коваль О.А., Каплан П.А., Півняк А.Г. Запалення та імунопатологічні зміни при гострих коронарних синдромах: чи необхідна зміна стандартів терапії? // Нова медицина. – 2003. – № 4 (9). – С. 26-31.
5.    Biasucci L.M., Liuzzo G., Grillo R.L. et al. Elevated levels of C-reactive protein at dischage in pts with unstable angina predict recurrent instability // Circulation. – 1999. – Vol. 99. – P. 855-860.
6.    Hasdai D., Scheinowitz M., Leibovitz E. Increased serum concentration of interleukin – 1 beta in pts with coronary artery disease // Heart. – 1996. – Vol. 76. – P. 24-28.
7.    Kanda T., Inoue M., Kotajima N. et al. Circulating interleukin-6 and interleukin-6 receptors in pts with acute and recent myocardial infarction // Cardiol.+ Ads. – Vol. 93 (3). – P. 191-196.
8.    Palmer J.N., Hartogenesis W.E. Patten M. et al. Interleukin-1 beta induces cardiac myocyte growth but inhibits cardiac // J Clin Invest. – 1995. – Vol. 95 (6). – P. 2555-2564.
9.    Vanderheden M., Kerschot E., Paulus W. Proinflammatory cytokines and endothelium dependent vasodilatation in the forearm. Serial assessment in patients with congestive heart failure // Eur. Heart J. – 1998. – Vol. 19. – P. 747-752.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....