Цитиколин при остром ишемическом инсульте: обзор имеющихся доказательств

29.12.2015

Статья в формате PDF.


Инсульт является одной из ведущих причин заболеваемости, смертности и инвалидизации в глобальной популяции. Первоочередная терапевтическая стратегия при остром ишемическом инсульте (ОИИ) – восстановление кровотока в окклюзированной артерии. Однако у большинства (80-85%) пациентов с инсультом имеет место несоответствие критериям проведения реваскуляризирующей терапии, и для таких больных действенные методы лечения в остром периоде в настоящее время отсутствуют. Следовательно, существует необходимость в эффективной терапии, которую можно было бы применять у всех больных ОИИ. 

В недавних экспериментальных исследованиях на моделях инсульта было установлено, что препараты, способные повышать эндогенную пластичность и репарацию головного мозга, могут уменьшать острое повреждение церебральных нейронов и улучшать функциональные исходы, даже если они назначаются спустя несколько часов после ишемического события (Sahota P., Savitz S.I., 2011; Saver J.L., 2010). Одним из наиболее перспективных препаратов этой группы является цитиколин, сочетающий свойства нейропротектора и репаратора.
Цитиколин представляет собой экзогенную форму цитидин-5’-дифосфохолина, который является эссенциальным промежуточным соединением для образования фосфатидилхолина и необходим для биосинтеза фосфолипидов клеточных мембран. При церебральной ишемии цитиколин препятствует образованию свободных радикалов, восстанавливает активность митохондриальной АТФазы и мембранной Na+/K+АТФазы, ингибирует активацию фосфолипазы А2 и ускоряет реабсорбцию церебрального отека (Davalos A., Secades J., 2011). Таким образом, цитиколин действует на нескольких уровнях ишемического каскада, что обеспечивает комплексный нейрорепаративный эффект.
В токсикологических исследованиях была подтверждена высокая безопасность цитиколина. Препарат не имеет значимых системных холинергических эффектов и хорошо переносится. Фармакологические свойства и механизмы действия цитиколина свидетельствуют о целесообразности его применения в лечении цереброваскулярных заболеваний, черепно-мозговых травм различной тяжести, когнитивных расстройств разной этиологии. Цитиколин всесторонне изучался в клинических исследованиях с участием здоровых добровольцев и более 11 тыс. пациентов с разнообразными неврологическими состояниями, включая ОИИ. Во всех этих исследованиях профиль безопасности цитиколина был сопоставим с таковым плацебо (Davalos A., Secades J., 2011).

Клинические исследования с цитиколином
Крупные многоцентровые двойные слепые плацебо-контролированные исследования эффективности цитиколина при ОИИ проведены в США. В одном из таких исследований II фазы сравнивали терапевтический профиль различных доз цитиколина (500; 1000 и 2000 мг/сут) и плацебо у 259 больных ОИИ (Clark W.M. et al., 1997). Все больные (65 в каждой из групп цитиколина и 64 в группе плацебо) получали цитиколин или плацебо с первых суток заболевания. Лечение продолжалось 6 нед с последующим наблюдением в течение еще 6 нед. Критериями эффективности служили выраженность неврологического дефицита по шкале тяжести инсульта Национального института здоровья США (NIHSS), степень инвалидизации по индексу Barthel и модифицированной шкале Rankin (mRS), нарушение когнитивных функций – по краткой шкале оценки психического статуса. По всем этим критериям на 12-й неделе с момента развития инсульта отмечено улучшение в группе больных, принимавших цитиколин, по сравнению с соответствующим показателем в группе плацебо. Значительная степень восстановления неврологических функций (≥90 баллов по индексу Barthel) через 12 нед после возникновения инсульта (первичная конечная точка) достоверно чаще регистрировалась в группе пациентов, принимавших цитиколин в дозе 500 и 2000 мг/сут, чем в группе плацебо. Эти результаты позволили авторам исследования рекомендовать назначение цитиколина по 500 мг/сут в течение 6 нед начиная с первых суток ОИИ.
В последующем эти же авторы провели исследование III фазы, в котором больных с ОИИ рандомизировали в соотношении 2:1 для получения цитиколина 500 мг (капсулы для перорального приема) или плацебо в течение 6 нед с началом лечения в пределах 24 ч от появления симптомов (Clark W.M. et al., 1999). В группу цитиколина и в группу плацебо были включены 267 и 127 пациентов соответственно. Через 3 мес после начала терапии значимые различия по функциональным исходам между группами отсутствовали. Однако, как показал последующий анализ, в группе плацебо было больше пациентов с легким инсультом, что могло повлиять на результат. При этом у больных с более тяжелым инсультом (NIHSS >8) по сравнению с плацебо цитиколин улучшал функциональные исходы. Значимые побочные эффекты не регистрировались.
В исследовании S. Warach и соавт. (2000) у пациентов с легкими, среднетяжелыми и тяжелыми ишемическими инсультами лечение цитиколином ассоциировалось с тенденцией к уменьшению размеров инфаркта.
Davalos A. и соавт. (2002) провели метаанализ 4 рандомизированных плацебо-контролированных двойных слепых исследований с участием 1371 пациента. Цитиколин (500-2000 мг/сут) назначался 789 пациентам с умеренно-тяжелым ишемическим инсультом в пределах 24 ч от появления симптомов; остальные больные получали плацебо. Результаты оценивали с использованием комбинированного показателя, включившего оценку по шкале NIHSS ≤1, оценку по шкале mRS ≤1 и индекс Barthel ≤1. Цитиколин значительно повышал вероятность полного восстановления после 3 мес наблюдения (отношение шансов – ОШ – 1,33; 95% доверительный интервал – ДИ – 1,10-1,62).
Результаты этого метаанализа стали основанием для проведения клинического испытания ICTUS – рандомизированного плацебо-контролированного исследования эффективности и безопасности цитиколина у пациентов с ОИИ (Davalos A. et al., 2012). Больных рандомизировали в соотношении 1:1 на группы с назначением цитиколина или плацебо в течение 24 ч после появления симптомов (1000 мг каждые 12 ч внутривенно в течение первых 3 дней, затем перорально по 2 таблетки 500 мг каждые 12 ч) на протяжении 6 нед.
Тем не менее при оценке комбинированного показателя восстановления через 90 дней (первичная конечная точка) достоверной разницы между группами цитиколина и плацебо не выявлено (ОШ 1,03; 95% ДИ 0,86-1,25). Такие же результаты получены при анализе основных изучаемых показателей по отдельным шкалам (вторичные конечные точки). По частоте неблагоприятных событий группы не различались.

Обсуждение результатов исследований с цитиколином
В исследовании ICTUS, по мнению его авторов, стандарты ведения пациентов были настолько высокими, что продемонстрировать преимущества дополнительной терапии цитиколином было непросто. Все больные проходили лечение в специализированных инсультных отделениях университетских клиник Германии, Португалии и Испании. Как известно, лечение в инсультном отделении является одной из наиболее эффективных стратегий независимо от возраста, пола больных и тяжести инсульта.
Анализ отдельных подгрупп пациентов – участников исследования ICTUS показал благоприятный эффект цитиколина по сравнению с плацебо у больных, не получавших тромболизис рекомбинантным тканевым активатором плазминогена – rt-PA (p=0,041). Следует отметить, что тромболизис rt-PA был проведен необычно большой части пациентов – 47%, хотя в западных странах этот показатель составляет 6-22%, а в остальных регионах не превышает 10%. Восстановление кровотока в зоне полутени под действием rt-PA могло «размыть» эффект цитиколина. Также следует учитывать, что реканализация в первые 24 ч после начала инсульта способна нивелировать благоприятный эффект любого потенциального нейропротектора. Вместе с тем у пациентов, не получавших тромболизис, цитиколин проявлял отчетливый позитивный эффект.
Анализ других подгрупп пациентов также показал потенциальный благоприятный эффект цитиколина по сравнению с плацебо у пациентов старше 70 лет (р=0,001) и у больных с менее тяжелым инсультом (NIHSS <14; р=0,021). Это может объясняться более высокой чувствительностью стареющего мозга к негативным последствиям ишемии и известными трудностями (в том числе при проведении тромболизиса) в улучшении исходов при тяжелых инсультах с обширный зоной необратимого инфаркта.
Еще одно объяснение различий результатов исследования ICTUS и предыдущих клинических испытаний с цитиколином может быть связано с тяжестью инсульта. В исследовании ICTUS у большего количества пациентов имели место тяжелый инсульт и, соответственно, меньшая зона «полутени», которую можно было спасти. Учитывая тот факт, что цитиколин действует в зоне «полутени» – дозозависимо уменьшает размеры инфаркта, высокий процент больных с обширными инфарктами уменьшил шансы на проявление благоприятных эффектов препарата.
После публикации основных результатов ICTUS авторы исследования обновили метаанализ данных, который выявил общий достоверный эффект цитиколина (ОШ 1,14; 95% ДИ 1,00-1,30) и достоверную гетерогенность эффектов (p=0,0029) между предыдущими исследованиями и исследованием ICTUS (Davalos A. et al., 2012).
Результаты исследования ICTUS показывают безопасность использования цитиколина при ОИИ, что согласуется с данными других работ. В предыдущем объединенном анализе безопасность цитиколина в целом была такой же, как и плацебо, хотя на фоне приема данного препарата отмечалась более высокая частота тревожности и отека нижних конечностей, но при этом имела место более низкая частота депрессии, падений и недержания мочи (Davalos A. et al., 2002). Тем не менее в исследовании ICTUS встречаемость и типы неблагоприятных явлений, в том числе серьезных (неврологические события), не отличались от таковых в группе плацебо. Применение цитиколина не увеличивало частоту геморрагической трансформации и симптоматической геморрагической трансформации на фоне лечения rt-PA.
Авторы заключают, что, по данным исследования ICTUS, цитиколин имеет благоприятный профиль безопасности при лечении ОИИ умеренной или тяжелой степени.
Если объединить полученные в исследовании ICTUS данные с результатами других многоцентровых плацебо-контролированных испытаний, посвященных применению цитиколина при ОИИ, отмечается достоверное уменьшение степени инвалидизации в среднем на 14% по сравнению с соответствующим показателем для плацебо (хорошее восстановление – оценка по модифицированной шкале Rankin 0-2 балла) (Davalos A. et al., 2012).
Важно отметить, что результаты исследования ICTUS опубликованы в The Lancet – одном из наиболее авторитетных медицинских журналов, и отзыв на эту статью (Hankey G.J., 2012) содержит предложение пересмотреть рекомендации по ведению больных ОИИ с учетом результатов исследования ICTUS.

Выводы
Цитиколин – препарат с хорошим профилем безопасности, способный оказывать благоприятные эффекты при ОИИ, при этом максимальную пользу от его назначения можно ожидать у пациентов с менее тяжелым инсультом (исходная оценка NIH <14), у больных старше 70 лет и у пациентов, не получавших rt-PA. Таким образом, цитиколин наравне с немногими другими нейропротекторами (Актовегин, Церебролизин) в клинических исследованиях стабильно демонстрирует значимый нейропротекторный эффект.

Подготовил Алексей Терещенко

UA/CNS/1215/0017

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Неврологія

23.04.2024 Неврологія Психіатрія Терапія та сімейна медицина Що краще при постстресовій тривожності та безсонні – ​комбінація пасифлори з мелатоніном чи з 5-НТР?

Стрес і тривожність чинять потужний несприятливий вплив і на самопочуття окремих індивідуумів, і на загальний стан здоров’я всієї популяції світу. Цей несприятливий вплив значно підсилили пандемія COVID‑19 та війна в Україні (Celuch M. et al., 2023)....

23.04.2024 Неврологія Терапія та сімейна медицина Стрес у житті жінки: як втримати масу тіла, коли його заїдаєш?

16-17 лютого в Києві відбувся науково-практичний майстер-клас «Хронічний стрес сьогодення: обрані запитання про здоров’я жінки в різні вікові періоди». Під час заходу виступили фахівці різних спеціальностей, було обговорено важливі аспекти жіночого здоров’я як психологічного, так і фізичного. Доповіді присвячувалися різноманітним питанням, зокрема репродуктивним проблемам, онкологічним захворюванням, психосоматичним розладам. Під час події виступила засновниця Академії довголіття Dr. Skytalinska, віцепрезидент Асоціації дієтологів України, лікар-дієтолог Оксана Василівна Скиталінська. Доповідь Оксани Василівни була присвячена впливу тривалого стресу на харчування та пов’язані з цим наслідки для здоров’я жінок. Окрім пояснення механізмів негативного впливу стресу, під час доповіді лікарка також надала важливі практичні рекомендації стосовно здорового харчування....

23.04.2024 Неврологія Терапія та сімейна медицина Активна розумова діяльність в умовах сьогодення: нутритивний підхід для збереження когнітивного та фізичного здоров’я

Події останніх 5 років є неабияким викликом для психічного стану кожного українця: спочатку – ​пандемія коронавірусу та запроваджені через неї карантинні обмеження, а далі – ​повномасштабне російське вторгнення, що триває уже понад 2 роки. Все це спричиняє погіршення психічного здоров’я населення. Такі надзвичайні ситуації, що характеризуються загрозою з невизначеною тривалістю, створюють масивне стресове навантаження, яке підсилюється відчуттям самотності та відчуженості, підвищують тривожність, а також є підґрунтям розвитку психічних розладів. Відомо, що ці стани порушують розумову діяльність, тобто перешкоджають концентрації та аналізу інформації. ...

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....