31 серпня, 2015
Сахарный диабет как психосоматическое заболевание: скрытые проблемы и возможности
Печаль или длительная скорбь приводят к развитию или прогрессированию диабета.
Thomas Willis, XVII век
Все болезни – от нервов. Если лишить этот афоризм некоторой категоричности и иронии, получим вполне научный вывод: психические процессы играют важную роль в возникновении многих болезней, в том числе и диабета. Люди давно заметили, что многие заболевания появляются на фоне психологических проблем и конфликтов либо иногда спустя несколько месяцев или лет после перенесенного стресса. Безусловно, психологические трудности не порождают бактерий или вирусов, однако постоянное эмоциональное напряжение может приводить к ослаблению иммунной системы и способствовать развитию инфекции. В этой статье мы попробовали разобраться, какая связь существует между психикой и диабетом и как она может быть использована в лечении таких больных.
Что такое психосоматика?
Психосоматика – направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. В рамках психосоматики исследуются связи между конституциональными и личностными особенностями, чертами характера, стилями поведения, типами эмоциональных конфликтов и тем или иным соматическим заболеванием. Задача психосоматической медицины состоит в том, чтобы не только найти связь между психологическими и соматическими процессами, но и использовать полученные данные в терапевтических целях.
Термин «психосоматический» впервые ввел немецкий психиатр Иоганн Хайнрот в 1818 году. Он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело». Хайнрот утверждал, что такие страшные заболевания, как туберкулез, рак и эпилепсия, «рождаются» в человеческом организме от не менее страшных эмоциональных состояний – злобы, одиночества, стыда и полового бессилия.
Основоположником современной психосоматической теории стал известный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. В своем труде о так называемой конверсии, датированном 1885 годом, он утверждает, что именно психологический конфликт, не находя разрешения, вынуждает человека болеть – параличом, глухотой, слепотой, конвульсиями, нарушением координации движений, нарушением глотательного акта. Под конфликтом чаще всего подразумевают неприемлемые обществом инстинкты (агрессию, открытое проявление сексуальности) и культурные запреты, накладывающие табу на высвобождение эмоций и провоцирующих возникновение психологической травмы. Фрейд также указывал, что важное влияние оказывает «соматическая готовность» – физический фактор, который определяет «выбор» органа для болезни.
Наиболее активное развитие психосоматики приходится на 20-50-е годы XX века. В 1939 году в США начал издаваться журнал «Психосоматическая медицина». В 1950 году было создано Американское психосоматическое общество.
В 30-е годы прошлого века один из основателей психосоматики Франц Александер выделил группу из семи классических психосоматических заболеваний, так называемую «святую семерку». В нее входили эссенциальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, ревматоидный артрит, гипертиреоз, бронхиальная астма, колит и нейродермит. В настоящее время список психосоматических расстройств значительно расширился и включает в том числе сахарный диабет (СД).
Диабет как психосоматическое заболевание
Сахарный диабет был отнесен к истинным психосоматозам в 50-х годах XX века. Это означает, что психические процессы могут приводить к развитию диабета и нарушению его компенсации, а реализуется это влияние преимущественно через вегетативную нервную систему.
Связь с психикой касается СД обоих типов. Если максимально упростить, то при СД 1 типа мозг запрещает клеткам вырабатывать инсулин, а при 2 типе – реагировать на этот гормон.
Эндокринологи и пациенты с диабетом хорошо знают, что психологические стрессы часто провоцируют декомпенсацию заболевания. Когда больной перенервничает, уровень сахара в крови растет, а когда успокоится – снижается. В отпуске, когда человек расслаблен и доволен жизнью, уровень гликемии может снижаться иногда и до нормы. В настоящее время существует точка зрения, что лабильный СД – это скорее поведенческая, а не патофизиологическая проблема.
Что же касается развития диабета вследствие психологических механизмов, то, по всей видимости, они выступают триггером у лиц с предрасположенностью к нему.
Психологические причины развития диабета
Провоцировать развитие диабета могут различные психологические состояния и проблемы.
Проще всего объяснить связь между диабетом и стрессом: стресс повышает уровень контринсулярных гормонов и тем самым способствует нарушению углеводного обмена. Исследования показывают, что у людей с диабетом за пять лет до установления диагноза отмечается более высокая частота стрессовых событий. Дети, например, могут переживать по поводу развода родителей или смерти одного из них, конфликтов в семье, появления брата или сестры, начала занятий в школе, перехода из начальных классов в средние. У юношей и девушек причинами могут быть несчастная любовь, поступление в ВУЗ, армия, заключение брака, беременность, уход из родительской семьи, начало профессиональной деятельности. У зрелых людей развитие болезни часто провоцирует рождение ребенка, конфликт супругов, развод, жилищные и финансовые проблемы, проблемы на работе, во взаимоотношениях с детьми, уход детей из семьи и т.п. У пожилых людей это может быть уход на пенсию, болезнь или смерть одного из супругов, проблемы во взаимоотношениях с супругом, проблемы в семьях детей.
Похожая физиологическая ситуация наблюдается и у лиц с повышенной тревожностью. E. Balсetis и G.D. Lassiter (2010) отмечают, что многим детям, заболевшим СД, тревожность была свойственна еще до начала болезни.
Также замечено, что среди больных СД 2 типа особенно высока распространенность алекситимии – затруднений в различении, определении и описании эмоций и телесных ощущений. В результате конфликты и различные непищевые потребности удовлетворяются с помощью еды. Человек «заедает» обиду, страх, гнев и т.д. Вследствие нарушений пищевого поведения развивается ожирение, а в дальнейшем – СД.
Еще одной важной психологической причиной диабета считается неудовлетворенная потребность в любви и заботе. Испытывая хронический «голод по любви», желая «вкусить» хотя бы немного радостей жизни, человек начинает удовлетворять свои эмоциональные потребности при помощи еды. Пища становится для него главным источником удовольствия, происходит ее отождествление с любовью, а состояние голода усиливается независимо от приема пищи. И снова – переедание, ожирение, диабет.
У других пациентов с диабетом красной нитью проходят боязнь неопределенности и страх потерять контроль. Чрезмерная потребность в контроле типична для сверхобязательных, сверхнормативных людей. Она рождается из страха неизвестности, новизны, боязни совершить ошибку. Страх новизны связан с проблемами в изменении поведения, трудностями адаптации, неумением быстро перестраиваться. В привычных ситуациях, в знакомых компаниях человек может чувствовать себя вполне свободно и непринужденно, но стоит ему попасть в незнакомое общество или столкнуться с чем-то новым, и тут его не узнать: он скован, замкнут, тревожен, поскольку не знает, как ему повлиять на ситуацию, чтобы держать ее под контролем. Диабет, а точнее требуемый им режим и замкнутый образ жизни, делает жизнь более или менее предсказуемой, вносит определенность, которая отсутствует за порогом дома. Многие авторы отмечали у детей с диабетом еще до заболевания повышенную добросовестность, серьезность, отсутствие детской беззаботности.
Может иметь место и противоположная ситуация, когда погружение в болезнь становится способом ухода от реальной жизни с ее трудностями и проблемами. Некоторым больным диабетом характерен страх ответственности за самореализацию и саморазвитие, страх неудачи в социальной, профессиональной и личной жизни. Не чувствуя в себе сил, чтобы добиться поставленных целей, или потерпев неудачу в каком-то деле, человек может объявить себя слабым, тем самым снимая с себя ответственность за свою жизнь. В этом смысле болезнь – удобная лазейка, которая служит хорошим объяснением неудач.
Еще одной психологической причиной развития диабета может стать потеря смысла жизни и чувство пустоты. Смыслом жизни, как ни странно, становится болезнь и ее лечение.
Изредка причиной диабета может быть эффект внушения. Особенно опасно в этом смысле общение с врачами. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко проникнуть в подсознание и стать причиной развития или закрепления настоящей патологии.
Следующая причина – идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Следование родительскому сценарию – одна из возможных причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить: наследственные болезни переносятся генами. Но они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а далеко не все болеют. Возможно, родительский сценарий и является фоном для развития наследственной патологии.
И, наконец, болезнь может развиваться как самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает винить себя и бессознательно наказывать. При анализе истории жизни пациентов травматологических отделений было выявлено, что некоторые из них попадают туда регулярно. Возможно, человек бессознательно загоняет себя в травматическую ситуацию. Наказанием может стать и диабет.
Общие принципы оказания психологической помощи больным диабетом
Следует понимать, что нормализация психологического состояния пациента может если и не излечить диабет, то как минимум существенно улучшить его контроль, уменьшить потребность в лекарствах и снизить риск осложнений. У лиц с ожирением в результате психологической работы может нормализоваться пищевое поведение, снижаться масса тела и, соответственно, улучшаться показатели углеводного обмена.
Рассмотреть в рамках статьи все особенности психологической реабилитации больных диабетом невозможно, да и нашей аудиторией являются врачи, а не клинические психологи. Поэтому отметим лишь общие принципы, которые могут оказаться полезными именно врачам в работе с диабетиками.
При СД в первую очередь следует работать с тем, что человек не считает себя достойным любви, внимания; с огромной потребностью в любви, теплоте; с неумением проявлять любовь по отношению к другим. Для вовлечения человека в психологическую работу (а он может выполнять ее с большой неохотой или даже проявлять враждебность) очень важны сочувствие и такт; важно избегать конфронтации.
Поскольку болезнь часто несет вторичные выгоды, о которых уже шла речь выше (ощущение контроля над жизнью, оправдание неудач, заполнение пустоты и т.д.), нужно в первую очередь определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни, а затем постараться найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни). Полезным может быть такое упражнение: пациент составляет список того, что ему приходится терпеть в жизни, а затем выделяются те пункты, терпеть которые ему помогает именно болезнь. Для того чтобы работа по выяснению причин преимуществ болезни оказалась успешной, рекомендуется предварительно вспомнить особенности жизненного периода, предшествовавшего возникновению заболевания.
Известный украинский психотерапевт Валерий Синельников считает, что организм диабетиков подсказывает им буквально следующее: «Ты сможешь получать сладкое извне только в том случае, если сделаешь свою жизнь «сладкой». Научись наслаждаться. Выбирай в жизни только самое приятное для себя. Сделай так, чтобы все в этом мире приносило тебе радость и наслаждение». То есть нужно постараться объяснить и помочь больным диабетом, особенно лицам с ожирением, найти другие источники удовольствия в жизни помимо еды.
Как было отмечено выше, многие диабетики – алекситимики. Обучение пациента распознаванию и озвучиванию своих чувств, эмоций и телесных ощущений поможет им в нормализации пищевого поведения и соблюдении диеты.
Поскольку у многих больных с СД и ожирением имеются проблемы с восприятием собственного тела, полезными являются методы телесно-ориентированной психотерапии.
Подготовила Наталья Мищенко