1 квітня, 2015
Апокалипсис от ВОЗ: бактерии, панрезистентные к антибиотикам, как реальная угроза человечеству
И.А. Алеев, к.м.н., кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российского университета дружбы народов, г. Москва
Всем людям, хоть немного разбирающимся в медицине, ясно, что устойчивость бактерий к антибиотикам возникает и распространяется в результате неправильного и чрезмерного использования лекарственных средств. Тема наболевшая, но оттого не менее актуальная – с каждым годом количество штаммов супербактерий возрастает.
В 1940-е гг., когда только появились первые антибиотики, их называли чудодейственными лекарствами. И действительно, стало возможным излечивать инфекционные болезни, которые раньше ежегодно убивали миллионы людей. Проблема многих заболеваний (в т. ч. венерических, например сифилиса или гонореи) с появлением антибиотиков перестала быть настолько серьезной, как это было на протяжении всей многовековой истории человечества. А опасность гибели от многих инфекций, таких как стрептококковые ангины или загрязненные раны, исчезла, казалось, навсегда.
Мир без антибиотиков?
Но что мы имеем сегодня, спустя ровно 70 лет после первых случаев излечения посредством пенициллина (1942)? Бесконтрольное использование антибиотиков привело к тому, что человечество вот-вот лишится возможности применять эти препараты с лечебными целями.
«...Если современная медицина (и пищевая промышленность тоже) в корне не пересмотрит отношение к использованию антибиотиков, рано или поздно наступит постантибиотическая эпоха, в которой многие распространенные инфекционные заболевания лечить станет нечем, и они вновь будут уносить множество человеческих жизней. Станут невозможными хирургия, трансплантология и многие другие отрасли медицины». Эти горькие слова генерального директора Всемирной организации здравоохранения, доктора Маргарет Чен, произнесенные во Всемирный день здоровья в 2011 г., сегодня звучат еще актуальнее. Бактерии с лекарственной устойчивостью стремительно распространяются по планете. Все больше основных лекарственных средств перестают действовать на бактерии. Арсенал терапевтических средств стремительно сокращается.
Устойчивость к антибиотикам увеличивает стоимость медицинского обслуживания. Если патологический процесс протекает дольше, а лечение становится более сложным, стоимость медицинской помощи растет. По оценкам Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний, только в странах Европейского союза дополнительный ущерб от устойчивых к антибиотикам бактерий составляет около 1,5 млрд евро в год.
В наши дни в странах Европейского союза, в Норвегии и Исландии ежегодно около 25 тыс. человек умирают от инфекций, вызванных резистентными бактериями, причем большинство летальных исходов случается в больницах.
Мы собственными руками выращиваем монстров – супербактерии.
Талантливые ученики
Термин «супербактерия» (superbug) в последние годы стал все чаще появляться не только в профессиональной литературе, но и в СМИ, ориентированных на немедицинскую аудиторию. Речь идет о микроорганизмах, обладающих устойчивостью ко всем известным антибиотикам. Как правило, супербактериями оказываются внутрибольничные штаммы.
Появление устойчивости к антибиотикам – естественный биологический феномен, отражающий в действии эволюционные законы изменчивости и естественного отбора Чарльза Дарвина с той лишь разницей, что в качестве фактора отбора выступает деятельность человека, а именно нерациональное применение антибиотиков.
Именно поэтому супербактерии могут по праву считать своими «учителями» врачей, назначающих антибактериальные препараты ради перестраховки (причем не курсом, а дня на три), и всех пациентов, которые занимаются самолечением, принимая антибиотики, например, при гриппе. Определенную роль в быстром распространении супербактерий играет т. н. медицинский туризм, когда пациенты из развитых стран отправляются за рубеж, чтобы получить качественное и в то же время более дешевое лечение. После контакта с внутригоспитальными штаммами больные возвращаются на родину, бесконтрольно пронося через таможню своих опасных симбионтов.
Тревожная география
На сегодня эпицентром распространения резистентных бактерий считается Индия. Эта страна производит около трети всех антибиотиков в мире и почти не регулирует их использование. Потенциально опасен в этом плане и Китай, однако 1 августа 2012 г. министерством здравоохранения был ужесточен контроль продажи и употребления антибиотиков.
Врачей и фармацевтов обязали пройти переподготовку и сдать экзамены, а антибактериальные средства поделят на 3 группы в зависимости от их стоимости, побочных эффектов и наличия резистентных к ним бактерий.
В 2010 г. США сообщили о регистрации супербактерий в 3 штатах, Канада – в 3 провинциях. Похожие сообщения поступали из Великобритании, Австралии, Бельгии, Японии, Швеции, Пакистана и Вьетнама, так что непобедимые штаммы давно вышли за пределы своей родины – Индии.
Технологии боевой подготовки
Устойчивость бактерий к антибиотикам развивается вследствие мутаций или в результате приобретения генов резистентности от других бактерий, уже имеющих устойчивость.
Оказалось, что супербактерии отличает от остальных наличие фермента металло-β-лактамазы-1 Нью-Дели (NDМ1; впервые был обнаружен именно в г. Нью-Дели). Энзим обеспечивает резистентность к одному из наиболее действенных классов антибиотиков – к карбапенемам. Однако этого мало. Как минимум каждый 10-й штамм бактерий, несущих ген фермента NDМ1, обладает дополнительным, пока не расшифрованным набором генов, обеспечивающим панрезистентность, – ни один антибиотик не способен воздействовать на этот микроорганизм ни бактерицидно, ни даже бактериостатически. Вероятность передачи гена NDМ1 от бактерии к бактерии велика, так как он обнаружен в плазмидах – дополнительных внехромосомных носителях генетической информации. Эти формы жизни передают друг другу генетический материал горизонтально, без деления: они соединяются попарно цитоплазматическими мостиками, по которым из одной клетки в другую транспортируются кольцевые РНК (плазмиды).
Разнообразие угрозы
Разновидностей бактерий, включившихся в «суперпроцесс», становится все больше. Это в первую очередь возбудители анаэробной и аэробной раневой инфекции – клостридии, золотистый стафилококк (в некоторых странах устойчивыми к одному или многим антибиотикам являются более 25% штаммов этого микроорганизма), клебсиеллы, ацинетобактер, псевдомонады, а также самый частый патоген при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей – кишечная палочка.
Ухудшиться может и ситуация с туберкулезом. Больницы-резервации, где содержатся инфицированные пациенты, – прекрасное место для выращивания супербактерий. Из регистрируемых ежегодно в мире 440 тыс. больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) примерно 81 тыс. проживают в Европейском регионе (20% глобального бремени болезни).
Возбудители венерических заболеваний тоже не отстают: ученые разных стран за последние годы стали сообщать об обнаружении гонококков со многими признаками супербактерий.
Указанные штаммы представляют серьезную опасность для людей всего мира. Как заявил шведский врач Магнус Унемо, антибиотики используются для лечения гонореи с 1940-х гг.; за этот срок бактерия сумела выработать защитный механизм почти ко всем препаратам, используемым для борьбы с ней. Возбудитель гонореи на территории США имеет все шансы стать «супермикробом», предупреждает Центр по контролю и предотвращению заболеваний (СDС). Как указывает Гейл Болан, директор программы профилактики инфекций, передающихся половым путем (ИППП), СDС, за последние 3 года резко выросла резистентность гонококка к цефалоспоринам последнего поколения: 1,7% бактерий к данному антибиотику в США уже невосприимчивы.
Может показаться, что супербактерий не так уж много, однако, чтобы понять масштабы явления, достаточно сказать, что сегодня их в 17 раз больше, чем в 2006 г. Ежегодно гонорея диагностируется более чем у 600 тыс. американцев. И при сложившейся ситуации провал ее лечения – не такая уж отдаленная перспектива. СDС призывает к использованию презервативов, а также рекомендует жителям страны регулярно обследоваться на ИППП. Врачам рекомендовано ориентироваться на инъекционные формы цефалоспоринов, а также на антибиотики других групп, например на азитромицин.
Возникновение антибиотикоустойчивых инфекций, вызываемых микроорганизмами родов сальмонелла и кампилобактер, скорее всего непосредственно связано с широчайшим использованием лекарственных средств в животноводстве. Дело в том, что применение антибиотиков людьми не идет ни в какое сравнение с использованием препаратов в агропищевой промышленности – в скотоводстве, птицеводстве, свиноводстве, рыбоводстве и пчеловодстве. Согласно некоторым оценкам, в абсолютном выражении по весу в организм животных и рыб вводится антибиотиков по крайней мере в тысячу раз больше, чем используется людьми.
Единственный путь
На фоне возрастания угрозы супербактерий стали появляться оптимистичные сообщения о том, что найдены способы борьбы с непобедимым врагом. Одни уповают на бактериофаги, другие – на покрытия с нанопорами, притягивающие бактерии за счет разности зарядов, третьи упорно ищут новые антибиотики. Из слизи американской лягушки, например, удалось выделить вещество (раналексин), ослабляющее клеточную стенку бактерий.
Но все это не должно успокаивать. Бактерии все равно умнее, быстрее, опытнее и слаженнее нас! Единственно верный путь – тотальное изменение системы использования антибиотиков, ужесточение контроля, резкое ограничение доступности препаратов без рецепта, запрет на нелечебное использование антибактериальных средств в сельском хозяйстве.
Евросоюз уже запретил стимулирование роста скота с помощью противомикробных препаратов. Это табу необходимо распространить на все страны мира. Есть и другие примеры, в т. ч. программа Get smart! («Соображай!») в США, ориентированная на разумное использование антибиотиков. Канадская программа Do bugs need drugs? («Нужны ли микробам лекарства?») сократила применение антибиотиков при инфекциях дыхательных путей почти на 20%.
В странах СНГ проблема бесконтрольного использования антибиотиков пока обсуждается мало и не встречает активного противодействия медицинского сообщества и государственных структур, регулирующих обращение лекарственных средств. Практикующим врачам необходимо осознать, что проблема супербактерий – это не «жареные факты» желтой прессы. Это глобальная угроза, которая, по мнению ведущих экспертов ВОЗ, вполне способна приобрести масштаб настоящего апокалипсиса.