9 березня, 2016
Потенциал оптимизма
Президент НАМН Украины Виталий Цымбалюк
о горизонтах академической медицины
Времена и знания применительно к медицине – такое сближение сквозь календарь необходимых перемен в современной Украине выглядит судьбоносно. В 1918 г., около столетия назад, на волне национального возрождения возникла ВУАН – Всеукраинская академия наук с представительной медицинской секцией. Спустя десятилетие ВУАН возглавил выдающийся эпидемиолог и бактериолог мира Даниил Кириллович Заболотный. Более 16 лет АН УССР – титаническую по возможностям и начинаниям научную корпорацию республики – неутомимо вел вперед Александр Александрович Богомолец. И еще веха, не потускневшая в своей значимости. В 1944 г. в первый состав учрежденной тогда АМН СССР вошли трое украинских ученых – выдающийся эпидемиолог Лев Васильевич Громашевский, классик неврологии Борис Никитич Маньковский и фундатор становления профилактической медицины в Украине Александр Никитич Марзеев.
Но все же это были только частичные рывки в будущее. Была необходима совершенно самостоятельная, самобытная Академия медицинских наук (АМН) Украины. В 1993 г. в русле укрепления независимости страны она была создана. АМН Украины возглавил выдающийся хирург-уролог, Герой Украины, академик НАН и НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Александр Федорович Возианов. В 2011 г. его сменил ученый-гигиенист, академик НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Андрей Михайлович Сердюк. И вот 15 января нынешнего года рейтинговым голосованием президентом НАМН Украины был избран известный нейрохирург, академик НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Виталий Иванович Цымбалюк.
– Есть три ключевых момента в продвижении науки: мозги, организация, финансы, – отмечает Виталий Иванович. – И если описать в общих чертах мыслительный аккредитив НАМН Украины, это 36 академических институтов и научных центров, в большинстве своем мирового класса. Не случайно ряд этих учреждений носят имена своих основоположников, например В. П. Филатова, А. И. Коломийченко, В. П. Комисаренко, Н. М. Амосова, А. А. Шалимова, А. П. Ромоданова, и это говорит само за себя. Клинические институты в составе такой большой когорты известны своими впечатляющими инновациями, например, в эндопротезировании слуха, обеспечении барьеров против агрессии рака щитовидной железы, вызванного последствиями аварии на ЧАЭС, другими важными результатами. Такой высокопрофессиональный уровень академических учреждений был продемонстрирован при оказании помощи бойцам, тяжело раненным в зоне АТО.
Приведем один из примеров. Из Днепропетровской областной клинической больницы им. И. И. Мечникова санитарной авиацией под тщательным наблюдением кардиохирурга Анатолия Викторовича Руденко и врача-анестезиолога больной был доставлен в ГУ «Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова НАМН Украины» с несколькими осколками в сердце и спасен с помощью операции, выполненной членом-корреспондентом НАН Украины, доктором медицинских наук А. В. Руденко. Большое количество операций с восстановлением функции спинного мозга было успешно проведено в отделении восстановительной нейрохирургии ГУ «Институт нейрохирургии им. А. П. Ромоданова НАМН Украины» мною и моими помощниками. Высокоэффективную помощь многие раненые бойцы получили в ГУ «Институт травматологии и ортопедии НАМН Украины» (г. Киев) и ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова НАМН Украины» (г. Одесса).
– Конечно же, о многих таких институтах, в первую очередь о ГУ «Институт общей и неотложной хирургии НАМН Украины» (г. Харьков), возглавляемом выдающимся хирургом Валерием Владимировичем Бойко, можно было бы сложить волнующие повести. Но какие бы повороты судьбы не выдвигала жизнь, тема медицинских битв с последствиями войны остается актуальной. И не в последнюю очередь для Вас, Виталий Иванович, в новой сложной и ответственной должности. Ведь в прежнем статусе вице-президента НАМН Украины Вы как раз и отвечали за такие вопросы. В чем тут будет состоять дальнейший курс?
– Напомню, что он практически проложен. Организована госпитальная база НАМН Украины, располагающая в различных институтах 550 койками. При необходимости она может быть быстро расширена до 1000 коек. Необходимость в помощи пострадавшим в боевых столкновениях или вследствие них остается высокой. Тяжелые ранения и повреждения получили более 16 тыс. человек как среди солдат, так и среди мирного населения. Мы имеем острую потребность в предоставлении такой помощи и не только хирургической. Так, последствием происшедшего являются стрессовые и психологические потрясения. Простым требованием: «Возьмите себя в руки» они не преодолеваются. И вот в ГУ «Институт медицины труда НАМН Украины» с его большим опытом психологической помощи лицам, работающих в условиях наибольшего риска, по инициативе директора учреждения, академика НАН и НАМН Украины, профессора Юрия Ильича Кундиева организовано отделение на 40 коек для реабилитации данной группы пациентов.
Но все же, согласитесь, перед нами лишь локальная полоса в глобальном пространстве: объединение творческих резервов институтов, интеграция проектов, разумное объединение лабораторий, научных и врачебных кадров. В общем в организационном маршруте впереди также видятся большие задачи.
– Вице-президентами НАМН Украины избраны выдающиеся ученые, академики Юрий Ильич Кундиев, Николай Дмитриевич Тронько, Владимир Николаевич Коваленко, Дмитрий Ильич Заболотный – директора известных академических институтов. Очевидно, и их усилиями организационные проблемы начнут быстрее и эффективнее решаться?
– Ю.И Кундиев и Н. Д. Тронько будут курировать фундаментальные теоретические магистрали НАМН Украины, прямо связанные с практикой. Д. И. Заболотный – виртуоз в оториноларингологической хирургии, возьмет под ключевые инициативы хирургические блоки академии, а это колоссальная сила. В. Н. Коваленко, директор известного в мире ГУ «ННЦ «Институт кардиологии им. Н. Д. Стражеско» НАМН Украины», возглавит наше терапевтическое поле, которое также чрезвычайно объемно. Если добавить, что в соответствии с законодательством вместо советов учреждаются отделения клинической, теоретической и профилактической медицины, «вечный двигатель» НАМН, очевидно, начнет работать в необходимых стратегических оборотах. Понятно, я упомянул только самые главные вопросы в предстоящей работе, однако все это будет решаться максимально быстро, учитывая демократическиие принципы НАМН в вопросах избрания директоров института.
– Или такая сторона. Портрет НАМН интересен и часто сенсационен, но знают о нем мало, да нередко и искаженно, причем даже в эшелонах власти. А ведь Академия – неповторимый источник мудрости и опыта. Чего она ждет от руководства страны?
– Внимательного и доброжелательного отношения. Мы не можем работать целиком в самоокупаемости, науке нужны немалые вложения. Было бы ошибочным объединение Академии с Министерством здравоохранения или ее подчинение Министерству образования. Отрадно, что в новом законе о науке, принятом Верховной Радой Украины, подчеркивается: «Академические структуры должны быть сохранены в незыблемости».
Вместе с тем о нашей Академии мало знают. С ней конкурируют, борясь за пациента, «сниматели порчи», иные шарлатаны, а бульварная пресса дает им рекламу. Значит, наша задача пропагандировать настоящие, а не мнимые свершения в медицине, доказательно рассказывать, что могут и умеют сотни выдающихся ученых и врачей в наших институтах. Приведем один из фактов. Опытный челюстно-лицевой хирург, член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Владислав Александрович Маланчук ряду раненых солдат буквально восстановил лица, включая подъем глазной орбиты, воссоздание щеки и т. п.
– И тут, Виталий Иванович, мы подходим к самому сложному в предстоящем продвижении – к финансовым драмам. Ведь на сегодня НАМН финансируется совершенно недостаточно, а сложные восстановительные операции требуют больших средств.
– Да, это так. Однако есть примеры, когда инициативность директора позволяет учреждению не просто держаться на плаву, а ассигновать помощь малообеспеченным, проводить важные культурные мероприятия. Я имею в виду уникальный институт эколого-гигиенического профиля – ГП «Научный центр превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности им. Л. И. Медведя МЗ Украины», возглавляемый членом-корреспондентом НАМН Украины, доктором медицинских наук, профессором Николаем Георгиевичем Проданчуком. Цикл инновационных исследований дает должные вложения со стороны заказчиков, способствуя и развитию науки. Этот институт находится в подчинении МЗ Украины, но он может служить образцом и для нас. Здесь, скажем, введена в строй котельная, а это дает экономию в энергозатратах.
Мы должны всерьез отнестись к перспективам «клинического импорта». Речь идет о пациентах, которых у нас можно пролечить часто лучше, чем в известных зарубежных клиниках. Туда непрерывно осуществляется «медицинский туризм», хотя мне как врачу не импонирует такое выражение. А ведь он может быть и обратным. Снова приведем несколько фактов. Герой Украины, член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Владимир Ильич Козявкин создал в г. Трускавце, очевидно, лучший в Европе центр по лечению детского церебрального паралича. Туда везут детей из различных стран мира. Ресурсы такого рода есть и в других учреждениях, например в Национальном институте хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова. В хирургическом отделении для новорожденных ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины» с успехом оперируют детей с тяжелыми врожденными пороками, причем нередко в первые часы жизни, поскольку диагноз устанавливается заранее. В ГУ «Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова НАМН Украины» под руководством А. В. Руденко совершеннее всего в мире выполняют аортокоронарное шунтирование на работающем сердце. Также в этом институте член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Василий Васильевич Лазоришинец предоставляет помощь самым маленьким пациентам с тяжелыми врожденными пороками сердца.
Таким образом, мы имеем возможность предоставлять более квалифицированную помощь больным из различных стран мира, что сможет обеспечить институты дополнительными финансовыми ресурсами. Такова реальность жизни в крупных европейских клиниках. Но ведь наши несколько не хуже. Или вопрос, давно ждущий разрешения, – страхование пациентов и врачей в случаях тех или иных казусов не по их вине. Это мировая практика, и она должна, наконец, найти воплощение и у нас, так как ст. 49 Конституции Украины о целиком бесплатной помощи, прямо говоря, устарела.
– Украинской медицине издавна щедро помогали филантропы. К примеру, семьи Терещенко, Бродских, Ханенко. Очевидно, эта традиция должна быть возрождена.
– Полностью с Вами согласен. У нас есть немало богатых людей. Их помощь лечебным учреждениям, в том числе академическим, включая даже содержание отдельных коек, как это делал в свое время Максим Горький, должна поощряться и освещаться. НАМН со своей стороны жаждет такого сотрудничества.
– Перейдем, Виталий Иванович, к еще одной наболевшей теме – реформированию медицины.
– Мы намерены заниматься и этим. Но с привлечением опытных менеджеров и юристов, чтобы предложения были реально выполнимы. Здесь идет некое соревнование: Комитет Верховной Рады Украины по здравоохранению предложил такую программу из 25 пунктов, а Министерство здравоохранения – из 15. А нужна, наконец, единая концепция.
– Работа, работа, работа… Это видно даже по наплыву дел в первые же дни Вашего президентства. А как будет с Вашей нейрохирургической увлеченностью, с Вашими начинаниями по лечению при повреждении периферических нервов, борьбе с болевыми синдромами, с применением отечественных электростимуляторов?
– Постараюсь все это сочетать, отлично понимая, какой ответственный штурвал Академии мне доверен, и стараясь все возложенные задачи путем согласования с коллегами, депутатским корпусом, Министерством здравоохранения достойно выполнять. Иного просто не дано. Поскольку Украину без медицинской науки в современных вызовах ХХІ ст. невозможно представить.
Подготовил Юрий Виленский