2 жовтня, 2015
Профессор Василий Парменович Образцов
Василий Парменович Образцов родился в декабре 1849 г. в семье священника из г. Грязцова Вологодской губернии. Учился сначала в церковной школе, а затем в Вологодской семинарии. Материальное положение родителей Образцова было очень тяжелым, семья часто голодала. Тем не менее жажда знаний заставила юношу отправиться в Петербург и поступить в Медико-хирургическую академию. Почти всю дорогу до Петербурга, ради экономии денег, он преодолел пешком. В студенческие годы Василий Парменович испытывал значительные материальные затруднения. Небольшие средства ему удавалось зарабатывать пением в церковном хоре.
В Медико-хирургической академии Образцов с большим увлечением слушал лекции С.П. Боткина. Академик Н.Д. Стражеско писал, что В.П. Образцов не только прослушал лекции Боткина, но и воплощал его идеи в своей дальнейшей работе. Будучи студентом, увлекался идеями и таких авторов, как Дарвин, Гегель, Ламарк.
В 1875 г., после окончания Медико-хирургической академии Образцов получил предложение остаться на одной из теоретических или клинических кафедр. Однако из-за тяжелого материального положения он был вынужден отказаться, уехав работать земским врачом в г. Великий Устюг Вологодской губернии. В 1877 г. добровольно поступает в армию и два с половиной года служит полковым врачом, принимая участие в русско-турецкой войне в Румынии и на Балканах.
После завершения войны Образцов уехал работать в Германию. Возвратившись в Петербург, продолжил свою работу в Медико-хирургической академии у профессора гистологии Зворыкина. На этой кафедре Образцов подготовил и защитил докторскую диссертацию на тему «К морфологии образования крови в костном мозге у млекопитающих». Диссертация получила «особенно лестный отзыв» и имела большое значение для развития медицинской науки. Так, описание Образцовым в диссертационной работе полихроматофильных и зернистых «красных кровяных шариков» было сделано раньше, чем аналогичное открытие в работе Эрлиха. Оригинальными были толкования о гематобластах как переходных формах «между бледными красномозговыми клетками и красными кровяными шариками».
После успешной защиты диссертации Образцов уже считался крупным ученым и получил возможность продолжить работу в Медико-хирургической академии. Однако материальные трудности в очередной раз не позволили ему остаться в Петербурге: ученому пришлось переехать в Киев, с которым и была связана вся дальнейшая его жизнь.
В первые годы пребывания в Киеве Образцов работал в городском военном госпитале ординатором, а затем заведующим терапевтическим отделением. В Киевском военном госпитале в те годы было очень много проблем с обслуживанием пациентов, оказанием медицинской помощи. Молодой ординатор Образцов неоднократно указывал главному врачу госпиталя на эти недостатки и требовал улучшения качества медицинского обслуживания пациентов. Начальству удалось добиться перевода «беспокойного врача» в другое медицинское учреждение, и Образцову предложили переехать в Минский военный госпиталь. Однако он не захотел уезжать из университетского города и был вынужден подать в отставку. Образцов продолжил работу в частной медицинской практике, и его популярность среди населения Киева начала быстро возрастать.
В 1887 г. уже известного и уважаемого врача В.П. Образцова избрали по конкурсу на должность заведующего терапевтическим отделением в Киевской Александровской больнице (ныне Центральная городская клиническая больница). Тогда это отделение располагалось в двух неотапливаемых деревянных бараках. На собственные деньги, заработанные в частной практике, Образцов укомплектовал научную лабораторию. Слава о Василии Образцове как чрезвычайно грамотном и внимательном враче быстро распространялась по Украине. В 1891 г. Образцов был утвержден приват-доцентом, а с 1893 г. – профессором частной патологии и терапии Киевского университета. С 1904 по 1918 г. Образцов руководил факультетской терапевтической клиникой медицинского факультета Киевского университета.
Несмотря на тяжелое материальное положение в семье, Образцов сумел получить высшее образование, блестяще защитить докторскую диссертацию и стать крупным специалистом, создателем одной из лучших клинических школ. Так, Василий Парменович основал учение о методической пальпации органов брюшной полости. Он доказал важность и необходимость познаний о формах, расположении, топографической анатомии каждого органа не только на основании секционного материала, но и на живом человеке. Образцов требовал обязательного умения определять положение, формы, свойства каждого доступного органа брюшной полости. Таким образом, он поставил и разрешил вопрос об изучении анатомии живого человека.
До работ Образцова пальпация какого-либо органа брюшной полости уже означала, что этот орган патологически изменен. Кроме того, понимание топографии брюшной полости живого человека составлялось исключительно на основании данных, получаемых во время вскрытия. Впервые в мире на основании глубокой, методической, скользящей пальпации В.П. Образцов доказал возможность определять отдельные органы брюшной полости у совершенно здорового человека.
Французский ученый Гленар одновременно с Образцовым начали изучать диагностические возможности пальпации органов брюшной полости. Однако Гленар прощупывал только патологически измененные органы, утверждая, что при отсутствии таких изменений органы вообще не прощупываются. Образцов, определяя пальпаторным методом отрезки толстого кишечника, желудок, нижний край печени и пр., учил врачей знать нормальные размеры, границы отдельных органов и определять патологические изменения в них.
Образцов стал заниматься пальпацией органов брюшной полости под влиянием своего учителя С.П. Боткина, впервые практикуя исследование брюшной полости в стоячем положении. Как и его выдающийся учитель, ученый обязательно проводил исследование брюшной полости не только лежа, но и стоя.
Боткин, проводя пальпацию брюшной полости в стоячем и лежачем положении, доказал, что подвижная почка встречается относительно часто. Кроме того, он определил подвижную селезенку и печень. Достижение Образцова состоит в том, что он продолжил и углубил методику Боткина, впервые доказав возможность прощупывания отдельных неизмененных органов брюшной полости у здорового человека.
Образцов также разработал оригинальный метод определения границ желудка по «шуму плеска от удара». Этот метод впервые позволил определить измененный по объему желудок, что было недостижимо для самых сложных диагностических методик того времени. Разработав методику пальпации органов брюшной полости при неизмененном их состоянии, Образцов описал с ее помощью ряд диагностических и прогностических признаков патологии этих органов.
В 1890 г. Образцов впервые доказал, что при брюшном тифе можно прощупать терминальный отдел ileum, «урчащий, чувствительный, нередко меняющий свою плотность и неровный на ощупь». А одновременное прощупывание при этом мезентериальных желез он описал как плохой прогностический признак, часто сопровождающийся в ближайшие дни после его обнаружения перфорацией в области ileum. Эти прогностически неблагоприятные признаки имели большое значение для развития диагностических подходов при патологиях брюшной полости. Кроме того, в своей работе «К общей симптоматологии энтеритов и колитов» Образцов описал подробную клиническую картину этих заболеваний и предложил их дифференциальную диагностику. Образцов также впервые прижизненно диагностировал грыжу Трейца, и одним из первых описал аппендицит и его формы.
Образцов был талантливым диагностом, и о нем говорили, что если бы он больше ничего не сделал, кроме разработки метода глубокой пальпации, то лишь благодаря этому вошел бы в историю медицины. Однако до подтверждения эффективности методы диагностики Образцова вызвали скептические выступления в медицинском сообществе. В то время считалось, что прощупать желудок или кишечник невозможно, несмотря на то, что диагноз, установленный Образцовым, почти всегда подтверждался при операции или разрезе. Когда же был внедрен рентгенографический метод, который прижизненно подтверждал данные пальпации, метод Образцова был введен в общую клиническую практику.
Тем не менее в историю медицины Василий Образцов вошел не только как талантливый гастроэнтеролог, но и как диагност болезней сердца. Вместе со своим учеником Н.Д. Стражеско ученый впервые диагностировал инфаркт миокарда и тромбоз коронарных артерий. Эти медицинские открытия начали новую эру в кардиологии.
Примечательны также научные работы Образцова, посвященные изучению такого аускультативного феномена, как ритм галопа, представляющий собой патологический трехчленный ритм, состоящий из ослабленного I тона, II тона и патологического дополнительного тона (III или IV), который выслушивается при значительном снижении тонуса сердечной мышцы, возникающего вследствие воспалительных, дистрофических и склеротических изменений (миокардит, инфаркт миокарда, аневризма сердца, хронический нефрит в терминальной стадии, сердечная недостаточность и другие тяжелые поражения миокарда). Выслушивание III патологического тона имеет огромное диагностическое значение как признак поражения миокарда и выраженной дисфункции левого желудочка. Таким образом, ритм галопа свидетельствует о тяжелом поражении сердечной мышцы. Образцов характеризовал этот ритм как «крик сердца о помощи». Значение этого направления научной деятельности сложно переоценить, поскольку в дальнейшем ритм галопа стал рассматриваться как характерное аускультативное проявление тяжелой сердечной недостаточности. Делом всей жизни Василия Образцова была медицина, которую выдающийся врач называл «наукой, которая требует высокого искусства». Однако у него была и другая страсть: он любил прекрасный пол и сам очень нравился женщинам. Одним из ярких событий в жизни Образцова стала его любовь к княжне Варваре Чегодаевой, жене профессора Киевского университета, выдающегося патофизиолога Владимира Линдемана. Чувства, вспыхнувшие между Чегодаевой и Образцовым, привели к тому, что Линдеман вызвал Образцова на дуэль. Таким образом, жизнь двух крупнейших ученых того времени оказалась под угрозой. К счастью, и Линдеман, и Образцов остались живы. Исполнявшие роль секундантов коллеги-профессора, по-видимому, прибегли к различным хитростям, чтобы свести к минимуму вероятность гибели одного из дуэлянтов. Тем не менее факт проведения дуэли, как и ее причины, получили большую общественную огласку. В дальнейшем семья Линдмана распалась, а княжна Чегодаева вышла замуж за Василия Образцова. Со своей первой женой Александрой Гущиной Василий Парменович развелся. К тому времени его дочь от первого брака Наталья уже вышла замуж за будущего выдающегося кардиолога Николая Стражеско.
В 1915 г. была напечатана книга Образцова «К физическому исследованию желудочно-кишечного канала и сердца», ставшая чрезвычайно популярной и переиздававшаяся несколько раз. К сожалению, часть научного наследия великого ученого была утеряна. Так, ряд известных работ, доложенных на Пироговских съездах или заседаниях Киевского физико-математического общества, не удалось восстановить. Такие работы Образцова, как «О болезни Васильева-Вейля» (9-й Пироговский съезд) и «О перепончатых колитах» (Киевское общество врачей), так и остались неопубликованными в полном объеме. Не сохранились, к сожалению, и иллюстрации морфологической структуры элементов крови и костного мозга, содержавшиеся в диссертации автора.
В 1914 г. Образцов с рядом других авторов начал работать над составлением «Русской частной патологии и терапии», но преждевременная смерть оборвала этот труд Василия Парменовича. В его архивах сохранились только рукописи некоторых глав этого руководства. В 1924 г., уже после смерти ученого, Н.Д. Стражеско совместно с другими сотрудниками В.П. Образцова дополнил и отредактировал сохранившиеся части рукописи и выпустил их в свет в виде книги «Болезни желудка, кишок и брюшины». Второе собрание избранных трудов В.П. Образцова было опубликовано в 1950 г.
Василий Парменович Образцов умер в 1920 г., оставив после себя большое научное наследие. Учениками Образцова были такие выдающие ученые, как Н.Д. Стражеско, М.М. Губергриц, Ф.А. Удинцов, В.Н. Иванов. В.П. Образцов вошел в историю мировой науки как один из основоположников современной внутренней медицины. Его вклад огромен во всех областях клинических знаний, начиная от классических исследований, посвященных физической диагностике заболеваний брюшной полости, и заканчивая прижизненной диагностикой тромбоза коронарных артерий. Профессор В.П. Образцов шел своим самобытным путем, создавая совершенно новые главы внутренней патологии.
Подготовил Игорь Кравченко