9 липня, 2016
Синдром эмоционального выгорания у акушеров-гинекологов и психологический климат в коллективе: методика коррекции на примере одного отделения
Синдром выгорания был описан более 30 лет назад, чтобы обозначить
состояние усталости и разочарования среди медицинских работников, причиной которого были чрезмерные требования к их личностным ресурсам. Синдром выгорания, впервые описанный Maslach и Jackson, включал многомерный процесс, состоящий из трех основных доменов: эмоциональное истощение (высушивание эмоций и чувство измотанности работой), обезличивание (деперсонификация, отрицание личностного отношения к личности пациента), снижение удовлетворенности своими достижениями (негативная оценка своих действий и чувство невозможности улучшить производительность труда). Синдром выгорания выставляется, если присутствует хотя бы один из трех доменов, а также по обнаружению следующих симптомов (табл. 1).
Также существует несколько моделей развития синдрома. Мы приведем пример одной из них, которая, по нашему мнению, наиболее близка нам. Это динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартмана, предусматривающая 4 стадии развития:
1) возникает напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Наиболее частые причины возникновения стресса, когда доктор только приступает к самостоятельной практике, это недостаточность навыков и умения, чтобы соответствовать профессиональным требованиям, либо же работа не соответствует его ожиданиям, потребностям, ценностям;
2) сопровождается сильными переживаниями стресса. Переход от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных;
3) сопровождается физиологическими, аффективно-когнитивными и поведенческими реакциями в индивидуальных вариациях;
4) представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Проявляются все признаки эмоционального, физического и когнитивного истощения.
Профессиональный рост в акушерстве и гинекологии всегда сочетает радостные чувства и ощущение сверхтребовательности со стороны общества и коллег. В акушерстве и гинекологии требования к врачу сродни требованиям к антикризисному менеджеру: умение принимать важные решения в условиях давления временем, отсутствие многих слагаемых для принятия решения, высокие ставки ответственности за принятие решения, длительные часы ведения родов с непредсказуемым результатом. Только чаще всего от антикризисного менеджера требуются решения производственных вопросов, а не касающихся здоровья и жизни людей непосредственно.
В условиях нынешней неопределенности реформ системы здравоохранения, частой смены стратегии развития акушерства и гинекологии, отсутствия эффективной реимбурсации расходов, раздраженности и неумеренной критичности общества часть акушеров-гинекологов чувствует себя подавленными и подвергается риску эмоционального выгорания.
Если сейчас не принимать необходимые меры, то может возникнуть суровая реальность ухода из профессии как раз тех специалистов, которые на сегодня в состоянии оказывать профессиональную помощь женщинам, а также обеспечивать им отличный уход.
В США было проведено исследование (январь 2016 г.), в котором убедительно доказано, что синдром выгорания имеет место у половины всех студентов-медиков, а медицинские работники страдают больше, чем представители других гуманитарных и технических сфер.
Кроме того, развитию синдрома выгорания способствует снижение удовлетворенности от дисбаланса между работой и личной жизнью. Причем проблемы начинаются уже в интернатуре/резидентуре. Так, среди резидентов США синдром выгорания отмечался у 50-89%, что способствовало развитию неудовлетворенности и депрессии.
Чем же объяснялись полученные аналитиками в США результаты? Наиболее важными стали недавние изменения в части оказания медицинской помощи: реформы системы здравоохранения, недостаточное возмещение расходов, недостаток времени на общение с пациентами, а также обилие электронных медицинских записей. Большинство респондентов отметили, что и уровень их рабочей нагрузки, и воздействие стрессовых факторов увеличились в 2015 г. Все больше времени тратится на выполнение административных задач, неэффективные или обременительные технологии. Рост числа пациентов также отмечен в качестве одной из основных причин увеличения рабочего стресса. Примечательно, что только 32% респондентов сообщили, что довольны своей работой, в то время как 37% сообщили, что до некоторой степени недовольны, 20% – очень недовольны. Неудивительно, что 40% респондентов сообщили о том, что они рассматривают возможность смены рабочего места в течение следующих 12 мес, а еще 20% перешли на неполный рабочий день, при этом основной мотивацией указано желание добиться лучшего баланса между работой и личной жизнью.
Что касается гендерных различий, то у женщин-врачей на 60% чаще, чем у врачей мужского пола, обнаруживались признаки выгорания. За год до 23% женщин акушеров-гинекологов моложе 40 лет сократили свои рабочие часы по сравнению с 5% мужчин-коллег (среди 7000 опрошенных).
Дизайн исследования
На примере одного медицинского коллектива мы приведем некоторые модели поведения и взаимодействия в группе для улучшения как профессиональных, так и личностных качеств доктора. Исследование проводилось на базе отделения акушерства высокого перинатального риска. Работа акушера в данном отделении требует много времени, постоянного профессионального роста, быстроты реакции, вовремя принятых решений, стрессоустойчивости. Для этого нужна постоянная личностная работа каждого отдельного индивида в первую очередь над собой. Так как же в условиях постоянного напряжения не потерять себя? Этот вопрос, наверное, тревожит каждого доктора. По крайней мере, каждый хотя бы раз за свой профессиональный путь задумывался о том, правильно ли он выбрал профессию.
Реакция человека на любые изменения зоны его комфорта зависит от базовых психологических особенностей и жизненного опыта. Насколько изначально мы способны к эмпатии, к саморазвитию, а также контролировать свое эмоциональное состояние. В указанном отделении все участники эксперимента изначально поделены на группы в зависимости от трудового стажа (табл. 2). Общее количество респондентов – 10 человек.
Для определения наличия симптома эмоционального выгорания мы использовали опросник Maslach Burnout Inventory. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе определялся уровень эмоционального выгорания на стадии становления группы. На втором этапе тестирование проводилось после проведения разработанной нами методики коррекции эмоционального и психологического состояния респондентов. Тестирование предполагает оценку по следующим шкалам:
– эмоциональное истощение;
– деперсонализация;
– редукция профессиональных достижений.
На первом этапе мы получили результаты, представленные в таблице 3.
А по конкретным шкалам получили результаты, представленные в таблице 4.
Как видно из таблиц, симптомы отмечают все участники, и выраженность у них разная. Можно сказать, что все сотрудники в той или иной мере страдают от синдрома выгорания.
Для купирования этих симптомов в острый период или период максимальной психологической нагрузки мы рекомендуем использовать седативные препараты или адаптогены, лучше растительного происхождения, с высоким профилем безопасности, не влияющие на когнитивные процессы и концентрацию внимания.
Например, –АЛОРА препарат компании Nobel, созданный на основе экстракта Passiflora incarnata, выпускается в форме сиропа и таблеток.
Препарат АЛОРА:
• обладает успокаивающим действием;
• нормализует сон;
• улучшает настроение;
• помогает организму противостоять стрессу и хронической усталости.
И, что очень важно, при использовании препарата АЛОРА не возникает привыкание, а при длительном применении отсутствует психологическая и физическая зависимость. В этом и заключается неоспоримое преимущество препарата АЛОРА перед синтетическими психотропными средствами.
Кроме того, имеет большое значение профилактика развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Методика профилактики эмоционального выгорания у сотрудников
В процессе работы с сотрудниками были определены основные принципы, которые важны для профилактики возникновения синдрома выгорания:
– доступность каждого члена малой социальной группы (коллектива);
– постоянное усовершенствование профессиональных навыков;
– проявление эмпатии в группе;
– чувство защищенности в группе;
– личностный рост;
– создание локальных протоколов клинического алгоритма (чек-листы).
Итак, принципов не так много, но каждый из них есть ключевым в формировании как комфортного пребывания в группе, так и для профилактики психологических сложностей. Разберем их подробнее.
Доступность каждого члена малой социальной группы (коллектива). Данный принцип характеризуется налаживанием гармоничных взаимоотношений со всеми членами группы независимо от стажа работы и иерархии. Каждый сотрудник имеет полный доступ к общению, уверенность в совете и поддержке. Достигается это еженедельными встречами, где каждый может обсудить клинические ситуации, а также пройти супервизию. Давно известно, что жизненные проблемы и бытовые трудности нарушают психологическое состояние человека, а работа доктора связана с постоянным общением с пациентами и абсолютно разными индивидами. Общая психологическая подавленность отражается на работе: мысли заняты другим, снижается внимательность и производительность. Но если дать возможность человеку (доктору) в дружеской или индивидуальной беседе с психологом высказаться, то это уже снимает напряжение. Психолог дает возможность взглянуть на проблему с разных сторон.
Постоянное усовершенствование профессиональных навыков. Предполагает передачу профессионального опыта, а также обсуждение инноваций в акушерстве и гинекологии, что повышает уверенность сотрудников в своем профессионализме. Постоянное совершенствование навыков и пополнение знаний усиливает значимость доктора, повышает самооценку и дает стремление и дальше расти. В акушерстве высокого риска это особо важно, поскольку каждый день появляются новые исследования, протоколы лечения, а это, в свою очередь, улучшает качество жизни пациента.
Проявление эмпатии в группе. Другими словами, сопереживание другому индивиду. Каждый член группы может рассчитывать на поддержку и понимание со стороны другого члена группы. Реализуется это также через еженедельные встречи.
Личностный рост. Изначальная природа человека и возможность развивать внутренний потенциал. Абрахам Маслоу называл эту цель самоактуализацией, то есть полным раскрытием собственного потенциала. Потребность в самоактуализации возникает у человека, когда его базовые потребности (защита, пища, потребность в принадлежности к определенной социальной группе) удовлетворены. Самоактуализация позволяет таким людям быть независимыми, креативными на всех уровнях, продуктивными, философски воспринимающими действительность. Реализуется на базе предыдущих принципов.
Создание локальных протоколов поведения (чек-листов). Каждая ситуация и действие имеет ответное действие и последствия. В исследуемом коллективе происходит анализ нестандартных ситуаций, которые могут приводить к негативным последствиям и, соответственно, к проявлению стресса и неуверенности в себе сотрудника. Существование шаблонов поведения ведет к пониманию ситуации и предотвращению негативных последствий. При этом хорошо помогает внедрение элементов психодрамы. Проигрывание ситуации дает возможность объективно ее оценить, проанализировать ошибки и последствия, а также выработать определенную модель поведения, принятую и понятную всем членам группы.
Любое клиническое отделение – это малая социальная группа, где есть свои лидеры, в частности заведующие отделением. Немаловажное значение для становления группы имеет ее лидер, его способность динамично развивать группу и понимать каждого участника. Также лидер является примером для остальных членов группы. Важен элемент демократичности лидера, но при этом лидер остается им. Только самодостаточный, самореализовавшийся и постоянно совершенствующийся человек может гармонично развивать свою группу и при этом пользоваться уважением в группе.
В нашем отделении для профилактики эмоционального выгорания мы используем методики, приведенные ниже.
1. Индивидуальные психотерапевтические и психокоррекционные методы. Это значит, что каждый член группы имеет возможность в любое время и соблюдая все правила психологического консультирования обратиться к клиническому психологу. Предупреждение возникновения психологического дистресса – наилучший способ профилактики последствий «выгорания».
2. Групповые техники психотерапии. Регулярные встречи членов группы, на которых используются техники из арт-терапии, йоги, музыкотерапии, телесно-ориентированной терапии, обучение релаксу (дыхательные методики). Это повышает доверительные отношения в группе и позволяет разрешить личностные проблемы, а также конфликтные ситуации в группе.
3. Клиническая супервизия. Разбор клинических историй и ситуаций с коллегами, передача опыта. Это позволяет члену группы лучше понимать специфику работы, а также совершенствовать свои профессиональные качества. Дает ощущение уверенности в себе и профессии.
4. Определение психологического состояния всех членов группы с использованием тестовых методик.
Использование в течение полугода данных принципов позволило улучшить психологический климат в группе. После проведения тестирования мы получили результаты, приведенные в таблице 5.
Итак, использование предложенной методики в течение относительно незначительного времени существенно улучшило психологическую атмосферу и значительно уменьшило симптомы синдрома профессионального выгорания. По всем шкалам и субшкалам показатели выгорания уменьшились в два раза. Сотрудники отмечают повышение уверенности в себе и в своих профессиональных навыках благодаря постоянной системе клинической супервизии и стимуляции к самообучению.
Выводы
Из вышесказанного можем сделать выводы о том, что программа диагностики и преодоления эмоционального выгорания способствует психологическому комфорту коллектива, профессиональному росту каждого члена группы. Синдром эмоционального профессионального выгорания в меньшей степени касается людей, имеющих опыт преодоления профессионального стресса, способных динамично думать и меняться в зависимости от ситуации (ригидность мышления). Сотрудник, имеющий высокую самооценку, уверенный в себе, способный поддерживать позитивный настрой к себе и людям более устойчив к проявлениям «выгорания».
Стимульный материал
Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника.
Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
Литература
1. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Annu Rev Psychol. 2001; 52: 397-422.
2. Shanafelt T.D., Hasan O., Dyrbye L.N. et al. Changes in burnout and satisfaction with work-life balance in physicians and the general working population between 2011 and 2014. Mayo Clin Proc. 2015; 90 (12): 1600-1613.
3. Dyrbye L.N., Masie F.S., Eacker A. et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitiude among US medical students. JAMA. 2010; 304 (11): 1173-1180.
4. Kravitz R.L., Leigh J.P.L., Samules S.J., Schembri M., Gilbert W.M. Tracking career satisfaction and perceptions of quality among US obstetricians and gynecologosts. Obstet Gynecol. 2003; 102 (3): 463-470.
5. Rath K.S., Huffman L.B., Phillips G.S., Carpenter K.M., Fowler J.M. Burnout and associated factors among members of the Society of Gynecologic Oncology. AJOG. 2015; 213 (6): 824.
6. Shanafelt T.D., Balch C.M., Bechamps G.J. et al. Burnout and career satisfaction among American surgeons. Ann Surg. 2009; 250 (3): 463-471.
7. American College of Obstetricians and Gynecologists. Survey finds burnout rate high among ob-gyns. http://www.acog.org/-/media/ACOG-Today/acogToday1005.pdf#page=5?la=en. October 2005. Accessed February 19, 2016.
8. Peckham C. Medscape surgery lifestyle report 2016: bias and burnout. http://www.medscape.com/features/slideshow/lifestyle/2016/general-surgery. Accessed February 19, 2016.
9. Becker J.L., Milad M.P., Klock S.C. Burnout, depression and career satsifaction: Cross-sectional study of obsterics and gynecology residents. AJOG. 2006; 195: 1444-1449.
10. Govardhan L.M., Pinelli V., Schnatz P.F. Burnout, depression and job satsifaction in obstetrics and gynecology residents. Conn Med. 2012; 76 (7): 389-395.
11. Your life, your work. Contemporary OB/GYN. 2016; 61 (1): 18-26.
12. Dyrbye L.N., Sotile W., Boone S. et al. A survey of U.S. physicians and their partners regarding the impact of work-home conflict. J Gen Intern Med. 2014; 29 (1): 155-161.
13. Pearse W.H., Haffner W.H., Primack A. Effect of gender on the obstetric-gynecologic work force. Obstet Gynecol. 2001; 97 (5 Pt 1): 794-797.
14. Keeton K., Fenner D.E., Johnson T.R., Hayward R.A. Predictors of physician career satisfaction, work-life balance, and burnout. Obstet Gynecol. 2007; 109 (4): 949-955.
15. Shanafelt T.D., Balch C.M., Dyrbye L.D. et al. Special report: suicidal ideation among American surgeons. Arch Surg. 2011; 146 (1): 54-62.
16. Oreskovich M.R., Kaups K.L., Balch C.M. et al. Prevalence of alcohol use disorders among American surgeons. Arch Surg. 2012; 147 (2): 168-174.
17. Hughes P.H., Brandenburg N., Baldwin D.C. Jr. et al. Prevalence of substance use among US physicians. JAMA. 1992; 267 (17): 2333-2339.